Технологическая карта урока. Конспект урока русского языка в 7 классе
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Алипова Ирина Алексеевна

Технологическая карта урока. Конспект урока русского языка в 7 классе

Учитель: Алипова Ирина Алексеевна

Возраст и особенности целевой аудитории : ученики 7-го класса общеобразовательной школы)

Тема. ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ И СТРАДАТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ

 

Цель деятельности учителя

Сформировать навык написания суффиксов действительных причастий настоящего времени; актуализировать и восстановить знания о написании безударных личных окончаний глаголов

Тип урока

Комбинированный урок

Планируемые образовательные результаты

Предметные: знать условия написания суффиксов действительных причастий настоящего времени;

Повторить правописание безударных личных окончаний глаголов; учить отличать эти причастия друг от друга;

выработать практическое умение различать действительные и страдательные причастия.

Матапредметные: овладение приёмами отбора  и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный   поиск  информации;  способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения  или  аудирования.

 Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе; осознание себя как  индивидуальности и одновременно как члена общества.

Методы и формы работы

Наблюдение над языком, индивидуальная, групповая, фронтальная.

Образовательные ресурсы

https://www.yaklass.ru

https://marketplace.obr.

https://uchi.ru

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор, учебник, раздаточный материал

Основные понятия:

Причастие, причастный оборот, действительные и страдательные причастия, спряжение, глагол, основные нормы русского языка

                                                     

Тип урока – урок усвоения новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx29.6 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока. Конспект урока русского языка в 7 классе

Учитель: Алипова Ирина Алексеевна

Возраст и особенности целевой аудитории : ученики 7-го класса общеобразовательной школы)

Тема. ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ И СТРАДАТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ

Цель деятельности учителя

Сформировать навык написания суффиксов действительных причастий настоящего времени; актуализировать и восстановить знания о написании безударных личных окончаний глаголов

Тип урока

Комбинированный урок

Планируемые образовательные результаты

Предметные: знать условия написания суффиксов действительных причастий настоящего времени;

Повторить правописание безударных личных окончаний глаголов; учить отличать эти причастия друг от друга;

выработать практическое умение различать действительные и страдательные причастия.

Матапредметные: овладение приёмами отбора  и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный   поиск  информации;  способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения  или  аудирования.

 Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе; осознание себя как  индивидуальности и одновременно как члена общества.

Методы и формы работы

Наблюдение над языком, индивидуальная, групповая, фронтальная.

Образовательные ресурсы

https://www.yaklass.ru 

https://marketplace.obr.

https://uchi.ru 

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор, учебник, раздаточный материал

Основные понятия:

Причастие, причастный оборот, действительные и страдательные причастия, спряжение, глагол, основные нормы русского языка

                                                     

Тип урока – урок усвоения новых знаний.

Ход  урока

Этап урока

Содержание деятельности

Формируемые УУД, ТОУУ

Промежуточный контроль

I. Организационный момент

Приветствие, выявление отсутствующих.

Проверка готовности уч-ся к работе, сообщение темы, цели урока, порядка работы на уроке, мотивация.

Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку

П. Актуализация ранее пройденного

1. Выполнение задания с образовательной платформы на повторение, изученной ранее темы.

https://marketplace.obr.nd.ru/lesson/6e518b4d-42c1-9f03-81a7-e933756a1c71/module/1/page/0 

  • Самостоятельное выполнение тестирования в тетради, выделяя орфограммы.
  • Проверяя работу напарника, сверяйте ответы с ответами на доске.

2. Синтаксический разбор предложения.

I вариант: Чуть шелестят листья берез, едва колеблемые ветром.

II вариант: Ветер, гонящий облака, не утихал ни на минуту. (Двое учащихся выполняют разбор у доски.)

  • Объясните постановку запятых.
  • Выпишите из обоих предложений причастные обороты с определяемыми словами.

Познавательные УУД

1. Владеть разными видами аудирования.

2. Извлекать информацию из разных источников (в том числе словарей).

3. Анализировать, сравнивать, делать выводы.

Выполняют упражнение самостоятельно, с последующей проверкой по слайду.

Устные ответы. Письменная работа.

III. Изучение нового материала.

2. Сравните значения причастий в первом и втором предложениях:

какие? листья,\едва колеблемые ветром\

какой? ветер, \ гонящий_облака \

  • Какое из причастий обозначает признак того, что сам действует?
  • Какое причастие обозначает признак того, что кто-то совершает над ним действие?
  • Подумайте, какое из данных причастий вы могли бы назвать действительным, а какое - страдательным? Почему?
  1. Наблюдение и анализ материала учебника (с. 122). упр. 161.
  2. Запись на доске и в тетради темы урока. Сообщение цели урока.
  3. Используя материал вучебнике, давайте составим кластер (таблицу), который поможет отличить действительные причастия от страдательных.

Действительные

Страдательные

обозначают признак предмета, который

Действует «сам»

Действует под влиянием « кого-то другого»

Настоящее время

I спряжение

-ущ; -ющ

I спряжение

-ом; -ем

II спряжение

-ащ; -ящ

II спряжение

-им

Прошедшее время

-вш; -ш

-енн; -ённ, -нн; -т

Регулятивные УУД

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему урока.

3. Планировать деятельность на уроке.

Устные ответы. Письменная работа

Умение различать действительные и

страдательные

причастия

IV. Первичное закрепление темы.

1.Выполнение упражнения 162. Укажите действительные и страдательные причастия.

2.Перепишите предложения, вставляя нужные причастия и согласуя их с существительными. Над действительными причастиями надпишите букву д, над страдательными - с:

  1. Школьный драматический кружок, ... артистом городского театра, готовит новую постановку. - Артист, ... школьным драматическим кружком, тщательно разъясняет роль каждому участнику спектакля (руководящий, руководимый).
  2. Юннаты, ... большую работу по расширению пришкольного сада, написали о своем опыте в школьную стенгазету. - Большая работа, ... юннатами, была подробно описана в школьной стенгазете (проделавший, проделанный).
  3. Девушка, ... новую книгу, рассказала подругам о своем впечатлении от этой книги. - Новая книга, ... девушкой, была написана ярко и увлекательно (прочитавший, прочитанный).
  4. Новый прибор, ... инженером, имеет большую ценность. - Инженер, ... новый прибор, получил премию (изобретший, изобретенный).

-Устно замените действительные и страдательные причастия глаголами. Определите вид глагола и образованного от него причастия.

Вывод: причастия сохраняют вид того глагола, от которого они образованы.

3.Образуйте причастия от данных глаголов, укажите их вид и время.

Собирать собрать, писать - написать, читать прочитать, преодолевать преодолеть.

Вывод: от глаголов несовершенного вида нельзя образовать причастия прошедшего времени совершенного вида, а от глаголов совершенного вида нельзя образовать причастия настоящего времени.

1. Выполнение задания с образовательной платформы для закрепления. Проектировать на доске.

https://www.yaklass.ru/p/russky-yazik/7-klass/prichastie-10509/obrazovanie-prichastii-10512/re-7b2657d2-8f30-4bad-bd70-3df6d96b97e5/pe?resultId=3821361317&c=1 

Коммуникативные УУД

1. Строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле.

2. Осуществлять взаимодействие в группах, договариваться о совместной деятельности.

3. Участвовать в речевом общении и осуществлять речевой самоконтроль.

Умение различать действительные и

страдательные

причастия

V.Подведение итогов урока.

- С какой категорией причастия вы познакомились сегодня?

- На какие группы делятся причастия?

- Дайте определение действительных, страдательных причастий.

- Чем отличаются эти причастия?

- Почему страдательные причастия образуются только от переходных глаголов?

- Какие трудности возникли при определении разряда причастия?

- Какое задание было для вас самым сложным? Почему? А простым? Справились ли вы с ним?

Личностные результаты Формирование культурных, нравственных ценностей.

Коммуникативные УУД

1. Воспроизводить прослушанный и прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости  (ключевые слова).

2. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

3. Осуществлять речевой самоконтроль.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности и взаимооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке (что получилось хорошо, что не очень и почему).

VI. Рефлексия

(учащиеся сигнализируют цветными карточками)

Завернутый в пакетсвисающих гирлянд; отражающий наступление; открываемая калитка; ушедшие с террасы; замыкающий колонну; искрящийся на солнце снег;  сформированное мировоззрение; приехавший троллейбус; собравший коллекцию; создающий подлинное искусство.

–Какие трудности встретились?

–Что нужно сделать, чтобы успешно выполнить задания?

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

VII.Домашнее задание

Параграф 14 учить, упр. 165.

Задание на сайте uchi.ru:  https://uchi.ru/teachers/hometasks 

Записывают домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока к учебнику «Русский язык. 6 класс.» авторов: М. Т. Баранова, Т. А .Ладыженской, Л .А. Тростенцовой и др. под науч. ред. Н. М. Шанского по теме "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов"

Технологическая карта урока дистанционного обучения по теме "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов"  составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Кроме учебника был использован мате...

Технологическая карта и конспект урока русского языка в 5 классе по теме:"Однородные члены предложения"

Планируемые результаты:Знать:Какие члены предложения являются однородными;Особенности интонации предложений с однородными членами;Знаки препинания между однородными членами предложения.Уметь:Нах...

Технологическая карта урока родного языка (русского) в 9 классе "Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"

Технологическая карта к уроку № 1 "Язык и культура. Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РОДНОГО ЯЗЫКА (РУССКОГО) В 9 КЛАССЕ Урок 1. ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. ОТРАЖЕНИЕ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ КУЛЬТУРЫ И ИСТОРИИ РУССКОГО НАРОДА

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РОДНОГО ЯЗЫКА (РУССКОГО) В 9 КЛАССЕ Урок 1. ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. ОТРАЖЕНИЕ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ КУЛЬТУРЫ И ИСТОРИИ РУССКОГО НАРОДА...

Технологическая карта урока к уроку английского языка 5 класс

УМК Ваулина Ю.Е. Английский в фокусе. [Текст] / Ваулина Ю.Е., Эванс  В., Дули Дж.  и др.: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений  – М.: Express publishing: Просвещени...

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский язык Класс: 6 Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Тема урока: «Местоимение как часть речи» Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский языкКласс: 6Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.Тема урока: «Местоимение как часть речи»Тип у...