Разработка урока русского языка в 11 классе "Правописание гласных и согласных в приставках"
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)

Разработка урока поможет в подготовке к ЕГЭ по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka.docx25.18 КБ

Предварительный просмотр:

11 класс. Русский язык        

 Тема: Правописание гласных и согласных в приставках

Цель: повторить, обобщить и закрепить знания и умения обучающихся по теме

Ход урока

2) Орфоэпическая разминка.

ЕГЭ (задание 4)

А) В одном и приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения . НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Укажите это слово.

1) оптОвый                                           1) иксЫ
2) вернА                                                2) балУясь
3) кухОнный                                         3) зАгнутый
4) прибЫв                                             4) цепОчка

5)молЯщий    Ответ: 3                          5) СлИвовый      Ответ: 1

                                  

 3.Формулировка темы, цели и задач урока.

- Найдите « третье  лишнее» в цепочках слов:

1. п…дойти,  бе…численные, …доровье

2. …гореть,  пред…стория, …дшний

3. пр…морский, пр…рвать, …дание.

   Ответ: здоровье, здешний, здание- это лишние слова, так как в них нет приставок.

Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

 -  Запишите в тетрадях тему урока «Правописание приставок. Буквы и-ы после приставок»

 4. Работа по теме урока

- Сегодня на уроке мы будем говорить о приставках. Вспомните, что вам известно о приставках.

Что такое приставка?

- Продолжите ряд: понимать, отнимать, …

Каково назначение приставок?

Приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

--Как вы думаете, сколько приставок в русском языке?

- В русском языке более 50 активно действующих приставок.

--На какие группы можно разделить все приставки?

        Первая группа самая беспроблемная: о-, в-, от-, под-, над-, до-, об- и др.

--Что можете сказать о них? (Они пишутся всегда одинаково).

        Вторая группа приставок: без-, бес-; воз-, -вос-; из-, ис-, раз-, рас-, через-, черес- и др.

--Это изменяющиеся на письме приставки. Как они меняются? (Если корень начинается со звонкого согласного, в приставке пиши З, если корень начинается с глухого согласного , то в приставке пиши С.)

--А наши с вами «третьи лишние» слова являются исключениями: здесь, здание, здоровье, ни зги .

       Третья группа- это приставки, написание которых зависит от смысла. Это пре-и при-.

---Что вы помните об их написании? ( Ответы учащихся)

     Четвёртая группа приставок- это приставки раз-(рас-) и роз-(рос-).

-Сравните: ( раздать - рОзданный, расписать – рОспись) и сформулируйте правило их написания. ( Под ударением пишется О, без ударения –А ). Итак, четыре группы приставок.

 --А какие гласные нужно писать после приставок?

---Попробуйте сформулировать первую часть правила ( ответы учащихся)

 А приставки иностранные ( суб-, дез-, транс-, пост-, пан-, супер-)-

 Все дамы очень странные.

 Уж такие утончённые  :

 В букву И они влюблённые.

 Ты , дружок, внимательно смотри: после «иностранок» пишем И !

  К ним примкнули наши МЕЖ- и СВЕРХ-,

 Стали сверхИзысканнее всех!

-- Попробуйте сформулировать вторую часть правила (ответы учащихся)

А теперь найдите в учебнике (параграф 29) те сведения, которые не нашли отражение в рифмованном алгоритме. Озвучьте их ( ответы учащихся). Попробуйте составить кластер

        Ы                                                   И

1)После русских приставок                      1) взимать (исключение)

   на согласный                                           2) после русских приставок меж-и сверх-

                                                                     3) после русских приставок на гласный

                                                                     4) в сложносокращённых словах после 1 части

                                                                     4) после иностранных приставок

                                                                     

5.  Физкультминутка. 

 --Сядьте поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза…Представьте, что вы лежите на зелёной поляне…Поют птицы, лёгкий ветерок доносит ароматы цветов. Вдохните поглубже и выдохните…Тёплый солнечный лучик упал на ваше лицо…Вам хорошо, напряжение и усталость уходят..

6. Закрепление материала.

--А теперь составьте слова с приставками –«иностранками» по теме нашего урока.

 Супер-  первая часть сложных слов в значении « главный», «, высшего качества».

Транс- первая часть сложных слов , означающая движение через какое-то пространство.

Дез- первая часть сложных слов, означающая нарушение чего-то, противодействие.

 Пан- первая часть сложных слов, означающая охват чего-нибудь в целом, во всех направлениях.

Контр- первая часть сложных слов, означающая направленный против чего-нибудь

Суб- первая часть сложных слов в значении  подчинённый кому-нибудь, не главный»

( СуперИнфекциЯ, трансИндийский, дезИнформация, панИсламизм, конрИгра, субИнспектор)

1. Подготовка к ЕГЭ. --- Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. (Учащиеся комментируют ответы).

1. пр…образовать, пр…неприятный, пр…следовать

2. п..никнуть, пр…дедушка, поз…вчера

3. чере…чур, и…синя-чёрный, бе...крайний

4. вз…скать, без…нициативный, мед…нститут

Ответ: (1 3)

2. Работа с текстом (текст распечатан)

1. Прочитайте стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Воробей».

2..Выпишите  слова с пропуском букв в приставках, объясните их написание.

        (1) Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. (2) Собака бежала впереди меня. (3) Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться , как бы п..чуяв перед собой дичь.(4) Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизною около клюва и пухом на голове. (5) Он упал из гнезда( ветер сильно качал берёзы аллеи ) и сидел неп…движно , бе…спомощно ра…топырив едва пр…раставшие крылышки.(6) Моя собака медленно пр…ближалась к нему , как вдруг , с…рвавшись с близкого дерева , старый черногрудый воробей камнем упал перед самой его мордой и, весь взъерошенный, и…кажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул два раза в направлении зубастой ра...крытой пасти.(7) Он кинулся спасать, он заслонил собою своё детище …, но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голос ..дичал и …хрип, он замирал , он жертвовал собой! (8) Каким громадным чудовищем должна была ему  казаться собака! (9) И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке…(10) Сила, сильнее его воли, …бросила его оттуда.(11) Мой Трезор остановился, п…пятился: видно, и он пр…знал эту силу..(12) Я п…спешил от…звать смущённого пса и удалился, благоговея.(13) Да, не смейтесь, (14) Я благоговел перед той маленькой, героической птицей, перед любовным её порывом.(15) Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти.(16) Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

3.. Определите тему и основную мысль текста.

4.  Сформулируйте проблему, поднятую автором текста. Выразите свое отношение к ней.

5. .Определите позицию автора. (Ответы учащихся)

3. Тест. Проверочная работа

Задание 10 из КИМ ЕГЭ (карточки распечатаны)

1.   Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. пр..сечь, пр..одолеть, пр..градить
  2. пр..рывать, пр..стать, пр..маленький
  3. ад..ютант, бул..он, компан..он
  4. об..рвать, д..йти, от..двинуть
  5. р..списка, р..зыск, р..спись        

Ответ: 14

  1. Пресечь, преодолеть, преградить
  2. Прерывать, пристать, премаленький
  3. Адъютант, бульон, компаньон
  4. Оборвать, дойти, отодвинуть
  5. Расписка, розыск, роспись

2.  Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. пр..сечь, пр..гласил, пр..открыть
  2. пр..влечь, пр..дание, пр..дирки
  3. пр..бежище, пр..берег, пр..украсил
  4. пр..дед (исключение), пр..образ, пр..язык
  5. пр..рекаться, пр..красный, пр..милый

Ответ: 35

  1. Пресечь, пригласил, приоткрыть
  2. Привлечь, предание, придирки
  3. Прибежище, приберег, приукрасил
  4. Прадед (исключение), прообраз, праязык
  5. Пререкаться, прекрасный, премилый

3. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. ..десь, ..даваться, ..дание
  2. и..бавиться, и..резать, и..менить
  3. ра..писание, ра..бежаться, ра..украсить
  4. р..спись, р..списаться, р..зыск
  5. пр..лечь, пр..своил, пр..открыл

Ответ: 25

  1. Здесь, сдаваться, здание
  2. Избавиться, изрезать, изменить
  3. Расписание, разбежаться, разукрасить
  4. Роспись, расписаться, розыск
  5. Прилечь, присвоил, приоткрыл

  1. Итоги  урока.
  2. ДЗ Задание в формате ЕГЭ (распечатано)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3-  М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знаний Практика под руководством учителя. Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Т

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5-  М№6. Тип урока: Комплексное применение знанийПрактика  под руководством учителя.Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Г...

разработка урока русского языка в 5 классе с презентацией на тему "Чередование согласных и беглые гласные"

Данный урок разработан в соответствии с Федеральным стандартом 2004 года. Учитель ставил для себя следующие цели:Образовательные:         -  продолжить фор...

Разработка урока русского языка для 6 класса по теме «Правописание гласных в приставках пре- и при-»

На этом уроке учитель показывает методику применения разработанного им лингвистического тренажера "Правописание приставок"...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе "Приставки пре и при"

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления обучающихся с написанием гласных в приставках пре- и при-; способствовать развитию познавательных психических процессов; содействовать воспитани...

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Гласные и согласные звуки и буквы"

Конспект урока  по русскому языку 1 класс "Гласные и согласные звуки и буквы"....

Методическая разработка урока русского языка "Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий"

В материале представлен подробный конспект урока по  теме "Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий" и презентация к уроку...