Конспект урока по русскому языку, 5 класс, "Имя существительное"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Представлен материал конспекта урока по русскому языку в 5 классе по теме "Имя существительное". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 5 классе 
по теме
  «Имя существительное как часть речи» 


Тема: «Имя существительное  как часть речи»

Цели урока: 
Учебно-познавательные:
закрепить  и обобщить  сведения об имени существительном, изученные за курс начальной школы.
 
Интеллектуально-развивающие: развивать мышление, умение сравнивать, классифицировать, развитие  самооценки. 
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности, культуру поведения, формировать  навыки сотрудничества
Формы учебной деятельности:  учебное сотрудничество,  индивидуальная и совместная учебная работа,  учебно–исследовательская деятельность,  контрольно – оценочная и рефлексивная деятельность.
Тип урока: комбинированный. 
Технология: элементы технологии развивающего, проблемного, опережающего, игрового, здоровьесберегающего  обучения, ИКТ. 
Методы и приемы, способствующие успешному формированию УУД: 
·
 Прием рефлексивной деятельности 
·
 Метод конкретизации целей обучения 
·
 Метод открытого обсуждения новых знаний 
·
 Метод решения и обсуждения проблемных задач и ситуаций, соразмерных опыту школьников 
Результаты: теоретик и практик – вот те роли, которые позволили ученику перейти от уровня «я — ученик» к уровню «я – исследователь».

Ход урока 

  1. Орг. момент.

Здравствуйте, ребята. Вы готовы совершать сегодня новые открытия? Все подготовили инструменты для путешествия (проверили подготовку к уроку)?

 2. Лингвистическая разминка.

На доске (слайде) предложение.

– В чём его необычность? (Записано звуками в транскрипции, как произносится.)

[Улыпкай’ й’аснай’у] [пр’эи]рода [сквос’] сон [фстр’эич’а]ет утро года. (А.С. Пушкин.)

– Прочитайте предложение, оформите его орфографически правильно.

– Обозначьте изученные орфограммы.

 Сегодня мы отправимся в страну Морфологию. Но Морфология- огромная страна , а мы направимся в г. Предметинск.

 . Какой частью речи являются  слова, живущие в этом городе?  Правильный ответ поможет определить тему урока.
4.Постановка проблемы и задач урока 
   — Правильно, это имя существительное.
 

— Запишите в тетради  тему урока (Имя существительное как часть речи). 
— С именем существительным вы знакомы с начальных классов. Сегодня на уроке вы  вспомните свои знания об этой части речи: познакомитесь со значением имени существительного, выявите его морфологические признаки и синтаксическую роль. 

 А  чтобы идти в правильном направлении и не заблудиться, каждый из вас получит маршрутный лист, который будет указывать, по каким станциям нам предстоит пройти. Каждый будет выставлять себе баллы в эти листы.

 Отправляемся в путь!
 5. Работа по теме урока 

1 остановка «Опознаватнльная» 

-Попробуем свои силы в первом испытании. Посчитайте, сколько существительных в записанных вами  предложениях и назовите их. ( Число запишите в маршрут)

А что помогло вам так легко справиться с заданием? ( Теоретические сведения)

2.Остановка «Теоретическая».

Прочитаем научное определение и заполним лингвистический паспорт, необходимый для морфологического разбора.

  Работа с учебником стр.63 Чтение и анализ текста составление опорного конспекта.

                                      Имя существительное                                              

Грамматическое
значение

Вопрос

Морфологические признаки

Роль в предложении



Подлежащее, дополнение,

обстоятельство

постоянные

непостоянные

Предмет

Кто?

Что?

Собственное /нарицательное; одуш./неодуш.

Род,  склонение.

Число, падеж

-Расскажите  об имени существительном по опорному конспекту

Самопроверка по слайду.        

Результаты оцените по 5бальной системе(5 столбцов) –

3.« Морфологическая». Чтобы проверить ваши теоретические знания, мы  выполним следующее задание.
Найди лишне слово.(слайд)

  • Олень, дочь, мужчина . (род)
  • Собака, книга, девочка. (одуш.)
  • Москва, город, Россия. ( собств.)
  • Песня, море,  листопад. (склонение)
  • Ключи, уроки, класс. (число)

- Исключи из цепочки лишнее слово по какому-нибудь признаку так, чтобы в ней осталось 2 слова с общим признаком. Причину исключения назовите 

Результаты оцените и занесите в маршрутный лист.

Какой  морфологический признак мы не вспомнили?(падежи)

 Учитель.  Повторим название падежей и падежные вопросы.  Игра «Кто быстрее». Задание: изменить по падежам имя существительное. На каждый ряд дается листок со словом,  работа начинается с последней парты, ученики на каждой парте изменяют слово, ставя в определенный  падеж. Побеждают ученики, первыми выполнившие задание.

4.«Синтаксическая» 

 Имена существительные живут в городе Предметинске. А работают в соседнем городе Синтаксисе., где на них всё держится . Они всё могут! Могут быть и подлежащими, и сказуемыми, и дополнениями, и обстоятельствами

Давайте на примере слова РОССИЯ докажем, что существительное может быть любым членом предложения.  (работа по группам)

Россия – моя Родина.

Моя родная страна – Россия.

За границей я часто думаю о России.

С самого рождения я живу в России

Какими членами предложения могут быть существительные?

(Могут быть и подлежащим, и сказуемым, и дополнением, и обстоятельством.)

5. «Проверочная». Тест. (взаимопроверка)

«5» — 5 правильных ответов; 
«4» — 4 правильных ответа; 
«3» — 3 правильных ответа 

6. «Творческая».

Употребление существительных в речи.

 

 

 Слайд…

 Вечер, поле,
Огоньки.
Дальняя дорога.
(В.Маяковский)

Опять дожди, опять туманы.
И листопад, и голый лес,
И потемневшие поляны,
И низкий, серый свод небес.
(С. Аксаков)

Выберите из предложенных слов существительные, отражающие состояние  или чувство поэта. 

Лексический ряд: радость, удивление, скука, тревога, восхищение, страх, вдохновение, восторг, удовольствие, печаль, грусть, спокойствие,тишина.

. А нужна ли нам эта часть речи? 

 В чём особенность этого стихотворения?

- Кто-то, может быть, уже догадался? (В этом стихотворении много существительных).

 

- Это стихотворение примечательно тем, что состоит почти из одних имен существительных. В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина»

 Прочитайте отрывки из других стихотворений. Какие картины могут "нарисовать" существительные? Прочтите стихотворение без существительных.

Итог.

- Сделайте вывод о роли существительных в речи вообще и в поэтической речи в частности.

(С помощью существительных можно нарисовать картины природы, портрет и т.д. Действие происходит здесь и сейчас, как будто в настоящем времени.)

.

7) Сочинение – миниатюра.

 А вы любите природу? Какое время года вам больше всего нравится? Составьте текст по картине, употребив как можно больше существительных, описывающих все, что изображено.

Учитель: Молодцы! Со своими заданиями вы справились. Наше путешествие завершилось. 

 Вспомните, какова была цель урока? Удалось ли её достичь?

– Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Взаимооценка.

– Кто успешно справился с заданиями? Мотивируйте своё мнение.

– Кому и над чем ещё следует поработать?

Что нужно сделать для того, чтобы в дальнейшем избежать ошибок?

 ( Домашнее задание: сочинение-миниатюра «Весна» при помощи существительных)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по теме"Имя существительное как часть речи.Обобщение" в 5 классе по требованиям ФГОС

Урок построен в форме мастерской, которая отлично подходит к данному типу урока"Обобщение и систематизация знаний".К конспекту прилагается: раздаточный материал (приложение 1) и презентация к уроку (п...

конспект урока по русскому языку "Несклоняемые имена существительные"

    Тема: Несклоняемые имена существительные    Тип урока- изучение нового материала.  Цели: Образовательная: познакомить с несклоняемыми именами существительным...

Конспект урока по русскому языку в 6-ом классе Имя существительное. Постоянные признаки имён существительных».

Урок повторения и систематизации полученных знаний с применением сингапурской методики....

Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России". Тема: Число имён существительных. Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе: единственном или множественном, 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Число имён существительных. Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе: единственном или множественномЦели деятельности учителя: ознакомление с имен...