Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Ситникова Вера  Афанасьевна

Урок включает разнообразные виды заданий по теме

Скачать:


Предварительный просмотр:

План урока по теме:

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Цели урока:  

- развитие речи учащихся, логического мышления, коммуникативных возможностей;

- обобщение и расширение изученных ранее знаний о существительных;

- воспитание желания переосмысления собственных знаний по изучаемой теме  и их практического применения.

Планируемые результаты:

Предметные: какие существительные имеют форму только множественного числа; как их отличить от существительных, которые имеют две формы числа; учиться находить их среди других существительных и правильно их использовать.

Метапредметные:

 Познавательные УУД: постановка    и решение проблемы;

 Регулятивные: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку;

 Коммуникативные: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации, владение разными формами речи.

Личностные: воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников.

Необходимое оборудование:

  • Компьютер
  • Мультимедийное оборудование.
  • Учебник.
  • Презентация к уроку в программе PowerPoint.

1. Оргмомент. Психологический настрой на работу.

- Учитель:  Здравствуйте, ребята!  Что вы ожидаете сегодня от урока? (ответы учеников)

Слайд 1

Учитель: А я представляю наш урок так:  

    Урок - это  солнце,  дарящее  свет,  Подарит  ли  радость  сегодня  для  всех?  Солнце иногда закрывается тучами.  Тучки – это ваши опасения, это      трудности, с которыми вы можете столкнуться на уроке.  А что нам  поможет справиться с нашими трудностями?

(ответы учеников)

Учитель: Ребята, я желаю, чтобы к концу урока все ваши опасения рассеялись, а все ожидания сбылись. И наше солнышко не закрылось бы  тучами. А я жду от вас внимания,  активности, слаженной работы   и  надеюсь на плодотворное сотрудничество.  На столах у вас лежат технологические карты, с которыми вы будете сегодня работать. Запишите на них свою фамилию  и число.

 - Ребята! Уже несколько дней на уроках мы ведем разговоры о части речи, волшебство которой состоит в том, что она называет сущность всего, что окружает нас в мире. О чем идет речь?  (Об имени существительном).

2. Актуализация знаний.

  А)Составление кластера. Работа в группе  Повторим  то, что мы изучили о морфологических признаках существительного. Для этого я предлагаю заполнить схему, записав каждый признак в отдельный кружок.   Слайд 3

Б) Верны ли утверждения? (Слайд 4)

  1. Имя существительное – часть речи, которая обозначает действие предмета. (неверно) Приведите пример.
  2. В предложении имена существительные могут быть любым членом предложения.
  3. Имена существительные изменяются по родам.
  4. Существительные рояль, тюль и шампунь мужского рода.
  5. Имена существительные изменяются только по падежам.( неверно)

3. Конкурс знатоков русского языка:

- А теперь посмотрим, как вы справляетесь  с правописанием слов-существительных.

(Каждому в группе выдаётся карточка со словарными словами (по 10 слов), надо найти и исправить ошибки в словах.  За  верно выполненную карточку группа получает  балл.)

1. цыган                         2. трещётка

3. отрасль                     4. шорох

5. растовщик                6. циплёнок

7. чащоба                     8. Ростов

9. шомпол                    10. расточек

- Что объединяет  все эти слова?     ( самопроверка   - слайд)

4. Знакомство с темой урока.

Пора двигаться дальше. Тему сегодняшнего урока вы узнаете, если выполните следующее задание.

Задание. Каждая группа получила конверт, в который вложены тексты загадок в разрезанном виде. Их надо собрать, записать в тетрадь, отгадать.

1-я группа:

Зубасты, а не кусаются. (Грабли.)

2-я группа:

Без ног, а ходят, без рук, а указывают. (Часы.)

3-я группа:

Какая водица только для письма годится? (Чернила.)

– Посмотрите на отгадки. Что общего в этих словах? (слайд )

(Грабли, часы, чернила,– существительные, у которых есть только форма множественного числа.) Запишем эти слова.

  (В русском языке есть имена существительные, которые имеют форму единственного и множественного числа. Это мы знали раньше. Сегодня мы узнали, что есть имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.)

–Исходя из наших выводов, можете определить, как будет звучать тема нашего урока? Давайте запишем её в тетрадь.

Учитель:  А теперь попробуем сформулировать цель урока. Используйте для этого опорные фразы, записанные на доске.  (слайд)
1) ПОЗНАКОМИТЬСЯ С…; 
2) УЧИТЬСЯ НАХОДИТЬ… И ПРАВИЛЬНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ… . 
Цель урока: познакомиться с именами существительными, которые имеют форму только множественного числа; учиться находить их среди других существительных и правильно их использовать. 

Слайд с изображением предметов

-Как будем отличать такие слова от других  сущ., стоящих просто во множ . числе?

 ( Надо попытаться образовать форму ед. числа)

- А каких морфологических признаков нет  у этих сущ.?

( Не определяется род и склонение. В древнерусском языке было не два, а три числа: единственное, множественное и двойственное. Потом двойственное число исчезло, а слова из этого числа перешли в разряд тех слов, которые имеют только форму множественного числа. )

  5.    Первичное закрепление нового материала.

  1) Упражнение 1 (Слайд 8)

Учитель: А сейчас я предлагаю зайти в наш виртуальный магазин и совершить небольшие покупки. Но  покупать мы будем предметы, имеющие форму только множественного числа. Кто первый пойдёт за покупками?

 Слайд 9 (щелчок по тому отделу, куда «идёт» ученик)

Учитель: В какой отдел направимся мы?

Продовольственный:      Канцтовары:       Косметика:

(В каждом отделе ученик щёлкает по тому предмету, который выбирает. Если ответ верен, покупка попадает в корзину. Данные слайды построены с помощью триггеров).

Канцтовары: ножницы, счёты, чернила.

Косметика: духи, бусы, бигуди

Продовольственный: макароны, сливки, хлопья

Учитель: подводит итог

Упражнение 2. Выпишите  сущ., которые имеют форму только мн. числа. Разделите их на  5 тематических групп.

                Прятки, сумерки, пассажиры, тефтели, сани, лосины,  сутки, жмурки, коньки, оладьи, хлопья, шорты,

Парные предметы

Вещества

Временные промежутки

Географичес-кие названия

Игры

Ножницы, тиски, шорты,сани, лосины,

Сливки, духи, хлопья, тефтели,

Именины, каникулы, сумерки,  сутки,

Альпы, Карпаты,

Жмурки,

прятки

ножницы, кабинеты, Альпы, именины, сапоги, тиски, каникулы, сливки, духи, Карпаты,

Тe'фтели, -ей разг.) тефтe'ли, -ей. Кушанье в виде шариков из мясного или рыбного фарша.

6. Работа с текстами «Из мира простых вещей»

Задание. Прочитайте предложенный текст. Отгадайте, о каком предмете идет речь. Предложите другим группам назвать описываемое в тексте слово. Вставьте пропущенные буквы. 
Карточка 1

Эту ткань изг_тавливали в XVI веке в городе Генуя, который итальянцы называли Дженовой. Из этой проч_ной ткани шили брюки для м_ряков. Потом их стали экспортировать в Калифорнию для п_стухов и золотоискателей. Сейчас их носят люди всех возр_стов. Это… _________.

Карточка 2

      Кто и когда их изобрел – неизвес_но. В Древней Грец_и для них использовали о…шлифованные кристаллы горного хрусталя. Родиной их все же считается Венец_я – царица зеркал и стеклянной посуды. На Руси их стали н_сить с XV века. Это... _______

Карточка 3

       На н_чном небе в созвездии Большого Пса есть зв_зда, которую можно видеть только летом. В эту пору работать было т_жело из(за) жары и люди о_дыхали. Этот летний период и был назван по имени этой звезды. Позже школьники этим словом стали называть и осенний отдых, и зимний, и весенний. Это _______.                        ( проверка -  слайды 16-18)

5. Рассказ на тему «Зимние каникулы»  - 5 минут (Слайд  19)

      Задание: используя данные слова, составьте рассказ из 3-4 предложений на тему «Весенние каникулы». 

    Слова для справок:   каникулы, будни, хлопоты, качели, очки, джинсы, салки, прятки. 

  -   представление работ, оценивание учителем

   7. Подведение итогов урока .

     Рефлексияребята, в начале урока мы с вами говорили о ваших ожиданиях и опасениях. У вас на столах лежат тучки. Если ваши опасения сбылись, прикрепите тучку на доску. А если сбылись ваши ОЖИДАНИЯ, то прикрепите солнышко, которое   сегодня будет  весь день вам ярко светить.  Спасибо вам за урок.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа"

Урок русского языка по ФГОС  "Имена существительные, которые имют форму только множественно числа" (5 класс). Цели урока: обобщение и расширение ранее изученных наний о существительном, развитие ...

Технологическая карта урока русского языка "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа" (5 класс)

В данной технологической карте прописаны цели урока, планируемые результаты, этапы урока, деятельность учителя и учащихся, формируемые УУД....

Урок русского языка в 5 классе : «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»

Цель урока: - развитие речи обучающихся, логического мышления, коммуникативных возможностей...

Урок русского языка в 5 классе по теме "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа"

Урок русского языка в 5 классе  по теме "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа" подготовлен для работы по учебнику образовательной системы "Школа 2...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа"

Данная презентация предназначена для урока русского языка в 5 классе по теме "Имена существительныеЖ, которые имеют форму только множественного числа"...

Самоанализ урока русского языка в 5 классе по теме "Имена существительные , которые имеют форму только множественного числа"

Представлен самоанализ урока русского языка в 5 классе по теме "Имена существительные , которые имеют форму только множественного числа"...