Задания 19,20 ЕГЭ: теория и практика. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
учебно-методический материал по русскому языку (11 класс)

Левина Елена Дмитриевна

Материал содержит теоретические сведения для подготовки обучающихся к заданиям 19 и 20 ЕГЭ по русскому языку: знаки препинания в сложноподчиненном предложении, знаки препинания с сложном предложении с разными видами связи (представлена кодификация ФИПИ). Раскрыты особености постановки знаков препинания на стыке союзов, при наличии однородного, параллельного и последовательного подчинения придаточных. Обращается внимание на постановку знаков препинания при наличии в примерах союза И. Для отпаботки навыка предложено 20 заданий с ответами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовка к ЕГЭ

Задания 19, 20

Составила Левина Е.Д., учитель русского языка и литературы МОУ «Открытая (сменная) школа № 94 имени Виктора Петровича Подосенова» г. Ярославль

Изменения в КИМ ЕГЭ 2022 года в сравнении с КИМ 2021 года (применительно к заданию 19)

Расширен языковой материал, предъявляемый для пунктуационного анализа в задании 19.

Задания 19, 20 (демоверсия 2021)

19. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Знаменитое «огненное кольцо» (1) очертания (2) которого идут вдоль системы сейсмических поясов (3) представляет научный интерес для различных специалистов, занимающихся изучением Тихого океана.

Ответ: 1, 3

20 Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Читать было невозможно (1) и (2) когда не спалось (3) я слушал окружающие ночные звуки и пытался представить (4) что скрывается за ними.

Ответ: 1, 2, 3, 4

Задания 19, 20 (демоверсия 2022, 2023)

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Если (1) мне хотя бы в малой доле (2) удалось передать читателю представление о прекрасной сущности писательского труда (3) то я буду считать (4) что выполнил свой долг перед литературой.

Ответ: 3, 4

(К.Г. Паустовский)

20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В детстве Илюша был впечатлительным ребёнком (1) и он очень любил слушать сказки (2) которые рассказывала ему няня (3) потому что в них было много чудесного (4) и (5) добро всегда побеждало зло.

Ответ: 2, 3

Номер задания

Проверяемый элемент содержания

Коды проверяемых элементов (по кодификатору)

Коды проверяемых требований к уровню подготовки (по кодификатору)

Уровень сложности задания

Максималь-ный балл за выполнение

19

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

7.12

1.1

Б

1

20

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи

7.13, 7.15

1.1

Б

1

ФГОС СОО

Код проверяемого требования 

1.1. Владение умением анализировать единицы различных языковых уровней, а также языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию.

Коды проверяемых элементов содержания:

7.12

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

7.13

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи

7.15

Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

1.1 СПП с одним придаточным

[   ], (c   ).

(С   ), [   ].

[   , (с   ),   ].

!Обратите внимание на то, что союзное слово КОТОРЫЙ может стоять в косвенном падеже и может находиться внутри предложения.

[Каменные дорожки, (извилистые линии которых символизируют поток энергии), приобретают особое значение в японском саду].

1.2 СПП с несколькими придаточными

Особое внимание необходимо обратить на СПП с последовательным и однородным подчинением придаточных.

Последовательное подчинение придаточных предложений

При последовательном  подчинении рядом могут оказаться два союза: что – если, что – когда, что – хотя, что – пока, так что – хотя и др.

Запятая ставится на стыке двух союзов, если второе придаточное можно опустить без перестройки всего сложного предложения (в этом случае далее НЕ следует вторая часть двойного союза – то, так, но).

Запятая НЕ ставится на стыке двух союзов, если второе придаточное нельзя изъять без изменения всего сложного предложения (в этом случае далее следует вторая часть двойного союза – то, так, но).

Сравните:

[Я знаю],(что, (если случится беда), мне помогут).

[Я знаю],(что (если случится беда), то мне помогут). *

Однородное подчинение придаточных предложений

!Однородные придаточные могут соединяться сочинительными союзами. Знаки препинания при них ставятся так же, как и при однородных членах предложения.

[Слышно было], (как в саду шагал садовник) и (как скрипела его тачка). (А.П. Чехов)

!Подчинительный союз (союзное слово) перед вторым (и т.д.) однородным придаточным может опускаться, но его легко восстановить.

[Мы увидели], (как затеплились звёзды) и (<как>засияла луна).

В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связями на «стыке» сочинительного и подчинительного союзов (или сочинительного союза и союзного слова). знаки препинания между союзами ставятся аналогично тому, как они ставятся на «стыке» союзов при последовательном подчинении придаточных.*

Запятая ставится на стыке двух союзов, если далее НЕ следует вторая часть двойного союза – то, так, но.

Запятая НЕ ставится на стыке двух союзов, если далее следует вторая часть двойного союза – то, так, но.

Сравните:

[Надвигалась зима], и, (когда ударили первые морозы), [жить в лесу стало тяжело].

[Надвигалась зима], и (когда ударили первые морозы), [то жить в лесу стало тяжело].

Следует обратить внимание на то, что сочинительные союзы И, ДА = И, ИЛИ, ЛИБО могут соединять

  • однородные члены предложения → запятая перед союзом не ставится.
  • части сложносочиненного предложения → запятая перед союзом ставится.

В таких случаях при проведении синтаксического анализа необходимо в обязательном порядке выделять грамматические основы предложений, считать их количество.

Сравните:

[Все меня любили], и, (хотя я безмерно шалил), [мне прощалось всё] ,(что бы я ни сделал). 

 очень люблю весну и, (когда проступает молодая зелень), спешу в лес], (чтобы насладиться первыми минутами возрождения природы).

Задания для подготовки

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые, объясните причину постановки запятой.

1. Нехлюдов был так занят разными удовольствиями (1) что (2) хотя (3) несколько раз на день заезжал к нам (4) но (5) ни разу не поговорил со мной. (Л. Толстой)

Ответ:__________________

2. Кабан пробежал (1) так неожиданно (2) что (3) пока (4) я снимал ружьё с плеча и взводил курок (5) от него и след прослыл. (М. Пришвин)

Ответ:__________________

3. У входа в аэровокзал (1) где поджидали приезжих таксисты (2) и (3) светились рекламные щиты (4) Светлана в нерешительности остановилась.

Ответ:__________________

4. По всей видимости, беглецы спрятались в старом флигеле (1) и (2) если вы не боитесь ожечься о крапиву (3) то пойдёмте по тропинке и посмотрим (4) что делается внутри.

Ответ:__________________

5. Пётр Иваныч всегда старался избегать разговоров за столом (1) и (2) когда его приглашали откушать (3) он просто садился (4) и ел молча.

Ответ:__________________

6. Я знал (1) что ночью прошёл дождь (2) и (3) что (4) если сейчас коснуться веток сирени (5) с кустов посыплется роса.

Ответ:__________________

7. Выяснилось (1) что рукопись окончательно ещё не отредактирована (2) и что (3) пока не будет проведена дополнительная работа (4) сдавать её в типографию нельзя.

Ответ:__________________

8. Через пару часов (1) когда стало уже совсем жарко (2) и толчея в порту замерла (3) мальчики выбрались за городскую черту (4) и поднялись на холм (5) с которого видна гавань.

Ответ:__________________

9. Новый сосед внимательно приглядывался к жителям коммунальной квартиры (1) и (2) если подмечал что-нибудь странное и необычное (3) записывал всё в особую тетрадку (4) чтобы потом использовать в своих рассказах.

Ответ:__________________

10. Новый агроном ещё утром предупреждал (1) что приближается мощный грозовой фронт (2) и (3) что (4) если не начать уборку пшеницы (5) то она поляжет под дождём и сгниёт.

Ответ:__________________

11. Я хорошо помнил (1) что отец (2) когда мы с братьями были маленькими (3) часто устраивал дни поиски клада (4) так что, оказавшись в доме моего детства, я пошёл искать наши карты местности (5) на обратной стороне (6) которых (6) мы вместе составляли списки потенциальных сокровищ.

Ответ:__________________

12. Мне кажется (1) что по смеху можно узнать человека (2) и что (3) если вам с первой встречи приятен смех кого-нибудь из совершенно незнакомых вам людей (4) то можно смело говорить (5) что этот человек хороший.

13. Пока я слушал долгий рассказ старика (1) уже стемнело (2) так что я попрощался и пошёл в свою комнату на втором этаже (3) из окна (4) которой (5) можно выйти на крышу (6) чтобы в тишине любоваться звёздами.

Ответ:__________________

14. Я оставил денег, написал на листке телефон моего друга (1) который после обеда должен приехать вместе с сиделкой (2) и сказал (3) чтобы сестра больше ни о чём не переживала (4) что я люблю её (5) и (6) что мы обязательно увидимся (7) когда я снова буду в Ереване.

Ответ:__________________

15. Охотники пробирались вдоль берега (1) и (2) хотя солнце уже село (3) и  влажный туман спустился на реку (4) никто из них не собирался располагаться на ночлег.

16. Яков встал рано утром (1) когда солнце ещё не палило так жарко (2) и (3) с моря веяло бодрой свежестью. (М. Горький)

Ответ:__________________

17. Для археологии важны вещественные источники (1) и (2) даже если они спрятаны в земле (3) они всё равно составляют основной разряд памятников (4) исследованием (5)  которых занимается эта наука.

18. Лекции лицейских преподавателей (1) среди (2) которых (3) были прогрессивные и хорошо подготовленные профессора (4) не прошли для Пушкина бесследно (5)  хотя он и не был примерным учеником.

Ответ:__________________

19. Перед собой я видел счастливого человека (1) заветная мечта (2) которого (3)  осуществилась (4) который (5) получил то (6) что хотел (7) который (8) был доволен судьбой и самим собой.

Ответ:__________________

20. Хотя (1) Леонтьеву очень хотелось поехать в лесничество к Петру Максимовичу (2) он решил до осени (3) пока (4) хотя бы вчерне не окончит книгу (5) никуда не выезжать из Ленинграда.

Ответ:__________________

Ответы

14

235

14

134

123

145

134

135

234

15

12345

145

1236

1347

124

1

1234

145

1467

235

Список использованных источников

  1. Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций /[Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.Г. Нарушевич].  – 6-е изд. - М.: Просвещение, 2018
  2. Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /[С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков,  Л.Ю. Максимов и др.]. – 31-е изд. - М.: Просвещение, 2009
  3. Задания 19, 20 //Решу ЕГЭ. Образовательный портал для подготовки к экзаменам. Русский язык
  4. ЕГЭ Русский язык. Демонстрационные варианты 2021, 202, 2023 г.г. //ФИПИ. – 2020, 2021, 2023
  5. Тренировочные варианты ЕГЭ 2022 Статград
  6. ЕГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты / под ред. И.П. Цыбулько. – М.: Издательство «Национальное образование, 2022. – (ЕГЭ. ФИПИ школе)
  7. ЕГЭ: 2000 заданий с ответами по русскому языку. Все задания части 1 /[Васильева И.П. Гостева Ю.Н.]. – М: Издательство «Экзамен», 2020. – (Серия «ЕГЭ. Банк заданий»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Теория и практика подготовки к ЕГЭ по русскому языку"

Программа подготовки к ЕГЭ рассчитана на учащихся 10-11 классов из расчёта 3 часа в неделю....

Рабочая программа по русскому языку (спецкурсу) для 10-11 классов "Теория и практика подготовки к ЕГЭ по русскому языку"

Рабочая программа по спецкурсу русского языка в 10-11 классах поможет учителям при планировании уроков. Тема спецкурса "Теория и практика подготовки к ЕГЭ по русскому языку"....

Раздаточный материал для подготовки к ЕГЭ 2015 русский язык: задание 1 (от теории к практике)

Данный материал предназначен для работы на уроках русского языка по подготовке к ЕГЭ. Сначала рассмотрен теоретический материал, а затем дано 5 вариантов с неповторяюшимися заданиям...

«Теория и практика подготовки к ЕГЭ по русскому языку»

Обеспечивает эффективную подготовку к ЕГЭ...

Теория и практика подготовки к ЕГЭ по русскому языку

Вниманию учащихся предлагается теоретический материал по конкретным заданиям ЕГЭ и пошаговые действия при самостоятельной подготовке. Прилагаются слайды, иллюстрирующие трудные случаи орфографии и пун...

Вся теория/шпаргалка для подготовки к ОГЭ по русскому языку

В материале собраны все необходимые для сдачи ОГЭ правила орфографии и пунктуации, а также тезаурус средств речевой выразительности....

Рабочая программа факультатива по русскому языку 10 класс "Теория и практика подготовки к ЕГЭ по русскому языку"

Данная программа факультатива поможет учителям спланировать свою работу по подготовке к ЕГЭ...