Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме: " Правописание гласных в корнях с чередованием"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Кожанова Наталья Владимировна

Тема: «Правописание гласных в корнях с чередованием»

Тип урока: урок открытия новых знаний с опорой  на технологию деятельностного метода

Вид урока: урок-практикум

Цель урока: актуализировать знания учащихся о метафоре и олицетворении как средствах выразительности, научить правильно  употреблять их в современных ситуациях речевого общения.

Задачи :

Образовательные:

 - продолжить формирование навыка правописания слов с чередующимися гласными в корнях слов;

- устранить пробелы в знаниях и умениях по теме.

 

Развивающие:

- развивать умение выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

 

Воспитательные:

- формировать мотивацию к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности.

 

Наименование образовательной программы: Русский язык 5 класс, под ред. Т.А. Ладыженской.

Прогнозируемые результаты:

 

Личностные

Метапредметные

Предметные

Воспитание самостоятельности, сотрудничества,   коммуникативной компетенции.

.

 

Регулятивные:

Выбирать действия и необходимые ресурсы для выполнения задания; составлять алгоритм выполнения задания.

Познавательные:

Использовать приёмы отбора и систематизации материала по заданной теме; преобразовывать полученную информацию для выполнения задания.

Коммуникативные:

Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями общения.

Понимать условия выбора изученных орфограмм,  совершенствовать навыки правописания;

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka_5_klass.docx47.8 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ
ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА №1 г. МОЗДОКА.

363750, РСО - Алания, г. Моздок, ул. Кирова,   91                    тел., факс:(8-867-36) 2-25-11

E-mail: school1mozdok@rambler.ru   

Исх.  от «  19» сентября  2023 г.   №  168

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ

Учитель: Кожанова Наталья Владимировна

ОУ: МБОУ СОШ №1 г. Моздок

Класс: 5

Предмет: русский язык

Тема: «Правописание гласных в корнях с чередованием»

Тип урока: урок открытия новых знаний с опорой  на технологию деятельностного метода

Вид урока: урок-практикум

Цель урока: актуализировать знания учащихся о метафоре и олицетворении как средствах выразительности, научить правильно  употреблять их в современных ситуациях речевого общения.

Задачи :

Образовательные:

 - продолжить формирование навыка правописания слов с чередующимися гласными в корнях слов;

- устранить пробелы в знаниях и умениях по теме.

Развивающие:

- развивать умение выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Воспитательные:

- формировать мотивацию к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности.

Наименование образовательной программы: Русский язык 5 класс, под ред. Т.А. Ладыженской.

Прогнозируемые результаты:

Личностные

Метапредметные

Предметные

Воспитание самостоятельности, сотрудничества,   коммуникативной компетенции.

.

Регулятивные:

Выбирать действия и необходимые ресурсы для выполнения задания; составлять алгоритм выполнения задания.

Познавательные:

Использовать приёмы отбора и систематизации материала по заданной теме; преобразовывать полученную информацию для выполнения задания.

Коммуникативные:

Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями общения.

Понимать условия выбора изученных орфограмм,  совершенствовать навыки правописания;

Инструментарий учителя: учебник для 5 класса

Методическое обеспечение:

1. Примерная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для образовательных организаций, реализующих программы

основного общего образования.

2. Учебник : Русский язык 5 класс, под ред. Т.А. Ладыженской.

Оборудование: планшеты  учащихся,

интерактивная доска с доступом к Интернету.

Этап

Время

Педагогический инструментарий

Содержание педагогического взаимодействия

Прогнозируемый результат

деятельность

педагога

деятельность

детей

1. Ценно-

стно – эмоцио-нальный

9 мин.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная.

Методы и приёмы работы:

беседа, фронтальный опрос,

наблюдение,

работа  с интерактивным заданием.

Учитель начинает урок (создаёт эмоциональный настрой):

 - Если ты её подаришь,

  То счастливей каплю станешь.

  Она мигом обернется,

  И к тебе скорей вернется.

  Грусть она прогонит махом,

  Словно фея крыльев взмахом.

  На нее ты не скупись,

  С каждым ею поделись.

  И на праздник на большой

  Поважней она любой

  Хоть конфетки, хоть открытки.

  Говорим мы об .....    (улыбке!)

- Здравствуйте, ребята! Молодцы! Вы правильно отгадали загадку!  Давайте улыбнемся друг другу, чтобы с позитивным настроением начать наш урок.

 - Любите ли вы загадки?

 - Что больше любите: отгадывать или загадывать?

 - Кто хочет загадать загадку?

- Молодцы, ребята. А теперь я хочу предложить вам задание.

Предлагает учащимся задание.   Используется ресурс   https://learningapps.org/ 

Ссылка на задание: https://learningapps.org/view20509627

- Назовите тему нашего урока. С какими орфограммами нам сегодня предстоит поработать?

- Что нам сегодня предстоит сделать на уроке?

Когда тема урока и цели урока определены, учитель знакомит учащихся с корнями с чередованием –раст--ращ - рос; -лаг – лож;

Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем.

Загадывают загадки и отгадывают их.

Переходят по ссылке и выполняют задание «Корни с чередованием».

Распределяют слова на три группы: слова с чередующейся гласной О, слова с чередующейся гласной А, слова, где нет чередования.

Обдумывают ответы на вопросы.

Отвечают на вопросы.

Формулируют тему урока, определяют для себя цели, при необходимости – с помощью учителя.

Смогут выбирать действия и необходимые ресурсы для выполнения заданий.

Смогут работать с сервисом https://learningapps.org/

Смогут определять цель учебной деятельности и способы достижения цели.

2. Ценно-

стно – познава-

тельный

Интерактивное задание «Кто быстрее?»

«Угадай колонку». Деление слов на группы.

Практическая работа.

24 мин.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная,

парная

Методы и приёмы работы:

беседа, фронтальный опрос,наблюдение.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная,

парная.

Методы и приёмы работы: фронтальный опрос, работа с электронными ресурсами,

самооценка,

взаимооценка

Формы организации учебной деятельности: фронтальная,

самостоятельная.

Методы и приёмы работы:

беседа,

фронтальный опрос,

наблюдение,

самооценка,

взаимооценка.

Организует работу с теоретическим материалом учебника.

 - Внимательно прочитайте теоретические сведения. Подумайте, как вы представите информацию для других учащихся.

 - Составьте алгоритм правописания гласных в корнях с чередованием, запишите по два своих примера .  

( Алгоритм:

  1. Чтобы правильно написать гласную в корнях –лаг – лож – нужно:

Посмотреть на наличие суффикса А после корня

предпол?гать – есть суффикс А, значит предполАгать;

предпол?жить – нет суффикса А, значит предполОжить;

  1. Чтобы  правильно написать   гласную в корнях с чередованием – раст – ращ – рос – нужно посмотреть на наличие сочетания СТ или Щ в корне

р?стение – СТ требует А в корне – рАстение;

подр?сли – С, а не СТ или Щ – подрОсли)

         

-Какие слова исключения вы должны запомнить?

(ОтрАсль, рОсток, рОстовщик, Ростов, Ростислав; полОг)

Организует работу с интерактивным заданием по ссылке: https://learningapps.org/view18035651 

Распределить слова на две колонки 1) с буквой  О в корне, 2) с буквой А в корне;

-Вставьте пропущенные буквы. На какие группы и по какому признаку можно разделить слова? В каждой колонке напишите название признака и разбейте слова на 2  группы.

Отр..стут, выст..вка, изл..гает, г..ристый, выр..щенный, выр..с, р..дной, разл..жить, прим..рением, пол..сатый.

Обучающиеся должны увидеть признак, по которому различаются слова в колонках.

Слова с проверяемой безударной гласной в корне

Слова с чередующейся гласной в корне

Примирение, гористый, выставка, полосатый, родной

Излагает, отрастут, разложить, вырос, выращенный

Проводит физкультминутку.

 - А сейчас ненадолго прервемся, чтобы отдохнуть.

Спал цветок и вдруг проснулся,                            

Больше спать не захотел,                                      

Шевельнулся, потянулся,                                      

Взвился вверх и полетел.

   

Предлагает записать слова, обозначить орфограмму и найти «лишнее» слово: изложение, излагать, прилагательное, возложить, полагается, подрастающий, произрастать, заросли, росточек.

Организует работу в группах с предложениями (подчеркнуть грамматическую основу, объяснить графически выбор пропущенной буквы).

  1. Солнечные лучи почти никогда не к..саются холодной влаги родника.
  2. Легкий ветерок к..снулся камышей.

Игра «Четвертый лишний»

  1. Дикор..стущие деревья.
  2. Вечнозеленые р..стения.
  3. Выр..сший клен.
  4. Известный р..стениевод.

Работа в парах: придумайте свой вариант игры «Четвертый лишний»       

Ученики работают с теоретическим материалом учебника, составляют алгоритм.

1 вариант – корни – ЛАГ – ЛОЖ;

2 вариант – корни РАСТ, РАЩ, РОС

Зачитывают свои алгоритмы.

Выполняют задания на планшетах, проверяют, оценивают это задание в листе самооценки (0 ошибок – 5 баллов, 1 ошибка – 4 балла, 2 ошибки – 3 балла, 4 ошибки – 2 балла)

Выполняют задание.

Отвечают на вопрос и делают вывод.

Выполняют задания на планшетах, проверяют, оценивают это задание в листе самооценки (0 ошибок – 5 баллов, 1 ошибка – 4 балла, 2 ошибки – 3 балла, 4 ошибки – 2 балла)

Выполняют движения:

Туловище вправо, влево.

Туловище вперед, назад.

Руки вверх, потянуться.

Руки вверх, вправо, влево.

Записывают слова. Выполняют анализ предложений. Находят лишнее слово.

1 вариант – 1 предложение;

2 вариант – 2 предложение.

Придумывают свой вариант игры «Четвертый лишний»

Смогут анализировать информацию, находить и выделять главное, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Смогут оценить свои возможности и знания, смогут работать с сервисом https://learningapps.org 

Смогут с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Смогут создавать устные монологические высказывания и оценивать их.

Смогут структурировать учебный материал и отображать информацию в таблице.

Смогут построить логические цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование

Смогут сотрудничать в поиске и выборе      информации.

3. Ценно-

стно – рефлексив-ный

12 мин.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная.

Методы и приёмы работы:

беседа,

фронтальный опрос,

наблюдение.

 Организует рефлексию. Предлагает обобщить полученные по теме урока знания.

- Какие цели мы ставили на уроке?  Достигли их? Докажите.

- В чём испытывали трудности? Что помогло нам их преодолеть?

- Оцените свою работу на уроке. Работу класса

Домашнее задание: написать ответ почтальону Печкину, используя слова на изученную орфограмму.

 «Дорогой дядя Фёдор! Приезжай скорей в Простоквашино! У нас проблемы! Шарик с Матроскиным опять поругались и не хотят в огороде работать. А в огороде вырасли помидоры. Надо соберать. Дорожки позаростали бурьяном. Я предлагал помощь, а они отказываются. В бочке с водой одна тина да водорасли. Яблоки вырасли и червям достались. Матроскин лишь на печи лежит, да песни предлогает слагать. И Шарик не хочет лапы свои к делу прилажить. Услажняют они мне работу… Пропадает вырощенный урожай! Вот такие дела. Приезжай скорее, дядя Фёдор!»

Осуществляют  самоконтроль, оценивают свою работу. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результат. Обсуждают формы работы на уроке и возникшие трудности.

В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы, формулируют конечный результат своей работы на уроке. Сдают листы самооценки.

Получают текст с домашним заданием.

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Смогут провести самооценку; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям

Смогут выразить свои мысли; формулировать и аргументировать свое мнение, провести учёт разных мнений.

и. о директора_______________________________ И. М. Дементьева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в комбинированных по вертикали 5-6 классах по теме "Правописание гласных в корнях с чередованием"

Данный урок предназначен для использования на уроках русского языка в 5-6 классах  по программе  Т.А, Ладыженской...

Технологическая карта урока русского языка в7 классе по теме «Деепричастие»

Технологическая карта урока русского языка в7 классе по теме «Деепричастие»...

Технологическая карта урока русского языка. 5 класс. Тема: «Правописание чередующихся гласных в корнях –лаг-/-лож-»

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.  Тема: "Правописание чередующихся гласных в корнях -лаг-/-лож-"...

Технологическая карта урока русского языка 6 класс по теме "Особенности строения текста-описания"

Технологическая карта урока русского языка 6 класс по теме "Особенности строения текста-описания"...

Технологическая карта урока русского языка 3 класс "Безударные гласные"

Технологичсеская карта для урока в 3 классе АООП 9.1...