Урок русского языка "Причастия и деепричастия: повторение"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Medvedeva E.V.

Урок четко реализует принцип научности,прочности, соблюдаются принципы проблемности,осознанности,посильности.

Осуществляется принцип связи теории с практикой, связи с жизнью. На уроке имеет место эстетическое воздействие на учащихся при  помощи эвристической беседы учеников и учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_prichastiya_i_deeprichastiya.docx25.38 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учебный предмет: русский язык

Класс: 7 «А»

Учебник: Баранов, Тростенцова, Ладыженская: Русский язык. 7 класс. Учебник. В 2-х частях.

Тема урока: “Причастия и деепричастия: повторение”

Тип урока: урок повторения

Планируемые результаты обучения:

  • Личностные: продолжать формировать в себе ответственное отношение к учению.
  • Метапредметные: развивать следующие умения: умение ставить цель деятельности; умение строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки; умение высказывать и обосновывать мнение; умение находить и объяснять причину выбора того или иного явления.
  • Предметные: уметь различать причастие и деепричастие; знать, как правильно пишутся суффиксы причастий и деепричастий.

Методы: слово учителя, беседа, фронтальный опрос.

Оборудование: учебник, доска, раздаточный материал (памятки для заполнения, задания на отдельных листах).

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1. Организационный момент 

Проверка готовности рабочих мест к началу урока.

Проверяют готовность рабочих мест. Настраиваются на работу.

Личностные – ученик способен к волевому усилию.

2. Проверка домашнего задания

-

-

-

4.Постановка учебной задачи 

“Написанный, сделанный, прогнав, услышав, делая, зная, пророчивший, разбившийся, нарисованный, украшенный, рисуя, уважаемый, развивая, узнавая”.
-
Ребята, обратите внимание на слова, которые выписаны на доску. Давайте по очереди определим, к какой части речи они относятся.

-Сегодня мы с вами вспомним такие части речи, как причастие и деепричастие. Вспомним правописание суффиксов этих частей речи и потренируемся на примерах.

Отвечают на вопросы учителя устно

Познавательные – умение отвечать на поставленные вопросы.

Коммуникативные – ученик умеет вступать в диалог

 3.Актуализация опорных знаний

-Давайте вспомним основные характеристики этих частей речи. У вас на столах лежат таблички, давайте вместе их заполним. 

Один ученик выходит к доске заполнять графу “причастие” (в роли суфлера выступают дети и учитель), затем выходит второй ученик заполнять графу “деепричастия”. Остальные заполняют таблички на местах. 

ПРИЧАСТИЕ

ДЕЕПРИЧАСТИЕ

  1. ВОПРОС

Какой? Какие?


  1. ПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ

а) Тип (действительное или страдательное);
б) Вид (совершенный или несовершенный);
в) Время (настоящее или прошедшее)

  1. НЕПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ

а) Форма (полная или краткая);
б) Число (единственное или множественное);
в) Род (мужской, женский, средний);
г) Падеж

  1. СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ

А) ПОЛНАЯ ФОРМА

Определение 

(Нарисованная картина внезапно стала объектом внимание всех гостей в этом зале).

Б) КРАТКАЯ ФОРМА

Сказуемое*

(Картина нарисована).

  1. ОБОСОБЛЕНИЕ В ПРЕДЛОЖЕНИЕ

А) Выделяется запятыми, если причастие/прич.оборот стоит после главного слова.

(Искры, ярко пылавшие, …)

б) Не выделяется запятыми, если причастие/прич.оборот стоит до главного слова.

(Ярко пылавшие искры…)

  1. ВОПРОС

Что делая? Что сделав?


  1. ПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ

а) Вид

б) Возвратность*

в) Переходность*


  1. НЕПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ

(Их нет)


  1. СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ

Обстоятельство.


  1. ОБОСОБЛЕНИЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ

Всегда в предложении выделяется запятыми.

(Выполнив домашнее задание, он начал готовиться ко сну)

(Он начал готовиться ко сну, выполнив домашнее задание).

Для справки:

Тип

Действительные причастия (обозначают признак предмета по действию, которое осуществляет сам предмет)

Страдательные причастия (обозначают признак предмета по действию, которое осуществляется над предметом)

Настоящего времени

        

-ущ-/-ющ-

-ащ-/-ящ-

        

живущий, играющий, дрожащий

-ом-/-ем-
-им-

обсуждаемый, направляемыйгонимый

Прошедшего времени

-вш-/-ш-

знавший, танцевавший, замерзший

        

-нн-/-енн-/-т-

увлеченный, описанный, сбитый

-Отлично, вы с вами повторили эту тему, впереди будет посложнее. Мы вспомним правописание суффиксов причастий и деепричастий. Начнем с причастий. У вас на столе лежат карточки. Их мы сейчас будем заполнять, вписывая основные правила.

Давайте подумаем, может просто вспомним))), от чего зависит правописание ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ? 

(ОТ СПРЯЖЕНИЯ ИСХОДНЫХ ГЛАГОЛОВ, Т.Е.ГЛАГОЛОВ, ОТ КОТОРЫХ ОНИ ОБРАЗОВАЛИСЬ) 

Примеры:

1 СПР. - УЩ/ЮЩ

(шептАть-шепчУЩий) 

(стелИть ИСКЛ-стелЮЩий)

2 СПР - АЩ/ЯЩ

(строИть-строЯЩий)

(дышАть ИСКЛ-дышАЩий)

От чего зависит правописание суффиксов СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ? 

(ОТ СПРЯЖЕНИЯ ИСХОДНЫХ ГЛАГОЛОВ)

Примеры:

1 СПР.-ЕМ/ОМ

(читАТЬ-читаЕМый, весТИ-ведОМый)) ИСКЛ!!! ДВИЖИМЫЙ

2 СПР.-ИМ

(строИТЬ-строИМый, видЕТЬ ИСКЛ-видИМый)

Теперь давайте вспомним, от чего зависит правописание гласной перед суффиксами ВШ/Ш в ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЯХ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ

(ОТ ГЛАГОЛЬНОГО СУФФИКСА В ИСХОДНОМ ГЛАГОЛЕ)

Примеры:

увидЕть-увидЕВШий
слышАть-слышАвший

строИть-строИВШий

посеЯть-посеЯВШий

СТРАДАТЕЛЬНЫЕ ЖЕ ПРИЧАСТИЯ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ образуются с помощью суффиксов -ЕНН-НН-Т

Примеры:

открыть-открытый

ЕСЛИ ИСХОДНЫЙ ГЛАГОЛ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ НА -АТЬ, то перед суффиксом -НН- пишем суффикс -А-

Пример: 

услышАть-услышАННый

ЕСЛИ ИСХОДНЫЙ ГЛАГОЛ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ НА -ЯТЬ, то перед суффиксом -НН- пишем суффикс -Я-

Пример:

посеЯть-посеЯННый

ИСКЛЮЧЕНИЯ!!! равнять-ровнять с приставками (выровненный, приравненный)

ЕСЛИ ИСХОДНЫЙ ГЛАГОЛ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ НА -ЕТЬ, то перед суффиксом -НН- пишем суффикс -Е-

Пример:

увидЕть-увидЕННый

ЕСЛИ ИСХОДНЫЙ ГЛАГОЛ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ НА -ИТЬ, то перед суффиксом -НН- пишем суффикс -Е-

Пример:

построИть-построЕННый

ВСПОМНИМ еще одно важное правило: правописание гласных перед одной -Н- в КРАТКИХ СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЯХ ПОДЧИНЯЕТСЯ ТАКИМ ЖЕ ПРАВИЛАМ, ЧТО И В ПОЛНОЙ ФОРМЕ ПРИЧАСТИЯ*

Пример:

услышАть-услышАННый-услышАна

-Молодцы, вспомнили правила правописания суффиксов в причастиях. Теперь перейдем к деепричастиям. Вновь обратимся к таблице на доске и карточке, лежащей у вас на столе. Заполним карточку.. 

Правописание гласной перед суффиксами В-ВШИ- в ДЕЕПРИЧАСТИЯХ СОВЕРШЕННОГО ВИДА зависит от глагольного суффикса в инфинитиве
Пример:

заметИть-заметИв

обидеться-обидЕВШИсь

выдержАть-выдержАв

просеЯть-просеЯВШИ

Выполняют задание в тетради.

Отвечают на вопросы

Регулятивные - ученик может поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

5. Применение знаний и умений в новой ситуации.

-Теперь применим наши знания на практике.

Вам даны задания на карточках, перепишите слова в тетрадь, вставляя орфограммы. 

(У детей на это задание дается 4-5 минут, потом вместе разбираем ошибки).

Исследуемый объект (1спр), ранящий словом (2 спр), грохочущий грузовик (1 спр), тающий на солнце (1спр), слабо дышащий (2 спр), колеблемый ветром (1спр), ненавидимый всеми (2 спр), вполне разрешаемый (1 спр), дремлющий на лекции (1 спр), плохо видимый (2 спр), зависящий от семьи (2 спр), больно жалящий (2 спр), всеми уважаемый (1 спр), строящийся дом (2 спр). 

-Хорошо, теперь обратимся к следующему заданию. Его необходимо выполнить у доски. 5 учеников по очереди выполняют задание у доски.

От данных ниже глаголов образуйте деепричастия несовершенного вида, обозначьте суффиксы:

Замирать, чувствовать, безмолвствовать, наслаждаться, расстилаться

Слушают задание учителя. Выполняют задание.

Проверяют задание с учителем.

Познавательные –понимание и осмысление прочитанной информации.

6. Обобщение и систематизация знаний.



Физминутка

Задание: из данных названий (фильма, мультфильма, книги) нужно выбрать название произведения, содержащие причастие, названия, содержащие прилагательное и названия, содержащие деепричастие. Если в названии есть прилагательное, то ученики вытягивают руки вперед, если причастие- поднимают руки вверх, если деепричастие- в стороны.

“Сражающийся хлеб” Виктора Кармазина
“Василиса Прекрасная”
“Спящая царевна” Василия Андр. Жуковского
“Уходя-уходи”
“Медный всадник” Александра Пушкина
“Говорящий сверток” Джеральда Даррелл
“Уроки французского”  Валентина Распутина
“Пролетая над гнездом кукушки”
“Танцуя при полной луне”

Молодцы.

Выполняют задание учителя. 









Познавательные – умение анализировать информацию.


7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

-Давайте обратимся к следующему заданию. Его мы выполним вместе, по очереди. Вам необходимо объяснить, почему вы вставили ту или иную букву.

Разыскиваемый раритет (1), трудновоспитуемый подросток(1), доказываемое обвинение(1), составляемый документ(1), занимаемая должность(1), независимая комиссия(2), обвиняемый в угоне машины(1), слышимый соседом(2), видимое затмение(2), всеми уважаемый человек(1), рекомендуемая литература(1), отправляемые письма(1), не облагаемые налогом услуги(1).

Проверка выполненного задания. Объяснение, чем руководствовался при выборе той или иной орфограммы. Обсуждение типичных ошибок и их исправление.

Регулятивные – у ученика сформирован внутренний план действий; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

-

-

9) Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности.

Итак, сегодня мы мы с вами вспомнили непростую тему. Теперь у вас есть материал, который вы можете использовать, если у вас возникают трудности с правописанием этих орфограмм. Но их (правила), конечно же, нужно выучить.

-Теперь обратите внимание на карточки, которые лежат у вас на столе. Я буду говорить фразу, а вы, если согласны полностью, то поднимаете веселый стикер, если согласны частично, то поднимаете задумчивый стикер, и если не согласны вообще, поднимаете злой стикер. 

Рефлексия:

  1. Я теперь не перепутаю причастие и деепричастие с другими частями речи.
  2. Мне удалось вспомнить, какими правилами я должен/на пользоваться при написании суффиксов причастий.
  3. Мне удалось вспомнить, какими правилами я должен/на пользоваться при написании суффиксов деепричастий
  4. Я сумел/а применить на этом уроке знания, полученные ранее.
  5. Я понял/а, что эта тема сложная и требует постоянного повторения!!!

Ученики выражают свою точку зрения. Рассказывают, почему выбрали ту или иную карточку. 

Регулятивные – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения

Личностные – у ребенка развита рефлексия

Раздаточный материал на усмотрение учителя



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Повторение по теме "Синтаксис и пунктуация"

Урок русского языка построен на основе компетентносно- ориентированных заданий, используются ЦОРы, краеведческий материал. В течение урока ученики выполняют задания, подобные заданиям ЕГЭ части В ....

Урок русского языка "Употребление деепричастий в речи"7класс

.На данном уроке рассмотриваются выразительные возможности деепричастийУчащиеся узнают морфологические и синтаксические признаки деепричастий, правило постановки знаков препинания при ...

Урок русского языка "Имя прилагательное. Повторение и обобщение" 6 класс

В общей системе уроков по разделу данный урок  представляет урок-повторение и обобщение.  В  структуре урока можно проследить такие этапы: мотивация, акту...

Урок русского языка "Употребление деепричастий в речи (7 класс)"

Цель урока: определить роль деепричастий в речи, условия их правильного употребления в речи;  развивать навыки образования деепричастий, устранения грамматических ошибок в употреблении деепр...

Системно-деятельностный подход на уроке русского языка. Тема "Деепричастие"

Данный урок построен на состемно -деятельностном подходе в обучении, предлагается неординарный подход к изучению новой темы, учащиеся путем самостоятельных наблюдений приходят к формулировки темы и за...

урок русского языка. 7 класс.повторение изученного о деепричастии

урок-обобщение изученного по теме "Деепричастие"...