Подготовка к написанию сочинения-описания картины А.А. Пластова «Жатва»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Печенкина Виктория Игоревна

Цели урока: познакомить с творчеством художника А.А.Пластова; на примере творчества А.А.Пластова раскрыть взаимосвязь человека и природы в произведениях живописи и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx84.96 КБ

Предварительный просмотр:

Р.р.Подготовка к написанию сочинения-описания картины.

Цели урока:

  1. Деятельностная:познакомить с творчеством художника А.А.Пластова; на примере творчества А.А.Пластова раскрыть взаимосвязь человека и природы в произведениях живописи и литературы.
  2. Предметно-дидактическая:формировать умение анализировать произведение живописи и аргументировать свой ответ, делать выводы;

обогащать и конкретизировать словарный запас учащихся, используя изобразительно-выразительных средства языка;воспитывать интерес к русскому языку, духовность, эстетический вкус, гордость за историю своего народа.

Задачи:

Образовательные:

- обогащать и конкретизировать словарный запас учащихся;

- развивать навыки повествования, рассуждения и описания;

- научить собирать материал, компоновать его, составить текст, написать сочинение по картине.

Развивающие:

- развивать творческие способности учащихся;

- познакомить с творчеством  художникаА.А.Пластова;

-формировать умение анализировать произведение живописи;

-аргументировать свой ответ, обобщать материал и делать выводы;

- развивать орфографическую зоркость, познавательные способности.

Воспитательные:

-на примере творчества А.А.Пластова раскрыть перед учащимися великое значение живописи в жизни человека;

- раскрыть взаимосвязь человека и природы в жизни, в произведениях живописи и литературы

- воспитывать интерес к русскому языку, духовность, эстетический вкус, любовь к жизни, гордость за историю своего народа.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные:создавать устный рассказ по картине и письменный текст описания натюрморта с опорой на зрительные образы;развивать эмоциональную сферу учащихся через восприятие прекрасного; создавать внутреннюю мотивацию к учению.

Метапредметные: учить постановке цели работы; учиться самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать; формировать навыки работы в коллективе, умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.

Предметные: способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, их творческих способностей; формировать умение составлять план текста-описания.

Тип урока:

  1. По ведущей дидактической цели: урок развития речи
  2. По способу организации:
  3. По ведущему методу обучения: урок-беседа

Методы обучения:словесные, практические, проблемно-поисковый (эвристический), самостоятельная работа учащихся

Средства обучения: учебник, рабочие листы, проектор, экран

Ход урока:

Ход урока:

  1. Организационный момент.  СЛАЙД 1

- Добрый день, дорогие ребята! Желаю всем прекрасного настроения и плодотворной работы.

(Приветствие.Проверка готовности к уроку)

- Ребята, вы все такие красивые, нарядные. Но каждый из вас уникален, в каждом есть что-то неповторимое. Вы со мной согласны? (ответы). Действительно, кто-то любит петь, танцевать, кто-то играть в футбол, мы все разные.Возможно, кто-то из вас вырастет и станет музыкантом, актером или спортсменом. В мире множество профессий. Вот я выбрала профессию учителя и ни разу не пожалела. А среди вас есть те, кто хочет стать учителем? (ответы)

Ребята, посмотрите на слайд, у меня для вас загадка. Отгадайте, какая профессия зашифрована на экране. (Кроссенс «Художник»)СЛАЙД 2

- Молодцы! Это художник. А вы любите рисовать? (ответы)

- Ребята, конечно не все из нас умеют красиво рисовать, не у всех все получается, но сейчас мы примерим на себя эту творческую профессию. Давайте представим, что мы художники, пофантазируем. Слушайте внимательно, выполняйте действия, которые я вам подсказываю.

(Звучит музыка)СЛАЙД3-Закройте, пожалуйста, глаза, возьмите в правую руку воображаемую кисть. Давайте нарисуем солнышко. Рисуем круг, а теперь лучики. Вверх, вниз, лучики справа, слева.  Закрашиваем солнышко ярко-желтыми красками. Молодцы! Откройте глаза, посмотрите, что у нас получилось (на экране солнце). СЛАЙД 4

- Ребята, понравилось рисовать под музыку? Кто-то из вас знает, какая музыка звучала?(ответы)

- Это произведение одного из величайших композиторов в истории музыки Петра Ильи́ча Чайко́вского «Вальс Цветов».СЛАЙД 5

III  Объявление темы и целей урока

- Ребята, внимание, вопрос. Как же профессия художника связана с учебным предметом русский язык, и что мы будем делать на уроке? (ответы)

- Верно, художник рисует кистью, а мы будем рисовать словом. Мы на уроке подготовимся к написанию сочинения по картине. - Ребята, откройте учебники на странице 89. Репродукцию какой картины вы видите?

- Ребята, какие цели и задачи перед собой мы сегодня ставим? (ответы)

- Сегодня мы окунемся в мир живописи и познакомимся с творчеством Аркадия Пластова.

 - У нас урок развития речи. Давайте запишем число и тему нашего урока. СЛАЙД 6

На доске (обратить внимание на орфограммы, осанку)

Шестнадцатое марта.

Классная работа.

Подготовка к написанию сочинения по картине А.А.Пластова «Жатва»

(Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщения темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников.Формулировка темы урока учениками)

- Давайте вспомним, каким типом речи вы будете пользоваться в своем сочинении. Придвиньте к себе карточку – информатор «Типы речи»

Название типов речи

На какой вопрос дается ответ в высказывании

О чем говорится в высказывании

Какие части речи преобладают

Сколько можно сделать фотографий

Описание

Какой?

Об одновременных действиях, признаках

Прилагательные, наречия

Один снимок

Повествование

Что?

Где?

Когда?

О последовательных событиях и действиях

Глаголы

Несколько снимков

Рассуждение

Почему это так?

О причинах признаков, событий, действий

Все части речи

Ни одного снимка

  1. Какие типы речи вы знаете? (описание, повествование, рассуждение)
  2. Рассказывая о картине, каким типом речи мы воспользуемся? ( Описание)
  3. При описании картины какую часть речи мы используем (Прилагательные, наречия)
  4. Как мы еще называем красочные красивые определения  (эпитет)

Эпитет - это один из разновидностей тропов, художественных средств речи. Это художественное определение, которое подчеркивает наиболее существенный признак предмета или явления

IV  Работа над темой урока

(Знакомство с творчеством художника Аркадия Александровича Пластова)

(Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.)

Сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью и творчеством известного русского художника Аркадия Александровича Пластова. Обратимся к учебнику, внизу страницы 89 в рубрике «Это интересно»  прочитайте краткую статью о художнике.(читает один ученик)

СЛАЙД- А сейчас  посмотрите на экран. Перед вами портрет художника. Обратите внимание на его глаза. Говорят: « Глаза -  это зеркало души человека». Глаза у него добрые и внимательные.

- Вы прочитали  фразу  в статье: «Любовь к детям». Только истинно добрый человек может любить детей. Большую часть своей жизни художник прожил в деревне, наблюдая за нелегкой жизнью сельских жителей.  Его картины раскрывают красоту и силу родной земли, выражают восхищение человеком – тружеником. Любимые герои Пластова – деревенские ребятишки. Они присутствуют почти в каждом его полотне.

СЛАЙД « Первый снег», Ужин трактористов», «В деревне»,  «Фашист пролетел» и много других. Аркадий Александрович оставил нам в наследство большое количество картин. Его полотна глубоко народны, потому что отражают жизнь простого народа.

- Картина «Жатва», над которой мы будем сегодня работать создана Пластовым в 1945 году, очень важном для страны. Что это за год?(Ответы)

- На этом полотне нет явных примет войны, но ощутить ее мы можем через описание картины. На переднем плане пожилой мужчина с маленькими детьми.

Сразу возникает вопрос, почему на такой тяжелой работе трудятся старик, которому уже давно надо отдыхать, и дети, которым труд этот непосилен. (ответы)

Да потому что все взрослые крепкие мужчины находятся на фронте, защищают Родину. Вот и пашут, сеют, косят те, кто остался: старики и малолетние дети. Художник, словно волшебник, показал нам маленький эпизод из той, далекой от нас жизни. А мы сможем ощутить и чувство горечи, и чувство гордости за свою великую страну.

Беседа по картине

Познакомившись с жизнью и творчеством великого живописца Аркадия Пластова, давайте перенесемся в мир его картины «Жатва».

Репродукция этой картины находится у вас в учебниках: стр.89, упражнение 488.

  1. Что прежде всего привлекло ваше внимание? (ответы)
  2. Рассмотрите картину более внимательно. Кого изобразил художник на переднем плане? (на переднем плане картины мы видим группу людей. Это старик- колхозник и трое ребятишек. Они обедают, отдыхают после тяжелой работы).

Опишите старика, какой он? (бородат, борода почти полностью белая, седые, густые волосы не причесаны).

Обратите внимание на руки старика. Художник тщательно выписал потемневшие от работы, мозолистые руки, тяжелые, натруженные руки. Они большие, крупные. В одной руке старик держит кусок черного хлеба, а в другой – деревянную ложку, которой аккуратно хлебает  еду из красноватого глиняного горшка. На плечи старик накинул старое темно-коричневое пальто, под ним видна синяя холщовая рубаха.. На ногах старые разбитые ботинки.

Напротив него трое детей. Давайте сначала поговорим о девочке, потому что она ближе к нам. Во что она одета, что делает? (Голова девочки покрыта, повязана белым ситцевым платком, из-под которого выбиваются две косички. Темная кофточка, красное платьице, чулочки на поджатых под себя ногах и вишневого цвета сапожки. В руке у нее тоже ложка).

Что вы можете сказать о мальчиках? Наверное, это ее братья. (около девочки сидит ее братишка- рыжеволосый, вихрастый паренек. Он давно не стрижен: либо некогда, а может, некому привести его голову в порядок. И снова вспоминается:

Война ведь, и мало ли где мать этих детей. Мальчонка тоже сосредоточен на еде, как и все его родные.

  1. Что вы скажете о втором пареньке? (Мальчик жадно пьет воду из глиняного кувшина, а может и молоко. Видно здорово устал, и замучила жажда, даже не до еды ему. Оба одеты просто - в рубашки, желтую и белую, и темные штаны.).
  2. Что вы можете сказать о собаке?(собака пристально смотрит на обедающих, с нетерпением ожидает, когда же ей перепадет кусочек).

Что находится слева от обедающих? (Слева от обедающих – большая только собранная скирд, на которой навалены косы, грабли). Какая еда у семьи? (на платке разложены огурцы, черный хлеб, похлебка. Простая крестьянская еда).

Что изображено на заднем плане. (Простирается бескрайнее поле, такие же огромные стога. Над всем этим высится серое предгрозовое небо. Видимо, из-за непогоды спешили дедушка с внуками убрать урожай).

Вспомните из уроков изобразительного искусства о холодных и теплых цветах. Какие (теплые или холодные) использовал художник на картине? (Теплые – красное платье, красно-коричневый кувшин, оранжевый- рыжие волосы, много желтого цвета, они делают картину яркой, светлой; холодные – зеленые огурцы, синяя рубаха, коричневое пальто – создают ощущение горечи. (такого цвета немного).

Какое настроение появляется у нас при рассматривании картины? Что вы ощутили?Она радует своими яркими красками, красотой изображенной природы. Особенно привлекает лето – время года, когда вся природа расцветает. От полотна веет глубокой искренней любовью к людям и к Родине.

Чтобы грамотно написать сочинение, необходимо правильно использовать слова в своей речи. Для этого мы выясним с вами значение некоторых слов.

Словарная работа

Ребята, все вы дети городские и  многие предметы, нарисованные на картине, вам непонятны. Поэтому мы сейчас выясним с вами значение некоторых слов.  Я подготовила вам словарные статьи из толкового словаря В.И. Даля.

Записываем: словарь.

- Название картины « Жатва». Как вы думаете, что это значит?

Жатва – время уборки хлебов (существительное образовано от глагола жать, то есть срезать, готовые для уборки хлебные растения)

- в какое время года проходит жатва? (в конце лета, начале осени)

- Стог - куча плотно уложенного сена или сжатых злаков под открытым небом, цилиндрической формы с закругленной вершиной.

- Сноп – связанный пук колосьев какого- нибудь злака.

- Стерня (стернь) – сжатое поле пшеницы, остатки стеблей сжатых злаков на поле (они очень колются, когда ступаешь по ним босыми ногами).

Чтобы избежать повторов в сочинении, я предлагаю подобрать синонимы к некоторым словам.

А. А.Пластов – художник, живописец, мастер, автор.

Картина – полотно, холст, произведение, репродукция

Жатва – уборка урожая.

При описании картины мы используем прилагательные – определения. Как называются красочные красивые определения (Эпитеты)

Старик – пожилой мужчина, усталый от работы

Лицо старика – бородатое, борода с сединой, что указывает на его возраст. Волосы на голове –взлохмаченные ветром, запутанные, волосы не причесаны.

Руки старика - натруженные сильные, крепкие, мозолистые, заскорузлые, потемневшие от работы. Художник хотел показать нам, что этот старик – труженик.

Одежда старика – темное старое пальто, коричневое, синяя рубашка и старые башмаки.

Девочка – белый, ситцевый платочек, светлый, красный, алый, вишневый, ботинки, сапожки

Мальчики:

А) Рыжеволосый, вихрастый, нестриженый.

Б) белая рубашка, темные штаны, черного цвета

Собака – смотрит пристально, жадно, хочет есть

На картине преобладает желтый цвет, подбираем синонимы: золотистый, ярко-желтый, солнечный, соломенный (вспомнить правописание сложных прилагательных)

Есть оттенки коричневого: светло-коричневый, палевый

Расскажите о настроении, появившемся у вас при рассматривании картины.  Что вы ощутили?

А вот что почувствовала поэтесса Татьяна Эйхман, когда увидела полотно Пластова «Жатва». Я прочту вам отрывок. Он касается в основном старика.

Татьяна Эйхман « Жатва»

И стариковская рука

Погладила вихры мальца.

Глаза прикрыл, издалека

Увидеть бы его отца,

Сказать ему: «Терплю пока,

А ты воюй, мой сын, дерись!

С внучонком терпим. Нелегка

И непроста в деревне жизнь…

О, Боже, мне еще бы год!»

Ковригу хлеба резать стал-

« А там внучонок подрастет!»

« Я, деда, и сейчас не мал,

Могу серпом и молотком,

Вперед тебя косить бегу! »

Из  крынки тягостным глотком

Старик отпил, но молоку

Не рад, и протянул сосуд

Мальчонке, ведь ему расти.

« О, Боже, Отодвинь мой суд!

И душу грешную прости»

« Ну, что перекусили, друг,

Пора вставать, работа ждет…»

За кругом- круг, за кругом – круг,

За годом- год, за годом – год…

« О, Боже!» Дед, а рядом боль…

Бушует на фронтах война…

Дед знал, что победит страна.

Физкультминутка.

4.Первичная проверка понимания усвоенного, первичное закрепление усвоенного.

Составление плана

Любое сочинение – это текст, который подчиняется правилам. Чтобы ваш рассказ о картине был логичным, нужно составить план.

Давайте вспомним композицию сочинения. Работа с учебником. Обратить внимание на «Советы помощника».

- Как еще называют начало сочинения? (Вступление)

- О чем можно писать во вступлении? (О теме картины, об общем впечатлении от нее, о художнике, ее создавшем).

- За вступлением следует основная часть (Что вы будете писать в основной части? Описывается картина и то, что на ней изображено).

- В заключительной части мы напишем о своем впечатлении о картине.

План

I Знаменитый художник – пейзажист Аркадий Александрович Пластов

II Картина «Жатва»

1. Передний план. Люди, изображенные на картине(старик, дети)

2. Задний фон картины (скирды, орудия труда)

III. Мое впечатление от картины.

Напоминаю: каждый пункт сочинения начинаем с красной строки.

Устное словесное рисование. Кто попробует создать устное сочинение.

(Ответы учащихся)

Подведение итогов урока (рефлексия) и сообщение домашнего задания.

Расскажите о настроении, появившемся у вас при рассмотрении картины Пластова «Жатва».

Появилось ли желание написать хорошее сочинение?

Выставление оценок.

Домашнее задание: Написать сочинение, по плану, составленному на уроке.

По желанию: нарисовать рисунок на тему «Сельский труд»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к написанию сочинения-описания по картине И.И.Бродского "Летний сад осенью" в жанре письма другу. 7 класс.

Урок развития речи. И это не просто подготовка к сочинению-описанию, а  работа над особым жанром - письмо другу. ...

Подготовка к написанию сочинения-описания по картине К.Ф Юона «Мартовское солнце»

План-конспект урока может стать хорошим материалом при подготовке учителя к уроку по данной теме.Конспект содержит краткую биографическую справку о художнике, примерный план сочинения, учит работать п...

Подготовка к написанию сочинения - описания по картине В.Волегова «Счастливое детство». 6 класс

При разработке презентации использована репродукция картины современного художника Владимира Волегова...

Подготовка к написанию сочинения - описания по картине Роберта Дункана "В саду" 7 класс

презентация для подготовки к написанию сочинения - описания по картине Роберта Дункана "В саду" 7 класс...

Подготовка к написанию сочинения-описания по картине

Подготовка к написанию сочинения-описания по картине Р. Дункана "Зима пришла, детям радость принесла"...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе. РР Подготовка к сочинению-описанию по картине А.А. Пластова "Летом"

Развернутый конспект урока (развитие речи) по подготовке к сочинению-описанию по картине А.А. Пластова "Летом" по русскому языку (программа Ладыженской). 5 класс....

6 КЛАСС. ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ-ОПИСАНИЯ ПО КАРТИНЕ А.В. МАКОВСКОГО "ПЕЙЗАЖ С ЦЕРКОВЬЮ"

Презентация для проведения урока по подготовке к написанию сочинения-описания по картине...