Урок - соревнование по теме «Повторение, обобщение сведений по лексикологии и фразеологии » (VI класс)
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс)

Герасимова Светлана Владимировна

Данный урок позволяет повторить и обобщить  изученный материал  по лексикологии и фразеологии в игровой форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_-_sorevnovanie.docx19.3 КБ

Предварительный просмотр:

Герасимова Светлана Владимировна (МАОУ «Лицей №37»)

Урок - соревнование по теме «Повторение, обобщение сведений о фразеологизмах » (VI класс)

Цель урока: проверить умения и навыки учащихся, обобщить, закрепить и привести в систему полученные знания.

    Класс разбивается на три команды (три ряда). У каждой команды есть капитан. Участники игры должны ответить на вопросы и выполнить задания четырех  туров.

I тур. Теоретический.

Члены команд (по одному человеку) вытягивают кубики с номерами вопроса.

На учетном листе отмечается выбранный номер. На подготовку   ответа отводится 30 секунд. Ответы нужно иллюстрировать примерами. (За правильный ответ- 1 очко).

Примерные вопросы для теоретического тура.

  1. Какие сочетания слов называются фразеологизмами?
  2. Можно ли в них опустить или заменить какое-нибудь слово, не изменяя этих сочетаний слов?
  3. Где найти разъяснение значений фразеологизмов?
  4. В каких стилях речи чаще всего используются фразеологизмы?
  5.  Откуда берутся фразеологизмы?
  6. Что общего и чем различаются слова и фразеологизмы?

                                                                          II тур. Индивидуальный.

Член команды выбирает кубик  с номером  игрока,  который будет участвовать в туре. За правильный ответ - 3 очка. За ошибку снимается одно очко.

         

А. Названное слово замените синонимичным фразеологизмом.

   1.        Метко – не в бровь, а в глаз.

   2.        Неожиданно – как снег на голову.

   3.        Тесно – яблоку негде упасть.

  4.        Темно – хоть глаз выколи.

  5.        Опытный – стреляный воробей.

  6.        Мокрый – ни одной сухой нитки.

  7.        Молчать – держать язык за зубами.

  8.        Хвалить – возносить до небес.

  9.        Обманывать – водить вокруг пальца.

 10.        Бить – намять бока.

 11.        Исчезать – рассеиваться как дым.

 12.        Очень мало – с гулькин нос.

Б.  Третий лишний. Два из трёх предложенных вам фразеологизмов являются синонимами, а вот третий – лишний. Найдите этот фразеологизм.

  1. Камня на камне не оставить, разбить в пух и прах, бить баклуши.
  2. С гулькин нос, кот наплакал, вагон и маленькая тележка.
  3. Водить за нос, пудрить мозги, голова варит.
  4. Валится из рук, горит в руках, руки не оттуда растут.
  5. Сгущать краски, делать трагедию, делать вид.
  6. Держать нос по ветру, держать руку на пульсе, держать язык за зубами.
  7. Желторотый птенец, стреляный воробей, тёртый калач.
  8. Рукой подать, в двух шагах, за тридевять земель.
  9. На рыбьем меху, подбитый ветром, волк в овечьей шкуре.

 

III тур. Творческий.

В этом туре принимают участие по 2 человека от команды. Участвует тот, кто еще не играл. Участники выбирают одну из карточек, лежащих на столе. За правильный ответ - 1 очко.

Одинаковые слова.

Предлагаю вам несколько фразеологических оборотов с одинаковыми словами, замененными точками. Отгадайте их и составьте предложения.

1)    ... об ... Из ... вон плохо. Сбыть с ... Мастер на все ... Сидеть сложа ... Золотые ...

2)    ...нитками шито. Среди ... дня. Сказка про ... бычка. Черным по ... написано.

3)    Как в ... канул. Толочь ... в ступе. Решетом ... черпать. Тише ... ниже травы. Много ... утекло. Выйти сухим из ...

4)    ... на лоб лезут. ...на мокром месте. ...разбежались. Выплакать все ... Смотреть во все ... В ... рябит. Как бельмо на ... Не в бровь, а в ...

5)    Не ... в обиду. ...себя знать. ... маху. ... слово. Как пить ... Не ... спуску. Ни ... ни взять.

6)    ... век. ...дно. ... осень. ... руки. Сулить ... горы.  ... мастер.

 

IV тур. Самостоятельная работа.

Каждый участник   получает карточку.  Игра на понимание смысла фразеологизмов: «Соедини стрелками». Работа с лексическим значением фразеологизмов; нахождение тонких смысловых границ выражений.

Нужно перемешать выражения и значения и попросить соединить стрелками:

                                               

-себе на уме / скрытный, хитрый;

-без царя в голове / глупый;

-святая простота / наивный;

-сердце мохом обросло / бездушный, черствый;

-синий чулок / лишенная обаяния, поглощенная  книгами, науками женщина;

-голова садовая / несообразительный, медлительный;

-горячая голова / неосмотрительный;

-душа нараспашку / прямодушный;

-аршин с шапкой / мал ростом;

-без руля и без ветрил / без цели в жизни;

-белая ворона / не такой, как все;

-белая кость / дворянского происхождения;

-бесструнная балалайка / болтун, несерьезный;

-большое сердце / способный на чувство;

-ветряная мельница / пустой человек;

-ветреная голова / ненадежный;

-взятки гладки / не добьешься ничего;

-видавший виды / много переживший;

-вольная птица / независимый;

-медный лоб / ограниченный человек;

-мастер на все руки / умелец.

Итоги урока-соревнования подводятся после проверки самостоятельной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок-презентация по теме "Повторение лексики и фразеологии"

урок-презентация по теме "Повторение лексики и  фразеологии"...

Конспект урока-викторины по теме: «Повторение и обобщение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация»

Цели и задачи: Образовательные: закрепить и обобщить знания о синтаксисе и умения расставлять знаки препинания при обращениях, однородных членах предложения, вводных словах, сравнительных оборотах.Раз...

Урок-соревнование по теме «Повторение и обобщение по разделу “Синтаксис”» с презентацией

Урок-соревнование по теме"Синтаксис" позволит обобщить знания в нетрадиционной форме. Здесь использованы различные задания, активизирующие познавательную деятельность учащихся, воспитывающие интерес к...

Урок-соревнование на тему: «Обобщение знаний и умений по разделам: построение чертежа, изготовление выкройки, раскрой и пошив плечевого и поясного бельевого изделия» для 7 класса

Урок-соревнование по профессионально-трудовому обучению "Швейное дело" (7 класс) «Обобщение знаний и умений по разделам: построение чертежа, изготовление выкройки, раскрой и пошив печевого и...

УРОК – СКАЗКА по теме "Повторение и обобщение изученного в разделе "Лексика". 5 класс.

Ребята в игровой форме повторяют  и закрепляют  знания и умения, полученные в ходе изучения раздела    "Лексика"....

Урок - соревнование по теме «Повторение, обобщение сведений о фразеологизмах » (VI класс)

Данный урок позволяет проверить умения и навыки учащихся , обобщить , закрепить и привести в систему полученные знания о фразеологизмах....