Технологическая карта урока русского языка 6 класс "Работа с текстом"
рабочая программа по русскому языку (6 класс)

Иванова Елена Михайловна

   

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 19.12.2022

Тема:  Работа с текстом

Класс: 6б

Цель: создание условий для включения обучающихся в учебную деятельность по совершенствованию работы с текстом

Планируемые результаты:

Личностные: развивать способность к самооценке на основе наблюдений за собственной деятельностью, критически оценивать полученный результат; развивать интерес к русскому языку через решение коммуникативных задач.

Метапредметные УУД:  

Регулятивные: умение самостоятельно определять цели, проявлять устойчивое желание к самообразованию и самовоспитанию; работать по предложенному плану с учетом личных возможностей, сверять свои идеи с целью, осознавать конечный результат.

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами.

Познавательные: умение ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл; проводить анализ с выделением существенных признаков; находить в тесте требуемую информацию.

Предметные: умение использовать знания и умения при  комплексном анализе текста.

Оборудование: текст для анализа, интерактивная доска для демонстрации презентации и видео фрагментов к уроку.

Этапы работы

Учебные задачи

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Мотивация к учебной деятельности

Активация учащихся осознание значимости учебных материалов для организации учебного взаимодействия

Проверка готовности учебных инструментов: рабочий лист, текст для анализа

Приветствует обучающихся и уточняет их настроение.

Приветствуют учителя и выполняют задание в тетрадях.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.  

Задает вопросы.
 1.Устойчивые сочетания слов – ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ/ 5
2. Раздел науки о языке, изучающий знаки препинания –

ПУНКТУАЦИЯ/5
3.Словарный запас языка – ЛЕК
СИКА/4
4.Слова, употребляемые жителями той или иной области – ДИАЛЕК
ТНЫЕ/7
5.Раздел науки о языке, изучающий словосочетания и предложения – СИНТА
КСИС/6
Е Т С Т К – из данных слов составьте слово  (ТЕКСТ)

 Выполняют задание в тетради .Отвечают на вопросы учителя.

 Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, записывают ответы в тетрадь, из каждого слова берут определённую букву (например, из первого слова возьмите пятую букву и т.д.), из букв, составляют слово.

Тема урока: Текст (работа с текстом)

  Цель: определять тему текста, информационную наполненность,

Актуализация знаний

Создание условий для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.

 Отработка навыка речевого высказывания.

1.Задает вопросы

- что такое текст?
- любое ли высказывание мы можем назвать текстом?

-что всегда определяем в тексте?

- на уроке русского языка для чего нужен текст?

Сегодняшний урок посвящен комплексному анализу. Что это значит?

-Ребята, проверим, хорошо ли вы знаете географию.
Какие реки России вы знаете?

-Ребята, просмотрите небольшой фрагмент видео и скажите:

« Какое отношение данный фрагмент имеет к сегодняшнему уроку?

Подводит итог.

 Запись на доске.

Слушают учителя, участвуют в беседе, способствующей постановке учебной проблеме.


Ответы уч-ся.

2. Смотрят видео .
Соотносят просмотренное со словом «текст», делают вывод об источниках информации по теме

( текст связан с рекой Дон)

Работа по теме –

Работа с текстом до чтения.

Прогнозирование .Осмысленное восприятие новой информации ---работа с текстом

Беседа:

1.Ребята, как вы думаете, о чем будет говорится в тексте?

2. Какую  работу мы будем выполнять с текстом? (у нас урок русского языка)

Откройте учебник на стр. 148

3. Просмотрите текст. Что можете сказать о тексте, не читая его?
Можно ли ответит на вопросы (заполнить таблицу) без чтения текста?

Ответы детей.

Просматривают текст.

Высказывают мнения.

Читают задания (вопросы)

Приложение 1.

Контрольный лист ( вопросы, баллы) .

Работа с текстом во время чтения.

Применить полученные ранее знания, умения при анализе языковых явлений.
Соотносить  полученную информацию  между разными предметами.

1.Организация работы с текстом.

1.1 Читаем текст
а) Беседа:

- о чем говорится в тексте?

- на все предполагаемые вопросы вы нашли ответы?

-где можно найти?

- почему текст разбит на абзацы?

- какие слова требуют пояснения?

- почему некоторые слова написаны с большой буквы?

Организовывает индивидуальную работу учащихся.

Проводит инструктаж (как можно отвечать, балловое наполнение вопроса)

Читают текст.

Отвечают на вопросы.

Приложение №1 (словарь со значением некоторых слов)

анализируют языковые явления, делают выводы, применяют полученные знания.

Отвечают на вопросы на рабочем листе.

Приложение 2.

Работа с текстом после чтения.

Определить углубленное восприятие и понимание текста.

Общий вывод по тексту.

Задает вопросы:

1.Прокомментируйте часть текста, которая для вас показалась наиболее интересной?

2. Объясните, как вы понимаете утверждение в тексте о том, что Дон «служил и продолжает служить людям?»

Предъявляют результаты самостоятельной индивидуальной работы, осуществляют самоконтроль

Контрольно-оценочная деятельность

Организовать работу с учащимися по проверке работы с текстом. Объект проверки: рабочий лист. Критерий проверки: наличие всех записей , правильные ответы на вопросы.

Организовывает индивидуальную работу с учащимися  по проверке и оценке  работы с текстом.

Выставление отметок

Предъявляют результаты самостоятельной индивидуальной работы, осуществляют самоконтроль  и оценивают результаты работы.

Выставление отметок

Рефлексия

Умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его, осознать успешность своей деятельности

Организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Анализируют свою деятельность на уроке. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.

Заполняют «ЛИСТ самооценки» (ставят +)

Сегодня на уроке я:

Узнал что-то новое
Расстроился
Удивился
Научился
Обрадовался
Захотел узнать

                              Было трудно

Итог урока. Домашнее задание.

Умение выбрать задание по силам или на перспективу.

Подвести итог проделанной работы на урок. Предложить дифференцированное домашнее задание

1.Найти и записать дополнительную информацию о реке Дон.

2. Учебник, стр. 149 –составить 4 красивых предложения по иллюстрации , используя выразительные средства языка.

3.Упр. 282 –разобрать первые 3 выделенных  слова как часть речи.

Выбирают задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей. Выполняют в тетради для домашних работ.

Приложение

Рабочий лист

11        Задания

    Время

  Баллы

1.Определите и запишите основную мысль текста.

     3-4мин

     2

2. Составьте план текста из 5 пунктов

     5-6 мин

  1,2.3,4.5

3.Определите и запишите стиль речи текста.

         2мин

     1

4.Придумайте новое название данному тексту и запишите его.

         2мин

     2

5.Подберите синоним к слову «славный» (Дон) и запишите его.

     1-2мин

     1

6. Напишите значение слова «отлогий» (левый берег).

         1мин

     1

7.Проанализируйте виды вставленных орфограмм и отметьте, каких орфограмм нет  в тексте.

А) корни с чередующимися гласными

Б) приставки ПРЕ/ПРИ

В) корни с проверяемыми гласными

        3-4мин

      2

Обработка данных

       Количество баллов

                    Оценка

            13-14 баллов

                  5  -    Я молодец!

            10-12 баллов

                  4  -    У меня все хорошо

            7---9  баллов

                  3  -    Немножко тревожно

       Менее 7 баллов

                  2  -    Надо стараться


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 11 классе по теме "Создание сочинения –рассуждения публицистического стиля в формате ЕГЭ. Проблематика текста. Выявление авторской позиции в тексте."

Данный материал представляет собой методическую разработку урока развития речи по созданию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ по тексту Бориса Васильева "В списках не значился"....

технологическая карта урока русского языка в 5 классе тема текста

технологическая карта урока в 5 классе Тема текста...

Технологическая карта урока русского языка в 11 классе "Пишем сочинение по прочитанному тексту"

В данной методичечкой разработке представлена  поэтапная работа над сочинением по прочитанному тексту публицистического стиля....

Технологическая карта урока русского языка «Заголовок текста. Опорные тематические слова текста»

Класс: 5Тип урока: урок развития речиВид урока: урок открытия нового знания.Основной подход: системно-деятельностный.Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, группо...

Технологическая карта урока русского языка (развития речи) в 10 классе. Приложение (текст и дополнительные материалы к уроку).

Материалы к уроку русского языка (развития речи) в 10 классе в рамках подготовки к ЕГЭ (к написанию сочинения по исходному тексту - задание № 27). Тема: Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по...

Технологическая карта урока русского языка в 9 классе по теме: «Урок-практикум по написанию сочинения-рассуждения по прочитанному тексту (задание 9.2 ОГЭ)»

Методический материал поможет учителям русского языка и литературы в подготовке обучающихся 9 класса к ОГЭ по русскому языку....