Игровая деятельность на уроках русского языка как средство развития коммуникативной компетенции учащихся (методические материалы - обобщение педагогического опыта )
методическая разработка по русскому языку

Гончар Татьяна Анатольевна

Игровая деятельность на уроках русского языка как средство развития коммуникативной компетенции учащихся (методические материалы - обобщение педагогического опыта )

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovaya_deyat.docx48.83 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №19»

Игровая деятельность на уроках русского языка как средство развития коммуникативной компетенции учащихся

(методические материалы - обобщение педагогического опыта

учителя русского языка и литературы  Гончар Т.А.)

Актуальность темы:

Современная концепция содержания обучения русскому языку в школе предусматривает формирование не только лингвистической (языковой), но и коммуникативной (речевой) компетенции школьников, связанной с овладением всеми видами речевой деятельности, а также с культурой устной и письменной речи, правилами и способами использования языка в разных сферах общения.

Формирование коммуникативной компетенции – процесс длительный и достаточно сложный. Особую сложность в преподавании русского языка представляет соотнесение предметного курса и реального речевого опыта ребенка, процесс приобретения знаний о языке и процесс овладения языком.

             В школе, где я работаю, учатся дети с разным уровнем обучаемости. Социальный состав учеников во многом определил интеллектуальные, коммуникативные возможности и личную направленность детей. Возникли вопросы: «Как расширить лингвистический кругозор обучающихся и сформировать коммуникативную компетенцию?»  Именно через дидактические игры можно  не только развить коммуникативные навыки, но привлечь внимание детей к предмету, развить у них интерес, заинтересованность в получении знаний. В игре на уроке у учащихся развиваются психические процессы, а изучаемый материал усваивается и запоминается лучше, чем на обычных уроках.

    Применение  дидактических игр способствует не только повышению интереса к учению, но и повышает качество самого обучения, повышает прочность полученных знаний.

            Цель работы:

обобщить опыт по внедрению игровых технологий в учебный процесс

             Задачи:

  1. раскрыть особенности педагогических игр;
  2. показать возможную методику организации уроков с использованием игровых технологий;
  3. определить, какое место игровые технологии занимают в учебно-воспитательном процессе.

               Для развития коммуникативной компетенции используют игровые технологии. Процесс игры позволяет формировать качества участника игрового процесса, учиться находить и принимать решения; развивать способности, которые могут быть обнаружены в других условиях и ситуациях, учиться состязательности, неординарности поведения, умению ориентироваться в изменяющихся условиях, заданных игрой, учиться умению общаться, установлению контактов, получить удовлетворение от общения с партнёрами, учиться создавать особую эмоциональную среду, привлекательную для учащихся.

Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Учитывают следующие моменты:

  1. определение места игры и игровой ситуации в системе видов деятельности на уроке;
  2. целеобразное использование их на разных этапах изучения различного по характеру речевого материала;
  3. разработка методики проведения игры с учётом цели урока и подготовленности учащихся;
  4. требования к содержанию игровой деятельности.  

Помимо широкого набора игровых коммуникатывных упражнений (о них говориться выше), выполнение которых идёт в условиях создания игровой и речевой ситуации, для формирования речевых умений на уроках русского языка провожу

  • Сюжетные (ролевые, деловые) игры;
  • Игры-соревнования;
  • Интеллектуальные игры.

Организуя игру, соблюдаю приёмы игровой техники:

  1. Способ деления по случайному принципу;
  2. Задания должны быть простыми, понятными, интересными;
  3. Проблемный вопрос, на который нужно найти ответ;
  4. Объяснение правил игры, знакомство с критериями оценивания;
  5. Чёткие временные рамки;
  6. Рефлексия.

При организации игры продумываю следующие вопросы:

  1. Цель игры. Какие умения и навыки в области русского языка школьники освоят в процессе её игры? Какому моменту игры надо уделить особое внимание? Какие другие воспитательные цели преследуются при проведении игры?
  2. Количество играющих. Каждая игра требует определённого минимального или максимального количества играющих. Это приходиться учитывать при организации игр.
  3. Какие дидактические материалы и пособия понадобятся для игры?
  4. Как с наименьшей затратой времени познакомить ребят с правилами игры?
  5. На какое время должна быть рассчитана игра? Будет ли она занимательной, захватывающей? Пожелают ли ученики вернуться к ней еще раз?
  6. Как обеспечить участие всех школьников в игре?
  7. Как организовать наблюдение за детьми, чтобы выяснить, все ли включились в работу?
  8. Какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить интерес и активность детей?
  9. Какие выводы следует сообщить обучающимся в заключении, после игры (лучшие моменты игры, недочеты в игре, результат усвоения знаний, оценки участникам игры)?

Коллективные игры разделяю по дидактическим задачам урока: обучающие, контролирующие, обобщающие.

В обучающей игре обучающиеся приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре. Причем результат усвоения знаний будет тем лучше, чем четче будет выражен мотив познавательной деятельности не только в игре, но и в самом содержании речевого материала.

Цель контролирующей игры состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний. Для участия в ней каждому ученику необходима определенная подготовка.

Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умений действовать в различных учебных ситуациях.

Выделяю 4 элемента – этапа урока-игры.

  1. Ориентировочный этап. Учитель представляет изучаемую тему, напоминает основные понятия. Дается обзор общего хода игры.
  2. Подготовка к проведению игры. Учитель излагает сценарий игры, останавливается на задачах, обсуждает с учениками игровые процедуры, предлагает критерии оценок, показывает примерный тип решений в ходе игры. После того как роли распределены, участники проводят черновую репетицию игры.
  3. Проведение игры. Учитель организует проведение игры, фиксирует игровые действия, следит за подсчетом очков. Организации игры может варьироваться с учетом предложений детей и конкретных обстоятельств.
  4. Обсуждение игры. Проводится анализ игры  каждым участником, фиксируется состояние развития (эмоций, чувств, сознаний и т.д.), а также определяются причины этого состояния.

Рефлексия является важным условием общения. Поэтому  все участники игры поочередно высказываются в соответствии с заданным педагогом алгоритмом: -расскажите о своем эмоциональном состоянии по ходу игры и в её конце; - что нового вы узнали, чему научились (состояние знаний); - каковы причины этого (мотивы деятельности); - как вы оцениваете свое участие в мероприятии.

После рассказа рефлексии одного участника другие обращаются к нему с разнообразными вопросами, углубляя рефлексию. Возможен и другой вариант реализации этого технологического приема, когда на рефлексивный ринг приглашается по паре участников. Сначала они обмениваются вопросами между собой, рефлексируя состоявшуюся игру, затем к ним могут обратиться с вопросами другие участники взаимодействия. Учащиеся должны грамотно проводить свои рассуждения, речь их должна быть правильной, четкой. Педагог своим высказыванием завершает рефлексивный круг.

Более подробно остановлюсь на ролевой (деловой) игре. В чем специфика ролевой игры?

  • Выбирается и характеризуется речевая ситуация, в рамках которой будет проходить игра.
  • Определяются роли для участников игры.
  • Определяются цели для каждого участника игры и коллектива в целом.
  • Сохраняется соревновательный характер действия.

 Ролевая игра – современный метод обучения умению общаться. Она помогает выработать свою линию речевого поведения, совершенствовать приемы речевого взаимодействия с партнерами, формирует быстроту реакции, способствует освоению речевых моделей. В ходе игры каждому участники необходимо максимально мобилизовать все свои знания, опыт воображения. Особенно ценно то, что здесь дело не сводится лишь к механическому использованию программного материала. В процессе и вырабатывается умение мыслить системно, продуктивно, пробуждается стремление к намеку новых идей, а это уже шаг к творчеству.

Ролевые игры начинают проводить в 5 классе при изучении темы «Диалог». Предлагаю учащимся разноуровневые задания для развития диалогической речи.

        В предложенных заданиях дифференциация по уровню сложности происходит с учетом степени самостоятельности работы учащихся и степени усложнения заданий – насколько обрисована ситуация общения определенными условиями и требованиями к оформлению образов речи.

Первый уровень предусматривает относительную свободу построения общения относительно к данной теме. Второй уровень предполагается составление диалогов по определенной теме или ситуации с обязательным использованием предложенных опорных слов или сформулированных реплик в диалоге. Задания третьего уровня предполагают закончить диалоги на конкретные темы и по данным началам или фрагментам. Качество выполнения заданий оценивается по традиционным критериям.

III

  1. К предложенным ответам придумай вопросы чтобы получить диалог на тему «цирк».
  • …?
  • Нет, не была. …?
  • Я очень люблю дрессированных собачек, и хотела бы их увидеть….?
  • Да, они под музыку танцевали…?
  • Медведь, обезьянка, попугай. …?
  • Мне обо всем рассказывал брат, он был на спектакле.
  1. Поострить диалог «Твое увлечение», сформулировав вопросы к данным ответам.
  • …?
  • На занятия кружка «Мягкая игрушка».
  • …?
  • Сейчас мы шьем котенка.
  •  …?
  • Я использовала плюш черного цвета.
  • …?
  • Слоника, зайчика, куклу.
  • ….
  • Хорошо, пойдем вместе, запишем и тебя
  1. Закончить диалог на тему «Стадион», используя данное начало.
  • Куда спешишь?
  • На стадион.
  • А что там?
  • Соревнования «Веселые старты».
  1. Одноклассник приглашает тебя в гости. Узнай где он живет и как к нему ехать, в какое время. Можно начать так.
  • Максим, приходи ко мне в субботу.
  • Спасибо. Обязательно. А где ты живешь?

II

  1. Составить диалог, используя данную ситуацию и опорные слова.
  1. Позвони товарищу и спроси, почему он не пришел на занятия.
  2. Объясни причину своего отсутствия на занятиях.

Опорные слова: не присутствовал на уроках, пропустил два дня, больше всех в классе пропускаешь.

  1. составить диалог на тему «Моя собака», используя слова:

порода, щенок, болонка, команды, парк, с удовольствием, тренировать.

  1. Используя данную ситуацию, составь диалог.

Попроси сестру убрать комнату. Объясни, почему ты не можешь этого сделать сам. Используй слова: пожалуйста; хорошо, но почему; я выполню твою просьбу, но; я согласен, спасибо.

  1. Составить диалог на тему «Стадион», используя опорные слова.

Футбольное поле, соревнования, ворота, правый нападающий, вратарь, гол.

I.

  1. составить диалог по данной ситуации.
  1. Ты подходишь к новой школе и спрашиваешь дежурного, как пройти к кабинету директора. Поблагодари.
  2. Объясни, как пройти в кабинет директора. Дай ответ на слова благодарности.
  1. Составьте диалог на темы:

«В магазине», «В библиотеке», «Разговор по телефону», «Разговор с инопланетянами».

  1. Составить диалог между сосной и елью, используя отрывок М.М. Пришвина «Кладовая солнца».
  2. Составить диалог любых предметов, придав тексту юмористическую или трагическую окраску. (Возможны темы «В полночь», «Подслушанный разговор» и другие).
  3. Разыграйте по ролям в парах ситуацию общения «У кассы» (в кинотеатре, на стадионе, вокзале). Какую форму общения вы используете? Какие формы выражения просьбы и благодарности (спасибо, благодарю) вы используете?

В игре «Собери фразеологизм» (7 класс) коллектив разбивается на команды по 5-10 человек. Распределение ролей в команде: (человек – толкователь, определяет значение фразеологизма); один человек – грамматист (определяет строение фразеологизма и синтаксическую роль предложений); два человека – систематики (подбирают к фразеологизму синонимы, антонимы, омонимы); один человек – сочинитель (сочиняет предложения с фразеологизмом).

Жюри из трех человек вырабатывает систему оценок работы каждой команды.

Побеждает та команда, которая первой закончит выполнение всех заданий и наиболее правильно, четко, эмоционально представит результаты свое работы.

Цель ролевой игры «Компакт – опросы», которую провожу в 8 классе: усовершенствовать уровень общительности.

При изучении темы «Имя существительное» я предлагаю учащимся поиграть в магазин. Эта игра – диалог, где один – продавец, другой – покупатель.

Задача – использовать как можно больше слов, имеющих варианты окончаний формы родительного падежа множительного числа (носков, сапог, чулок, апельсинов, мандаринов, помидоров и т.д.). На подготовительном этапе диалоги проговариваются в парах. В игре участвуют 3-4 пары. Жюри отмечает, сколько трудных слов прозвучало в диалоге, не были ли допущены ошибки. Побеждает пара, использовавшая верно большее количество слов, при этом оцениваются и учитываются организация диалога и соблюдение правил речевого этикета.

В ходе игры «Ищу работу» (смотри Приложение 13) учащиеся 9-х классов составляют резюме, рекомендательное письмо, автобиографию, заявление, характеристику. Эти серьезные документы, составленные в ходе игры, в будущем станут серьезной основой для портфолио.

Таким образом, ролевые игры представляют собой ряд проблемных задач, основная цель которых прийти к согласию, наладить взаимодействие с партнерами. В таких играх формируются коммуникативные компетенции учащихся.

            К играм – соревнованиям относятся эстафеты, игры на командное или индивидуальное первенство, игры по типу телевизионных. В таких играх помимо коммуникативных решаются такие задачи:

  • дидактические: расширение кругозора, применение полученных знаний и умений в практической деятельности.
  • развивающие: развитие памяти, внимания, мышления, умений находить правильные решения, развитие мотивации учебной деятельности.
  • воспитывающие: воспитание самостоятельности, сотрудничество.

Так в рамках проведения в школе декады русского языка и литературы на одном из уроков в 7-ом классе была организована игра «Знатоки русского языка». Класс, разделенный на 2 команды, соревновался в умениях правильно строить свои высказывания, сплоченно работать в группе.

  1. Задание. Разминка

Команды поочередно отвечают на вопросы:

  1. Название какой единственной в мире национальности является прилагательным, которое употребляется в роли существительного?

(русский)

  1. Кто говорит на всех языках одинаково?

(эхо)

  1. Какое местоимение не и имеет И.п.?

(себя)

  1. Назовите слова, в которых 3 корня.

(грязеводолечебница, самолетостроение, теплоэлектроцентраль)

  1. Лингвистические вопросы

Командам дается определенное время на обдумывание вопросов:

  1. Северное сияние влияет на работу гáзопроводов и нéфтепроводов. Все ли правильно в этой фразе? (неверное ударение).
  2. реклама шоколада: «Он самый южный, самый молочный». С чем вы не согласны? (Сравнительная степень относительных прилагательных)
  3. На ценниках в магазинах пишут: «Мясо говядины, мясо свинины».

Правильно ли оформлены такие ценники? (Нет, потому что говядина – мясо коровы, быка, нужно писать: говядина, свинина)

  1. «Если у вас высшее образование и нет 35, мы приглашаем вас принять участие в конкурсе ведущих». Что нужно исправить?

(Если у вас высшее образование и вам нет35…).

  1. Найдите русские эквиваленты английских пословиц:
  1. В каждом стаде есть своя черная овца. (В семье не без урода).
  2. Лучше сегодня яйцо, чем курица завтра. (Лучше синица в руках, чем журавль в небе).
  3. Тот не заблудится, кто спрашивает. (Язык до Киева доведет).
  4. Когда свиньи полетят. (После дождичка в четверг).
  5. Пьян как лорд. (В стельку).
  1. К каждому фразеологизму подберите синоним-фразеологизм:
  • во всю прыть (со всех ног, во весь дух);
  • кот наплакал (капля в море);
  • видимо-невидимо (пруд пруди).
  1. Подсчет баллов. Итоги. Награждение победителей. Рефлексия.

             Примером интеллектуальной игры может стать «Пресс-клуб», который провожу в 8-9 классах.

Цель игры: научить поисковому, реферативному и выборочному чтению; правильно строить монологическую речь.

Ход игры: Класс делится на четыре группы, которые получают одинаковые пакеты свежих газет, самого различного направления. Каждая группа выбирает одну из проюлем, наиболее часто освещающую в прессе: политическая жизнь, деловой мир, культура, спорт, правосудие и так далее.

Задание: за определенное время найти информацию по интересующей  группу проблеме, обработать ее (распределить в группе материал, обязанности, роли, выстроить композицию своего выступления в эфире), выйти с передачей.

Каждая группа демонстрирует результат своей работы, остальные анализируют выступления по следующим критериям:

  • качества «человека на трибуне»;
  • актуальность и новизна содержания выбранного материала;
  • качество сценических находок в подаче материала;
  • качества монологической речи.

Затем подводятся итоги, называется команда – победитель.

Использование разных видов игры в системе обучения русскому языку в 5-9 классах является важным средством интенсификации учебной деятельности школьников, развития их коммуникативных качеств.

                 На уроках русского языка, классных часах, внеклассных мероприятиях (преимущественно в 5-6 классах) провожу коммуникативные игры-упражнения, которые помогают развивать интерес учащихся к самостоятельной речевой деятельности, точность, уместность, эстетику речи, способствует усвоению норм речевого этикета.

  • Знакомство

Каждый учащийся называет своё имя так, как ему нравится, чтобы его называли.

Учитель. Внимание, дети! Всех вас заколдовала злая волшебница. Но снять «колдовство» можно, если вспомнить имена своих товарищей и назвать их.

Дети по очереди вспоминают, кого как зовут.

  • Моё имя

Учащийся по желанию становится в круг и рассказывает историю своего имени:

Что обозначает, в честь кого его так назвали.

  • Поиск аналога

Учитель называет предмет. Нужно назвать другие предметы, которые похожи по разным признакам.

  • Скажи по-другому

Учитель говорит фразу. Каждая группа должна передать её содержание другими словами.

  • Путаница

Играет группа детей. Первый называет любое слово, второй повторяет это слово и прибавляет своё так и так далее. Тот, кто ошибётся, выбывает из игры.

  • Три слова

Работа в группах или парах. Учитель называет любые 3 слова, которые не связаны между собой по содержанию. Нужно составить как можно больше предложений с этими словами.

  • Опиши (нарисуй) наоборот

Учитель демонстрирует сложный рисунок, дети списывают (сложно рисуют) его, меняя основные предметы, явления, действия, качества на противоположные.

  • Чего на свете не бывает?

Работа в парах или группах.

Придумать то, чего на свете не бывает, и рассказать об этом всем. Например, о несуществующем животном.

  • Живой цвет

Учитель показывает одному учащемуся карточку какого-нибудь цвета. Тот с помощью жестов и мимики, позы, звуков изображает этот цвет. Все дети угадывают. Кто догадался первым, становится  «живым цветом».

  • Я начну, а ты продолжи

Игра в парах.

Первый участник начинает предложение, а второй продолжает, потом – наоборот.

  • Угадай профессию

Нужно отгадать профессию, которую загадал ведущий.Ведущий показывает действия, которые связаны с этой профессией.

  • Испорченный телефон

Класс делится на две команды и по сигналу передаёт высказывание. Победит команда, которая быстрее и без ошибок передаст сообщение.

  • Азбука везде

Дети работают в командах. За 2 минуты нужно написать как можно больше названий предметов, которые находятся в классе.

  • Логическая цепочка

Первый, кто начинает цепочку, называет слово, второй прибавляет слово и объясняет, как

Оно связано с первым и так далее. Например, вилка-тарелка ( чтобы завтракать) – ваза (тоже сделана из фарфора) – вода  (наливает в вазу) – речка ( течёт вода) – лето ( хорошо летом на речке) и так далее.

  • Точка зрения

Учитель предлагает учащимся попробовать посмотреть на мир глазами кого-нибудь другого. Например:

речка глазами маленькой рыбки;

лес глазами зайчика.

  • Посмотри в зеркало

Каждый из учащихся, глядя в зеркало, говорит себе ласковые, приветливые, добрые слова.

  • Продолжи предложения

Мне весело, когда…

Я люблю…

Я хочу…

Мне грустно, когда…

Мне стыдно, когда…

Мне интересно, когда…

  • Мы - фантазеры
  • О чем мечтает сосулька?
  • О чем спорят ветер и солнышко?
  • Что можно увидеть в луже?
  • Ты оказался в стране Лилипутии. Что ты будешь делать?
  • Ты встретил иностранца. Пообщайся с ним.
  • Кому и за что

Дети передают по очереди игрушку или цветок и говорят, кому и за что дарят ее. Например: « Я хочу передать этот цветок Тане за то, что она первая отгадала загадку на уроке. Я хочу передать этот цветок Коле, потому что он хорошо играет на скрипке».

  • Домашнее задание

Эта игра развивает у детей наблюдательность. Все учащиеся дома пишут небольшие сочинения о ком-то из товарищей, а все пытаются угадать, о ком говорится.

  • Отказ

Каждый воспитанный человек должен уметь и в тактичной форме отказывать, но не обижая того, кто обратился с предложением или просьбой. Но делать это нужно настолько убедительно, чтобы другой человек понял вашу ситуацию. Разыгрываются сценки, в которых учащийся обращается с просьбой и приглашением, а партнер должен ему отказать, не обижаясь.

            Эффективным средством создания возможностей речевого развития учащихся является творческие задания, которые не пользуются для изучения, как русского языка, так и литературы. Цель таких заданий: развивать речевые способности учащихся, приучать их к словотворчеству, обогащать их успешным собственным опытом использования речи, а также удовлетворять творческие требования креативных детей, реализовывать их возможности.

  • Рисую музыку словами

Прослушав музыкальный отрывок, учащиеся описывают мелодию с помощью словесных способов. (3-5 предложений).

  • Я вижу слова

Учитель читает текст (можно стихотворный), учащиеся закрывают глаза, слушают, а потом описывают (устно или письменно) зрительные картины, которые появились в их воображении.

  • Я - фотограф

Учащиеся должны описать сами себя или кого-то из присутствующих, нарисовать портрет словами, то есть «сфотографировать» определённого человека.

  • Собиратели сокровищ

Дети составляют словарик (антонимов, синонимов, слов определённых тематических, лексико-грамматических групп).

  • Мыслитель

Задание: составить НЕЗНАЮ к определённому понятию. Потом обмениваются творческими работами в парах или группах с дальнейшим их анализом и оцениванием.

  • Поиграем в слова

Работа в парах. Один ученик имеет имя существительное, другой подбирает к нему имя прилагательное. Можно расширить количество участников группы, что даёт возможность больше подобрать прилагательных или слов других частей речи.

  • Единое начало

Работа в малых группах. Учащиеся составляю тексты, в которых все слова начинаются с одной и той же буквы.

  • Вопрос - подарок.

Учащиеся формулируют вопросы по теме урока, потом обмениваются вопросами и готовят на них ответы.

  • Речевой этикет

Работа в группах. Задание: в коротких диалогах передать приветствие с друзьями, прощание с родителями, приглашение на день рождения.

  • Разрисую слово

Обучающиеся должны подобрать эпитеты к данным словам: язык, речь, слово, песня. Россия – мечта, мысль, вера, правде, добро, радость, счастье, любовь, надежда.

  • Урок человечности

Корректно обучающийся должен указать на недостатки, неправильное поведение вымышленному собеседнику.

  • Мы – поэты

Даны рифмы. Обучающиеся сочиняют четверостишие с этими рифмами. Например: ……………………….лето

       ……………………….школьный

       ……………………….приветы

       ……………………….довольный

(Можно выполнять в парах).

  • Ювелиры

Задание: написать сочинения – миниатюры или составить предложения, состоящие из:

  1. только из глаголов
  2. имен существительных
  3. только из грамматических основ.
  • Кто больше

Задание: составить с данными словами побольше самостоятельных предложений (за определенное время). Например: земля, дорога, мама, солнце, небо, красота, душа, сердце.

  • Соедини

Учащимся нужно построить мини-текст (3-5 предложений) , который нужно ввести определенные слова, а во время проверки выполнения задания «занять» у соседа по парте самое интересное предложение и ввести его в свой текст.

  • Искатели приключений

Учащиеся придумывают и описывают приключения, которые предшествовали бы данному окончанию текста. Работу выполняют в малых группах.

…И вот наконец, берег. Все, кто был в лодке, взглядами и словами  поддерживали друг друга. Казалось, всё закончилось.

  • Рассказ - цепочка

В группах один учащийся составляет предложения, а каждый последующий прибавляет своё, чтобы вместе получился короткий содержательный рассказ.

  • Конструктор

Задание: из букв предложенного учителем или одноклассником слова, создать как можно больше новых слов. Начальное слово должно состоять из большого количества букв, например: библиотека, гидроэлектростанция.

  • «Теплое» слово

Среди записанных на доске слов учащиеся должны назвать «теплые» то есть те, которые вызывают положительные ассоциации.

Улыбка, солнышко, цветок, хитрость, гордость, ромашка, доброта,

помощь, любовь, ненависть, предательство, мелодия.

  • Мастера слова

Задание: написать сочинение – миниатюру на определенную тему, которое состояло бы только из слов определенной части речи, например, глаголов. Учащиеся по своему усмотрению выбирают жанр сочинения, работают в парах.

  • Письмо по кругу

Учащиеся делятся на группы от 3 до 8 человек. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Учитель предлагает записать на листке одно – три предложения по определенной теме. Потом каждый должен прочитать написанное на листке и продолжить записи. Затем снова происходит обмен записями, и так до тех пор, пока листок не вернется к первому автору. Каждый ученик читает написанное, затем учитель предоставляет слово одному ученику, который вслух читает записи. Остальные потом дополняют, если не прозвучало то, что они считают важным.

Выводы

          Игры необходимы на уроках русского языка, на разных этапах урока, включать в них различные виды деятельности школьников, применять игры при изучении сложного, трудного для понимания материала. Необходимо разрабатывать целые комплексы игр по определенным темам, для более систематизированного их использования.

            Игра – это незаменимый инструмент в развитии личности  школьника, с помощью которого можно повысить интерес к русскому языку. Путем чередования различных упражнений, игровых моментов  мы поднимаем интерес к родному языку, культуре общения, способствуем развитию языкового мышления и коммуникативных умений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемный подход в обучении русскому языку как средство развития коммуникативной компетенции учащихся.

Современный ученик, к сожалению,  не может не только грамотно оформить свои мысли, но и зачастую затрудняется и в самом процессе мышления. В процессе модернизации общего образования вполне ...

Использование ИКТ на уроках английского языка как средство развития коммуникативной компетенции учащихся

 Современное постиндустриальное или информационное общество, в котором мы живем, характеризуется, прежде всего, ведущим положением информации и исключительно быстрым темпом развития средств ее обработ...

Педагогический проект "Работа над монологической речью на уроках русского языка и литературы на уроках русского языка как средство развития коммуникативной компетентности учащихся"

В даннатериале можно найти приёмы развития монологической речи учащихся, а также цепочку коммуникативных умений с 5 по 11 класс...

Проблемный подход в обучении русскому языку как средство развития коммуникативной компетенции учащихся.

За время работы учителем я поняла, что каждый ребенок – одаренная личность. И моя задача – помочь моим ученикам раскрыть свои интеллектуальные и творческие способности, создать для них такие условия, ...