Повышение качества работы с одаренными детьми - одно из основных требований ФГОС.
статья по русскому языку

Материал МО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povyshenie_kachestva_raboty.docx24.62 КБ
Файл povyshenie_kachestva_raboty.pptx346.08 КБ

Предварительный просмотр:

Повышение качества работы с одаренными детьми – одно

из основных требований ФГОС

 

В душе каждого ребенка есть невидимые струны.

Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат.
 В. А. Сухомлинский

     

 Одним из основных  требований  ФГОС является работа с одаренными детьми. По статистике примерно  4% детей являются одаренными. Одаренные дети любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Одарённые дети характеризуются внутренней мотивацией. Они легко прослеживают причинно-следственные связи и делают соответствующие выводы, наделены ярким воображением, изобретательностью, сохраняют в жизни и учёбе элемент игры, творчески подходят к любому делу. С удовольствием воспринимают сложные задания и не любят  готового ответа.

Что такое одарённость в отношении русского языка и литературы – способность к стихосложению, дар грамотно писать, знание правил, начитанность, особое врождённое стилистическое чутьё, которое встречается всё реже и реже. Мы воспитываем поколение, утратившее культуру чтения. И всё же учитель должен верить, что каждый его подопечный одарён, но по-своему. Ведь способности и талант – это понятия индивидуальные.

Возникает вопрос: как  в школе организовать оптимальные условия   для развития  способностей одаренного ребенка?  По словам  В. А. Сухомлинского,  это можно сделать только  через «деятельную  позицию». Работу необходимо начать, во-первых, с системы выявления одаренных детей: исследования пятиклассников, системного наблюдения за детьми, переходящими из класса в класс; во-вторых, с грамотной организации урочной и внеурочной деятельности  как единого процесса, направленного на развитие творческих, познавательных способностей учащихся. 

Каждая из видов деятельности - урочная и внеурочная -  имеет свои специфические особенности, но во взаимодействии они расширяют и углубляют знания учеников, повышают успеваемость учащихся и вызывают интерес к учению, а также максимально развивают способности одаренных школьников.      

К урочной относятся следующие виды деятельности:

- проблемно-развивающее обучение;

- проектно-исследовательская  деятельность;

- игровые технологии (деловые игры и путешествия);

- информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры);

- творческие и нестандартные задания;

- профильное обучение.

Одаренный ребенок – это особенный ребенок, и ему не всегда подходят требования стандартной образовательной системы. Безусловно, обучение одарённых детей невозможно без поиска новых форм и методов работы с  ними.  Поэтому на помощь урочной  деятельности приходит внеурочная деятельность. Необходимо привлекать одаренных учащихся к внеурочной деятельности, поддерживать в них состояние успеха, дух исследования.

 К внеурочной деятельности относятся следующие формы работы:

- факультативы;

- кружки;  

- предметные недели;

- индивидуальная работа с учащимися;

- театрализованные праздники;

- творческие мастерские;

- олимпиады и конкурсы по предметам;

- научно-практические конференции;

- сотрудничество с другими школами, ВУЗами;

- литературно-музыкальные композиции;

- конкурсы чтецов.

При работе с одаренными детьми наибольшего результата можно достичь при применении  исследовательского подхода.  В рамках традиционной классно-урочной системы можно практиковать нестандартные  формы  проведения  учебных занятий: уроки-лекции, уроки-беседы, уроки-конференции, уроки без учителя (когда урок готовится совместно с учителем, а проводится учеником), уроки-семинары, уроки-исследования, уроки-путешествия, уроки-презентации проектов (мини-проектов), уроки-конкурсы, широко использовать проблемные,  эвристические, поисковые, дискуссионные формы работы в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.  Даже на обычных уроках  можно использовать такие продуктивные  формы и методы, как комплексная работа с текстом, лингвистический анализ текста,  литературоведческий анализ текста, редактирование текста, работа с текстами-миниатюрами,  сравнения двух текстов, различные виды диктантов, интеллектуально-лингвистические упражнения, коммуникативные и игровые ситуации, составление схем, таблиц, алгоритмов, исследовательские задания к уроку, самостоятельная работа детей (с использованием ИКТ), дифференцированное домашнее задание (повышенного уровня сложности).

Эти типы уроков,  формы и методы работы продуктивны  как в среднем звене, так и в старших классах, так как  демонстрируют исследовательский подход. У одарённых детей чётко проявляется потребность именно  в исследовательской и поисковой активности, что является  одним из условий,  позволяющим одаренным учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывающим  в них жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду.  Исследовательская деятельность, организуемая на уроках, оказывает прямое воздействие на внеклассную работу. Наиболее оптимально можно применять исследовательский подход на факультативных и кружковых занятиях, при подготовке к конкурсам, олимпиадам, научно-практическим конференциям.

Важнейшей формой работы с одаренными учащимися являются олимпиады. Предметная олимпиада – один из способов определения глубины интереса ребенка к предмету, выявления особых способностей к изучению определенной предметной области. Участие в олимпиадах стимулирует развитие личности одаренного ребенка, способствует формированию познавательных и личностных УУД учащегося: самостоятельность суждений, инициативность, мобильность, мотивацию к обучению и познавательной деятельности, умение отстаивать свою точку зрения, повышает самооценку. Подготовка к  выполнению олимпиадных заданий проводится  индивидуально: решаются  различные типы заданий, применяемые на  школьных, муниципальных и региональных  этапах  олимпиады разных лет, а также  изучается  теоретический и практический материал, собранный из самых различных источников: словарей, учебников, учебных пособий, журнальных публикаций, текстов  художественной  литературы, пишутся  сочинения-эссе. 

 Работа с одаренными детьми – это не только предметные олимпиады. Реализовать себя мотивированные и одаренные учащиеся могут, участвуя в научно-практических конференциях. Для участия в конференциях учащиеся выполняют исследовательскую работу.  И с каждой работой приобретают опыт исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность учащихся  также способствует формированию регулятивных, логических, познавательных, метапредметных УУД. Целеполагание, планирование, умение составлять план и совершать последовательные действия необходимы при написании исследовательской работы. Прогнозирование, саморегуляция, анализ, синтез, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений – необходимые умения, формируемые посредством исследовательской деятельности у учащихся. У ребят  формируется культура мышления, появляется способность выделять из потока информации главные события, описывать их аналитически и критически оценивать, обоснованно анализировать источники, применять свои знания и ценностные суждения в новой ситуации, аргументировать личные взгляды. У ребят  формируется культура письменной и устной речи, нестандартное мышление. 

В рамках исследовательского подхода в организации работы с одаренными детьми можно  уделить внимание  исследовательским проектам (метод проектов). Он ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Дети изучают и используют различные источники получения информации (литературу, библиотечные фонды, средства массовой информации, посещают  музеи), проводят ее обработку (анализ, обобщение, аргументация) и презентацию (доклад, публикация-реферат). Можно на уроках использовать и творческие мини-проекты. Проектная деятельность обладает огромным образовательным потенциалом.  Метод проекта также способствует развитию познавательных умений и навыков, интеграции знаний из различных областей наук, критическому мышлению, формированию определенных личностных качеств одаренного ребенка. В случае разработки и защиты групповых проектов развивается умение работать в коллективе, ощущать себя членом команды, брать ответственность за выбор решения на себя, разделять ответственность с другими, анализировать результаты деятельности.             

Сильным  источником развития интеллектуальной сферы и творческого потенциала одаренных учащихся является  проблемно-развивающее обучение. Важной особенностью проблемного обучения как типа развивающего обучения является сочетание самостоятельной поисковой (исследовательской) деятельности учащихся с уже готовыми предметными знаниями. Урок с применением проблемного обучения организуется следующим  образом: учитель – помощник ученику: формулирует проблему, разъясняет ее. Ученикам даётся возможность самостоятельно  искать пути решения поставленной проблемы. Она может быть решена за один урок, а может быть решаемой за более длительное время. Применение данной технологии активизирует мыслительную деятельность учащихся и развивает творческое мышление. Используются в данной технологии и проблемный вопрос, и проблемные задания, и создание проблемной ситуации.

 Все вышесказанное – это всего лишь краткое описание работы с одаренными детьми. Безусловно, работа  педагога с одаренными детьми  -  это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных детей  и их обучения, а также тесного сотрудничества с другими учителями, администрацией и обязательно с родителями. Грамотно организованная и систематически осуществляемая деятельность по развитию одарённости развивает у учеников стремление к интеллектуальному самосовершенствованию и саморазвитию, развивает творческие способности, навыки   исследовательской деятельности.  Закончить выступление хочется словами В.А.Сухомлинского: «Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе особого внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Повышение качества работы с одаренными детьми – одно из основных требований ФГОС Шубникова Елена Анатольевна МАОУ «Школа№31

Слайд 2

В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат. В . А. Сухомлинский

Слайд 3

Урочные виды деятельности: - проблемно-развивающее обучение; - проектно-исследовательская деятельность; - игровые технологии; - информационно-коммуникативные технологии; - творческие и нестандартные задания; - профильное обучение.

Слайд 4

Внеурочные виды деятельности: - факультативы; - кружки; - предметные недели; - индивидуальная работа с учащимися; - театрализованные праздники; - творческие мастерские; - олимпиады и конкурсы по предметам; - научно-практические конференции; - сотрудничество с другими школами, ВУЗами; - литературно-музыкальные композиции; - конкурсы чтецов.

Слайд 5

Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе особого внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод. В.А.Сухомлинский

Слайд 6

Спасибо за внимание !

Слайд 7

С НОВЫМ ГОДОМ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему: «Улучшение работы с одаренными детьми одно из основных требований ФГОС»

Выступление раскрывет понятие одаренность (талант) и подчеркивает необходимость выявления талантливых детей, определения принцыпов и организации работы в рамках индивидуально-образовательных программ ...

Отчет по теме самообразования «Формирование УУД по биологии как одно из основных требований ФГОС нового поколения»

Отчет по теме самообразования «Формирование УУД по биологии как одно из основных требований ФГОС нового поколения»...

Выступление на МО «Улучшение работы с одаренными детьми – одно из основных требований ФГОС»

Одарённые дети представляют собой особую группу обучающихся и требуют не фронтального,  а индивидуального    обучения....

Протокол № 5 от 28.03.2017г. Семинар воспитателей "Работа с одаренными детьми в соответствии с требованиями ФГОС"

Данный документ подтвердает выступление на семинаре воспитателей "Работа с одаренными детьми в соответствии с требованиями ФГОС" с темой  «Одаренному ребенку – талантливый п...