Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме «Гласные в корнях с чередованием»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Овчинникова Валентина Владимировна

Тема:  «Гласные в корнях с чередованием».

Тип урока: систематизация и обобщение знаний, коррекция умений и навыков.

Цель урока: сформировать устойчивый навык правописания чередующихся гласных в корнях слов, закрепить умение безошибочно писать слова с изученными орфограммами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_ovchinnikovoy_v.v.docx467.52 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 6 «А» классе

(учитель русского языка и литературы Школы-интерната №22 ОАО «РЖД»

Овчинникова Валентина Владимировна)

Тема:  «Гласные в корнях с чередованием».

Тип урока: систематизация и обобщение знаний, коррекция умений и навыков.

Цель урока: сформировать устойчивый навык правописания чередующихся гласных в корнях слов, закрепить умение безошибочно писать слова с изученными орфограммами

Задачи:

  1. вспомнить и обобщить правила правописания гласных в корнях с чередованием;
  2. отработать навыки «опознавания» корней с чередованием
  3. формировать  у  каждого  ученика  навыки  самообучения  и  самоконтроля;

Планируемые результаты:

1. Предметные:

- овладение знанием условия выбора букв А-О в корнях с чередованием гласных – раст-/ -рос-, -ращ-; лаг-/ -лож-, -кас-/-кос-, -гар/- гор-, - зар-/-зор-, Е и И в корнях -бер-/-бир- и др. ;

- овладение умением объяснять написание букв О-А в корнях с чередованием;

- овладение умением группировать изученные орфограммы – гласные с чередованием в корне по видам; применять в разных условиях;

2. Метапредметные:

Познавательные: побуждать обучающихся, применять для решения учебных задач урока мыслительные операции: синтез, анализ, сравнение, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме.

Регулятивные: помочь обучающимся сформулировать цель деятельности на уроке и составить план - последовательность действий решения учебной задачи, побуждать обучающихся корректировать и оценивать свои действия, использовать волевую саморегуляцию.

        

Коммуникативные: вступление обучающихся в учебный диалог с учителем, с одноклассниками, выдвижение версии, выражение собственной мысли, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

3. Личностные:

- воспитание умения преодолевать трудности, применив волевые усилия; воспитание стремления к труду, осознания ценности и необходимости трудиться, установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение.

Оборудование:

-  учебник  «Русский  язык» 6 класс. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова  и  др.  Москва, «Просвещение», 2010 г.;

-  распечатка заданий для работы в группе;

-  компьютер, проектор ;

-  оценочный лист (на каждого ученика).

На уроке применяются различные технологии: ИКТ, проблемное обучение, здоровьесберегающие технологии и игровая.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Формируемые способы деятельности

I.Организационный момент.

Приветственное слово учителя. Организация положительного самоопределения учеников к деятельности на уроке. Проверка подготовленности, организация внимания.

Приветствие учителя, оформление тетради (запись числа) .Настраиваются на работу.

II.Целеполагание. Постановка учебной задачи

- Каждый урок мы начинаем с чего? ( с постановки цели урока) Конечно, начиная любую работу, нужно обязательно видеть конечную цель. Какие установки мы себе даем каждый урок? .

Посмотрите, эти цели остались прежними, но сегодня я изменила порядок целеполагания.

На первом месте сегодня «Хочу понять». Как вы думаете, почему? Что мы хотим понять сегодня?

Определяют цели и задачи урока.

Отвечают на вопросы.

Три хочу: хочу узнать, хочу понять, хочу научиться.

Хотим понять, как усвоили тему «Гласные в корнях с чередованием»

Принимают и сохраняют учебные задачи. Формулируют ответы на вопросы.

III. Деятельностный. Работа по теме урока.

  1. Словарный диктант.

2. «Волшебный ларец»

3. Университет

4. Проспект фразеологизмов

(работа в группах)

5. Парк «Ошибочный»

- Сегодня у нас не обычный урок , а урок-путешествие. На острове Орфография есть город Кореньград – столица этого острова. Сегодня мы отправимся в путешествие в этот город. У каждого из вас есть маршрутный лист, в нем указаны задания, которые вам предстоит сегодня выполнить.  (см. Приложение №1)

-Итак начнем наше путешествие? Вы готовы?

- Где же мы оказались? Это аллея , как вы думаете, что ожидает нас на этой аллее.

Это для вас не новость, дома вы готовились к словарному диктанту. Даже уже поставили себе прогнозирующую оценку. (см. оценочный лист в Приложении№2) Все поставили? Сейчас посмотрим, совпадет ли она с действительностью.

Словарный диктант:

Разгорается заря, касаться рукой, отрастить ростки, зоревать с удочкой, легкое прикосновение, блистают зори, излагать мысли, выращивать помидоры, загорелые дети, приложение прилагается.

- А теперь проверим.

- У кого оценка совпала?. У кого оказалась выше? Ниже?

- В ваших маршрутных листах есть графа «Планируемая домашняя работа», сделайте для себя пометки те ребята, у кого были ошибки и что нужно повторить.

- Пока мы с вами выполняли первое задание, на аллее появились ларцы, эти ларцы прислали нам растерянные корни города, которые потеряли свои гласные и просят нашей помощи. Наша задача собрать в ларцы слова с нужными буквами. Ларец с А и ларец с О. Слова все перепутались. Поможем? Работаем индивидуально.

Г..релка, соприк..саться, заг…р, разр…слись, оз…рять, к…снуться, кас..ние, отр…слевой, разг..реться, к..сательная, пог…релец, з…рянка, изл….гать, предл...жить.

- Наше путешествие продолжается, мы идем дальше. Представляете, ребята, в Кореньграде есть университет.

Ребята, а вы хотите поступить в университет? Чтобы удачно поступить нужно сдать экзамен, сначала в 9 классе - ОГЭ, затем в 11 ЕГЭ. Давайте потренируемся, ведь задания связанные с чередующимися корнями есть в тестах по ОГЭ и ЕГЭ.

Задания.

А.  Укажите слово с чередующейся гласной в корне  (ОГЭ 9 класс)

 1) насл..ждаться

 2) препод..вать

 3) возг..рание

 4) б..гатырь

Б. В каком варианте во всех словах пропущена чередующаяся гласная в корне слова?  (ЕГЭ 11 класс)

   1) к..снешься,  возл..гать,  к..жется

   2) р..стение, д..машний, поб..лел

   3) соб..раю,  прик..сновение, сг..рел

   4) пр..стейший, изл..жение, п..рнатый

-Ребята, куда же мы пришли? Посмотрите, кто-то сел в калошу, кого-то ведут за нос, кто-то развесил уши между домами… Где мы?

- А как часто слова с орфограммой чередующиеся гласные в корне могут употребляться в составе фразеологизмов? Давайте это выясним, выполнив следующее задание. (см. Приложение №3)

-Чтобы выполнить задание на этой остановке необходимо объединиться в группы. Повернитесь друг к другу так, чтобы вам удобнее было работать. Необходимо сформировать четыре группы.

Проверка под контролем учителя

- А мы тем временем оказались в каком-то парке, посмотрите, какой-то мальчик что-то высматривает, как вы думаете, что?  

-И мы сейчас с вами проверим вашу орфографическую зоркость и постараемся найти ошибки в словах.

Ваша задача найти  слова с ошибками и записать их в исправленном виде.

Слова:

Загорелый, вырощенный, расположиться,  вырасти, возгорание, косание, зорница, расток, предполагаемая встреча, коснуться  друга, разгарались (дрова) .

Проверка по слайду

Выращенный, касание, зарница, росток (искл.), разгорались (дрова) .

- Молодцы! Орфографическая зоркость – очень хорошее умение, нужно ее развивать.

Дети знакомятся с маршрутными листами.

Размышляют, отвечают на вопрос, приходят к выводу, что аллея – словарное слово – значит, их ждет словарный диктант.

Пишут словарный диктант, проверяют.  

Обмениваются тетрадями с соседом по парте, выполняют проверку по образцу, выставляют оценки друг другу. Анализ Самоанализ.

Работают с оценочными листами .

Выполняют задание, распределяют слова по  колонкам, осуществляютсамопроверку по образцу (со слайда), оценивают свою работу, если допущены ошибки вносят пометки в оценочный лист

Выполняют тестовые задания, оценивают свою деятельность, вносят пометки в оценочный лист

Отвечают на вопрос, высказывают предположения (что-то связанное с  фразеологизмами)

Делятся на группы. Каждая группа получает карточку-задание (см. приложение), обсуждают, выполняют задания по группам,  готовятся к выступлению.

Каждая группа выступает, дает толкование фразеологизмам, объясняет орфограммы.

Высказывают предположения. Узнав о том, как называется парк делают вывод, что мальчик высматривает ошибки

Читают слова, ищут слова с неправильным написанием, исправляют ошибки, записывают слова в тетрадь.

Проверяют выполненное задание по эталону. вносят пометки в оценочный лист

Осуществляют контроль и оценку.

Владеют навыками самоанализа учебной деятельности.

Владеют способами конструктивного взаимодействия. Формулируют ответы на вопрос.

IV.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Ну что ж, ребята, наше путешествие подходит к концу. Какие цели мы ставили перед собой в начале урока. Мы достигли поставленных целей?

Значит работали не зря.  Я очень довольна вашей работой и всем поставлю оценки за урок сегодня, но сделаю это после того, кок  посмотрю вши маршрутные листы и вашу работу в тетрадях.

Соотносят цели с полученными результатами, каждый по своему оценочному листу, оценивают свою работу на уроке.

Развитие способности к самооценке.  Внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

V.

Домашнее задание

- Сегодня домашнее задание вы зададите себе сами. Посмотрите внимательно в свои оценочные листы. В графу «Планируемая домашняя работа»вы в течение урока заносили пометки, указывали слабые места, которые вам еще раз нужно повторить, потому что были допущены ошибки. Кому –то нужно повторить слова-исключения, кому-то всё правило целиком, а кто-то усвоил тему хорошо, не допустил ни одной ошибки, а значит может сегодня отдохнуть.

Слушают объяснение выполнения домашнего задания и записывают его в дневник.

Анализируют свои действия, прогнозируют дальнейшую работу.

Анализируют, планируют дальнейшую деятельность.

Заключительное слово учителя.

- Посмотрите, ребята,   жители Кореньграда вышли с нами попрощаться. Посмотрите сколько их – корней с чередованием. Что заметили?

- Поэтому, мы говорим Кореньграду : «До свидания». Мы не прощаемся с ним и еще вернемся сюда обязательно.

Спасибо всем за работу!

Наблюдают, делают вывод, что есть еще корни с чередование, которые мы еще не изучали, с которыми не знакомились.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение №1.

Оценочный лист подготовки к словарному диктанту

«Чередующиеся гласные в корне слова»

Задания по теме

Выполнил самостоятельно

Выполнил при помощи других

Планируемая домашняя работа при подготовке к словарному диктанту

1. -ЛАГ-, -ЛОЖ-

  1.   2. -РАСТ-,-РАЩ-

3. -КАС- ,-КОС-

  1. -ГАР- ,-ГОР-

  1. -ЗАР-, -ЗОР-

ВЫВОДЫ:  Я не справился с некоторыми заданиями самостоятельно, поэтому я дома повторю: _______________________________________________________________________

Я старался и внимательно выполнял(-а)  все задания в течение изучения всех тем, уверен (-а), что словарный диктант напишу хорошо-  Да\Нет

Уверен, что словарный диктант напишу на оценку ___

Приложение №2.

Маршрутно-оценочный лист №2 для работы на уроке

№ Задания

Моя оценка

Критерии:

0 ошибок – 5

1-2ошибки-4

3-4 ошибки – 3

5 и более - 2

Оценка учителя

Планируемая домашняя работа

3.

4.

5.

Самое интересное задание______________________________________________

Самое трудное задание_________________________________________________

Вывод:

Я успешно / не совсем успешно/ не успешно усвоил тему правописание корней с чередованием , так как_______________________________________________

Что я планирую делать дальше:_________________________________________

C:\Users\1\Desktop\ФОНЕТИК 6 класс\333.jpg                          C:\Users\1\Desktop\ФОНЕТИК 6 класс\222.jpg

Приложение №3.

Проспект фразеологизмов.Задания для групп.

Прочитайте фразеологизмы, дайте им толкование. Объясните орфограммы. Выпишите слова с орфограммой чередование корней.

Группа 1.

Г...рит в руках.

Вл...жить душу.

Вт…рать очки

Группа 2.

Ст…реть в п..рошок

Сг...реть от стыда.

Ума не прил...жу.

Группа 3.

Зад...рать нос.

Скр...пя сердце.

От з...ри до з...ри.

Группа 4.

Отл...жить в долгий ящик.

По г...рячим следам.

С...деть сл...жа руки.

5 этап. Домашнее задание.

Домашнее задание сегодня на выбор:

1) Составить два тестовых задания по изученным правилам;

2) составить словарный диктант из 15 слов. (слайд)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 5 класс - "Буквы Е-И в корнях с чередованием"

Урок русского языка в 5 классе.Учитель русского языка и литературы Беседина Татьяна Петровна МКОУ «СОШ№26» Тема: «Буквы Е – И в корнях с чередованием».Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ).Осно...

Урок русского языка 5 класс "Буквы е - и в корнях с чередованием"

Данный урок - урок открытия новых знаний...

Технологическая карта урока русского языка в7 классе по теме «Деепричастие»

Технологическая карта урока русского языка в7 классе по теме «Деепричастие»...

Технологическая карта урока русского языка. 5 класс. Тема: «Правописание чередующихся гласных в корнях –лаг-/-лож-»

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.  Тема: "Правописание чередующихся гласных в корнях -лаг-/-лож-"...

Технологическая карта урока русского языка 6 класс по теме "Особенности строения текста-описания"

Технологическая карта урока русского языка 6 класс по теме "Особенности строения текста-описания"...