Открытый урок по русскому языку в 7классе "Обобщение изученного по теме "Наречие"".
методическая разработка по русскому языку (7 класс)

Максименко Любовь Васильевна

Урок направлен на обобщение и расширение сведений о наречии как части речи, повторение орфограмм, связанных с изучением наречия; усвоение знаний в их системе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon maksimenkol.v.obobshchenie_izuchennogo_po_teme_narechie.zip549.73 КБ

Предварительный просмотр:

Дата проведения: 31.01. 2023г.

Провела: учитель русского языка и литературы в филиале МБОУ «СОШ с. Перелюб » в с.Кучумбетово Максименко Любовь Васильева.

УМК: учебный комплект под редакцией Т.А. Ладыженской и др. Русский язык. 7класс

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС:

Обобщение изученного по теме «Наречие»

Тип урока: общеметодологической направленности: практикум

Цели:

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

обобщение и расширение сведений о наречии как части речи, повторение орфограмм, связанных с изучением наречия; усвоение знаний в их системе.

2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

воспитание любви к русскому языку, воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.

3. РАЗВИВАЮЩИЕ:

совершенствовать учебно-исследовательские навыки решения лингвистических задач;

развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развивать память, работать над развитием речи, развивать творческие способности, познавательную и мыслительную активность, умение выделять главное, сравнивать, обобщать.

Программные требования

Планируемые образовательные результаты:

Ученик по окончании изучения данной темы:

Личностные результаты

Формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности по алгоритму, индивидуальному плану.

развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения;

проявляет заинтересованность в приобретении способов действий.

Метапредметные результаты

Регулятивные: Преодоление затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: Объяснение языковых явлений, процессов, связей и отношений, выявляемых в ходе исследования структуры слова.

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

 - анализирует уровень своих знаний и способностей;

 - обнаруживает и формулирует проблему;

 - планирует способы решения возникших проблем;

 - формулирует цели и задачи с помощью учителя; планирует предстоящую деятельность с помощью учителя;

 - умеет слушать и слышать собеседника;

 - выполняет учебную задачу в сотрудничестве;

 - -переживает за  успех учащихся.

Предметные результаты

- умеет находить наречия в тексте, называют их отличительные признаки, создают тексты, проводят самоконтроль

 - формулирует правило правописания наречий

 - применяет правило правописания при решении лингвистических задач;

 - объясняет выбор написания .

Форма урока: урок: практикум

Формы работы и ресурсы: ПК; мультимедийная презентация к уроку.

Структура урока:

1.Организационный этап.

2.Этап всесторонней проверки знаний.

3.Подведение итогов урока.

4.Рефлексия учебной деятельности.

5.Информация о домашнем задании.

МЕТОДЫ  КОНТРОЛЯ  УЧЕБНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  НА  ДАННОМ УРОКЕ:

  1. Устный и письменный.
  2. Фронтальный , групповой, индивидуальный.
  3. Итоговый по теме

Ход урока:

  1. Организационный этап.

Подготовка учащихся к работе по теме урока

1.Слово учителя:- Добрый день, ребята, гости. Я рада приветствовать вас сегодня на уроке, мне приятно видеть ваши внимательные глаза, загадочные улыбки. И надеюсь, что сегодняшний урок подарит нам радость общения друг с другом.

И пусть зима прохладой в окна дышит,

Нам здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

Мне бы хотелось, чтобы урок у нас прошел:

-активно

-превосходно

-плодотворно

-успешно

-удачно

- К какой части речи относятся все эти слова? (наречие)

-Что называется наречием? (самостоятельная неизменяемая часть речи, которая обозначает признаки действия предмета и отвечает на вопросы как? Куда? Где?  В предложении является обстоятельством, реже определением, сказуемым)

2.Мотивация.

На слайде записаны слова: одет по –зимнему, певуче, уж, настежь, налево, слева, некогда, не хорошо, а плохо, искренне, впустую.

Следующий слайд: Кластер орфограмм.

 - Что вы можете сказать, глядя на них?. Это наречия, орфограммы наречий.   - Тема нашего урока? Повторение по теме «Наречие». Запишем в рабочих тетрадях число, классная работа, тема Повторение изученного о наречии.

Слово учителя : Первое задание у нас будет связано с синтаксической ролью наречий.

НЕМНОГО о Спецоперации.

В нашей стране военная служба всегда считалась призванием и делом чести мужественных и сильных духом людей. За свою многовековую историю Россия неоднократно сталкивалась с вызовами, когда под угрозой находилось само существование государства, но всегда выходила победителем из любой, даже самой тяжелой ситуации, и все благодаря героизму солдат и офицеров.

Российский военный никогда не думает о почестях и наградах, поскольку для него Родина — это не пустой звук. Мужество, стойкость, самоотверженность, отвага, решительность — это характерные черты российских солдат и офицеров. Им неведом страх и незнакомо слово «поражение», а движет ими стремление к справедливости и добру, честность, непримиримость к злу и насилию. Своей доблестью и готовностью к самопожертвованию они внушают страх и уважение противнику.

В середине XX века советские воины, проявив героизм и жертвуя собственными жизнями, остановили распространение чумы под названием «фашизм», защитив не только свою Родину, но и весь мир от уничтожения.

Сегодня, когда фашизм в новом обличии пытается поднять свою голову, Россия вновь столкнулась с серьезной угрозой, но в отличие от тех, кто решил посягнуть на наш суверенитет, российский народ хорошо усвоил уроки истории и готов дать отпор врагу.

1.Запись предложения на доске для синтаксического разбора.

Российские воины  отважно и мужественно сражаются, освобождая украинский народ от неонацистов. (Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнёно однородными сказуемыми , деепричастным оборотом.)

2.Морфологический разбор наречия мужественно.

I. Нареч.; общ. грамм. знач.- признак действия. Разряд образа и способа действия.

II. 1. Неизм.

2. -

III. Сражаются (как?) мужественно.

3. Образуйте от данных слов наречия с приставками В-, НА-, ЗА-, ИЗ-, ДО-, С-.

Далёкий –

Светлый –

Чистый –

Правый –

Тёмный –

Редкий –

Сытый –

Новый –

(Ответ.)ВЗАИМОПРОВЕРКА

Далёкий – издалека

Светлый – засветло

Чистый – начисто

Правый – вправо

Тёмный – дотемна

Редкий – изредка

Сытый – досыта

Новый – снова

 

 4.Дефис между частями слова. Когда употребляется дефис в наречиях

Дефис употребляется в наречиях, которые образованы:

повторением основ, однокоренных слов или синонимов: давным-давно, еле-еле.

с помощью суффиксов –то, -либо, -нибудь: где-то, где-нибудь.

по морфемным моделям:

по-ему, по-ому- по-прежнему;

по-ск.и- по-русски

по-к.и -по-немецки

по-и -по-волчьи.

(Письменно)  ЗаданиеСпишите, раскрывая скобки.

Работать (по) ударному, тепло (по) летнему, (по) осеннему лесу, плакать (по)ребячьи, (по) зимнему пути, испугаться (по)настоящему.

(Ответ.) Работать по-ударному, тепло по-летнему, по осеннему лесу, плакать по-ребячьи, по зимнему пути, испугаться по-настоящему.

5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Из-за парт все встали дружно,

Косточки размять нам нужно.

Руки к солнцу потянули,

Опустили и встряхнули.

Энергично повертелись,

Круг рисуем головой,

А теперь тихонько сели

Изучать характер мой. 

Задание:  запишите словосочетания с наречиями

6. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях.

Наречия с приставками необходимо отличать от сходных по звучанию сочетаний: существительных, прилагательных и местоимений с предлогами.

Сначала (когда?) было трудно.

С начала года. (Сущ. С предлогом)

Наречия вниз, вверх, вдаль, ввысь, вширь, вглубь, вначале нужно отличать от сходных по звучанию сочетаний предлогов с существительными.

В дали (какой?) голубой.

Вдали играл (где?) пастух

7.Выписать только наречия, вставить пропущенную букву.

Спряч.., настеж.., меч.., молодеж..,

смотриш.., уж.., напроч.., могуч..,

свеж.., наотмаш.., замуж.., проч..,

мелоч.., туш.., мыш.., ветош..,

грош.., вскач.., невтерпеж…

 (Ответ.)ВЗАИМОПРОВЕРКА

Настежь

 Уж

Напрочь

Наотмашь

Замуж

Прочь

Вскачь

Невтерпеж

8.Найдите в предложениях фразеологизмы, выпишите их и подберите к ним синонимы – наречия.(работа в парах)

Предложения:

1. Мы поднялись чуть свет.(рано)

2. Как по команде мы вышли на уборку парка.(дружно)

3. Как только появилась полиция, преступники исчезли в два счёта.(Быстро)(мгровенно)

4. Время от времени нам попадались в лесу небольшие озера.(иногда)

5. Защита проекта прошла как по маслу.(хорошо)

9.Пожелания гостям!(устно)
Подберите наречия к пожеланиям.

Мы Вам желаем …… .

1. ________________ не болеть.
2. ________________ выглядеть.
3. ________________ улыбаться.  
4. ________________ быть преданными своему делу.
5. Живите _______________ . (Никогда, всегда, постоянно, великолепно, чаще, счастливо)

Рефлексия.

Итог. - Что повторили на уроке ?

-С какими орфограммами мы сегодня работали  на уроке?                                            

- Где в жизни можно использовать полученные знания?

 - Ребята, как вы оценили свою работу на уроке?

Закончи одно из предложений.

Сегодня на уроке я пришёл к выводу …    

Мне было сложно …       .

Мне было легко …    .

Хочу пожелать …  .

Сегодняшний урок …   .

Оценить работу учащихся-Спасибо за вашу работу на уроке. Надеюсь, что всё сказанное и сделанное не будет напрасным.- С каким настроением вы покидаете урок

Дом.зад. Повторить: н и нн в суффиксах наречий,

Приставки не- ни в наречиях.

Слитное и раздельное написание Не с наречиями.

Составить словарный диктант с данными орфограммами.

 готовиться к контрольному диктанту.

Слово учителя: Закончить наш урок мне хотелось бы стихотворением Куклиной

Наш язык и скромен и богат

В каждом слове скрыт чудесный клад

Слово «высоко» произнеси-

И представишь сразу неба синь,

Ты скажи: «Кругом белым – бело»-

И увидишь зимнее село,

С белых крыш свисает белый снег,

Не видать под белым снегом рек.

Вспомнится наречие «светло»

И увидишь солнышко взошло.

Если скажешь слово ты «темно»,

Сразу вечер поглядит в окно.

Если скажешь «ароматно» ты,

Сразу вспомнишь ландыша цветы.

Ну, а если скажешь ты «красиво»

Перед тобою сразу вся Россия.

Спасибо большое за активную работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 7 классе по теме "Наречие"

Обобщение изученного материала по теме "Наречие"....

Открытый урок русского языка в 7 классе "Степени сранения наречий"

Усвоение новых знаний и первичное закрепление с  применением технологии разноуровневого обучения....

Урок русского языка в 7 классе по теме "Наречие как часть речи. Грамматические признаки наречия" по программе С.И. Львовой.

Презентация к уроку русского языка в 7 классе по теме "Наречие как часть речи. Грамматические признаки наречия" по программе С.И. Львовой....

презентация к заключительному уроку русского языка в 7 классе по теме Наречие "У наречий званый вечер"

Презентация к заключительному уроку русского языка в 7 классе по теме Наречие "У наречий званый вечер"  Данная презентация создавалась по материалам Интернет-ресурсов. Цель урока - повторить изуч...

Урок русского языка в 7 классе по теме "Наречие. Урок -обобщение".

Урок обощения знаний по одной из сложнейших тем курса русского языка 7 класса- "Наречие" содержит практический материал, позволяющий проверить умения и навыки учащихся по правописанию наречий....

Открытый урок русского языка в 7 классе «Повторение темы «Наречие». Комплексный анализ текста притчи Рафаэля Мустафина «Три сундука»

Урок разработан в соответствии с ФГОС. Содержит интересный материал, связанный с анализом текста....

Открытый урок русского языка в 7 классе на тему "Разряды наречий по значению"

Разряды наречий по значению Тип урока: урок изучения нового материала Цель:формирование знаний учащихся о разрядах наречий по значению.Обучающая задача:познакомить с разрядами наречий по значению...