Конспект открытого урока СТИХОТВОРЕНИЕ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА ТРИ ПАЛЬМЫ
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Авдонина Елена Вячеславовна

 

                              СТИХОТВОРЕНИЕ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА ТРИ ПАЛЬМЫ

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx20.46 КБ

Предварительный просмотр:

                              СТИХОТВОРЕНИЕ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА ТРИ ПАЛЬМЫ



Тема. Мотивы ответственности человека за сохранение красоты и жизни на земле в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Три пальмы».
Цель: продолжить работу по изучению творчества Лермонтова, пробуждать интерес школьников к его произведениям; закрепить умения учащихся интерпретировать стихотворные тексты, комплексно их анализировать; способствовать развитию творческого воображения, воспитывать интерес к классическому наследию русской литературы.
Оборудование: сборники стихотворений М.Ю. Лермонтова; иллюстрации к стихотворению «Три пальмы» Д.С. Хайкина (http://kid-book-museum.livejournal.com/178864.html), В.Д. Поленова, В.А. Полякова; аудиозапись стихотворения (http://www.tmdt.ru/catalog/item164.html); карточки с толкованием понятия «баллада».
Тип урока: урок изучения нового материала; вид урока – урок анализа поэтического мастерства.

ХОД УРОКА

І. Организация начала урока.

II. Проверка домашнего задания.

III. Изучение нового материала.

  1. Прослушивание аудиозаписи стихотворения (http://www.tmdt.ru/catalog/item164.html)
  2. Словарная работа: аравийская земля, караван, оазис, вьюк, шатры, арабы, фарис, урочный.
  3. Анализ стихотворения. 
  • Почему стихотворение имеет подзаголовок «Восточное сказание»? Где росли три пальмы? (Аравия – северо-восточная часть пустыни Сахары).
  • Найдите в первой строфе стихотворения эпитеты, при помощи которых автор описывает пустыню (бесплодная почва, знойные лучи, летучие пески)
  • Какой влагой питались корни пальм? Как пальмы и родник помогали друг другу? (Родник давал пальмам холодную воду, а они оберегали его от высыхания, создавая тень своими ветками).
  • Почему пальмы были недовольны своей жизнью? (Они хотели хоть кому-то в пустыне приносить пользу, но пока ни один путник к ним не заходил).
  • Как пальмы высказывают свои претензии к Богу? Докажите по построению предложений, что их слова стали вызовом Небу. (В словах пальм слышна гордыня, категоричность, отрицание жизненной логики, недаром автор использует два вопросительных и восклицательный знак).
  • Что разрушает покой и гармонию в природе, которыми наполнены первые строфы стихотворения? (Появление людей).
  • В 4-7 строфах Лермонтов описывает приближающийся к пальмам караван. Какие слова создают звуковую картину и какие зрительную? Прочитайте. Впишите их в таблицу в рабочей тетради.
  • Найдите в стихотворении слова, которые подчеркивают хаос, суету в поведении людей (нестройные звуки звонков; пестрящие ковры; мотающиеся полы походных шатров; подымающийся на дыбы конь, вьющиеся в беспорядке складки одежды; с криком и свистом несущийся по песку фарис; шумящий караван и др.). Помогают ли эти слова, на ваш взгляд, предвидеть развязку стихотворения?
  • Как ведут себя пальмы и ручей по отношению к людям? (Пальмы радушно их приветствуют, а ручей щедро поит студеной водой).
  • Что сделали люди? Почему? (Ночью им стало холодно, и они срубили пальмы, чтобы разжечь костер).
  • Докажите, обратившись к тексту, что в стихотворении Лермонтова пальмы изображены как живые существа («пали без жизни»; «одежду их сорвали»; «изрублены были тела их»). Зачем поэт использует прием олицетворения? (Он усиливает эмоциональность строк, вызывает у читателя острое чувство жалости).
  • Какими красками автор рисует последствия губительной деятельности людей? Найдите оценочные эпитеты в последних двух строфах стихотворения (печальный след, бесплодная почва, седой и холодный пепел, сухие остатки, все дико и пустораскаленный песок).
  • Какова, на ваш взгляд, позиция автора в стихотворении? Он считает, что пальмы поделом наказаны за то, что возроптали на Бога? Или все же поэт жалеет «питомцев столетий», ведь они хотели приносить пользу людям? (Ученики мотивируют свое понимание смысла стихотворения).
  • А как вы относитесь к поступку людей? Можно ли оправдать их поведение? (Они думали лишь о собственном кратковременном комфорте). 
  • Подберите эпитеты, оценивающие поступок людей. (Необдуманный, безответственный, злой, безжалостный, чудовищный, эгоистичный и др.).
  • Что оставили после себя люди? Внимает ли теперь Создатель просьбам ручья? («Напрасно пророка о тени он просит»).
  • Что осуждает в своем стихотворении Лермонтов? (Поэт осуждает холодное равнодушие и черную неблагодарность).
  • Можно ли утверждать, что в стихотворении «Три пальмы» есть черты притчи? (Да, поскольку оно имеет глубокий поучительный, аллегорический смысл).
  • Вспомните признаки баллады, которые мы рассматривали на уроке по «Песне о вещем Олеге» А.С. Пушкина (Десять признаков записаны на карточках). Какие из них имеют место в стихотворении «Три пальмы»? (Все, кроме десятого).

  1. Рефлексия.
  • Современно ли лермонтовское стихотворение? (Да, потому что оно касается взаимоотношений человека и природы: жестокие по своей натуре люди часто не ценят того, что дарит им окружающий мир, и склонны уничтожать свою хрупкую планету ради сиюминутной выгоды или собственной прихоти).
  • В чем противоречивость философской мысли стихотворения? (С одной стороны, пальмы вызывают у нас симпатию своим желанием жить с пользой для окружающих; но с другой – они посмели роптать на Бога, высказав неудовлетворение собственной судьбой, то есть проявили гордыню. За это пальмы были наказаны: конечный результат принес им не удовлетворение, а разочарование, обернувшееся для них смертью).

  1. Составление плана стихотворения (Самостоятельная работа; потом – зачитывание пунктов плана).
  • Жизнь гордых пальм в пустыне.
  • Обращение пальм к Богу.
  • Появление каравана.
  • Пальмы встречают гостей.
  • Гибель «питомцев столетий».
  • «Все дико и пусто кругом».

ІV. Подведение итогов урока.


Читая стихотворение М.Ю. Лермонтова «Три пальмы», невольно задумываешься: а много ли пользы миру принес я? А может, я тоже принадлежу к людям, желающим погреться у костра чужой беды?
Затрагивая в своих стихотворениях важные жизненные вопросы, Лермонтов словно вовлекает и нас, читателей, в свои мысли и чувства, раскрывая перед нами глубинные тайны человеческой души. Слово поэта искренне волнует нас, заставляет сопереживать и таким образом обогащает наш внутренний мир.

V. Домашнее задание.


Нарисовать иллюстрацию к стихотворению «Три пальмы»; устно ответить на вопросы учебника; письменно выполнить задания из рабочей тетради; научиться выразительно читать стихотворение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стихотворения М.Ю.Лермонтова «Три пальмы», «Листок», «Утёс».

Презентация к уроку литературы в 6 классепо теме: "Стихотворения М.Ю.Лермонтова «Три пальмы», «Листок», «Утёс»....

Стихотворения М.Ю.Лермонтова «Три пальмы», «Листок», «Утёс».

Презентация к уроку литературы в 6 классепо теме: "Стихотворения М.Ю.Лермонтова «Три пальмы», «Листок», «Утёс»....

презентация стихотворения М.Ю.Лермонтова "Три пальмы" на конкурс "Всё начинается с книги"

Каждый год у нас школе, а затем в районе, проходит конкурс чтецов, посвящённый Дню поэзии. В этом году отмечается 200-летие со дня рождения М.Ю.Лермонтова, и поэтому на конкурс были представлены преим...

Урок по теме "«Поверженная красота в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Три пальмы»"

Урок завершает изучение лирики Лермонтова в 6 классе. На уроке используется элементы анализа лирического текста. Из понятий теории литературы изучаются "антитеза", "метафора"....

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 6 КЛАССЕ Тема урока: «Мотивы одиночества в стихотворениях М. Ю. Лермонтова «Три пальмы», «Утес».

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 6 КЛАССЕТема урока:  «Мотивы одиночества в стихотворениях М. Ю. Лермонтова «Три пальмы», «Утес».Тип урока: изучение нового матери...

Анализ стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова «Три пальмы»

Анализ стихотворенияМихаила Юрьевича Лермонтова «Три пальмы»...