Олимпиадные задания по русскому языку
олимпиадные задания по русскому языку

Елаева Ирина Владимировна

Задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimpiady_dlya_starshih_klassov.docx47.48 КБ

Предварительный просмотр:

Олимпиадные задания

5-11 класс

5 класс

1. В каких  словах количество букв не совпадёт с количеством звуков?

                  1)объект; 2)бульон; 3)июнь; 4)ящик; 5)майор

2. Запишите словосочетания со словом грубый в разных его значениях. Для каждого словосочетания подберите антоним.

3. В каждом из данных ниже слов спрятался какой-нибудь зверь. Да вот беда: один из них целиком не поместился. В каком слове?

                 1) палисадник; 2)камыш; 3)заслонка; 4)поселок; 5)укротитель

4. Закончите начатые фразеологические обороты.

       1) держать ухо ...; 2) встать поперек ... ; 3) выйти сухим из...; 4) положить зубы на...; 5) пускать пыль в...; 6) готов сквозь землю...;

5. Найдите слова, состав которых соответствует схеме: “ корень+ суффикс+ окончание”.

       Прогулка, медок, сахарный, суетиться, пригорок, листочек, стебелёк, пригород, кормушка.

6. Придумайте предложения со словами: дуло, рву, тепло – так, чтобы эти слова были разными частями речи.

 7. Разберите по членам предложение из “Сказки о рыбаке и рыбке” А.С.Пушкина. Подберите синоним к имени прилагательному.

               Они жили в ветхой землянке ровно тридцать лет и три года.

 

 8. Детей зовут Вика, Соня, Гена, Гриша, Даша, Дуня. Как их будут звать, когда они вырастут?

 9.* Есть ли какие-нибудь синонимы у слов океан, море, капля?

Ответы

5 класс

  1. 2) бульон; 4) ящик;

  1. Грубый человек- вежливый, учтивый человек;

грубая ткань- тонкая, мягкая ткань;

грубая ошибка - незначительная ошибка;

          грубый голос - нежный, ласковый голос.

  1. Камыш – ка-мышь.
  2. 1)востро; 2) дороги; 3) воды; 4) полку; 5) глаза; 6)провалиться;
  3. Медок, сахарный, кормушка, стебелёк.
  4. Дуло пистолета было заткнуто за пояс. – Из окна дуло.

Я рву в поле цветы. – Во рву много воды.

 В мороз надо тепло одеваться. – Надо беречь тепло.

7.   Они жили в ветхой землянке ровно тридцать лет и три года.

Ветхий – старый, древний.

  1. Виктория, София (Софья), Геннадий, Григорий, Дарья, Евдокия.

  1. У слова капля есть синонимы частица, частичка. Слова море и океан сами могут являться синонимами по отношению друг к другу, если употребляются в значении “очень много” ( море радости, океан смеха).

6 класс

  1. Сосчитайте количество глухих согласных звуков, которые есть в загадке.

          Чашечка горошку рассыпана на дорожку.

  1. Какой фонетический признак объединяет слова: вдруг, подтянуть, укладка, ферзь?
  2. Какое слово лишнее по смыслу? Почему?
  1. будущий,; 2) следующий; 3) грядущий; 4) предыдущий; 5) предстоящий.
  1. Объясните, что значат выделенные слова в отрывке из “Сказки о царе Салтане” А.С.Пушкина.

                       ...Идут витязи четами,

                       И, блистая сединами,

                       Дядька впереди идёт

                        И ко граду их ведёт.

     5. Вставьте нужные слова в начале фразеологических оборотов.

             1)   ... из пальца; 2) ... вокруг пальца; 3)... сквозь пальцы; 4)...пальцем в небо;  5) ...хорошо подвешен; 6)... мимо ушей; 7)... как своих ушей.

6.Образуйте от  названий городов названия их жителей и запишите во множественном числе. Какие суффиксы вам помогли?

1) Харьков; 2) Сочи; 3) Рязань; 4) Минск; 5) Баку; 6) Калуга.

7. Придумайте предложения со словами: мечи, надо, лай – так, чтобы эти слова были разными частями речи.

  1. Перед вами предложение на непонятном языке, в котором, однако, приставки, суффиксы, окончания, а также правила соединения слов в предложения  точно такие же, как и в русском. Сделайте разбор по членам предложения, надпишите части речи.

                  Сурепая рашка зажугила квинячий торщ.

9.* Понедельник, вторник, среда и т.д. Раньше такие семь дней назывались “седмица”. Позже на смену “седмице” пришла “неделя”. Но почему именно “ неделя”? И каким образом возникло это слово?

         

Ответы

6 класс

        1. Восемь.

           2. Оглушение звонких согласных.

           3. 4) предыдущий- прошлый;

           4. Витязи – воины, четами – парами, сединами – седыми волосами, ко   граду – к городу.

            5. 1)Высосать, 2)обвести,3) смотреть,4) ткнуть, 5)язык, 6)пропустить, 7)не видать.

            6. 1) харков-чан-е, 2) соч-инц-ы; 3) рязан-ц-ы; ;4) минч-ан-е; 5) бак-инц-ы;   6) калуж-ан-е.

            7. Не мечи бисер перед свиньями. – Мечи вложили в ножны. Надо полить огород. – Надо мной кружилась бабочка. Собачка, не лай. – Собачий лай разносился кругом.

             8. Сурепая (прилагательное) рашка ( существительное) зажугила (глагол) квинячий (прилагательное) торщ ( существительное).

             9. Неделей называлось первоначально воскресенье, день отдыха, когда не делают никакой работы. День после недели назывался по-недельником. Позже название дня, венчающего седмицу, перешло на весь период в семь дней.  

7 класс

  1. Определите, сколько согласных звуков в каждом слове. Для выполнения задания затранскрибируйте слова.

           Солнце, ёж, ладья, поёт, поэт, явный, мужчине.

  1. Подберите антонимы к слову свежий в данных словосочетаниях.

           Свежий воздух, свежий вид, свежий огурец, свежая рыба, свежие цветы, свежая газета, свежий хлеб.

  1. Подберите фразеологизмы – синонимы к следующим выражениям:
  1. набрать в рот воды;
  2. внести свежую струю;
  3. петь одну и ту же песню;
  4. причинить  вред.
  1. Подберите слова разных частей речи, состоящие из трёх букв.
  2. Какие из этих слов можно считать однокоренными:

          широкополая, длиннополый, разнополые, полярный, полевой, полый, полный, подпольный, заполнение, полюс, полёвка, половик, поленница, половник?

  1. Даны грамматические характеристики трёх имён существительных. Найдите в одной из них ошибку.
  1. Имя существительное, одушевлённое, нарицательное, ж.р., 2 скл., ед. ч., В.П.
  2. Имя существительное, неодушевлённое, собственное, ср.р., 2 скл., ед.ч., П.п.
  3. Имя существительное, неодушевлённое, нарицательное, м.р., 2 скл., мн.ч., И.п.
  1. В каком из этих сложных слов первая часть имеет не то значение, что в остальных.
  1. иноверец; 2) иностранец; 3) иноязычный; 4) иномарка; 5)иногородний.
  1. Просклоняйте числительное 1789.
  2. * Какие значения, не зафиксированные толковыми словарями, имеют в современной русской речи слова: зелёные, кинуть, мышка, стучать, тормозить.Попытайтесь сформулировать словарное определение этих значений.  

Ответы

7 класс

  1. [ сонцэ] (3), [йош] (2), [лад`йа] (3), [пайот] (3), [паэт] (2), [йавный] (4), [муш`на] (3).

  1. Тяжёлый воздух, усталый вид, солёный огурец, мороженая рыба, завявшие цветы, старая газета, чёрствый хлеб.
  2. 1) Не размыкать уст, не говорить ни слова, не раскрывать рта, играть в молчанку; 2) вдохнуть жизнь, дать толчок, дать импульс; 3) крутить шарманку, дудеть в одну дуду; 4) нанести ущерб, сделать пакость, подставить ножку.
  3. Ответы могут быть приблизительно такие: дом (сущ.), цел, бос ( кр. прил.), три ( числит.), пою, шёл ( глагол), сея( дееприч.), бит, мыт( кр.причастие), они (местоим.), ещё (наречие), над (предлог), или (союз), ого (междометие), вот (частица). Таким образом, можно подобрать примеры всех частей речи.
  4. Полярный – полюс, полевой – полёвка, полный – заполнение, подпольный – половик.
  5. Неверна характеристика 1) существительные женского рода не относятся ко второму склонению.
  6. Иногородний.
  7. И. Тысяча семьсот восемьдесят девять

      Р. Тысячи семисот восьмидесяти девяти

           Д. Тысяче семистам восьмидесяти девяти

      В. Тысячу семьсот восемьдесят девять

           Т. Тысячью семьюстами восьмьюдесятью девятью

      П. (о) Тысяче семистах восьмидесяти девяти

9. Зелёные -1) защитники природы; 2) доллары.

    Кинуть – обмануть, перехитрить.

    Мышка – устройство для управления курсором компьютера.

    Стучать – доносить.

    Тормозить – плохо соображать.

8 класс

  1. Переведите слова с белорусского на русский язык. Затранскрибируйте полученные слова.

Образец: чалавек – человек [ ч`илав`эк]

  1. дарагі; 2) заутра; 3) шчасце; 4) дождж; 5) загасціцца; 6) зжаць.
  1. Подберите антонимы к словам.
  1. абстрактный, 2) активный, 3) вежливый, 4) временный, 5) добродетель, 6) избыток, 7) искренность, 8) положительный, 9) праздничный, 10) сходство.
  1. Вспомните и запишите по двум данным ключевым словам известные пословицы и поговорки.
  1. заварил, расхлёбывай; 2) дыма, без огня; 3) камень, не потечёт; 4) локоть, не укусишь; 5) ум, два; 6) шило, мешок;

4. Обозначьте основы слов, которые пишутся одинаково, но относятся к разным частям речи.

  1. повернуться правым боком – стоять боком;
  2. восхищаться звёздной ночью– уезжать сегодня ночью;
  3. любоваться летним утром – случиться летним утром;
  4. заниматься бегом- бежать бегом;
  5. платье коротко – коротко рассказать.
  1. Определите, какая из двух форм причастий является правильной в каждой паре.
  1. полощущий, полоскающий;
  2. приобретший, приобрёвший;
  3. мучившийся, мучавшийся;
  4. обезопасенный, обезопашенный;
  5. брезжащий, брезжущий;
  6. движимый, движемый.

6.К одному ли спряжению относятся следующие глаголы? Ответ поясните.

        Зависеть, отгреметь, зазвенеть, претерпеть, разобидиться, скрипеть, гореть, вертеть.

  1. Определите  род  существительных. Допишите окончания прилагательных.
  1. Вкусн... макрель.    
  2. Догадлив... мулла.
  3. Взросл... гну
  4. Нескладн... попурри
  5. Тушен... кольраби
  6. Гостеприимн... Торонто
  1. Разберите по членам предложения приведенный ниже стихотворный отрывок.

               Только мама за порог,

               Малыши с кровати скок,

               Стулья хвать, подушки хвать

               И давай воевать!                                  (Э. Успенский)

               9. *Русская поговорка гласит: “ Не было ни гроша, да вдруг алтын!” А сколько это алтын?

1) 1 копейка; 2) 2 копейки; 3) 3 копейки; 4) 5 копеек; 5) 10 копеек.

Ответы

8 класс

1. 1) дорогой  [дарагой]; 2) завтра [зафтра]; 3) счастье [ш’ас’т’йэ];

 4) дождь [дош’]; 5) загоститься [загас’т’ица]; 6) сжать [жат’].

2. 1) конкретный, 2) пассивный, 3) грубый, 4) постоянный, 5) порок,

6) недостаток, 7) фальшь, 8) отрицательный, 9) будничный,

10) различие.

3. 1) Сам заварил кашу, сам и расхлёбывай. 2) Нет дыма без огня. 3) Под лежачий камень вода не течёт. 4) Близок локоть, да не укусишь. 5) Ум хорошо, но два лучше. 6) Шила в мешке не утаить.

 4. 1) боком (сущ.) – боком (нар.)

     2) ночью (сущ.) – ночью (нар.)

     3) утром ( сущ.) – утром (нар.)

     4) бегом ( сущ.) – бегом ( нар.)

     5) коротко ( кр. прил.) – коротко ( нар.)

 5. 1) полощущий                      2) приобретший

    3) мучившийся                      4) обезопашенный

    5) брезжущий                       6) движимый

6. Данные глаголы относятся ко второму спряжению, но различаются способом определения спряжения.

1) Глаголы отгреметь, зазвенеть, скрипеть, гореть относятся ко 2- му спряжению в соответствии со своими окончаниями. В исключения они не входят, так как имеют ударные окончания.

2) Глаголы зависеть, претерпеть, разобидеться, вертеть имеют безударные окончания, поэтому их спряжения определяются по инфинитиву. Относятся ко второму спряжению, так как являются исключениями (7 глаголов на  -еть).

7. 1) Вкусная макрель (ж. р.),           2) догадливый мулла (м. р.),

    3) взрослый гну (м. р.),                 4) нескладное попурри (с. р.),

    5) тушеная кольраби (ж. р.),        6) гостеприимный Торонто (м. р.).

8. Только мама за порог,

    Малыши с кровати скок,

    Стулья хвать, подушки хвать, 

    И давай воевать.

 9. 3) 3 копейки

9 класс

1.

   Написать слова в обратном порядке звуками:

     яр, сад, туз, порог, альт, лён, лей, лёд, шёл.

   Какую синтаксическую функцию выполняют?

2.

   Какой частью речи является словоформа выше в примерах:

     Колокольня выше церкви.

     Колокольня расположена выше церкви.

3.

   Герои рассказа А.П. Чехова "Толстый  и тонкий" когда-то вместе учились в гимназии. Потом один из них дослужился до коллежского асессора, а второй стал тайным советником. Что это за чины, велика  ли между ними разница?

4.

   Какого рода в русском языке слово дружище. В каком падеже оно может стоять?

5.

   Запишите сложные предложения (два) согласно предложенным схемам и определите типы придаточных частей.

   1) (Несмотря на то что…) [        ];  2) [… сущ.], (откуда…).

6.

   Поставьте глаголы в форме инфинитива и определите тип спряжения

     Шло, трещал, старилось, таял, запнулась, стихла, нёс, дышал, смолк.

7.

   Определите вид связи в подчинительных словосочетаниях.

     а) закончил в течение лета;

     б) его друг;

     в) друг Антипов;

     г) шесть глав;

     д) повёз публиковать;

     е) закончил переработку;

     ё) трёхсот страниц;

     ж) написал заново.

8.

   Найдите "четвёртое лишнее". Почему?

     а) к врачу, к дому, к кенгуру, к кроту;

     б) вылить, налить, подлить, продлить;

     в) африканец, японист, китаист, белоруссист.

9.

   Что изучает раздел языкознания ономастика.

Ответы

9 класс

                                                   

  1. Написать слова в обратном порядке звуками: рай, таз, суд, короб, тля, ноль, ель, толь, лещ.
  2. 1) словоформа выше играет роль именной части составного сказуемого, является прилагательным (сравн.степ.)

2) словоформа выше  - обстоятельство, является наречием (сравн.степ.)

  1. Дореволюционный «Табель о рангах» включал в себя 14 классов. Тайный советник относился к 3 классу гражданских чинов, коллежский асессор к 8. Дистанция между ними --значительная.
  2. Слово «дружище» - мужского рода. Никаких падежей. Употребляется только в качестве обращения. По аналогии со словами: друг мой, брат мой. Можно определить, что слово дружище стоит в форме именительного падежа.
  3. 1 предложение ( уступит.)

2 предложение (опредилит.)

6.  Идти(1), трещать(2), стариться(2), таять(1), запнуться(1), стихнуть(1), нести(1), дышать(2), смолкнуть(1).

7. а)управление б)примыкание в)согласование г)управление д)примыкание е)управление ё)согласование ж)примыкание.

8. а)к  кенгуру  б)длить – продлить  в)африканец – житель, уроженец Африки, а не занимающийся изучением данной страны.

 

9. Что изучает раздел языка ономастика ?

     (греческое) – относится к имени. Изучает собственные имена, а также совокупность имён

10 класс

1.

   Поставьте ударения в словах согласно нормам орфоэпии.

     Агрономия, ломоть, кладовая, сироты, гофрированный, мускулистый, издревле, заиндеветь, апартаменты, углубить, премировать, мастерски, ракушка, исподволь, подростковый.

2.

   Какие части речи и омонимичные формы представляют собой выделенные словоформы в предложениях.

      Как он смел!

      Как он смел? 

3.

   Прочитайте следующие предложения. Поставьте между их частями необходимые знаки препинания так, чтобы определились разные смысловые отношения между частями.

     а) Приёмный пункт не работает нет тары.

     б) Нет тары приёмный пункт не работает.

4.

   Чем различаются значения слов умник и умница?

5.

   Замените данные сочетания слов иностранными словами.

     1) новое слово, 2) вымышленное имя, 3) любовь к мудрости, 4) описание книг, 5) измеритель времени.

6.

   "Четвёртое лишнее". Объясните почему?

   1) Блюдца, оконца, полотенца, кольца.

   2) Рыбацкая лодка, лодка с парусом, первая лодка, плывущая лодка.

   3) Фанера, пионер, кашне, нерв.

   4) Томительный, утомительный, томный, пятитомный.

7.

   Определите, в роли каких частей речи выступает слово только в каждом предложении.

     а) Мне только сорок лет.

     б) Девочке от горшка два вершка! Видать, только институт кончила.

     в) Близкого человека только тогда и поймёшь вполне, когда с ним расстанешься.

     г) Только  лесник перелез через плетень, навстречу ему помчались две собаки.

8.

   Определите, в каких случаях словообразовательные цепочки составлены неправильно.

     1) изобрести →изобретать → изобретатель → изобретательница,

     2) посещать → посетить→ посетитель → посетительский,

     3) лесть → льстить → прельстить → прельщать,

     4) маска → маскировать → маскировочный → маскировка.

9.

   Назовите разделы  лингвистики.

Ответы

10 класс

1. Поставьте ударения в словах согласно нормам орфоэпии.

   Агрономия, ломоть, кладовая, сироты, гофрированный, мускулистый, издревле, заиндеветь, апартаменты, углубить, премировать, мастерски, ракушка, исподволь, подростковый.

2. 1) Краткая форма прилагательного смелый.

2) Форма 3 лица единственного числа прошедшего времени от глагола сметь. 

     Смел1 и смел2 – это омоформы

3. В обоих предложениях с помощью знаков препинания двоеточия и тире можно

установить причинно-следственные отношения.

     а) ; сначала событие-следствие, а потом причина;

     б) – сначала причина, а потом следствие.

4.   Умница – умный, толковый человек, выступает в роли сказуемого, как похвала,   напр.  Ты у нас умница! Это существительное общего рода.

      Умник – существительное мужского рода (по отношению к мужчине). Так говорят   про человека, который стремится  быть умным, но таким не является.

5. Замените данные сочетания слов иностранным и словами.

1) новое слово, 2) вымышленное имя, 3) любовь к мудрости, 4) описание книг, 5) измеритель времени.

.        (1 – неологизм, 2 – псевдоним, 3 – философия, 4 – библиография,             5 – хронометр.

6.   1) оконцев, 2) первая лодка (перенос. знач.), 3) кашнэ, 4) пятитомный (др. знач.)

7.   а) частица, б) наречие, в) частица, г) союз.

8)   2,4 → цепочки неправильные.

9)   Лексика, лексикология, фразеология, фонетика, орфоэпия, графика, орфография,  словообразование, морфология, синтаксис, пунктуация.

11 класс

1) Прочитайте следующие сложносокращенные слова, возникшие в русском языке в различное время. Какое из слов по фонетическим причинам выпадают из общего ряда?

         Фининспектор, Вест-Индия, Коминтерн, Совинформбюро, Политиздат, пединститут, техинструктаж, госимущество.

2) Каким членом предложения является словоформа путем в следующих предложениях? Каково её значение?

А) Мы пойдем напрямик, а вы идите кружным путем.

Б) Проблему беженцев следует решать путем разговора.

В) Все надо делать путем, а у тебя вечно какие-то фокусы.

3) Определите слова, в которых морфемный разбор выполнен правильно.

1) Вы-сох    2) бас-ен-к-а  3) бас-енк-а  4) от-каш-л-я-ть-ся  5) пять-десят  

6) окош-ечк-о  7) ок-ош-ечк-о  8) рас-стрел-янн-ый 9) пт-енч-ик   10) свет-л-яч-ок.

4) Восстановите исходные фразы, использованные в газетных заголовках. Назовите автора и произведение.

1) Пестрый галстук страшнее пистолета.

2) Художником можешь ты не быть.

3) Вот приедет Сидоров.

4) Подсобки мрачные падут!

5) Неужели, если «Комсомолки» нет в киосках, то это кому-нибудь нужно?

6) Здесь будет город заражен.

5) Поставьте глагол в прошедшем времени.

а) ЕЭС (выступить) за единую европейскую валюту.

Б) Музей-квартира Булгакова (приобрести) неизвестные ранее письма писателя.

в) МХАТ в прошлом сезоне (поставить) новую пьесу.

г) МИД (пригласить) новых сотрудников на работу.

д) В нашем районе (открыться) кафе-бар.

6) Определите каким членом предложения является глагол в неопределённой форме (инфинитив).

А) Никому не позволено читать чужие письма.

Б) В этом году он решил отдохнуть в деревне.

В) увидеть море – вот его мечта.

Г) Его мечта увидеть море осуществилась.

7) Что такое тропы? Перечислите их вместе с конкретными примерами.

8) Авторы одной из популярных книг по речевому этикету считают, что «обращение – слабое место нашего лексикона». Как вы думаете почему? Согласны ли вы с этим мнением?

Ответы

11 класс

  1. По правилам русской фонетики гласный звук [и ] после твёрдого согласного должен автоматически превратиться в [ ы ] во всех приведённых словах, кроме  слова Коминтерн; здесь твёрдый согласный "приспособился" к следующему звуку      [ и ] и стал мягким.
  2. 1) слово путём является существительным со значением "дорога", "маршрут"

2) предлог со значением "способ", "средство"

3) наречие – со значением "как следует, "как положено".

        Это в современном русском языке три разных слова – омонима.

  1. 3, 5, 6, 8, 9.
  2. 1) Злые языки …  А.С. Грибоедов. "Горе от ума".

2) Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан.

    Н.А. Некрасов. "Поэт и гражданин".

3) Вот приедет барин – барин нас рассудит.

    Н.А. Некрасов. "Забытая деревня…"

4) Оковы тяжкие падут.

    А.С. Пушкин. "Во глубине сибирских руд".

5) Ведь если звёзды зажигают – значит, это кому-нибудь нужно"

    В. Маяковский. "Послушайте".

6) Здесь будет город заложён назло надменному соседу.

    А.С. Пушкин. "Медный всадник".

    5.   а) выступил; б) приобрела; в) поставил; г) пригласил; д) открылся.

     6.   а) читать – дополнение; б) решил отдохнуть – (сост. глагольн. сказ.)

           в) увидеть – подлежащее; г) увидеть – несоглас. определ.

      7.   Тропы – это изобразительно-выразительные средства языка. Это обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении (гипербола, литота, ирония, метафора, метонимия, аллегория, эпитет, сравнение, перифраза,      олицетворение).

8. Да, в русском языке в отличие от немецкого, английского, французского и других  языков нет конкретных слов-обращений в лексиконе. Обращаются к людям по-разному, в зависимости от обстоятельств.

Литература

Школьный этап

9 класс

Время выполнения – не более 60 минут

  1. Аналитическое задание

Выполните целостный анализ предложенного произведения. Вы можете опираться на данные после него вопросы, а можете выбрать собственный путь анализа. Ваша работа должна представлять собой цельный, связный, завершённый текст.

Предсказание
Настанет год, России черный год,

Когда царей корона упадет;

Забудет чернь к ним прежнюю любовь,

И пища многих будет смерть и кровь;

Когда детей, когда невинных жен

Низвергнутый не защитит закон;

Когда чума от смрадных, мертвых тел

Начнет бродить среди печальных сел,

Чтобы платком из хижин вызывать,

И станет глад сей бедный край терзать;

И зарево окрасит волны рек;

В тот день явится мощный человек,

И ты его узнаешь  - и поймешь,

Зачем в руке его булатный нож;

И горе для тебя! – твой плач, твой стон

Ему покажется смешон;

И будет все ужасно, мрачно в нем,

Как плащ его с возвышенным челом.

1830 г.                                           М.Ю.Лермонтов

Опорные вопросы

1. Чем, на ваш взгляд, обусловлен выбор заглавия?

2. Каким вы представляете себе лирического героя? На основании каких подробностей читатель может воссоздать его образ?

3. Какие особенности строфической и синтаксической организации стихотворения вы бы выделили? Как они связаны с развертыванием сюжета стихотворения?

  1. Творческое задание

Напишите статью о романтизме в русской литературе в журнал для домохозяек, учитывайте интересы и потребности читателей этого журнала. Сделайте статью интересной, доступной, яркой. Подумайте, какие портреты или картинки вставите рядом с текстом статьи (опишите их)

Тестовые задания

1. К жанру Устного народного творчества не относится:
А) рассказ
Б) частушка
В) предание
Г) сказка

2. Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского мы отнесем к -
А) русской литературе XIX века
Б) древнерусской литературе
В) современной литературе

3. А. С. Пушкин писал о
А) восстании Степана Разина
Б) о восстании Емельяна Пугачева
В) о Гражданской войне

4. Мцыри – это
А) неслужащий монах
Б) беглец
В) каторжанин

5. Бой с барсом описал
А) А. С. Пушкин
Б) М. Ю. Лермонтов
В) Н. М. Карамзин

6. Идею «Ревизора» Гоголь взял
А) у А. С. Пушкина
Б) у М. Ю. Лермонтова
В) это история случилась с ним самим

7. “На севере диком стоит одиноко …” О каком дереве рассказывает Лермонтов в своем стихотворении?
А) о березе
Б) о плачущей иве
В) о сосне
Г) о дубе

Вопрос 8.  Из каких произведений эти герои? Кто их автор?
а) Очумелов; б) Дефорж; в) Земляника г) Скотинин; д) княжна Зинаида;

Вопрос 9.  Кто был первым книгопечатником на Руси?

Вопрос 10. Установите по приведенному ниже определению литературоведческий термин:
Элемент композиции, в котором художественный конфликт достигает критической точки своего развития

Литература

Всероссийская олимпиада школьников

Школьный этап

  1. Класс

Время выполнения – не более 5 часов

  1. Аналитическое задание

Выполните целостный анализ предложенного произведения. Вы можете опираться на данные после него вопросы, а можете выбрать собственный путь анализа. Ваша работа должна представлять собой цельный, связный, завершённый текст.

Воробей

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище... но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке... Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился, попятился... Видно, и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея.

Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

 И.С. Тургенев        Апрель, 1878 г.

Опорные вопросы

1. Чем, на ваш взгляд, обусловлен выбор заглавия? Почему текст не назван «Любовь сильнее смерти»?

2. Каким вы представляете себе рассказчика? На основании каких подробностей читатель может воссоздать его образ?

3. Какие ответные чувства вызывает у вас этот рассказ-миниатюра?

  1. Творческое задание

Напишите статью о романтизме в русской литературе в журнал для домохозяек, учитывайте интересы и потребности читателей этого журнала. Сделайте статью интересной, доступной, яркой. Подумайте, какие портреты или картинки вставите рядом с текстом статьи.

Литература

Всероссийская олимпиада школьников

Школьный этап

  1. Класс

Время выполнения – не более 5 часов

  1. Аналитическое задание

Выполните целостный анализ предложенного произведения. Вы можете опираться на данные после него вопросы, а можете выбрать собственный путь анализа. Ваша работа должна представлять собой цельный, связный, завершённый текст.

«Ты запой мне ту песню, что прежде…» Сергей Есенин

Сестре Шуре

Ты запой мне ту песню, что прежде
Напевала нам старая мать.
Не жалея о сгибшей надежде,
Я сумею тебе подпевать.

Я ведь знаю, и мне знакомо,
Потому и волнуй и тревожь —
Будто я из родимого дома
Слышу в голосе нежную дрожь.

Ты мне пой, ну, а я с такою,
Вот с такою же песней, как ты,
Лишь немного глаза прикрою —
Вижу вновь дорогие черты.

Ты мне пой. Ведь моя отрада —
Что вовек я любил не один
И калитку осеннего сада,
И опавшие листья с рябин.

Ты мне пой, ну, а я припомню
И не буду забывчиво хмур:
Так приятно и так легко мне
Видеть мать и тоскующих кур.

Я навек за туманы и росы
Полюбил у березки стан,
И ее золотистые косы,
И холщовый ее сарафан.

Потому так и сердцу не жестко —
Мне за песнею и за вином
Показалась ты той березкой,
Что стоит под родимым окном.

Опорные вопросы

  1. С какими другими стихотворениями связано данное стихотворение С. Есенина? Какой поэтический контекст возможен?
  2. Каким предстает лирический герой стихотворения, какое настроение передается?
  3. Какие особенности строфической и синтаксической организации стихотворения вы бы выделили? Как они связаны с развертыванием сюжета стихотворения?

2.        Творческое задание

Напишите статью о символизме в русской литературе в журнал для домохозяек, учитывайте интересы и потребности читателей этого журнала. Сделайте статью интересной, доступной, яркой. Подумайте, какие портреты или картинки вставите рядом с текстом статьи.

Критерии оценки аналитического задания

1. Понимание произведения как «сложно построенного смысла» (Ю.М. Лотман), последовательное и адекватное раскрытие этого смысла в динамике, в «лабиринте сцеплений», через конкретные наблюдения, сделанные по тексту.

Максимально 30 баллов. Шкала оценок: 0 – 10 – 20 – 30

2. Композиционная стройность работы и её стилистическая однородность. Точность формулировок, уместность цитат и отсылок к тексту произведения.

Максимально 15 баллов. Шкала оценок: 0 – 5 – 10 – 15

3. Владение теоретико-литературным понятийным аппаратом и умение использовать термины корректно, точно и только в тех случаях, когда это необходимо, без искусственного усложнения текста работы.

Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10

4. Историко-литературная эрудиция, отсутствие фактических ошибок, уместность использования фонового материала из области культуры и литературы.

Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10

5. Общая языковая и речевая грамотность (отсутствие языковых, речевых, грамматических ошибок). Примечание 1: сплошная проверка работы по привычным школьным критериям грамотности с полным подсчетом ошибок не предусматривается. Примечание 2: при наличии в работе речевых, грамматических, а также орфографических и пунктуационных ошибок, затрудняющих чтение и понимание текста, обращающих на себя внимание и отвлекающих от чтения (в среднем более трёх ошибок на страницу текста), работа по этому критерию получает ноль баллов.

Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0 – 1 – 3 – 5

Итого: максимальный балл – 70 баллов

Критерии оценки творческого задания

1. Верное объяснение литературного направления – 10 баллов

2. Фактическая точность, уместность отбора реалий для комментария, соблюдение жанрово-стилистических норм в оформлении комментариев и ссылок – 10 балла.

3. Точность, уместность, обоснованность деталей, дополняющих статью о направлении – 5 баллов

4. Грамотное, выразительное речевое оформление ответов – 5 баллов.

Итого: максимальный балл – 30 баллов

Всего 100 баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Грамматика. Олимпиадные задания по русскому языку 5-11 класс

Гораздо медленнее, чем лексический состав, меняется грамматический строй языка.Однако и здесь с пушкинских времен по сравнению с нормами 1918 года изменения заметны.Данные упражнения предназначены для...

олимпиадные задания по русскому языку в 10-11 классах

олимпиадные заданияпо русскому языку в 10-11 классах...

Олимпиадные задания по русскому языку и литературе. 6 класс

Задания можно использовать для проведения школьных олимпиад, для работы с одарёнными детьми....

олимпиадные задания по русскому языку для 5 класса

Олимпиада по русскому языку для 5 класса. Задания по фонету, морфологии,  морфемике и синтаксису. Задания составлены с учетом рекомендаций, представленных в книге Казбек-Казиевой....

олимпиадные задания по русскому языку

Данные олимпиадные задания предназначены для учащихся 5-8 классов....

Олимпиадные задания по русскому языку для 5-11 классов.

Материалы для проведения олимпиады по русскому языку для 5-11 классов....

Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"

Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"...