Рабочий лист "Имя прилагательное как часть речи" 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Рвачёва Наталья Сергеевна

Рабочий лист предполагает самостоятельную работу учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochiy_list_imya_prilagatelnoe_kak_chast_rechi.doc263.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока в 5 5лассе

на тему: «Имя прилагательное как часть речи»

Учитель: Рвачёва Н.С.

 Цель урока: показать роль прилагательного в тексте, повторить морфологические признаки прилагательного, их синтаксическую роль в предложении,  правильно употреблять прилагательные в речи.

Задачи урока:

Планируемые образовательные результаты:

предметные: добиться от учащихся осмысления понятия «признак» применительно к имени прилагательному, определять синтаксическую роль имени прилагательного.

метапредметные: владеть разными видами чтения и аудирования, вычитывать все виды информации, извлекать информацию из текста, анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения;

личностные: формирование навыков работы в паре (договариваться о совместной деятельности и приходить к общему решению), оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять контроль и самоконтроль, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, высказывать свою точку зрения, слушать других.

Оборудование: конспект урока, дидактический материал, учебник ( Русский язык: учебник для 5 кл.)

Структура урока:

  1. Организационный этап.
  2. Постановка учебной задачи.
  3. Актуализация знаний.
  4. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
  5. Физ.минутка.
  6. Закрепление изученного материала.
  7. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия.

Информация о домашнем задании (комментирование),

Ход урока.

Организационный момент. Приветствие.

Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно
 Записываем дату.

Мотивация.

Наш урок - первый в самом начале большой темы. И я предлагаю вам немного побыть сыщиками, детективами.

Целеполагание и постановка учебных задач.

- Сегодня у нас не совсем обычный урок. Нам предстоит расследовать дело об исчезновении. Уважаемые коллеги! Наше агентство получило срочное секретное сообщение: в стране Морфологии случилось ужасное ЧП – пропала важная часть речи. Наша задача – отыскать и вернуть ее, иначе жизнь в стране станет серой и безрадостной.

Вот приметы пропавшей части речи:

С существительным дружу
И нисколько не тужу.
Моя основная примета:
Обозначаю признак предмета.
Лед какой? Холодный, гладкий.
Чай какой? Горячий, сладкий.
Изменяюсь по родам,
Числам и падежам.
Люблю детей внимательных.
Кто я?..(имя прилагательное). (слайд № 2)

СЛАЙД № 1   Запишите тему урока: «Имя прилагательное как часть речи»

Учитель: Ребята, а как вы понимаете смысл названия этой части речи? Повторите про себя несколько раз это слово и подумайте, что значит ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ?

Дети: Прилагается к чему-то.

Актуализация знаний, умений.

Учитель: Молодцы, ребята! Как вы уже знаете, многие грамматические термины имеют корни из латинского языка. Прилагательное не является исключением. Дословный перевод с греческого языка – эпитет. Мы с вами уже встречались с этим понятием на уроках литературы. Да и в латыни этот термин звучит похоже, и перевод его – «нечто подкинутое, прибавленное, приложенное».  

«Прилагательное» (от латин.) – «присоединение, прибавление»

Прилагательное имеет значение приложенное, добавленное к чему- то.

-К чему же «приложено» прилагательное?

У вас на столе лежат толковые словари Сергея Ивановича Ожегова, найдите в них определение имени прилагательного.

СЛАЙД № 1   1. Правильно, заполним кластер № 1.

Внимание на экран.

СОЛНЦЕ ......................(какое?) (яркое, весёлое)

НЕБО ............................(какое?) (прозрачное, бездонное)

ДЕРЕВЬЯ .........................(какие?) (светлые, бурые)

ЗЕМЛЯ ...................... (какая?) (теплая, влажная)

ПОГОДА .....................(какая?) (замечательная, прекрасная)

ВОЗДУХ .....................(какой?) (чистый, свежий, прозрачный)

БЕЛКИН …………….(чей?) (хвост, орех, след)

Учитель: А на какие вопросы отвечают эти прилагательные?

-К чему же «приложено» прилагательное?

К имени существительному.

– Почему с именами существительными? (Существительное обозначает предмет, а прилагательное – признак предмета)

– Действительно, прилагательные неотделимы от существительных и следуют за ними «как нитка за иголкой».

Учитель: Ребята, мы нашли первые улики в деле о пропавшей особе (ее происхождение) – Имени Прилагательном. Для того чтобы дальше продолжить расследование, необходимо определить цель всей нашей деятельности. Для этого вспомним:

- Какой раздел науки о языке изучает прилагательное?

Морфология

Итак, юные сыщики, какая цель стоит сегодня перед нами?

Уч: закрепить изученное о прилагательном в начальной школе, показать роль прилагательных в речи.

Учитель: Но как же нам поближе познакомиться с именем прилагательным, чтоб ничего не напутать? Можно составить план работы на уроке. Посмотрите на слайд. Я предлагаю вам расставить цифры- в какой последовательности, по-вашему, стоит рассматривать учебный материал.

План урока

Роль прилагательного в речи.

Общее значение имени прилагательного

Морфологические признаки имени прилагательного

Синтаксическая роль

Учитель: По количеству употребляемых слов прилагательные занимают 3 место после существительных и глаголов, по частоте употребления – 5 место.

 Велика роль прилагательных в художественной литературе, они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании их чувств, настроений, душевных переживаний.

У вас  на столе лежит текст. (По И. С. Тургенев «Муму»)

Ребята, прочитайте текст. Знакомо ли вам его содержание?

Откуда взят этот фрагмент текста?

О чём он? Какие чувства он вызвал у вас?

СЛАЙД № 4   2. Подчеркните в тексте имена прилагательные вместе с существительными.

Дело было к вечеру. Он шел тихо и глядел на воду. Вдруг ему показалось, что что-то барахтается в тине у самого берега. Он нагнулся и увидел небольшого щенка, белого с черными пятнами, который, несмотря на все свои старания, никак не мог вылезть из воды, бился, скользил и дрожал всем своим мокреньким и худеньким телом. Герасим поглядел на несчастную собачонку, подхватил ее одной рукой, сунул ее к себе в пазуху и пустился большими шагами домой. Он вошел в свою каморку, уложил щенка на кровати, прикрыл его своим тяжелым армяком, сбегал сперва в конюшню за соломой, потом в кухню за чашечкой молока. Бедной собачонке было всего недели три, глаза у ней прорезались недавно.

 Благодаря неусыпным попечениям своего спасителя, превратилась в очень ладную собачку испанской породы, с длинными ушами, пушистым хвостом в виде трубы и большими выразительными глазами.

СЛАЙД № 5  

Учитель: Вы замечательно поработали сыщиками и хорошо справились с заданием, нашли в тексте все прилагательные.

-Что обозначает имя прилагательное?

Дети: Имя прилагательное - это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое? какие? чей?, чья? чьё?, чьи? СЛАЙД № 6  

Учитель:.

Когда же чаще всего мы используем прилагательные? (при описании картин природы, характера человека, его чувств, настроений, душевных переживаний, при названии морей и рек, цветов, в загадках).

Учитель: Ребята, давайте продолжим дальше наше расследование и найдём с вами новые доказательства   

Просклоняем словосочетания из текста: 1 группа – небольшого щенка. 2 группа- несчастную собачонку. 3 группа- худеньким телом.

Д: 1 группа- небольшого щенка

И.п.(кто?)- небольшой щенок

Р.п.(кого?)-небольшого щенка

Д.п.(кому?)-небольшому щенку

В.п.(кого?)-небольшого щенка

Т.п.(кем?)-небольшим щенком

П.п.(о ком?) -о небольшом щенке

2 группа.

Несчастную собачонку

И.п.(кто?)-несчастная собачонка

Р.п.(кого?)-несчастной собачонки

Д.п.(кому?)-несчастной собачонке

В.п.(кого?)-несчастную собачонку

Т.п.(кем?)-несчастной собачонкой

П.п.(о ком?)-о несчастной собачонке

3 группа.

Худеньким телом

И.п.(что?) –худенькое тело

Р.п.(чего?)- худенького тела

Д.п.(чему?)-худенькому телу

В.п.(что?)-худенькое тело

Т.п.(чем?)-худеньким телом

П.п.(о чём?)-о худеньком теле.

Учитель:.Изменилось ли прилагательное? Как они изменяются?

(Да, изменились по падежам)

СЛАЙД № 7

  • Глух..., ритмичн… стук;
  • лесн... царь; лесн... птица; длинн... клюв; голуб... небо;
  • ярк…, красн… перышки;
  • вредн…   насекомые;
  • больн…   деревья.

Учитель: В ходе нашего расследования мы с вами выяснили, что прилагательное изменяется по падежам. А какая часть речи помогает нам определить падеж?

(Имя существительное.)

Внимательно посмотрим на существительные. Что их отличает друг от друга? Какие морфологические признаки?

(род, число)

- Определите род и число существительных.

(щенок – м.р., ед.ч. собачонка – ж.р., ед.ч. тело – ср.р. ед.ч.)

- Может ли в словосочетании существительное и прилагательное быть разного рода и числа?

(Нет, они согласуются.) Прилагательные согласуются с существительными в роде, числе и ещё в падеже.

СЛАЙД № 8

Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает……………………..

и отвечает на вопросы………………………

Изменяется по……………и ….…………

В единственном числе по…………………

Имена прилагательные ...........................с именами существительными, т.е. ставятся в том же роде, числе и падеже, что и существительные, к которым они относятся.

В предложении является …………………и…………………

Учитель: Действительно, существительные и прилагательные – большие друзья: прилагательные определяют существительные, и зачастую достаточно перечислить признаки предмета, чтобы понять, о чём идёт речь.

Я вам читаю описание.

А вы называете предмет.

        

Серый, хищный, жадный…

Рыжая, хитрая, ловкая…

Большой, косолапый…

Серый, косой, трусливый…

Раннее, хмурое, туманное…

Суровая, снежная…

Знойное, жаркое…

3. И так, какой мы сделаем вывод? Какими морфологическими признаками обладают прилагательные?

(Вывод: Морф.признаки: Прилагательное - самостоятельная часть речи, Которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?

Прилагательные изменяются по числам, падежам и в единственном числе – по родам.

Прилагательные согласуются с именами существительными, к которым они относятся, в роде, числе и падеже.)

Ребята, вы хорошо работали и устали. Проведём физминутку.

Для детектива важна хорошая физическая форма. Сейчас нам необходимо собрать улики.Если я назову имя существительное – вы поднимаете руки вверх, а если имя прилагательное – в стороны. Глагол – выполняете действие соответствующее глаголу. Понятно?

Машина, учебник, красный, топать, цветок, весёлый, приседать, веселье, маленький, сильный, плыть, дерево, капуста, весенний, весна, нагнуться, чёрный, круглый, окно, золотая, потянуться.

Молодцы!

Роль имени прилагательного в речи. Творческая работа.

Необычная планета.

          На ….планете… жили… человечки, у них были… глаза, …волосы,…уши. Зато очень… характер. 

Домики у человечков с… крышами. Возле каждого домика сидела… собачка. Собачки на этой планете были вместо кур, потому что домики охраняли …дракончики и …страусы. Они сидели на …верёвочках и рычали. На …деревьях пели …песни…мухи. В …лесах водились …слонята, …цыплята, …ёжики и …ящерицы. А на… черепахах …человечки ездили  в гости.

Учитель: К какой части речи относятся вставленные вами слова?

Дети: К прилагательному

Учитель: К какому выводу вы пришли, для чего в речи используются прилагательные?

Дети: Для того, чтобы называть предметы более точно. С прилагательными описание стало более богатым, ярким, красочным, выразительным.

Прилагательные создают яркое зримое представление о предмете, явлении.

На какой вопрос они отвечают?

Прилагательные обозначают признак предмета и отвечают на вопросы какой? чей?

Прилагательные не только дарят признаки, но и сами имеют свои характеристики и отличительные свойства.

А какая форма прилагательного считается начальной (И.п., ед.ч, м.р)

Учитель: Улики отобраны. Молодцы, ребята!

Расследование продолжается, оно близко к завершению, но  нам нужно определить синтаксическую роль прилагательных в предложении.

Работа со взаимопроверкой.

Внимательно посмотрите на предложения.

Распустился красивый цветок.

Цветок красив.

-Спишите.

-Подчеркните главные и второстепенные члены предложения. Найдите прилагательные. Определите, каким членом предложения они могут являться.

Вывод: имена прилагательные в предложении являются определением или сказуемым.

Систематизация и обобщение.

-Итак, ребята, какую часть речи мы с вами открыли?

- Какое значение имеет прилагательное?

- На какие вопросы отвечает прилагательное?

-Какие морфологические признаки у прилагательного?

-Каким членом предложения является прилагательное?

-Сформулируйте определение: что такое имя прилагательное?

Ну вот и подошел к концу наш урок. Ребята, скажите, что мы сегодня с вами повторяли? Вы убедились в том, что прилагательные занимают важное место в русском языке?

Ну что ж ребята, по крупицам мы собрали сведения об имени прилагательном. Самое время обобщить собранную информацию. Каждому сыщику предстоит для этого выполнить тест.

  1. Какая часть речи отвечает на вопросы: какой? чей? каков?

А) Имя существительное;

Б) Имя прилагательное;

В) Глагол.

2. Имя прилагательное обозначает:

А) признак предмета;

Б) признак признака;

В) признак действия.

3. Какое слово называет признак предмета?

Среди тишины послышался тихий говор.

А)первое;

Б) третье;

В)четвертое.

4. Найдите имя прилагательное, стоящее в начальной форме:

А) смышленый (ребенок);

Б) о книжной (полке);

В) отцовского (участка).

5. Имя прилагательное не изменяется:

А) по падежам;

Б) по спряжению;

В) по числам.

6) В каком словосочетании имя прилагательное является главным словом?

А) весенний лес;

Б) дружелюбный от природы.

Ключ к тесту.

  1. Б
  2. А «5» - 0 ошибок
  3. В «4» - 1 ошибка
  4. А «3» – 2 ошибки
  5. Б «2» – 3 ошибки
  6. Б

Выполняют тест. Самопроверка. Выставление оценок.

Установление межпредметных и внутрипредметных связей.

А теперь вспомним цель нашего урока. Достигли ли мы ее? Давайте наметим, что еще хотелось бы узнать об имени прилагательном?

Да, наш урок только открывает тему «Имя прилагательное». Вам многое ещё предстоит узнать: разряды прилагательных, степени сравнения, правописание имен прилагательных. Так что , будет ещё чем заняться на следующих уроках.

Домашнее задание: правило на стр. 195 выучить. Упр. 11 с.197.

Рефлексия: Слово учителя.

Итак, юные сыщики, оказывается, Прилагательное спряталось, так как обиделось на людей. Ему кажется, что они пренебрежительно относятся к нему в своей речи. Решило посмотреть, что будет без него.

- Ребята! Изменится ли что- либо в нашей жизни без прилагательного? Обоснуйте свой ответ.

Итак, ребята, наше расследование подходит к концу. Мы создали морфологический «портрет» прилагательного и отыскали среди других частей речи. Выскажете свое впечатление об уроке, используя только прилагательные.

Вот и подошел к концу _______________ урок русского языка. Мы повторили все, что знали об имени прилагательном. Благодаря этим словам наша речь становится _____________________ . Мои одноклассники были __________________. Они давали _______________________ответы.

На уроке я узнал много _____________ и __________________. Результат выполненного мною теста ________. Своей работой на уроке я ______________.

И сейчас у меня ____________ настроение.

- Благодарю вас, ребята, за сотрудничество и активное участие на уроке. Удачи всем. Спасибо!

Ссылки на источники:

  1. Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.
  2. http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html Основные правила грамматики русского языка
  3. Интернет-ресурсы по ФГОС http:// mon. gov. ru - сайт Министерства образования и науки РФ. Раздел Федеральные государственные образовательные стандарты содержит текст ФГОС и нормативные акты, регламентирующие введение ФГОС. http:// www. mcko. ru - сайт Московского центра оценки качества содержит методические рекомендации по реализации основной образовательной программы, раскрывает специфику деятельностного подхода при реализации ФГОС.

Рабочий лист

ученика 5 класса

_________________________

"Имя прилагательное как часть речи"

1. Кластер № 1

СОЛНЦЕ ......,,,,,,,,,,,,,,..,,,,,,,,,,,..............(какое?) (яркое, весёлое)

НЕБО ......................,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,......(какое?) (прозрачное, бездонное)

ДЕРЕВЬЯ ...............,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,..........(какие?) (светлые, бурые)

ЗЕМЛЯ .............,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,......... (какая?) (теплая, влажная)

ПОГОДА ...,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,..................(какая?) (замечательная, прекрасная)

ВОЗДУХ .......,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,..............(какой?) (чистый, свежий, прозрачный)

БЕЛКИН ……,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,……….(чей?) (хвост, орех, след)

2. Задание № 2.

Подчеркните в тексте имена прилагательные вместе с существительными.

Дело было к вечеру. Он шел тихо и глядел на воду. Вдруг ему показалось, что что-то барахтается в тине у самого берега. Он нагнулся и увидел небольшого щенка, белого с черными пятнами, который, несмотря на все свои старания, никак не мог вылезть из воды, бился, скользил и дрожал всем своим мокреньким и худеньким телом. Герасим поглядел на несчастную собачонку, подхватил ее одной рукой, сунул ее к себе в пазуху и пустился большими шагами домой. Он вошел в свою каморку, уложил щенка на кровати, прикрыл его своим тяжелым армяком, сбегал сперва в конюшню за соломой, потом в кухню за чашечкой молока. Бедной собачонке было всего недели три, глаза у ней прорезались недавно.

Благодаря неусыпным попечениям своего спасителя, превратилась в очень ладную собачку испанской породы, с длинными ушами, пушистым хвостом в виде трубы и большими выразительными глазами.

 3.Задание № 3.

Какими морфологическими признаками обладают прилагательные?

Прилагательное - ________________________________________ часть речи, которая обозначает _____________________________________ предмета и отвечает на вопросы _______________________

Прилагательные изменяются по ____________________________, ___________________________ и в единственном числе – _____________________________________.

Прилагательные ________________________________ с именами существительными, к которым они относятся, в роде, числе и падеже.)

4. Творческая работа.

Необычная планета.

          На ........................….планете…................. жили….................... человечки, у них были…..................... глаза, ….......................волосы,….......................уши. Зато очень…............... характер. 

Домики у человечков с......................… крышами. Возле каждого домика сидела........................… собачка. Собачки на этой планете были вместо кур, потому что домики охраняли .......................…дракончики и …..................страусы. Они сидели на ..................…верёвочках и рычали. На ….........................деревьях пели ….........................песни…................мухи. В ….....................лесах водились ....................…слонята, …................цыплята, …...................ёжики и …..................ящерицы. А на…............. черепахах .......................…человечки ездили  в гости.

Тест.

  1. Какая часть речи отвечает на вопросы: какой? чей? каков?

А) Имя существительное;

Б) Имя прилагательное;

В) Глагол.

2. Имя прилагательное обозначает:

А) признак предмета;

Б) признак признака;

В) признак действия.

3. Какое слово называет признак предмета?

Среди тишины послышался тихий говор.

А)первое;

Б) третье;

В)четвертое.

4. Найдите имя прилагательное, стоящее в начальной форме:

А) смышленый (ребенок);

Б) о книжной (полке);

В) отцовского (участка).

5. Имя прилагательное не изменяется:

А) по падежам;

Б) по спряжению;

В) по числам.

6) В каком словосочетании имя прилагательное является главным словом?

А) весенний лес;

Б) дружелюбный от природы.

Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Тема: Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.Цель: Знать:•      Морфологические признаки прилагательного•...

Методические материалы к уроку "Имя прилагательное как часть речи. Роль прилагательного в речевом высказывании".

Первый урок по теме "Имя прилагательное". Содержит конспект урока, дополнитеольные материалы к уроку, презентацию, эор и аудиофайл к физминутке....

Имя прилагательное как часть речи (повторить изученное в 5 классе, учиться использовать прилагательные в речи)

Урок русского языка в 6 классе по теме: «Имя прилагательное как часть речи» (повторить изученное в 5 классе, учиться использовать прилагательные в речи)...

Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе....

Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного.

Второй урок по имени прилагательному в 5 классе. Обобщает знания о роли прилагательного в тексте, морфологические признаки прилагательного, синтаксическую функцию в предложении....