Исследовательский проект учащегося "Портрет одного слова" ( слово "НАРОД")
проект по русскому языку (5 класс)

Быкова Елена Сергеевна

Данный проект ориентирован на КОМПЛЕКСНОЕ описание самостоятельного слова. В современной лингвистике такой подход, по определению ведущего специалиста Академии наук Юрия Сергеевича Степанова, называют «сгусток в сознании человека». Обучающиеся овладевают навыками лингвистического анализа – знакомятся с историей русской культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon portret_odnogo_slova_rabota.doc600 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

лицей №3 города Галича Костромской области

Портрет одного слова

(слово «народ»)

Выполнил: ученица 5а класса

                                                                        Шорохова Полина

Научный руководитель:
                                                                        Быкова Елена Сергеевна,

учитель  русского языка и литературы

МОУ лицей №3 г. Галича Костромской области

                                                                       

г. Галич

2023

Оглавление

I.Введение                                                                                                                3-7

II.Основная часть: «Портрет» слова «народ» через словари, справочную литературу

1.1 Этнографическая  и этимологические страницы                                                   8

1.2.Лексикографическая страница                                                                            9-11

1.3. Словообразовательная страница                                                                       12-13

    1.4. Слово в УНТ                                                                                                    13-14

III.Заключение                                                                                                    15-16

Список использованной литературы                                                                     26

Приложения                                                                                                          17-25

I.Введение

Слово дано для того человеку,

чтобы свои понятия сообщать другому.

М.В. Ломоносов.

Народная мудрость гласит: «Слово дано человеку, животным – немота». Язык человека состоит из множества отдельных слов. Произнося какое-либо,  мы соединяем его со значение. Например,  произнесите слово огонь, и вы представите горение, яркое пламя; проговорив слово лошадь, видим  это животное мысленно с его отличительными признаками: быстрый бег, твердый шаг, развевающаяся грива.

        В этом учебном году на уроках русского языка я узнала, что Слово является основной единицей речи. Знакомство с основными разделами родного языка происходит именно через Слово.

         Сколько слов в русском языке? В толковых словарях русского языка собраны слова литературного языка, языка художественных произведений, печати, радио, науки. В них часто отсутствуют слова отдельных местностей и областей (диалектные слова) и слова, которые употребляют лица какой-либо одной профессии (профессиональные слова).

         В.И.Даль 47 лет собирал слова местных наречий, говоров. В его «Толковом словаре Живого Великорусского  языка» более 200 тысяч  таких слов.

        Сколько же слов в русском языке? Мы не может точно ответить на этот вопрос, но знаем, что словарное богатство родного языка велико. Язык даёт возможность говорящим создавать новые слова. К.Г.Паустовский писал: «Для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и выражений».

        А сколько хороших слов и выражений знаем мы?! Как часто задумываемся мы над историей слова?! Почему заимствованные слова всё чаще звучат в речи русского человека?! Знаем ли мы, как с веками изменилось слово в своём лексическом значении?! Почему так беден активный словарный запас современного школьника?!

     Эти вопросы и уроки русского языка по материалам раздела  «Лексика. Культура речи» подтолкнули нас к размышлениям над выше перечисленными вопросами и натолкнули на мысль о том, что слово как основная единица речи может быть описана комплексно (с разных сторон), а комплексное описание слова поможет каждому из нас увидеть неисчерпаемое богатство родного языка и с наслаждением погрузиться в него.

Я решила открыть для себя, своих родителей, одноклассников портрет слова «народ».  Учебный проект назвали «Портрет одного слова» и при выборе слова остановились на слове «народ». Почему именно это Слово?

Во-первых, слово «народ» является общеупотребительным и входит в активный словарный запас каждого человека.

Под влиянием определённых факторов в русском языке нередко происходит развитие новых значений слов и изменение их смыслового содержания. Можем ли мы утверждать это применительно к слову «народ»?!

Во-вторых, мне стало интересно, зафиксировано ли данное слово в словаре В.И. Даля. Если да, то, какое толкование записал русский писатель, лексикограф?!

В-третьих, данное слово употребляется в тексте гимна Российской Федерации.

Гимн является одним из государственных символов России. Мне кажется, недостаточно знать слова музыкального произведения (заучить), необходимо открыть для себя историю слова в тексте, чтобы осознать какой смысл несёт оно в содержании, как олицетворяют собой самобытность нашего государства.

Объект исследования: слово «народ».

Предмет исследования: лексическое значение слова, этимологические данные о слове, морфемный состав слова, употребление данного слова в УНТ (пословицы, поговорки), употребление слова «народ» как художественный образ в  произведениях литературы.

Цель нашего проекта: используя словари, справочную литературу, дополнительные сведения Интернет-ресурсов, собрать комплексную информацию о слове «народ».

Задачи, которые мы поставили перед собой:

  • постараться описать значение данного предмета (понятия) в русской культуре;
  • проанализировать лексическое значение слова в основных толковых словарях русского языка;
  • собрать сведения о происхождении слова, обратившись к этимологическому словарю;
  • изучить употребление слова в русских пословицах, поговорках;
  • подобрать к данному слову однокоренные слова и рассмотреть словообразовательное гнездо по словарю А.Н. Тихонова.

Актуальность:

  • материалы данного учебного проекта ориентируют на комплексное описание одного из понятий русской культуры и дают возможность познакомиться с историей русской культуры;
  • работая над данным учебным проектом, самостоятельно получаешь навыки лингвистического анализа, учишься извлекать и перерабатывать информацию из различных источников (выход за рамки школьной программы);
  • материалы учебного проекта «Портрет одного слова» могут быть использованы как иллюстративный материал на уроках русского языка и литературы, истории и  обществознания,  на уроках учебного курса «Русский родной язык»;
  • комплексное описание слов  как учебное пособие отсутствует в фондах ИБЦ.

Гипотеза: любое самостоятельное слово, обозначающее предмет (понятие), может иметь комплексное описание, а не отдельные характеристики;  комплексное описание откроет настоящие богатства родного языка, расширит словарный запас человека, обогатить его новыми знаниями о слове.

Методы исследования: изучение и анализ литературы и  материалов сети Internet, сравнение, метод опроса, анализ продуктов деятельности учащихся, обобщение, иллюстрирование.

Наши помощники: одноклассники, учащиеся 5«а» класса, руководитель информационно-ресурсного центра МОУ лицея №3 Бронникова Т.К., учитель истории и обществознания Хаткевич Л.И.

Предполагаемый продукт проекта: подготовить «видео-объясняшку» к слову «народ» (видео объяснение  слова).

В процессе работы мы анализировали словарные статьи в различных словарях русского языка, старались работать не только со школьными, но с комплексными словарями, которые находятся в информационно-ресурсном центре нашего образовательного учреждения.

 Заинтересовал нас «Толковый словарь Живого Великорусского языка»  В.И. Даля (версия для детей, выпущенная издательством «ОЛМА-ПРЕСС в 2006 году). Издание наполнено красочными иллюстрациями, что даёт возможность не только познакомиться со значением слова, но и представить данный предмет (объект), быт, традиции и особенности уклада жизни своего народа. Каждая словарная статья насыщена яркими и выразительными примерами (пословицы, поговорки, словосочетание, крылатые фразы).

Книга Ю.С. Рябцева «История русской культуры: Художественная жизнь и быт XI-XVII вв», используемая в качестве помощника, помогла совершить увлекательное путешествие в прошлое: посетить крестьянскую избу, побывать на пахоте, увидеть тяжелый труд народа-крестьянина.

Иллюстрированная энциклопедия «Русский народ. Праздники, обряды и обычаи» дала возможность приоткрыть для себя историю своего народа через праздники, праздничные зрелища, святочные гадания, масленичные игрища. В данной энциклопедии собраны материалы и о Костромской губернии (краеведческий материал).

План работы представлен в материалах приложений (см. Приложение 1).

II. Основная часть: «Портрет» слова «народ» через словари, справочную литературу, материалы сети Internet

1.1 Этимологическая страница

Слово «народ» произошло от древнейшего праславянского корня «родъ», который упоминается в памятниках письменности с XI века. По мнению лексикографов, данный корень мог значение «расти», «разрастаться», «прибывать». Изначально корень «родъ» использовался для называния того, что родилось и выросло на земле.

         Производные слова  от него имеются во многих языках: русском, латышском, белорусском, украинском и др. Например, от этого корня произошли слова  «родовой», «родословная», «родственник», «уродиться», «урожай» и однокоренные им. По данным этимологического онлайн-словаря под редакцией Н.М. Шанского общеславянское слово «народ» является производным к слову «народити» (приставочный способ словообразования). Словарь XI – XVII вв. фиксирует 4 значения этого слова: «родить, произвести в большом количестве» (XV в.); «снести (яйца)» (XV в.); «создать» (XVI в.); «родить, произвести на свет» (XVII в.).1 Возможно, корень «родъ» может указывать на понятие род в значении племени. Значит, народ – люди, родившиеся в одном  племени, люди одного рода. Но согласно истории XI –XVII веков при употреблении слова «народ» не осуществлялось прикреплённости к той или иной территории по рождению, объединение происходило на основе каких-то интересов. Поэтому данное слово могло употребляться в значении «толпа, множество, сборище, собрание», «народная масса». Это явно относилось к периоду пока у народа не было единого государства, которое бы объединило всё в единое целое (территория, язык, вера, интересы).  

В воинских повестях эпохи XIII века слова «народ» употребляется в значении «полк» (мужчины воины).

__________

1 https://moluch.ru/archive/33/3794/

1.2.Лексикографическая страница

В.И. Даль

Толковый словарь живого великорусского языка

(версия для детей)

А.П. Евгеньева

Словарь русского языка

Толковый словарь под редакцией Д.Н. Ушакова

С.И. Ожегов,

Толковый словарь русского языка

Универсальный словарь по русскому языку.

Народъ- люд, народившийся на известном пространстве; люди вообще; язык, племя; жители страны, говорящие одним языком; обыватели государства, страны, состоящей под одним управлением; чернь, простолюдье, низшие, податные сословия; множество людей, толпа.

Народ. м. люд, народившийся на известном пространстве; люди вообще; язык, племя; жители страны, говорящие одним языком; обыватели государства, страны, состоящей под одним управленьем; чернь, простолюдье, низшие, податные сословия; множество людей, толпа.

1. Население, объединенное принадлежностью к одному государству;  жители страны.2. То же, что нация, национальность, народность. 3.Люди (обычно много людей). Много народу. И поет при всем народе во саду  ли в огороде. Пушкин. Народ в этом краю был суровый – охотники, лесовики. 

А.Н Толстой.

4. Основная часть трудящегося населения страны.

1.Население государства, жители страны. 2. То же, что нация. Великий русский н. 3. Основная, трудовая масса населения страны (в эксплуататорских государствах угнетаемая господствующи-

ми классами). Трудовой н. Выходцы из народа. Простой н. 

4. То же, что люди 

(в 1 значении.). Мало народу. Площади заполнены народом.

1.Население государства, жители страны. Российский народ. 2. Нация, национальность или народность. Русский народ. Северные народы. Малые народы. 3. Основная трудовая масса населения страны. А вы!  Ваше время давно отошло! Любви не вернете народа 

( Н. Гумилев).4. Люди, группа людей. В зале много народу. Площади заполнены народом.

Анализируя словарные статьи в данных словарях, я заметила: 1) слово «народ» является многозначным по данным 3-х словарей, 2) слово «народ» в толковом словаре под редакцией В.И. Даля представлено в значении «люд, народившийся на известном пространстве». Но в данной словарной статье автор вносит и уточнение о том, что народом в тот период назвали людей низших сословий (чернь, простолюдье). Эти же данные указаны в словарной статье словаря под редакцией А.П. Евгеньевой 3) слово «народ» в словарях под редакцией  С.И Ожегова и  Д.Н Ушакова, в универсальном словаре в первом значении даётся в терминологическом плане: население страны, 4) в словаре С.И Ожегова отмечаем значение слова, употребляемое в применительно в эксплуататорских государствах: народ – трудовая масса населения. 5) во всех словарях слово «народ» употребляется  в значении «множество людей» или «много народу» (толпа, группа), 6) ни в одной из словарных статей не видим дополнительных помет. 

Меня заинтересовало употребление слова «народ» в значении «простолюдин». В словарной статье  В.И. Даля (словарь версия для детей) мы прочитали пример-иллюстрацию употребления слова:  «те, кто молился», «те, кто сражался» и «те, кто работал».

Книга Юрия Сергеевича Рябцева «История русской культуры: Художественная жизнь и быт XI-XVII вв» дала возможность мне представить это лексическое значение через главу «Крестьянский быт».

Жизнь простолюдина-крестьянина связана была с ремеслом. Мужчины строили дома, мастерили мебель и орудия труда, делали деревянную посуду. Женщины пряли, ткали, шили, вязали. Дети начинали трудиться рано, но сначала они выполняли вспомогательную работу.

Самой ответственной порой было время сева. Накануне крестьяне совершали удивительный обряд: мылись в банях вечером, чтобы хлеб рос без сорняков, утром надевали белые рубахи и с лукошками на груди выходили в поле. На сев обязательно приглашали священника совершить молебен и окропить поле святой водой.

Не менее трудным было время уборки урожая. На жатву выходили все: мужчины, женщины (бабы), старики и старухи. Кто серпы жал, кто снопы вязал. Целый день от зари до зари работал крестьянин. Это время называли «страда». Труд землепашца, кормившего и помещика, и горожанина, пользовался почётом.

Узнала и как крестьянин-мужик снопы раскладывал, и как обмолачивали зерно, и как занимались огородничеством и крестьянским хозяйством (разводили скотину).

Трудом своим жил простой народ работа составляла смысл его жизни. Наверно, именно с тех времён появилось представление о том, что труд благословен Богом, а мы и сейчас слышим от представителей старшего поколения в семьях: «Бог в помощь!», «Помогай Господь!»

Если обратить внимание на употребление слова «народ» в значении «нация, национальность, народность», тогда слово будет толковаться как «люди, которых объединяет родной язык, особенности быта, культуры, традиций, обычаев. Значит, в значении этого слова можно употреблять наименование народностей?!

Ответ на свой вопрос нашли в материалах сети Internet: в данном лексическом значении указано более 100 синонимов (см. Приложение 2).

В тексте слов гимна Российской Федерации звучат строки:

Славься Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой…

Словосочетание «братские народы» употребляется в значении нации, которые помогают и поддерживают друг друга. В разные периоды истории русских своими братьями считали многие народы, даже те, которые не имеют с нами общих корней. Особенные узы родства связывают русских с белорусами и украинцами, вместе с которыми они являлись жителями исторического древнерусского государства.

1.3. Словообразовательная страница

К данному слову мы самостоятельно подобрали однокоренные слова: народный, народец, народище, народность. Решили проверить себя по словообразовательному словарю.

         Заглянули в словообразовательный словарь русского языка А.Н. Тихонова и увидели, что словообразовательное гнездо слова «народ» состоит из 17 слов (см. Приложение 3).

Слово «народ» – первообразное слово, т.е оно дало начало жизни однокоренным словам.

Один из основных способов словообразования однокоренных слов к данному – суффиксальный  (при помощи суффиксов – ец, шик, ищ, ник, еск, ость, н,о).

Так как на уроках русского языка мы сейчас рассматриваем значение суффиксов имён существительных, мне захотелось узнать значение суффиксов в словах: народец, народишко, народище.

Когда-то я читала русскую народную сказку «Заяц-хваста». Именно в её содержании употребляются слова, имеющие суффикс –ищ- (усищи, лапищи, ушищи). Заяц хотел похвастаться, показать свою силу перед волком.  Суффикс –ищ- в слове «народище»  придаёт слову разговорный оттенок.

В словаре В.И. Даля отмечено, что слово «народишко» является областным и употреблялось когда-то в Архангельской губернии. В русском языке суффикс –ишк- употребляется для придания слову уменьшительно-пренебрежительного значения: домишко, воришка, пальтишко. Моя бабушка иногда говорит: «Скверный народишко пошёл». Так она высказывается о людях недостойных, невнимательных, жестоких.

Из материалов Викислова я узнала, что суффикс –ец- может употребляться в слове и вносит различный оттенок лексического значения. Например, в словах горец или олимпиец он указывает на того, кто принадлежит к определённой группе. В словах певец или продавец – тот, кто занимается определённой деятельностью. В слове «народец» суффикс –ец- во-первых, вносит разговорный оттенок значения, а во-вторых, указывает на уменьшительно-пренебрежительное значение.

Своим одноклассникам  на одном из уроков в теме «Морфемика. Орфография. Культура речи» я предложила выполнить здания на отработку умения подбирать однокоренные (родственные) слова, на умение видеть разницу между формой слова и родственным словом, на развитие умения составлять словообразовательную цепочку. Вариант задания и анализ результатов можно увидеть в Приложении 4.

1.4.  Слово в УНТ

УНТ (фольклор) – словесное творчество народа, передаваемое из уст в уста из поколения в поколение. С уроков литературы мы знаем, что пословицы и поговорки – это малые жанры фольклора. Если слово «народ» фиксируется в словарях с XI века, то в устной речи оно употреблялось ещё раньше.

Вместе с Еленой Сергеевной и Лилией Ильдюсовной мы решили посмотреть, как это слово употребляли наши предки в пословицах и поговорках

Воспользовались сборников пословиц и поговорок В.И. Даля, который разбит автором на тематические группы. Со слово «народ» обнаружилось 2 группы: народ-мир, народ – язык.

В группе «Народ – мир» слово «народ» употребляется в значении «общество людей, проживающих в одном селении, в деревне». Елена Сергеевна сказала, что её дедушка и бабушка, которые проживали в деревне Огурцы Октябрьского района Костромской области именно так говорили и жителях окрестных деревень. В книге  Н.С. Ганцовской «Меткое костромское слово» мы познакомились с примерами живой народной речи Костромского края и прочитали небольшой рассказ «Народу людно было» (место записи – Октябрьский район, село Боговарово).

Эти пословицы, поговорки  я раньше не встречала (список см. в Приложении 5).

В тематической группе «Народ – язык» слово «народ» связано с понятием «национальность,  народность». Таким образом, пословицы и поговорки описывают (характеризуют) людей какой-то страны. Например, француз (поляк) боек, а русский стоек. В этой пословице показано преимущество русского народа над врагом (сила, храбрость, стойкость). Или грек правду скажет однажды в год: возможно, это связано с особенностью греков рассказывать и приукрашать, хвалить. В поговорке у немцев на всё инструмент есть скрыта национальная особенность – особое отношение к работе (требовательность, скрупулёзность, выполнение всех деталей, бережливость). Нет проку в татарских очах – высказывается недоверие к людям этой национальности.

Мы пришли к выводу, что большинство поговорок сложилось в определённый  временной промежуток: Отечественная война 1812 года, нашествие монголо-татар, эпоха Великого переселения народов. Это даёт возможность учителю истории или литературы использовать пословицы и поговорки на уроках.

В материалах сети Internet нами было найдено 37 пословиц со словом «народ» (см. Приложение 6). В большинстве из них данное слово употребляется в значении «население, объединенное принадлежностью к одному государству;  жители страны», но указывается на единство силы и духа всех вместе (единое целое).

  1. Заключение

Слово «народ» является общеславянским слово, которое изначально произошло от древнейшего праславянского корня «родъ». Словарь XI – XVII вв. фиксирует многозначность слова «народити» (производящее к слову «народ»). В воинских повестях эпохи XIII века слова «народ» употребляется в значении «полк» (мужчины воины).

Под влиянием временных факторов и особенности употребления слова в контексте  произошло  изменение  смыслового содержания слова.

По данным словарных статьи (словари русского языка) слово «народ» является многозначным. 

Слово «народ» в значении чернь, простолюдье зафиксировано только в словаре В.И. Даля. Употребление данного слова именно в таком значении мы можем встретить в произведениях художественной литературы.

Слово «народ» в значении нация, население страны является общеупотребительным в устной речи, синонимов к нему используем слово «люди». На уроках географии это значение рассматривается как терминологическое.

С точки зрения словообразования слово «народ» – первообразное слово. Один из основных способов словообразования однокоренных слов к данному – суффиксальный.  

Используя сборников пословиц и поговорок В.И. Даля, убедились, что  слово «народ»  употребляли наши предки в пословицах и поговорках в 2-хзначениях: «общество людей, проживающих в одном селении, в деревне» (народ – мир)  и «национальность,  народность» (описывают (характеризуют) людей какой-то страны).

В материалах сети Internet пословицы со словом «народ» употребляется в значении «население, жители страны», но указывается на единство силы и духа всех вместе (единое целое).

Таким образом, мы пришли к основному выводу: самостоятельное слово, обозначающее предмет (понятие), имеет  комплексное описание, которое даёт возможность расширить словарный запас человека (например, узнала слова «международный», «антинародный»; узнала новые приставки), обогатить его новыми знаниями о слове (например, этимологические сведения), узнать употреблении слова в контексте (например, пословицы и поговорки), приоткрыть историческое прошлое своего народа (например, быт крестьян), дает возможность пересмотреть прочитанные художественные произведения, чтобы глубже раскрыть портрет героя (например, слово «народ» в значении «чернь, простолюдин» в рассказе И.С. Тургенева «Муму»).

«Портрет одного слова» стал для меня «лингвистическим путешествием».

Приложение 1

План работы:

Номер   «шага»

Мероприятия

1-й шаг

1 неделя

выбрали слово для описания, определили «страницы» для комплексного описания данного слова, определили объект и предмет исследования, методы; сформулировали цель и задачи

2-й шаг

2 неделя

изучая энциклопедическую  и справочную литературу, материалы сети  Internet   описывали данный предмет (слово),  сопоставляли, сравнивали, анализировали полученные сведения

3-й шаг

3 неделя

сопоставляли лексическое значение слова в основных толковых  словарях русского языка (сравнительный анализ)

4-й шаг

4 неделя

обратились к  сборнику «Пословицы русского народа» под редакцией В.И. Даля», чтобы найти примеры употребления слова «народ»

5-й шаг

5 неделя

проанализировали словообразовательного гнездо слова «народ» (словарь А.Н Тихонова), подготовили задания к материалам страницы «Словообразовательная страница»  для учащихся 5а класса

 МОУ лицея №3

6-й шаг

6 неделя

организовали выполнение заданий учащимися 5а класса МОУ лицея №3 к странице «Словообразовательная страница», проанализировали их

7-й шаг

7-8  недели

оформляли материалы проекта, подготовка продукта проекта

Приложение 2

Синонимы к слову «народ»

https://efremova.slovaronline.com/50898-NAROD

Приложение 3

Словообразовательное гнездо

(по данным «Словообразовательного словаря русского языка» А.Н. Тихонова)

НАРОД

народец

народишко

народище

народник

народный

народнический

народно

народность

антинародный

международный

обнародовать

обнародование

народонаселение

всенародный

всенародно

общенародный

общенародность

Приложение 4

Задания по теме «Морфемика. Словообразование. Культура речи»

1.        Подчеркните формы слова к слову «народ». Помни, что форма слова не является однокоренным словом.

Народец, народа, в народе, народный, народность, народы, международный, к народу, народом.

? Как бы вы объяснили лексическое значение слова «международный».

2.        Постарайтесь восстановить словообразовательную цепочку. Укажите цифрами порядок следования слов, выделите словообразовательные морфемы.

- Народный, народность, народ

- Народ, народно, народный

 Результаты выполнения 1-ого задания (26 чел):

Результаты выполнения 2-ого задания (работу выполняли в парах):

Приложение 5

Сборник пословиц и поговорок В.И.Даля

НАРОД - МИР

НАРОД – ЯЗЫК

Приложение 6

Если народ един, он непобедим.

Земля народом сильна.

Народы нашей страны дружбой сильны.

Народ зря говорить не будет.

Народ захочет, бездну перескочит.

Где народ, там и правда.

Земле - воду, богатство - народу.

Кто с народом, тот непобедим.

Учи народ, учись у народа.

Без народа - одна невзгода.

Наш народ растет из года в год.

Гром и народ не заставишь умолкнуть.

Враг боек, да наш народ стоек.

Служи так народу, чтобы за него в огонь и в воду.

Человек без народа, что дерево без плода.

Народному горю - народный гнев.

Если народу служить, и на полюсе можно прожить.

Кто стоит за народ, того народ героем зовет.

Наш народ зря не любит говорить, а если сказал, то связал.

Наш народ сплочен, как один, он непобедим.

Держи с народом связь, не ударишь лицом в грязь.

Непобедимая наша страна дружбой народов скреплена.

Кому дружба народов дорога, тот бьет врага.

Если вздохнуть всем народом - ветер будет.

Народ не убьёшь, его на всё хватит.

Море не высохнет, а народ не заблудится.

Советский народ тверже каменных пород.

Солнце не померкнет, народ не сломится.

Тропа выводит на дорогу, дорога приведет к народу.

Хочешь служить для народа - учись у народа.

Где власть народа, там победа и свобода.

Советский народ смотрит всегда вперед.

Народу все под силу, тем он и держится.

Народ волной пошумит и перестанет.

Для себя жить - тлеть, для семьи - гореть, а для народа - светить.

Нет такой силы, которая бы советский народ пересилила.

Если народ един, он непобедим.

Список использованной литературы

Словари

  1. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка для детей: Избранные статьи. В 10т. Т.4. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2006.
  2. Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка: Пособие для учащихся. - 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1980.
  3. Комплексный словарь русского языка / Под ред. А. Н. Тихонова. – М. Дрофа, 2009.
  4. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2000.
  5. Словарь синонимов русского языка. В 2-х т. / Под редакцией А.П. Евгеньевой. – М., 2003.
  6. Современный толковый словарь русского языка. В 3-х т. / Под ред. Т.Ф. Ефремовой. – М., 2005.
  7. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка. В 2-х т. – М., 2000.
  8. Толковый словарь русского языка. В.4-х т./ Под редакцией Д.Н. Ушакова. – М., 1968.
  9. Универсальный словарь русского языка / Под общей ред. О. Л. Соболевой. – М.: АСТ-ПРЕСС Книга.
  10. Цыганенко Г. П. Этимологический словарь русского языка. – К.: Рад.шк., 1989.

Справочная литература

  1. Борзова Л.П. История России в картинках, рассказах, путешествиях. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008.
  2. Забылин М. Русский народ. Полная иллюстрированная энциклопедия. Праздники, обряды и обычаи. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.
  3. Рябцев Ю.С. История русской культуры: Художественная жизнь и быт 11-17вв.: Учеб. пособие. – М.: ВЛАДОС, 2001.
  4. Хрестоматия по литературе для 5-7 классов / Сост. Н.Г. Быкова. – М.: ООО Изд-во АСТ, 2001.

Электронные ресурсы

      1. Муратова, Е. Н. Выражение концепта «народ» в русском языке / Е. Н.     Муратова, А. Э. Сенцов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 10 (33). — Т. 2. — С. 40-42. — URL: https://moluch.ru/archive/33/3794/

    2. https://vdahl.ru/народ-язык/

    3. https://vdahl.ru/народ-мир/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательский проект "Энциклопедия одного слова" (проектная деятельность учащихся 5 класса НОУ ОЛ "Довузовский комплекс ТвГУ")

Это совместный исследовательский проект учащихся 5-ых классов, занявший 3 место в 11 научно-практической конференции учащихся "Будущее - за нами!" В ходе работы пятиклассники проанализировали особенн...

Творческая работа "Единорог". Проект История одного слова

             Одной из главных и наиболее сложных задач школьного обучения является развитие речи учащихся, обогащаение их словарного запаса и формирован...

Методическая разработка. Проект История одного слова

             Одной из главных и наиболее сложных задач школьного обучения является развитие речи учащихся, обогащаение их словарного запаса и формирован...

Методическая разработка проекта «Биография одного слова»

ull;     Данный исследовательский проект ориентирован на комплексное описание одного из ключевых понятий русской культуры. Работая над проектом, обучающиеся овладевают навыками л...

Проект "Энциклопедия одного слова"

Проект посвящен исследованию жизни слова в русском языке...

ПРОЕКТ. Портрет одного слова. Слово "КОНЬ"

Портрет одного слова. Слово "КОНЬ"...