Методы и формы организации деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы
статья по русскому языку

Елена Владимировна Михайлова

В данной статье рассматривается опыт работы учителя русского языка и литературы на современном этапе своей деятельности. Автор предпринял попытку проанализировать методы и  формы организации деятельности учащихся на уроках словесности в средних и старших  классах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья16.41 КБ

Предварительный просмотр:

                                     МАОУ «Посольская СОШ»

                                                        учитель русского языка и литературы,

                 Михайлова Е.В.

Методы и  формы организации деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы

Во все века и на протяжении всего существования человечества перед школой стояла задача: воспитать образованного, грамотного, творчески мыслящего выпускника, востребованного на рынке труда, умеющего найти себя в этом мире. Внедрение ФГОС нового поколения ставят перед педагогом ряд задач по формированию ключевых компетенций: учебно- познавательной, коммуникативной,  общекультурной и др.

Уроки русского языка и литературы  берут на себя первостепенную задачу по развитию коммуникативной и читательской компетенции. А вместе с тем, изучая то или иное произведение по литературе, происходит формирование учебно-познавательной компетенции, личностно-ориентированной и ценностно-смысловой.

Чтобы идти в ногу со временем учителю необходимо поменять подход к преподаванию учебных дисциплин.  Многие задания рассчитаны на жизненный опыт учащихся, на их самостоятельность,  умение добывать знания и применять  на практике, на творческий подход к построению урока со стороны педагога. Я считаю, что помочь в этом может интеграция традиционных методов обучения и современных педагогических технологий, а также использование активных методов и приемов обучения.

Традиционными формами организации учебной и внеурочной деятельности школьников, которые имею в своем арсенале и постоянно использую в совместной деятельности с учащимися, стали следующие:

«Театр у школьной доски» - проект, в ходе которого ученики и учителя ставят спектакли по мотивам произведений из школьной программы. Проект, за время существования которого было сыграно 12 спектаклей. Как итог – повысилась вовлеченность учеников в образовательный процесс, возрос интерес к литературе и творчеству. Это показалось мне весьма интригующим, ведь в наше время, в пору  технического и цифрового господства, одной из приоритетных задач нашего общества является приобщение детей к чтению. Поэтому вопрос «как развивать интерес современных детей к литературному творчеству» актуален как никогда.  Одним из методов формирования читательской грамотности является применение театральных практик при изучении литературы. И не случайно, ведь театральная педагогика развивает творчество, умение импровизировать, связывать интеллектуальное, чувственное и эмоциональное восприятие.

Читательские конференции. Обычно такая форма работы бывает посвящена юбилейным датам писателей, поэтов или определенным произведениям. Выбрав тему, учащиеся готовят дома материал к выступлению.  Задача для школьников подготовить краткое лаконичное выступление, которое могло бы заинтересовать одноклассников. К этой работе подключаются обычно библиотекарь школы и родители.  После выступления предлагается слушателям задать вопросы по прослушанной теме. Такой вид работы приучает учащихся к самостоятельности, развивает устную речь, формирует умение делать публичные выступления и может в будущем помочь при обучении в ВУЗах.

Встречи с современными поэтами и  писателями. Наша земля богата такими людьми, и они охотно отзываются на просьбу посетить  школу. Сначала мы знакомимся с биографией поэта, его творчеством, учим наизусть понравившиеся ребятам стихи, читаем произведения, анализируем, чтобы на встрече быть уже во всеоружии.  

Кроме этого использую в своей работе и другие формы уроков: урок-диспут, урок - диалог, творческая мастерская, мозговой штурм и т.д. Форма и тип урока зависит от цели и задач, которые необходимо решить в течение 45 мин отведенного времени. Если это урок изучения нового материала, то чаще всего это урок – лекция (старшие классы), урок – беседа, урок – путешествие, интегрированный урок и др. Урок – игра позволяет повысить заинтересованность и мотивацию школьников. Уместно проводить игру в 5-7 классах. На уроках русского языка и литературы приемлемы такие формы, как викторины, квесты, командные соревнования, КВН, деловые игры. Игровая форма организации учебного процесса расширяет кругозор школьников, тем самым формирует учебно-познавательные и личностно-ориентированные компетенции, развивает речевую активность учащихся.

Такие уроки требуют большой и кропотливой подготовки, но оно того стоит.      

            Если это урок совершенствования знаний, умений и навыков, то уроки можно организовать, как лабораторная работа, семинар, экскурсия (на природу, в музей). Например, урок «Устаревшая лексика» в 5 классе я провожу в школьном историко-краеведческом музее, который находится на территории школы.

На уроках контрольного учета и оценки знаний, умений, навыков использую как устные формы проверки (фронтальный, индивидуальный и групповой опрос), так и письменные (диктант, сочинение, изложение, контрольная работа, тестовые задания). Одной из форм проверки, который я использую часто, это «зачет наоборот». На такой урок приглашаются учителя – предметники, родители, технический персонал школы. Ребята, подготовившись к зачету, объясняют темы всего раздела вновь испеченным ученикам, сразу же проводят тренировочные упражнения, а потом предлагают гостям написать контрольную работу. Результат выполнения будет являться оценкой за сданный зачет. Обычно дети очень серьёзно подходят к подготовке, репетируют своё выступление, ведь им надо донести материал понятно и доходчиво, за короткий срок научить взрослых.  

Таким образом,  можно сделать следующие выводы, что современные педагоги должны использовать активные методы обучения, вовлекая каждого ученика в творческий процесс, давая возможность высказать свое мнение, опираясь на свой жизненный опыт, учить аргументировать свои ответы. Планомерная комплексная работа позволит сформировать ключевые компетенции обучающихся и вместе с тем повысить мотивацию и заинтересованность школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование разнообразных форм, методов и инновационных образовательных технологий активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы»

Опыт работы по использованию разнообразных форм, методов  и инновационных образовательных технологий  активизации познавательной деятельности учащихся  на уроках русского языка и литера...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ (презентация)

В данной презентации учитель делится опытом по использованию различных форм и методов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы....

Современные технологии, формы, приемы в организации учебной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы

Современная школаСовременные технологии, формы, приемы в организации учебной деятельности учащихсяПроблема образования - одна из актуальных и наиболее обсуждаемых в обществе проблем. Уже само словосоч...

Методы, средства и формы организации деятельности учащихся на уроках английского языка

Методы, средства и формы организации деятельности учащихся на уроках английского языка...

Методы, формы организации деятельности учащихся на уроках английского языка.

Методы, формы организации деятельности учащихся на уроках английского языка....

Методы, формы организации деятельности учащихся на уроках английского языка

Одним из приоритетных направлений в педагогике является гуманистическая направленность обучения. Сегодня в центре внимания - ученик, его личность, внутренний мир. Поэтому основная цель учителя - выбра...

Формы организации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы

Формы организации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы...