Глагол как часть речи. Роль глагола в словосочетании и предложении, в речи
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Технологическая карта урока по русскому языку в 5классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx80.06 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО разработчика 

Бережная Елена Николаевна

Место работы

МБОУ «Благодарновская СОШ»

 

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

5

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

Морфология. 3 четверть

Тема урока 

Глагол как часть речи. Роль глагола в словосочетании и предложении, в  речи

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

базовый

Тип урока (укажите тип урока):

 урок освоения новых знаний и умений

 урок-закрепление

 урок-повторение

 урок систематизации знаний и умений

 урок развивающего контроля

 комбинированный урок

 другой (впишите)

Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные: беречь и с уважением относиться к родному языку.

 

Метапредметные: применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне

Предметные: знать отличительные признаки глагола от других частей речи, уметь находить их в тексте и определять их роль.

Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок):

Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы)

3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)

Слово учителя:

Что без меня предметы?

Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду — всё в действие придет.
Летит ракета,
Люди строят здания,
Цветут сады
И хлеб в полях растет.

- О какой части речи пойдет сегодня речь?

- Как вы догадались?

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового

Беседа, устный фронтальный опрос

- Что вы помните о глаголе из начальной школы?

-Откройте учебник п. 106 стр 97-98

- О какой информации вы не сказали, но прочитали?

- Приведите примеры глаголов.

-Прочитайте стихотворение Н.Некрасова в упр 603с выделенными глаголами, потом без них.

- Скажите, изменился текст?

- Запишите тему урока.

Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься 

Сформулируйте цель урока с помощью слов-помощников: повторим.., закрепим…, выясним…, проверим…

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.

- Обратимся к стихотворению Н.Некрасова. На что указывают глаголы? Какую роль они выполняют?

- Упр 605( укажите глаголами на цвет ромашек, васильков, одуванчиков, трав. Составьте предложения, у глаголов определите число и лицо.

Вывод: Глаголы несут в себе информацию.

- Назовите пословицы и поговорки с глаголами? Какую роль они выполняют?

Вывод: глаголы указывают на движение, действие.

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)

-Выполним упр 603 устно « Весенние работы»: вставьте подходящие глаголы, обозначающие трудовые действия, определите время, лицо, число глаголов.

- Почему глаголы употреблены в одной форме?

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).

Работа в группах.

1группа: Зима недаром злится,
Прошла ее пора —
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон —
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…(Тютчев)

2группа: Шепот, робкое дыханье.

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!..(Фет)

Задание: прочитайте. О чем эти стихотворения? Найдите глаголы, если они есть, и определите их роль.

Вывод: глаголы могут употребляться в переносном значении и придают тексту выразительность, но иногда их может и не быть.

Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания

- Составьте текст с использованием глаголов на школьную тему.

Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания

1 вариант.

1. Выберите наиболее полное правильное суждение: Глагол – это ...

А) Самостоятельная часть речи

Б) Знаменательная часть речи, которая обозначает состояние человека.

В) Знаменательная часть речи, которая обозначает признак действия или состояния.

Г) Знаменательная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Д) Служебная часть речи, которая выражает эмоции человека.

2. К непостоянным морфологическим признакам глаголов относятся:

А) род, число, падеж

Б) лицо, род, время, число

В) склонение, падеж, число

Г) время, падеж, число, лицо, род, склонение

Д) разряд, полная и краткая форма

3. Определите время глагола «Задумаю»

А) настоящее время

Б) неопределенная форма

В) будущее время

Г) прошедшее время

Д) инфинитив

4. Выберите строку с глаголами в будущем времени:

А) пел, буду петь, нарисовал

Б) построю, буду строить, нарисую

В) играл, пел, рисовал

Г) войти, пройти, сказать

Д) гуляет, навещает, состоит

2 вариант.

1. Выберите наиболее полное правильное суждение: В предложении глагол…

А) Всегда является сказуемым.

Б) Обычно является сказуемым и согласуется с существительным (подлежащим).

В) Является обстоятельством времени.

Г) Чаще всего определение, а в краткой форме – сказуемое.

Д) Не имеет синтаксической роли.

2. К постоянным морфологическим признакам глаголов относятся:

А) род, падеж

Б) вид, спряжение

В) склонение, падеж, число

Г) время, падеж, число, род, склонение

Д) разряд, полная и краткая форма

3. Определите время глагола «Прочитал»

А) настоящее время

Б) неопределенная форма

В) будущее время

Г) прошедшее время

Д) инфинитив

4. Выберите строку с глаголами в настоящем времени

А) пел, пели, поёте

Б) гуляет, бегает, интересуется

В) буду писать, принесу, сделал

Г) нарисую, зайду, принести

Д) лечь, печь, течь

Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания

Прочитайте текст. Определите, в каком предложении выражена основная мысль высказывания. Выпишите глаголы, которыми автор передаёт музыку весны. Подумайте, какие еще слова могут передавать звуки весны. Чем они отличаются от записанных вами слов.

Весна голосов… Громко кричит на телеграфном столбе ворона. Над лесной проталиной трепещет, заливается жаворонок. В светлых березняках теньканье, посвисты, невнятное щебетанье. Под снегом в лощине течёт, булькает вода. Я присел на пенёк, слушаю звуки весны и радуюсь её приходу.

  • Найдите слова, которыми автор передаёт музыку, звуки весны. (Глаголы: кричат, заливается, булькает; существительные: теньканье, посвисты, щебетанье, свист, шорох).
  • Запишите эти слова в два столбика: существительные, глаголы .
  • Что общего в их значениях и в чём разница? (Обозначают действия, но существительные как предмет).
  • Докажите, что это слова различных частей речи.
  • Как вы находили глаголы в данных предложениях (по окончанию, по вопросу, по значению)?
  • В выписанных глаголах определите время глагола.
  • Выпишите из текста глаголы, обозначающие динамику движения пробуждающейся природы, состояния человека. Выделите в словах этого столбика окончания

Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами

- Упр 607(выпишите подлежащие вместе со сказуемыми-глаголами, обозначающими цвет различных предметов весной; определите время глаголов.

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания

Проанализируйте материал таблицы и заполните третью колонку в таблице, взяв глаголы из предложения( по рядам)

Порхают птицы, бегут ручьи, желтеют поля.

ПЛАН

РАЗБОР ЯСНЕЕТ (небо)

ОБЩЕЕ ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ

Начальная форма (н.ф.)

Яснеть – 1 спр.

В наст.вр., ед.ч., 3-е л.

3.СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ

Сказуемое

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

«Верные – неверные утверждения

1.Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета.

2.Глаголы изменяются по временам, числам, падежам, лицам.

3.Глаголы в предложении обычно бывают сказуемыми.

Этап 5.2. Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.

  1. Выпишите из художественной литературы 5 предложений с глаголами, определите время, число, лицо или род.

или (на выбор)

  1. Составьте текст на тему «Зима в лесу» с глаголами, определите их время, число, лицо или род.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Глагол – необыкновенная часть речи»

Урок- экскурсия для систематизации и обобщения знаний по теме  «Глагол»  в 6 классе. ...

Презентация "Глагол как часть речи"

Презентация к вводному уроку по теме...

"Глагол как часть речи"

"Глагол как часть речи"...

Презентация к уроку русского языка "Глагол как часть речи"

Презентация по теме "Глагол как часть речи"....

Комплексный анализ текста по теме: «Глагол как часть речи. Группы глаголов по значению». Интегрированный урок-проект русского языка и литературы в 5 классе «На урок с К.Г.Паустовским» (по учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова)

Проект практико-ориентированный, по характеру групповой, по времени – краткосрочный, по предметно-содержательной области – межпредметный (русский язык и  литература), связан с изучением творчеств...

План - конспект урока русского языка в 9 – ом классе коррекционной школы "Глагол как часть речи. Определение глагола в предложении".

Данный урок русского языка предназначен для учащихся  9 класса коррекционной школы. Образовательная цель урока: дать понятие глагола как части речи; формировать умение находить глаголы в предложе...