Конспект урока русского языка в 6 классе "Систематизация знаний по теме"Глагол"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Рвачёва Наталья Сергеевна

Конспект урока предполагает систематизацию знаний учащихся по теме "Глагол".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 6 классе.

Тема: систематизация знаний по теме «Глагол»


Тип урока: систематизация и обобщение изученного материала по теме «Глагол».

Вид урока: обобщение и систематизация знаний 

Цель урока: 

  • Содержательные: выявление уровня знаний учеников по теме (циклу, разделу), высокая степень систематизации знаний, формулирование обобщения знаний по предмету
  • Деятельностные: воспитание общей культуры, эстетического восприятия окружающей действительности, создание условий для самооценки учеников, развитие пространственного мышления, творческих способностей, навыков самостоятельной работы, умения работать в группе, развитие познавательного интереса, воспитание лидерских качеств, обучение приемам самоанализа, сопоставления, сравнения, развитие умения обобщения, систематизации знаний.

 Планируемые результаты, направленные на достижение:

личностных результатов обучения:

-осознание эстетической ценности русского языка;

- уважительное отношение к родному языку;

-формирование мотивации к самосовершенствованию

-формировать  умение ясно и грамотно проговаривать выполняемые действия;

-сравнивать результат действия с образцом и исправлять найденную ошибку;

-обсуждать под руководством учителя успешность/не успешность своих действий;

Метапредметных результатов обучения:

Коммуникативные: управлять своими действиями (контроль, самокоррекция, оценка своего действия), развивать умение грамотно выразить свои мысли, отстаивать свою точку зрения  в процессе дискуссии, формировать способности работать в группе .

Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий; осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования, формировать умение обобщать и систематизировать материал;

предметных результатов обучения:

различать глагол среди других самостоятельных частей речи;

- различать действия глаголов;

- правильно употреблять глаголы в речи в соответствии с нормами русского литературного языка;

- обобщать материал о глаголе;

- обогащать свой словарный запас.

Задачи:
Образовательные

  • формировать умение правильно пользоваться глаголом в устной и письменной речи;
  • развить умение формулировать определение понятий;
  • развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • совершенствовать орфографические и грамматические умения.
  1. Развивающие:
  • осуществление системно-деятельностного подхода;
  • развитие критического мышления;
  • развитие внимания;
  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развивать умение применять новые знания;
  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
  • формирование логических умений;
  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
  • развитие умения формулировать проблему;
  1. Воспитательные:
  • воспитание интереса и уважения к родному языку;
  • воспитание ценностного отношения к слову;
  • развитие коммуникативных УУД:
  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
  • взаимодействие учащихся: развитие уважения друг к другу.

Оборудование:

  • ПК;
  • мультимедийный проектор;
  • мультимедийная презентация к уроку;

Раздаточный материал (маршрутные листы)

Формы работы учащихся: в парах, индивидуальная, фронтальная
Педагогические технологии: игровые (цель использования – повышают эффективности урока, создают ситуации успеха, развивают интерес к предмету), информационно-коммуникативные (цель использования – наглядность позволяет сформулировать тему урока, облегчает повторение объёмного теоретического материала, дает возможность проверить усвоенные учащимися знания, повышает мотивацию учащихся), технология дифференцированного обучения (цель – повышает мотивацию к обучению, дает возможность реализоваться всем учащимся), здоровьесберегающие технологии. 

Ход урока

I. Оргмомент. Эмоциональный настрой.

- Здравствуйте, садитесь.

Слайд № 1.

Обернитесь, повернитесь и друг другу улыбнитесь!

На уроке не болтать,

Время даром не терять.

Надо многому учиться.

Это в жизни пригодится.

Слайд № 2.

 Рада встрече с вами! Пусть наша совместная работа на уроке будет успешной и порадует всех нас.

II. Постановкае темы и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Слайд № 3.

      Он предметы оживляет,

Всех их в дело вовлекает,

Что им делать, говорит,

Строго сам за всем следит.

Он три времени имеет.

И спрягаться он умеет.

Детям строят много школ,

Чтоб все знали про....

- О какой части речи идёт речь? Слайд № 3.

-Откройте свои тетради, запишите число и классная работа. Слайд № 4.
- Сегодня мы с вами систематизируем сведения о части речи, изучением которой занимались на протяжении нескольких уроков – о глаголе. Слайд № 5.

Повторим грамматические признаки глагола, правописание.

Итак, отправимся в путешествие. Слайд № 6.

III. Актуализация опорных знаний

а) -Знаете ли вы, что….(Остановка этимологическая). Слайд №7
По частоте употребления занимает второе место после имён существительных. На 9 тысяч слов приходится 2,5 тысячи глаголов. Самыми частыми из них являются: мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, пойти, дать, есть, стоять, жить, иметь, смотреть, казаться, взять, понимать, сделать, делать, значить.
-А знаете ли вы, ребята, откуда у нас появилось это странное слово – «глагол»? Слово глагол: означало по-старославянски слово, существовало и слово глаголати.

У Пушкина: «И обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей». Буква Г в азбуке называлась «глаголь».

Глаголы нужно уметь употреблять в речи, поэтому начнём мы урок с орфоэпического диктанта. 
(остановка Орфоэпическая) Слайд №8
Самостоятельная работа в тетрадях: поставить ударение. 

Звонит

Клала

Баловать

Поняла

Брала

Начала

Крала

Послала

 Приготовиться к взаимопроверке. Слайд №9

Повторение изученного (остановка Долина Теории)  Слайд №10

Фронтальный опрос. Игра «Древо знаний». 
(Изображение дерева с ветками, но без листьев и плодов выдаётся учащимся в качестве раздаточного материала , изображения плодов и листьев также выдаются во время ответов учащихся и наклеиваются ими на ветки дерева).
-На сегодняшнем уроке наше «древо знаний» готово «обзавестись плодами», а вот какие это плоды, будет зависеть от того, как вы знаете теорию и умеете отвечать на поставленные вопросы. Таким образом, чтобы на нашем дереве появились плоды, нужно ответить на вопросы. Каждый ответ, полученный на вопрос, превратится в красное яблоко, если вы ответили на «5», в желтую грушу, если вы ответили на «4», зеленый листочек – при ответе на «3», а вот неправильный ответ принесет дереву коричневый жухлый лист. (Дерево может быть общим, можно выдать каждой паре, работа фронтальная или в парах- тогда вопросы на листах ромашки)
• Дайте определение глагола.
• Что такое инфинитив глагола?

 это начальная неизменяемая форма глагола, которая не указывает ни на наклонение, ни на число, ни на лицо или род. в переводе с латинского «неопределённый».
• Почему начальная форма глагола называется неопределённой?

-Такое научное название она получила из-за того, что у глагола, стоящего в начальной форме, нельзя определить лицо, время и число.

• Сколько видов у глагола? Назовите их.

- Совершенный и несовершенный.
• Все ли глаголы в русском языке относятся к одному из спряжений?

- Нет.
• Назовите разноспрягаемые глаголы. Почему они так называются?

- Разноспрягаемые глаголы _ - закрепленный школьной традицией термин для обозначения глаголов, имеющих в одних формах окончания, свойственные 1-му спряжению, а в других - окончания, свойственные 2-му спряжению, или имеющих особые окончания. К разноспрягаемым относятся глаголы _хотеть, бежать, дать, создать, есть, надоесть, чтить_ и их производные.
• Как образуются возвратные глаголы?

- Возвратные глаголы - это глаголы с суффиксом -ся: умывать ся, одевать ся, учить ся. Действие таких глаголов направлено на самого действующего. Например: Катя умывается (Катя умывает сама себя). Образование возвратных глаголов. Возвратные глаголы образуются путём присоединения суффикса -ся: одевать  одевать ся, стучать  стучать ся !
• Расскажите о переходности глаголов.

-Глаголы, которые обозначают действие, переходящее на предмет, называются переходными. От переходных глаголов всегда можно задать вопрос кого или что (вопросы в. п. без предлога) (рис. 1). Рис. 1. Вопросы, задаваемые от переходных глаголов. У непереходных глаголов действие не переходит прямо на предмет. От непереходных глаголов можно задавать любые вопросы, кроме вопросов в. п. без предлога
• Сколько наклонений у глагола? Назовите их.

- Глагол может употребляться в формах трёх наклонение - изъявительное, повелительное, условное
• Как образуется форма условного наклонения?

- В условном наклонение глагол обозначает действие, которое может только произойти. (Я бы поехал. Мне хотелось бы.)
• В чём особенность безличных глаголов?

- Безличные глаголы — это слова, которые называют действия или состояния, происходящие без участия действующих лиц.
• В каком наклонении глаголы изменяются по временам?

- Глаголы изъявительного наклонения изменяются по временам: настоящее время(что делаю?) я гуляю; рисую, глажу; будущее время(что сделаю?) прогуляюсь, улыбнусь; (что буду делать?) буду гулять, буду рисовать; прошедшее время(что делал?) гулял, рисовал; (что сделал?) нарисовал, улыбнулся.

 Назовите формы глагола, в которых пишется ь знак.

- Мягкий знак пишется в таких трёх формах глагола:

1. в неопределенной форме (по-другому, инфинитив). Да, как раз эта форма отвечает на вопрос что делать? что сделать? и имеет в вопросе Ь : что делать? спешить, питаться, беречься

2. в форме 2-го лица единственного числа (когда можно подставить местоимение "ты"): ты спешишь, ты питаешься, ты бережёшься

3. в форме повелительного наклонения (просьба, приказ, требование что-либо делать или сделать): познакомь, познакомьте, познакомься
• В каком наклонении глаголы могут оканчиваться только на -ите, а в каком на -ите и -ете?

 -В повелительном наклонении глаголы во втором лице множественного числа образуются с помощью суффикса -и- и окончания -те. Например: вышлите, выйдите, бегите, вытрите и тд. 

IV.

Физкультминутка. 
Без сомненья, мы устали.
Встали! Сели! Снова встали!
Разогнулись, потянулись, 
Вправо-влево повернулись!
Головою повертели!
Сели! Встали! Снова сели! 


-Посмотрите на «Древо знаний». Как оно красиво! Сколько на нем плодов! Это говорит о том, что вы прочно усвоили теоретический материал. Но теория без практики – ничто. Так что перейдем к практике. Поэтому следующая остановка «Практическая». Слайд №11

V. Выполнение тренировочных упражнений на повторение.

Задание 1. Работа по парам. Раздаточный материал. Из предложенных предложений выбрать и систематизировать материал по столбцам. Слайд №12
I вариант - изъявительного, II вариант -условного, III вариант - повелительного наклонений.  Выбранные варианты прикрепить в нужный столбец таблицы на доске.

Не рой другому яму — сам в нее попадешь.
Не руби сук, на котором сидишь.
Не сиди на печи — будешь есть калачи.

Знал бы, где упадешь, — соломки бы подстелил.

Шел бы воевать, да лень сабли вынимать.
Были бы хлеб да одежа, так и ел бы лежа.

Без дела жить - только небо коптить

Делать как - нибудь,  так никак и не будет

Военному делу учиться  -  всегда пригодится

Проверка. Слайд №13.
Задание 2.«Исправь ошибки в образовании форм глаголов». Слайд №14.
1) Он всегда ложит локти на стол.
2) Серёжа хотит помочь нам в решении задачи повышенной трудности.
3) Я много тренировался, думаю, что побежу в соревнованиях.

- Слов “победю” и “побежу” (в понимании “победы над чем-то”) не существует в русском языке. Правильно: Одержу победу – эти слова необходимо заменить на глагольные словосочетания такие как: одержу победу, я выиграю, смогу победить. Глагол “победить” не имеет формы первого лица единственного числа будущего времени.
Задание 3. Игра «Составь слово». Слайд №15.
От глагола размешать взять приставку, от глагола побежать – корень, от глагола летать – суффикс, от глагола краснеть – окончание, от глагола поскользнуться– второй суффикс. Какое получилось слово?

- (Разбежаться.) 
Какие морфологические признаки можно определить у этого глагола? Слайд №16.
Задание 4. «Четвёртый лишний».
Завид…вать, рассказ…вать, совет…вать, танц…вать. /Правило стр.140./ Слайд №17.
Задание 5. Перед вами слова с пропущенными гласными: Слайд №18.
Держ…тся , жал…т, руб…т, стро…т, кле…т, леч…т, стро…мся,  пиш…м,  помо…шь,  рису…м. 

- ДержИтся- 2 спр. ,                 жалЯт- 2 спр /ЖАЛИТЬ/,             рубЯт 2 спр /РУБИТЬ/,

 строЯт-2 спр / СТРОИТЬ/,    клеИт- 2спр /ОН клеит/,               лечИт 2 спр,  

 помоЕшь- 1 спр,  рисуЕм- 1 спр/РИСОВАТЬ/. 
Вставьте нужную гласную. Запишите слова, выделяя окончание глаголов, укажите спряжение. Один из глаголов разберите морфологически
Проверка по цепочке.

 Слайд №19.
Физкультминутка. 
-Вы проделали большую, серьезную работу, поэтому необходимо отдохнуть.
Тихо встаньте, оглянитесь
И друг другу улыбнитесь,
Руки вытянув вперед, 
Посмотрите вправо, влево,
А теперь их поднимите,
А сейчас наоборот.
Подбоченясь, вы присядьте,
Поклонившись, встаньте в ряд,
Лихо топните ногой
Да притопните другой
Мы, играя, отдыхали,
А глаголы вы считали?
Сколько их вам назвала,
Кто ответит мне, друзья?
Ребята, а вы обратили внимание, глаголы какого наклонения преобладали в этом шуточном стихотворении? (повелительного)
Задание 6.Продолжите пословицы, определите наклонение глаголов:
1.Сам пропадай...
2.По одежке встречают...
3.Семь раз отмерь...
4.Глаза страшатся...
5.Грамоте учиться...
6.Любишь кататься...
7.Не зная броду...
8.Что посеешь...
Взаимопроверка.
Задание 7. Укажите предложения с переходными глаголами. Слайд №20
А )Засеянная стариком грядка.
Б) Мужество рождается в борьбе.
В) Покинутый семьёй дом опустел.
Г) Верить в победу добра и справедливости.

Задание 8. Тестирование. Слайд №21

Самопроверка. Слайд №22

Самооценка. Слайд №23

VI. Рефлексия. Подведение итогов урока. Выставление оценок. Слайд №24

-Ребята, вы сегодня хорошо и плодотворно поработали, а теперь оцените свою работу на уроке. 
(Перед каждым учеником лежит листок с «Лестницей успеха». Оценивая свою работу на уроке, ученик рисует человечка на определенной ступеньке: на первой ступеньке –ничего не понял, не запомнил, сделал не все, что мог; на второй –понял , усвоил частично, кое-что вызвало затруднения; на третьей – со всем справился, сделал все, что в моих силах).

VII. Домашнее задание Слайд №25

- Я уверена, что теперь вы успешно справитесь дома с сочинением-рассуждением «Роль глаголов в жизни человека»

Приложение 1

«Лесенка успеха»

Выполнил ученик 6 класса_____________________________________

У меня всё получается

У меня не всё получается

У меня не получается

Обосновать тему, цели и задачи урока

Определить в глаголе ударение

Знаю теорию (правила)

Знаю наклонения глаголов

Умею преобразовать глагол в нужную форму

Морфологический разбор глагола

Определять спряжения глаголов

Находить в предложении переходные и непереходные глаголы

Подводить итоги урока

Приложение 2

Не рой другому яму — сам в нее попадешь.


Не руби сук, на котором сидишь.


Не сиди на печи — будешь есть калачи.

Знал бы, где упадешь, — соломки бы подстелил.

Шел бы воевать, да лень сабли вынимать.


Были бы хлеб да одежа, так и ел бы лежа.

Без дела жить - только небо коптить.

Делать как - нибудь,  так никак и не будет.

Военному делу учиться  -  всегда пригодится.



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока русского языка в 6 классе

Тема урока «Систематизация  и обобщение знаний о глаголе»

Учитель: Рвачёва Н.С.

Дата: 21.04.2022 г.

Класс: 6

Предмет: русский язык.

Тема урока: «Систематизация и обобщение знаний о глаголе».

Тип урока: систематизация и обобщение знаний.

Вид урока: урок – путешествие

Цели

  • Содержательные: выявление уровня знаний учеников по теме (циклу, разделу), высокая степень систематизации знаний, формулирование обобщения знаний по предмету
  • Деятельностные: воспитание общей культуры, эстетического восприятия окружающей действительности, создание условий для самооценки учеников, развитие пространственного мышления, творческих способностей, навыков самостоятельной работы, умения работать в группе, развитие познавательного интереса, воспитание лидерских качеств, обучение приемам самоанализа, сопоставления, сравнения, развитие умения обобщения, систематизации знаний.

 Задачи:

  1. Образовательные
  • формировать умение правильно пользоваться глаголом в устной и письменной речи;
  • развить умение формулировать определение понятий;
  • развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • совершенствовать орфографические и грамматические умения.
  1. Развивающие:
  • осуществление системно-деятельностного подхода;
  • развитие критического мышления;
  • развитие внимания;
  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развивать умение применять новые знания;
  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
  • формирование логических умений;
  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
  • развитие умения формулировать проблему;
  1. Воспитательные:
  • воспитание интереса и уважения к родному языку;
  • воспитание ценностного отношения к слову;
  • развитие коммуникативных УУД:
  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
  • взаимодействие учащихся: развитие уважения друг к другу.

Оборудование:

  • ПК;
  • мультимедийный проектор;
  • мультимедийная презентация к уроку;

Раздаточный материал (маршрутные листы)

Планируемые результаты:

Предметные: знать характеристику глагола по значению, морфологическим признакам; уметь рассказать о глаголе в форме научного описания; доказать принадлежность слова к глаголу в форме рассуждения, определять морфологические признаки глагола.

Метапредметные:

Коммуникативные: управлять своими действиями (контроль, самокоррекция, оценка своего действия).

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку; формирование мотивации к самосовершенствованию
Формы работы учащихся: в парах, индивидуальная, фронтальная
Педагогические технологии: игровые (цель использования – повышают эффективности урока, создают ситуации успеха, развивают интерес к предмету), информационно-коммуникативные (цель использования – наглядность позволяет сформулировать тему урока, облегчает повторение объёмного теоретического материала, дает возможность проверить усвоенные учащимися знания, повышает мотивацию учащихся), технология дифференцированного обучения (цель – повышает мотивацию к обучению, дает возможность реализоваться всем учащимся), здоровьесберегающие технологии. 

Организационная структура урока

Этап 1: Орг. момент.

Этап 2: постановка темы урока

Этап 3: постановка целей и задач. Мотивация учебной деятельности учащихся

Этап 4: Работа по теме урока. Применение знаний и умений в разных ситуациях

Этап 5: Физкультминутка

Этап 6: Продолжение работы по теме урока

Этап 7: Этап контроля знаний

Этап 8: Итог урока

Этап 9: Рефлексия.

Этап 10: Домашнее задание

Вывод: цель урока достигнута, поставленные перед классом задачи реализованы путём применения современных педагогических технологий (игровые,  информационно-коммуникативные.) Рефлексия осуществлялась на каждом этапе урока  с последующим применением формирующего оценивания. Учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждали, решали возникающие познавательные задачи, анализировали, обобщали, делали выводы, тем самым формировали осознанные прочные знания. Преобладал творческий характер познавательной деятельности.

Учебная работа на уроке была разнообразна: индивидуальная, работа с карточками, работа в паре, работа у доски, работа с карточками – вариантами ответов. Чередовались различные виды самостоятельной деятельности учащихся.

Создан нужный для работы психологический микроклимат, характер общения с учащимися доброжелательный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Безличные глаголы"

Предлагаемый конспект урока русского языка в 6 классе составлен по программе Т. Ф. Ладыженской. На уроке используются элементы проблемного обучения. Конспект сопровождается мультимедийной презентацией...

Фонетика как учение о звуковой стороне речи Разработка конспекта урока русского языка «открытия» нового знания по теме «Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Гласные и согласные звуки. Их классификация»

Урок по теме: "Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Гласные и согласные" способствует  расширению и углублению знания студентов по теме: “Фонетика, графика, орфоэпия, орфография”...

Современные образовательные технологии. Программное обеспечение ФГОС-3. Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Глагол. Грамматические признаки глагола"

Данный урок русского языка предполагает использование новых современных образовательных технологий: в системно-деятельностном подходе с применением электронных образовательных ресурсов (ЭОР)...

Конспект урока русского языка в 6 классе на тему «Глагол».

Цели:·        систематизировать изученный материал по теме «Глагол»;·        продолжить развитие у детей орфографических и речевых...

План-конспект урока русского языка в 5 классе на тему: «Глагол как часть речи»

Данные материалы подготовлены для использования преподавателями русского языка при изучении или повторении частей речи в 5-6 классе....

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Систематизация и обобщение изученного по теме "Глагол"

Тема: «Систематизация и обобщение изученного по теме «Глагол»».Цели урока:1. Посредством различных языковых игр повторить и обобщить изученное о глаголе.2. Определить уровень з...