Методическая разработка занятия с использованием инновационных технологий по дисциплине «Русский язык» на тему «Типы речи» (на материале, посвященном Великой Отечественной войне)
план-конспект урока по русскому языку

Калмухамбетова Ольга Махсотовна

Вашему вниманию представлена методическая разработка урока-исследования по теме «Типы речи», составленная на материале, посвященном Великой Отечественной войне.

Данная рекомендация по проведению открытого занятия разработана в соответствии с разделом «Язык и речь» рабочей программы по дисциплине ОУД.01 «Русский язык».

Актуальность проекта заключается в демонстрации методики, которая позволит реализовать взаимосвязь полученных теоретических знаний и практических навыков обучающихся. Такая нестандартная модель обучения может занять важное место в образовательном процессе при подготовке компетентного выпускника. Актуальность единой тематики текстов, с помощью которых закрепляются теоретические знания обучающихся, обусловливается тем, что 2020 год объявлен Годом памяти и славы с целью сохранения исторической памяти и в честь празднования 75-летия со Дня Победы в Великой Отечественной войне.

Цели занятия:

Образовательная: закрепление знаний о типах речи, алгоритме их определения.

Развивающие:

- развить у обучающихся умения определять тип речи в тексте и составлять свои высказывания по заданному типу речи.

- развить у обучающихся познавательный интерес, самостоятельность в поиске знания.

- повысить мотивацию к изучению дисциплины посредством создания условий для практического применения знаний;

Воспитательные: воспитать умение работать в команде, проявляя чувство доброжелательности и сплоченности, способствовать воспитанию чувства патриотизма и ответственности за сохранение исторической памяти о великом и трагическом для всего народа событии; сформировать понимание о том, что в наших силах сделать так, чтобы такого больше не повторилось.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx530.13 КБ
PDF icon prezentatsiya.pdf2.61 МБ

Предварительный просмотр:

Министерство общего и профессионального образования РО

государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение  Ростовской области

«Морозовский агропромышленный техникум»

Методическая разработка занятия

с использованием инновационных технологий

по дисциплине  «Русский язык»

на тему «Типы речи»

(на материале, посвященном Великой Отечественной войне)

для первых курсов

специальностей:

«Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»,

«Право и организация социального обеспечения» и др.

                           

Разработчик:

Преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ РО «МАПТ»

Калмухамбетова Ольга Махсотовна

п. Озерный

2020  г

Пояснительная записка

Вашему вниманию представлена методическая разработка урока-исследования по теме «Типы речи», составленная на материале, посвященном Великой Отечественной войне.

Данная рекомендация по проведению открытого занятия разработана в соответствии с разделом «Язык и речь» рабочей программы по дисциплине ОУД.01 «Русский язык».

Актуальность проекта заключается в демонстрации методики, которая позволит реализовать взаимосвязь полученных теоретических знаний и практических навыков обучающихся. Такая нестандартная модель обучения может занять важное место в образовательном процессе при подготовке компетентного выпускника. Актуальность единой тематики текстов, с помощью которых закрепляются теоретические знания обучающихся, обусловливается тем, что 2020 год объявлен Годом памяти и славы с целью сохранения исторической памяти и в честь празднования 75-летия со Дня Победы в Великой Отечественной войне.

Цели занятия:

Образовательная: закрепление знаний о типах речи, алгоритме их определения.

Развивающие:

- развить у обучающихся умения определять тип речи в тексте и составлять свои высказывания по заданному типу речи.

- развить у обучающихся познавательный интерес, самостоятельность в поиске знания.

- повысить мотивацию к изучению дисциплины посредством создания условий для практического применения знаний;

Воспитательные: воспитать умение работать в команде, проявляя чувство доброжелательности и сплоченности, способствовать воспитанию чувства патриотизма и ответственности за сохранение исторической памяти о великом и трагическом для всего народа событии; сформировать понимание о том, что в наших силах сделать так, чтобы такого больше не повторилось. 

Формируемые компетенции:

- Лингвистическая: овладение основными нормами русского литературного языка, систематизация знания о языке, обогащение грамматического строя речи учащихся.

- Коммуникативная: формирование умения осознанно отбирать языковые средства для осуществления общения в соответствии с речевой ситуацией, создавать собственные связные высказывания различной направленности;

- Культуроведческая: осознание взаимосвязи языка и истории народа, а также осознание важной роли языка в осуществлении профессиональной деятельности.


Технологическая карта учебного занятия

Тема: Типы речи.

Вид занятия: урок-исследование

Тип урока: комбинированный

Основные методы обучения, используемые в методической разработке:

- поисковый

- рефлексивный

- словесный

- прием кластера

- наглядный.

Прием кластера позволяет охватить большой объем информации, вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, развивает системное мышление, развивает способности к творческой переработке информации.

Обеспечение занятия:

1) Раздаточный материал

2) Материал для оформления кабинета

3) Буклеты в подарок обучающимся

4) Презентация

Межпредметные связи:

- ОУД.06 История

- ОУД.02 Литература (информация в буклетах)


СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный этап.

2. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

3. Поиск нового знания.

4. Закрепление.

5. Информация о домашнем задании.

6. Подведение итогов.

7. Рефлексия. Оценивание.

СЦЕНАРИЙ УРОКА

1. Организационный этап.

Здравствуйте, уважаемые обучающиеся! (отметить присутствующих).

2. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Слайд №1.

В современном мире сложились такие условия, когда востребованность специалиста на рынке труда зависит от наличия грамотной речи, умения эффективно общаться, от знания речевых приемов воздействия, убеждения, поэтому тема сегодняшнего урока: «Типы Речи».

Слайд №2.

Сегодня мы познакомимся с типами речи, отработаем алгоритм их определения, научимся определять тип речи в тексте, а также составлять высказывание по заданному типу речи.

Слайд №3. 

Также хотела бы обратить ваше внимание, что 2020 год объявлен годом памяти и славы с целью сохранения исторической памяти и в честь празднования 75-летия Победы в Великой Отечественной войне, поэтому работа по теме будет осуществлена на этом материале.

3. Поиск нового знания.

Сегодня вы сами попробуете определить отличительные черты типов речи. А поможет нам в этом прием кластера. Кто знает, что такое кластер?

 Слайд №4.

Это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы.

 Слайд №5.

Так как существует три типа речи: описание, повествование и рассуждение, вы разделены на три группы соответственно.

Определяя отличительные черты типов речи, действовать мы будем по такому алгоритму (показываю плакат и вешаю на магнитную доску) см. приложение 1.

У вас на столах тоже есть этот алгоритм, в нем 7 пунктов, к каждому из которых вы должны подобрать соответствующую характеристику. Эти характеристики разложены у вас на столах. В каждой карточке по 3 ответа, вам нужно выбрать ту характеристику, которая относится к вашему типу речи. Первому пункту алгоритма соответствуют характеристики №1, второму - №2 и т.д.

Также у вас на столах лежат флаги (см. приложение 2). Под таким флагом русский народ одержал победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Когда вы будете готовы отвечать, вы должны поднять флаг. Это будет символизировать вашу маленькую победу в поиске истины.

Итак, прежде чем составлять какое-либо высказывание, мы должны исходить из нашего коммуникативного намерения, к чему в итоге мы хотим прийти. Поэтому первый вопрос – цель высказывания. Возьмите карточки под №1 и выберете то, что подходит к вашему типу речи (дети дают ответы в той последовательности, в которой были подняты флаги). Приклейте ваши ответы на кластер.

Следующий пункт алгоритма – главный вопрос, который мы можем задать тексту. Берем карточки под №2 (дети дают ответы в той последовательности, в которой были подняты флаги; дети приклеивают свои ответы на кластер).

Следующий шаг – это определение композиции текста, т.е. как именно будет структурирован текст, из каких частей будет состоять. Возьмите карточки под №3. (дети дают ответы в той последовательности, в которой были подняты флаги, дети приклеивают свои ответы на кластер).

С композицией определились, далее нам необходимо выбрать инструменты речи, определяем ведущие части речи. Берем карточки под №4. (дети дают ответы в той последовательности, в которой были подняты флаги, дети приклеивают свои ответы на кластер).

Следующий пункт алгоритма – синтаксис, мы должны понять каким образом будут построены предложения в нашем высказывании. Возьмите карточки под №5. (дети дают ответы в той последовательности, в которой были подняты флаги, дети приклеивают свои ответы на кластер).

Необходимо отметить, что в чистом виде типы речи используются редко. Обычно один из типов в тексте является  преобладающим, и по мере необходимости используются другие типы речи. Поэтому следующий вопрос – использование фрагментов других типов речи. Берем характеристики под №6. (дети дают ответы в той последовательности, в которой были подняты флаги, дети приклеивают свои ответы на кластер).

Для того, чтобы легко определить текст какого типа речи перед нами, используется следующая методика. Прочитав текст, можно представить картинку, и в зависимости от количества представленных в нашем воображении картинок, возможно определить тип речи. Поэтому следующий вопрос – количество кадров фотопленки. Достаем карточки под №7. Посмотрите еще раз на цель высказывания вашего типа речи и подумайте, сколько картинок может быть (дети дают ответы в той последовательности, в которой были подняты флаги, дети приклеивают свои ответы на кластер).

Молодцы! Вы успешно справились с данным теоретическим исследованием. Составляя кластеры по группам, вместе мы собрали информацию по всем типам речи. Обратите внимание на слайд, наш кластер полностью заполнен! А теперь необходимо посмотреть, как вы сможете применить добытые вами знания на практике.  

4. Закрепление.

Слайд №6.

Сейчас на слайде поочередно будут отображаться тексты, вам необходимо определить его тип. Раздаю вам наш общий кластер. Итак, имея характеристики всех типов речи, вам легко будет справиться с заданием.

Не забывайте поднимать флаг, прежде чем дать ответ.

Слайд №7.

Открываю первый текст. Дмитрий, прочитай, пожалуйста (один из обучающихся читает текст, потом группы дают свои ответы).

Открываю второй текст. Это текст песни, поэтому для его воспроизведения я включу аудиофайл. Ребята, вы сейчас услышите отрывок из песни «Майский вальс» в исполнении Ярослава Евдокимова. Автор музыки – композитор Игорь Лученок, автор слов – Михаил Ясень. И с этой песней связана одна очень интересная история. В подвале одного из домов освобождённой Вены советские солдаты услышали, словно из-под земли, звуки скрипки – играли мелодию «Венского вальса». Не сразу, но удалось найти вход в подвал, откинуть завалы и помочь оттуда выбраться хозяину дома, музыканту, со всей его семьёй. А вскоре прямо на улице играл сборный оркестр – скрипки, гармони, гитары, балалайки, контрабас, пианино. Вена праздновала освобождение.

Слайд №8.

(Включаю музыку, текст отображается на экране, группы дают свои ответы).

Слайд №9.

Итак, следующий текст (открываю слайд). Юрий, прочитай, пожалуйста (один из обучающихся читает текст, потом группы дают свои ответы).

Скажите, а какой темой можно объединить эти три текста?

Совершенно верно – это тема памяти о тех героях, каким был весь наш народ, и благодаря которым мы живем на этой земле!

Молодцы! Вы успешно справились с заданием, а значит и в жизни вам легко будет применить эти правила.

5. Информация о домашнем задании.

Слайд №10.

А сейчас я включу вам небольшой видеоролик, по нему вы должны будете написать небольшие тексты на каждый из типов речи. В тексте-описании вы должны будете описать одну из картин, представленных в видеоролике, в тексте-повествовании – рассказать о сюжете видеоролика, а в тексте-рассуждении – представить свои размышления об увиденном, выразить свою точку зрения. Это будет вашим домашним заданием.

Итак, внимание на экран (включаю видеоролик).

Я надеюсь, задание вам понятно?

6. Подведение итогов.

Слайд №11.

А теперь давайте подведем итоги нашего занятия.

Какое знание мы сегодня получили?

Да, мы узнали о типах речи, научились их разграничивать, определять тип текста, дома вы поработаете над развитием своей речи.

Скажите, а о чём ещё мы должны помнить?

Я согласна с вами. Ведь все дальше и дальше от нас уходят поколения, пережившие эти труднейшие военные годы. Мы живем в новом тысячелетии, в другой стране с другой идеологией. Все вокруг поменялось: города, жизнь людей, их взгляды. Но есть то, что должно всегда присутствовать в нашей жизни. Это память. Память – это то, что человек может пронести через годы, а в данном случае это историческая память о великом и трагическом для всего нашего народа событии. В наших силах не забывать о цене той войны и изо всех сил пытаться сделать так, чтобы ничего подобного в истории человечества больше никогда не случилось!

7. Рефлексия. Оценивание.

Слайд №12.

Сегодня вы сами добывали знания, применяли их на практике, сами делали выводы, поэтому и оценивать свою работу вы тоже будете сами. Поэтому, если ваши ответы сходятся с информацией на нашем общем кластере, вы получаете наивысшие баллы. У всех все сошлось!

А теперь я хочу попросить вас, чтобы вы прикрепили ваши кластеры на доску обратной стороной (прикрепляют). И в знак объединения ваших кластеров в одно большое знание, я тоже добавлю в вашу схему элемент.

Посмотрите, что у нас получилось, что символизируют эти цифры?

Да, это логотип 75-летия празднования Великой Победы (см. Приложение 3). Он составлен из графических элементов – стрелок, которые символизируют динамику боевых действий и продвижение отечественных войск, штурмы вражеских позиций. За каждым движением такой стрелки на военной карте стояли судьбы людей, солдат, офицеров, мирных жителей. Тех, кто не жалел себя, кто верил и делал все возможное для Победы!

Слайд №13.

На память я хочу подарить вам эти буклеты с информацией о писателях и поэтах Великой Отечественной войны (см. Приложение 4), так как благодаря их произведениям остается память в поколениях.

Спасибо всем за урок, желаю вам успехов!


Используемая литература:

1. Антонова Е.С., Воителеева Т.М. Русский язык (6-е изд. учебник),  Изд. «Академия», 2018.

2. Подымова Л.С., Сластенина В.Л. Педагогика, учебник и практикум для СПО, изд. «Юрайт», 2016 г.

3. Обухова А.С. Психолого-педагогическое взаимодействие  участников образовательного процесса, учебник и практикум для СПО, изд. «Юрайт», 2018г.

4. Обернихина Г.А. Литература: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.-: Издательский центр «Академия» – М.: 2018.

5. https://may9.ru/brandbook/.

6. https://tiina.livejournal.com/8430010.html .


Приложение 1


Приложение 2

http://v.900igr.net:10/datas/obschestvoznanie/Istorija-gosudarstvennykh-simvolov-Rossii/0055-055-Flag-RSFSR.jpg


Приложение 3

C:\Users\админ\Desktop\мои файлы\1. МАПТ\конкурс педагог года 2\ГБПОУ РО МАПТ\2. пед. десант\ЛОГОТИП.jpg


Приложение 4

Наружная часть

C:\Users\админ\Desktop\мои файлы\1. МАПТ\конкурс педагог года 2\ГБПОУ РО МАПТ\2. пед. десант\буклет нар. часть.jpg

Внутренняя часть

C:\Users\админ\Desktop\мои файлы\1. МАПТ\конкурс педагог года 2\ГБПОУ РО МАПТ\2. пед. десант\буклет внутр. часть.jpg


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий мероприятия, посвященного Великой Отечественной войне " Животные на войне"

Данная сценарий является авторской разработкой учителей истории Зайка И.И. и биологии Бондаренко Л.А.  Работа посвящена использованию животных во время Великой Отечественной войны, их помощи людя...

Методическая разработка системы уроков по русскому языку по теме "Типы речи"

Урок русского языка в 5 классе "Типы речи. Рассуждение" Урок построен в соответствии с ФГОС в форме технологической карты....

Методическая разработка экскурсии по теме: «Предприятия города Подольска в годы Великой Отечественной войны» (Трудовой подвиг работников машиностроительного завода имени Орджоникидзе)

Цель экскурсии: изучить историю малой Родины, сохранить наиболее ценный материал о деятельности  предприятий города Подольска в годы Великой Отечественной войны для последующих поколений. Исследо...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого бинарного урока по истории и литературе, посвященного Великой Отечественной войне, по теме: «ЖИВАЯ ПАМЯТЬ»

Открытый бинарный урок был разработан и проведен совместно с преподавателем ОГСЭ дисциплин Татьяной Сергеевной Рудневой. По мнению преподавателей и представителей администрации колледжа, посетивших эт...

Разработки внеклассных мероприятий, посвященных Великой Отечественной войне

Мероприятия, посвященные Великой Отечественной войне...

СЦЕНАРИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОКА, ПОСВЯЩЕННОГО ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

Воспитание патриотизма, российской гражданской идентичности,духовно-нравственных качеств личности — важнейшая цель российскогообразования. Неисчерпаемым ресурсом воспитания патриотических качест...