Сообщение на МО «Использование электронных образовательных ресурсов на уроках русского языка как средство повышения мотивации обучающихся»
учебно-методический материал по русскому языку

Надежда Николаевна Семянникова

Сообщение на МО «Использование электронных образовательных ресурсов на уроках русского языка как средство повышения мотивации обучающихся»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование ЭОР на уроках русского языка с целью повышения мотивации учащихся к предмету.

Электронными образовательными ресурсами (ЭОР) называют учебные материалы, созданные средствами современных компьютерных технологий. Для их воспроизведения используются электронные устройства.

К ЭОР можно отнести, во-первых, видеофильмы и звукозаписи, используемые в учебном процессе, которые воспроизводятся с помощью бытового магнитофона или CD-плеера. Во-вторых, различные эффективные для образования современные ЭОР, воспроизводимые на компьютере. Чтобы выделить второе подмножество электронных образовательных ресурсов, их называют цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР), означающее то, что с помощью компьютера выполняются способы цифровой записи и цифрового воспроизведения. Но понятие ЦОР не раскрывает всей полноты использования ресурсов, созданных и используемых в компьютерной информационно-образовательной среде. Поэтому, лучше использовать общий термин «электронные» и аббревиатуру ЭОР. следуя межгосударственному стандарту,

Электронные образовательные ресурсы классифицируются по следующим направлениям:

  • по типу среды распространения и использования – Интернет-ресурсы, оффлайн-ресурсы, ресурсы для «электронных досок»;
  • по виду содержимого контента – электронные справочники, викторины, словари, учебники, лабораторные работы;
  • по реализационному принципу – мультимедиа-ресурсы, презентационные ресурсы, системы обучения;
  • по составляющим входящего ресурса – лекционные ресурсы, практические ресурсы, ресурсы-имитаторы (тренажеры), контрольно-измерительные материалы;
  • по форме использования – для работы на занятиях, для самостоятельной работы учащихся;
  • по типу их использования в образовательном процессе: электронные средства обучения, прикладные программы и информационные ресурсы Интернета.

Информационно-образовательная среда школы позволяет перевести на новый технологический уровень все информационные процессы, проходящие в образовательном учреждении, для этого необходима полная интеграция ИКТ в педагогическую деятельность школы в целом. Правильно организованная ИОС учебного образовательного учреждения, в частности грамотное использование ИКТ в образовательном процессе, позволит на новом уровне осуществить дифференциацию обучения, повысить уровень формирования универсальных учебных действий. В результате появится возможность эффективного повышения мотивацию учащихся, обеспечения наглядности представления практически любого материала, а также обучения современным способам самостоятельного получения знаний, что, безусловно, явится условием достижения нового качества образования.

Построение учебного процесса на основе использования ЭОР предполагает изменение роли учителя и ученика.

Во-первых, происходит переосмысление позиций педагога, который становится в большей степени «координатором» или «наставником», чем непосредственным источником знаний и информации.

Во-вторых, ученик занимает позицию активного участника учебного процесса, самостоятельного изучающего особенности ЭОР и использующего их для решения учебно-практической задачи урока.

Исходя из вышесказанного, представляется оптимальным способ проектирования и организации учебного процесса на основе ЭОР, при котором:

  • основной акцент делается на организацию активных видов познавательной деятельности обучаемых, формирование «открытой» познавательной позиции;
  • учитель выступает в роли педагога-менеджера и режиссера обучения, готового предложить учащимся необходимый комплект средств обучения, а не только передать учебную информацию;
  • учебная информация используется как средство организации познавательной деятельности, а не как цель обучения;
  • обучаемый выступает в качестве субъекта деятельности наряду с педагогом, а его личностное развитие выступает как одна из главных образовательных целей.

Определяя специфику деятельности учителя в новых условиях можно выделить следующие особенности организации учебной деятельности младшего школьника:

  1. Учитель — не единственный источник информации.
  2. Учитель организует поиск учащимися информации и ее отбор, переработку в соответствии с выделенными критериями и, таким образом, является посредником между учащимся и источниками информации.
  3. Учитель определяет оптимальную для каждого учащегося совокупность электронных учебных модулей (ЭУМ) в соответствии с результатами диагностики.
  4. Учитель определяет форму контроля усвоения знаний, умений и навыков учащихся в соответствии с выявленными индивидуальными особенностями.
  5. Учитель — инициатор новых форм взаимодействия учащихся с учителем и между собой на уроке и во внеурочное время.
  6. Учитель — организатор (модератор) дискуссий, обсуждений проблемных и спорных вопросов на уроке и во внеурочное время.

Роль школьника при организации обучения на основе использования ЭОР отражается в следующем:

  1. Ученик — не пассивный участник учебного процесса.
  2. Ученик определяет цель своей деятельности и пути ее достижения.
  3. Ученик — активный участник дискуссии, обсуждения, исследования.
  4. Ученик выбирает способ взаимодействия с электронными учебными модулями (ЭУМ) определяет порядок усвоения учебного содержания, темп и порядок выполнения заданий.
  5. Ученик отбирает необходимый для достижения цели материал.
  6. Ученик осуществляет поиск необходимой информации в рекомендованных учителем ЭУМ, в ЭУМ, отобранных самостоятельно, в дополнительных материалах.
  7. Ученик демонстрирует полученные в результате своей деятельности результаты, обосновывая их выбранными материалами ЭУМ.

В конечном итоге ученик становится активным участником проектирования своей индивидуальной траектории освоения учебного материала соответствующего учебного предмета и, как следствие, своего индивидуального образовательного маршрута.

ФГОС указывает на использование в начальном общем образование практико-ориентированных и активных технологий, которые создают переход от безличностного «знаниевого» подхода в образовании к деятельностному и личностно-ориентированному подходам, а также при создании информационно-образовательной среды формируют ИКТ-компетенции учащегося, лежащие в основе формирования информационной культуры субъектов образовательного процесса.

Использование же интерактивной доски помогает учителю решать проблемы, связанные с увеличением объема информации, дает учителю возможность осуществлять межпредметные связи, делать уроки более интересными.

Использование интерактивной доски предполагает организацию активного обучения, при котором учащиеся самостоятельно добывают новые знания. Используемые при этом методы, формы и средства работы стимулируют данный процесс, учитывают индивидуальные особенности учащихся и обеспечивают требуемый уровень мотивации. В этом случае преподавателю необходимо грамотно и правильно направлять познавательную деятельность учащихся, ориентировать их в информационном пространстве и вовремя предоставлять необходимую методическую и техническую помощь.

Интерактивная доска создает возможности активизации деятельности ученика на всех этапах учебной деятельности. Структура уроков с использованием интерактивных устройств может меняться. В некоторых случаях интерактивная доска может стать незаменимым помощником, например, при так называемом индуктивном методе преподавания, когда учащиеся приходят к тем или иным выводам, сортируя полученную информацию.

Преподаватель может по-разному классифицировать материал, используя различные возможности доски: перемещать объекты, работать с цветом, привлекая к процессу учащихся, которые затем могут самостоятельно работать в небольших группах.

Работа с интерактивной доской позволяет любое занятие сделать динамичным. Обязательно необходимо на уроке сочетать работу на интерактивной доске и обычной доске.

Программное обеспечение интерактивной доски содержит коллекции рисунков почти к каждому учебному предмету, за исключением предмета «русский язык».

Интерактивная доска позволяет переставлять объекты. Так, переставляя слова, учащийся может проверить, правильно ли он рассуждает, а если он ошибся, слово всегда можно передвинуть обратно. Благодаря этому в классе развивается дискуссия, замечания и дополнения преподаватель и учащиеся могут записывать прямо на экран.

Интерактивный режим доски интересен тем, что в нем имеется возможность создавать линованное поле, выбирая наиболее удобную ширину строчек, а затем на этих строках с помощью стилуса записывать

Интерактивные доски обладают набором разнообразных инструментов, которыми можно воспользоваться при объяснении материала и выполнении упражнений.

Каждый учитель может создавать при необходимости свои упражнения для работы на интерактивной доске, направленные на повторение и закрепление изученного материала. Подобные упражнения-тренажеры можно создавать практически по всем изучаемым разделам.

А вот современные электронные средства обучения не сводятся к электронным учебникам, обучающим программам, тренажерам или программам тестирования.

Можно говорить о возникновении нового обобщающего понятия «компьютерные учебные материалы», которое объединяет все электронные средства обучения, реализованные с помощью разнообразных программных средств. Для эффективного использования их в учебном процессе определяющим является содержательное и методическое качество таких ресурсов. Для повседневной практической деятельности преподавателя наиболее значимыми являются такие возможности электронных средств обучения, как:

  • адаптация учебного материала к конкретным условиям обучения, потребностям и способностям обучающихся;
  • тиражирование и размещение материалов в сети.

Электронные средства обучения, включенные в информационно-образовательную среду предмета конкретного УМК, записанные на диски, являются дополнительным средством, созданным для активизации познавательной деятельности школьника на уроке и во внеурочное время.

Существует множество дисков с электронными средствами обучения, обеспечивающими формирование предметных знаний не зависимо от выбранного УМК.

Главным условием использования в начальной школе дисков с электронными средствами обучения является то, что они должны соответствовать федеральным требованием к электронным ресурсам и иметь знак данного соответствия.

Учитель может использовать на уроках электронные средства и ресурсы, созданные и выложенные на образовательных порталах другими учителями.

В соответствии с требованиями ФГОС к созданию ИОС начальной школы, в учебном процессе необходимо использование информационных ресурсов Интернета.

Наиболее яркими примерами информационных ресурсов, представленных в Интернете, могут служить:

  • веб-сайты, посвященные отдельным сферам образования, предметной области, уровню обучения, образовательным ресурсам и т.п.;
  • веб-сайты – информационные представительства учебных заведений, образовательных организаций, издательств, производителей компьютерных средств обучения и др.;
  • электронные рассылки по проблемам образования;
  • информационные и справочные порталы;
  • ресурсы электронных библиотек и специализированных баз данных.

Четкую границу между веб-сайтами и порталами провести достаточно сложно. Веб-сайт же обычно определяют более широко — как информацию, оформленную определенным образом (в протоколе http) и доступную всем пользователям сети Интернет.

С точки зрения пользователя порталы и веб-сайты отличаются друг от друга по таким параметрам, как количество и разнообразие предоставляемых ресурсов и услуг. Порталы объединяют огромное количество ресурсов разного формата — электронные книги, статьи, словари, справочные материалы, базы данных, аудио- и видеофайлы, форумы для обсуждения определенных проблем и т.д. Кроме того, порталы предоставляют пользователям такие возможности, как тематический поиск по веб-сайтам, посвященным сходным проблемам, консультации специалистов в определенной области и т.д.

Данные ресурсы создаются как дополнительные для конкретного УМК отдельного предмета, а также как универсальные ресурсы, используемые для любого УМК отдельного предмета. Сетевые ресурсы создаются как для ученика, так и для учителя. К дополнительным ресурсам конкретного УМК отдельного предмета можно отнести электронные учебники, развивающие компьютерные программы, тренажеры и т.п., а также методические материалы для учителя в электронном виде, созданные авторами конкретного УМК, и, находящие в открытом доступе на образовательном портале.

Любой сетевой ресурс, используемый в учебном процессе, должен быть гармонично встроен в организацию процесса формирования учебной деятельности.

К сетевым электронным образовательным ресурсам относятся:

  1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru) – единая Коллекция создается в ходе проекта "Информатизация системы образования", реализуемого Национальным фондом подготовки кадров по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации. Коллекция включает в себя разнообразные цифровые образовательные ресурсы, методические материалы, тематические коллекции, инструменты (программные средства) для поддержки учебной деятельности и организации учебного процесса.
  2. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru) – данный портал обеспечивает доступ к центральному хранилищу электронных образовательных ресурсов системы образования по принципу «единого окна» и предоставляет для них единую современную технологическую платформу. В хранилище портала размещаются электронные учебные модули открытых мультимедиа-систем и виртуальных коллективных сред, электронные образовательные ресурсы на локальных носителях, текстографические сетевые электронные образовательные ресурсы, а также ресурсы, созданные с использованием современных технологий Flash и Java.
  3. Началка Инфо (www.nachalka.info)– виртуальная страна, жизнь в которой идет по своим особенным законам. Здесь можно учиться и играть, развлекаться и закреплять материал школьной программы. Учебный раздел содержит занимательные уроки с яркими примерами, красочными иллюстрациями. В развлекательной части много веселых конкурсов, красочных и динамичных игр, наиболее любимых детьми. В основу сайта легли лучшие обучающие и развивающие программы, разработанные компанией «Кирилл и Мефодий».
  4. Сетевое объединение методистов (http://som.fio.ru)

В помощь Учителю представлены обширные материалы по различным предметам для учителя. На сайте размещаются различные материалы по курсам общеобразовательной школы: английскому языку, астрономии, биологии, географии, информатике, истории, литературе, математике, обществоведению, русскому языку, физике, химии и по предметам начальной школы — уроки, тесты, методические разработки, электронные учебники, словари, статьи. Сетевым объединением методистов проводятся конкурсы, на сайте публикуются условия участия и результаты конкурсов. Размещаются материалы по применению ИКТ в образовании и официальные документы.

  1. Учитель.ru (http://teacher.fio.ru)

Сайт создан как профессиональная виртуальная площадка для педагогов. Работа сайта организована таким образом, что любой педагог (учитель, методист, ученый, директор школы, автор учебника) может разместить на нем свою статью, методику, материалы, учебник, пособие или принять участие в профессиональных форумах на темы, которые их волнуют.

  1. Новаторство Intel в образовании (http://www.intel.com/cd/corporate/ education/emea/rus/index.htm)

Всемирная программа, созданная учителями для учителей, чтобы помочь им эффективно интегрировать технологии в процесс преподавания для улучшения качества обучения. Учителя учатся у других учителей, как, когда и где включать технологические средства и ресурсы в учебные планы. Полезная информация, средства, ресурсы и возможности профессионального развития для педагогов.

Наиболее используемыми образовательными порталами в учебном процессе начальной школы являются: Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов, Началка Инфо. Возможно использование и других федеральных образовательных порталов.

Литература:

  1. Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе: Научно-методические материалы / Бордовский Г. А., Готская И. Б., Ильина С. П., Снегурова В. И. — СПб. Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. — 31 с.
  2. Федеральные образовательные ресурсы для общего образования Российское образование Федеральный портал http://www.edu.ru/
  3. Электронные образовательные ресурсы: современные возможности
    М. А. Бовтенко Информационные технологии в образованииhttp://bit.edu.nstu.ru/
  4. Электронные образовательные ресурсы нового поколения в вопросах и ответах. Сайт «Информика» http://ed.gov.ru/

Адреса полезных сайтов:

  • http:/ school-collection.edu.ru / - Единая коллекция ЦОР, разработанная по поручению Министерства образования и науки РФ в рамках проекта «Информатизация системы образования», содержит не только учебные тексты, но и различные объекты мультимедиа (видео и звуковые файлы, фотографии, карты, схемы и др.), которые открывают огромные возможности по их использованию в образовательном процессе.
  • http://www.shpl.ru – полезную информация учитель - словесник может получить на сайте Государственной публичной исторической библиотеки,
  • огромный каталог информационных ресурсов по русскому языку расположен на сайте «Словесник» (http://slovtsnik-oka.narod.ru),
  • http://gramota.ru/ - можно обратиться к материалам Грамота.ру, при этом на занятиях помимо словарей можно пользоваться предлагаемыми интерактивными диктантами,
  • набор готовых учебных презентаций к урокам русского языка и литературы предложен на сайте сетевого объединения методистов Федерации Интернет-образования (http://center.fio.ru),
  • http://www.it-n.ru/ - коллекция учебных проектов с применением ИКТ – на сайте «Сеть творческих учителей»,
  • http://www.1september.ru - сценарии уроков, олимпиад, разработки тестов, контрольных работ - на методическом сайте,
  • http://www.openclass.ru/ - сетевое образовательное сообщество учителей,
  • http://www.biblioclub.ru/audio_books.php - университетская библиотека (полнотекстовая электронная мобильная библиотека),
  • http://prosv.ru/ - сайт издательства «Просвещение», здесь Вы найдёте каталог учебников и учебно-методической литературы издательства «Просвещение»; полезную информацию для учителей, методистов, администраторов; информацию о новых учебниках и учебно-методических пособиях; методическую помощь; новости образования и учебного книгоиздания; информационно-публицистический бюллетень «Просвещение»,
  • http://uchitelu.net/?q=materialy_uchitelu/results/taxonomy%3A559.18%2C75 – проект «Учителю.net» - это социальная сеть для педагогов. В разделе собраны методические материалы, разработки учителей. Здесь вы можете найти или разместить презентации к урокам, планы уроков, тематические планирования, контрольные работы и тест

  1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru) – единая Коллекция создается в ходе проекта "Информатизация системы образования", реализуемого Национальным фондом подготовки кадров по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации. Коллекция включает в себя разнообразные цифровые образовательные ресурсы, методические материалы, тематические коллекции, инструменты (программные средства) для поддержки учебной деятельности и организации учебного процесса.
  2. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru) – данный портал обеспечивает доступ к центральному хранилищу электронных образовательных ресурсов системы образования по принципу «единого окна» и предоставляет для них единую современную технологическую платформу. В хранилище портала размещаются электронные учебные модули открытых мультимедиа-систем и виртуальных коллективных сред, электронные образовательные ресурсы на локальных носителях, текстографические сетевые электронные образовательные ресурсы, а также ресурсы, созданные с использованием современных технологий Flash и Java.
  3. Началка Инфо (www.nachalka.info)– виртуальная страна, жизнь в которой идет по своим особенным законам. Здесь можно учиться и играть, развлекаться и закреплять материал школьной программы. Учебный раздел содержит занимательные уроки с яркими примерами, красочными иллюстрациями. В развлекательной части много веселых конкурсов, красочных и динамичных игр, наиболее любимых детьми. В основу сайта легли лучшие обучающие и развивающие программы, разработанные компанией «Кирилл и Мефодий».
  4. Сетевое объединение методистов (http://som.fio.ru)

В помощь Учителю представлены обширные материалы по различным предметам для учителя. На сайте размещаются различные материалы по курсам общеобразовательной школы: английскому языку, астрономии, биологии, географии, информатике, истории, литературе, математике, обществоведению, русскому языку, физике, химии и по предметам начальной школы — уроки, тесты, методические разработки, электронные учебники, словари, статьи. Сетевым объединением методистов проводятся конкурсы, на сайте публикуются условия участия и результаты конкурсов. Размещаются материалы по применению ИКТ в образовании и официальные документы.

  1. Учитель.ru (http://teacher.fio.ru)

Сайт создан как профессиональная виртуальная площадка для педагогов. Работа сайта организована таким образом, что любой педагог (учитель, методист, ученый, директор школы, автор учебника ) может разместить на нем свою статью, методику, материалы, учебник, пособие или принять участие в профессиональных форумах на темы, которые их волнуют.

  1. Новаторство Intel в образовании (http://www.intel.com/cd/corporate/ education/emea/rus/index.htm)

Всемирная программа, созданная учителями для учителей, чтобы помочь им эффективно интегрировать технологии в процесс преподавания для улучшения качества обучения. Учителя учатся у других учителей, как, когда и где включать технологические средства и ресурсы в учебные планы. Полезная информация, средства, ресурсы и возможности профессионального развития для педагогов.

Наиболее используемыми образовательными порталами в учебном процессе начальной школы являются: Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов, Началка Инфо. Возможно использование и других федеральных образовательных порталов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновации в образовании. Использование электронных образовательных ресурсов на уроках русского языка в 5 классе.

В представленном материале я даю понятие о том, что такое инновацонная деятельность в школе. Далее представлен фрагмент проблемного урока русского языка в 5 классе, где я использую технологические кар...

Использование электронного образовательного ресурса на уроках русского языка

Мы живем в эпоху, когда расстояние от самых безумных фантазий до совершенно реальной действительности сокращается с невероятной быстротой», - сказал ещё в начале XX века писатель-реалист ...

Использование Электронно - образовательных ресурсов на уроках инженерной графики как средство повышения познавательной деятельности студентов

В программе проведено исследование использование ЭОР в изучении дисциплины инженерная графика, сделаны выводы, подведены итоги анкетирования среди обучающихся и родителей...

Научно-исследовательская статья "Использование Интернет-ресурсов на уроках английского языка как средство повышения мотивации к обучению"

Использование Интернет-ресурсов на уроках английского языка как средство повышения мотивации к обучению....

Сообщение на МО « Коррекционная работа на уроках русского языка, как средство повышения мотивации к обучению и социализации учащихся с особыми образовательными потребностями» 2024 год

laquo; Коррекционная работа на уроках русского языка, как средство повышения мотивации к обучению и социализации учащихся с особыми образовательными потребностями»...