Урок русского языка в 8 классе (ФГОС) по теме «Подготовка к сочинению-описанию по картине И.И. Левитана «Осенний день. Сокольники»(интегрированный: +литература, изобразительное искусство)
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Петешова Елена Викторовна

Урок русского языка в 8 классе (ФГОС) по теме «Подготовка к сочинению-описанию по картине И.И. Левитана «Осенний день. Сокольники».Это интегрированный урок -подготовка обучающихся к написанию сочинения по картине И.И. Левитана "Осенний день. Сокольники".Цель- научить обучающихся пользоваться определёнными группами слов (прилагательными), научить точно, образно и ярко описывать предметы с помощью вводимых в текст слов и словосочетаний; помочь овладеть навыками описания изображённого на картине; формировать умение строить текст в определённой композиционной форме, систематизировать собранный материал, определять основную мысль высказывания; формировать навыки самоконтроля; предупреждать речевые недочёты и грамматические ошибки в работах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Петешова Е.В. МБОУ ЦО №24 г.Тула.

Особенности современной методики преподавания

Практикум 1

Урок русского языка в 8 классе (ФГОС)

по теме «Подготовка к сочинению-описанию по картине И.И. Левитана «Осенний день. Сокольники»(интегрированный: +литература, изобразительное искусство)

УМК: Русский язык. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/С.Г.Бархударов,С.Е.Крючков и др.– 2-е изд. – М.: Просвещение, 2020.

Тип урока: урок развивающего контроля.

Цели:

1.Обучающая цель: подготовка обучающихся к написанию сочинения по картине И.И. Левитана "Осенний день. Сокольники": научить обучающихся пользоваться определёнными группами слов (прилагательными), научить точно, образно и ярко описывать предметы с помощью вводимых в текст слов и словосочетаний; помочь овладеть навыками описания изображённого на картине; формировать умение строить текст в определённой композиционной форме, систематизировать собранный материал, определять основную мысль высказывания; формировать навыки самоконтроля; предупреждать речевые недочёты и грамматические ошибки в работах.

2.Развивающая цель: развитие внимательного отношения к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи; развитие способности сознательно использовать выразительные средства языка в собственных высказываниях; развитие чувства прекрасного.

3.Воспитывающая цель: воспитание самостоятельности, творческой активности, эстетического восприятия произведений искусства, любви к природе; воспитание чувства красоты, интереса к устному народному творчеству, живописи, музыке.

Оборудование: учебник, интерактивная доска, мультимедиа презентация

Универсальные учебные действия (УУД):

Личностные: имеют эстетические потребности, ценности и чувства.

Регулятивные: самостоятельно определяют цель учебной деятельности, ищут средства ее осуществления.

Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов.

Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами.

Ход урока:

Вступительное слово. Целевая установка (Тема урока)

– Здравствуйте, ребята! Сегодня наш урок посвящён подготовке к сочинению по репродукции картины И.И. Левитана «Осенний день. Сокольники». Надеюсь, вы будете внимательны, активны, постараетесь включиться в творческую деятельность.

Цель нашего урока – овладение  навыками описания картины, опираясь на знания из области изобразительного искусства, литературы, музыки,  а также на собственное эмоциональное восприятие  картины И.И. Левитана (Записать в тетрадь число и тему урока).

Мы познакомимся с творчеством И.И.Левитана, продолжим учиться строить текст описание в определенной композиционной форме, выражать в слове свои чувства, мысли, впечатления, правильно отбирать речевые средства для описания картины.

Актуализация знаний. Работа с терминами.

- Обратите внимание на слайды (репродукции картин Левитана, осенние пейзажи)

- Что изображено на иллюстрациях? Что в них общего? (на иллюстрациях изображена природа (пейзаж), осень)

- Как можно одним словом назвать картины, изображающие природу?

- Что такое пейзаж? (картина, изображающая природу)

- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «осень»? (листопад, дождь, увядание природы, облетающая листва, моросящий дождь, пасмурное небо)

- Какие чувства вы испытываете с наступлением этого удивительного времени года? (восторг, радость, грусть, печаль, умиротворение)

Образ осени создают в своих произведениях художники, поэты, писатели.

Вот как пишет об этом удивительном времени года А.С.Пушкин  в  стихотворении «Осень»:

Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила…

Из годовых времен я рад лишь ей одной, в ней много доброго……

И с каждой осенью я расцветаю вновь…

Легко и радостно играет в сердце кровь, я снова счастлив, молод, я снова жизни полон……

Поэт любил осень больше всех других времен года.

-Давайте ещё раз обратимся к картинам И.И.Левитана.

-Как, по вашему мнению, художник относился к осени?( у него около 100 «осенних» картин )

- Значит, осень вдохновляла И.И.Левитана.

Сообщение-исследование учащихся "Левитанская осень"

(Несмотря на свою сравнительную молодость (ему было 23 года), И.И.Левитан обратил на себя внимание художников и публики оригинальной манерой живописи, глубоким настроением в пейзаже. "Левитанская осень" стала нарицательным понятием: червленое золото сентябрьской листвы, тоненькие стройные березки, словно остановившиеся в раздумье на берегу, приволье русских рек, дремлющие в сумерках деревеньки... в творчестве левитана чистая радость соседствует со щемящей душу печалью, тревогой и одиночеством.

Левитан прожил недолгую жизнь - менее сорока лет. Голодная сиротская юность, да и позже жизнь неустроенная, внутренне напряженная, полная несвершившихся надежд и горьких разочарований. Не случайно с именем Левитана принято связывать настроения грусти и меланхолии, осеннего увядания, вечерних сумерек, сереньких, пасмурных деньков. "Осенний день". Сокольники" , "Вечер. Золотой плес", "Тихая обитель", "У омута", "Владимировка", 2Хмурый день" - вот характерные для Левитана мотивы. Жизнь не баловала художника, и в его творчество органично входят эти настроения, стремления в самой природе уловить и передать глубокие переживания и раздумья, волновавшие его самого и его поколение. Русская природа, непрестанная смена ее состояний, характерный, особенный облик родной земли, наконец, отношение человека к природе - вот что становится содержанием творчества Левитана.

Самый любимый, самый талантливый ученик Саврасова в училище, он особенно прославился картиной "Осенний день. Сокольники").

- Продолжите фразу "Левитанская осень" – это…(записать в тетрадь)

Беседа с учащимися о биографии И.И.Левитана (Д/з на сегодняшний урок)

(Исаак Ильич Левитан родился в 1860 году в образованной обедневшей еврейской семье в Латвии. О его детстве практически ничего не известно: воспоминаний Левитан не оставил. Когда семья переехала в Москву, Исаак Ильич, обладая незаурядными художественными способностями, поступил в Московское училище живописи и ваяния. Его учителем был Суриков. Но Левитан вышел из учебного заведения без диплома: денег не было. В 1879 году им была написана картина «Осенний день. Сокольники», принесшая молодому (19 лет) живописцу признание и известность. С середины 1880-х гг. материальное положение Левитана несколько улучшилось. Но напряженный труд сказался на здоровье - обострилась болезнь сердца.

И.И. Левитан присоединяется к знаменитому обществу художников-передвижников, организует с ними выставки. Мечтает создать Дом пейзажа, где могли бы работать все русские пейзажисты. Работы Левитана называют лирическими, поэтическими, музыкальными. Их отличает мягкий колорит и переходы, влажный воздух. Все это создает щемящее настроение грусти).

Речевая подготовка.

– Наша речь должна быть не только богатой по содержанию, но и правильной по форме, образной. Очень важно избегать неоправданных повторов слов. В связи с этим вспомните, что такое синонимы? (Слова одной и той же части речи, имеющие одно и то же лексическое значение).

-Подберите синонимы к словам и сочетаниям:(слайд )

Художник – живописец, мастер кисти, пейзажист, автор картины, певец русской природы.

Картина – полотно, репродукция, холст, пейзаж.

Картина чудесная – замечательная, прекрасная.

Художник создаёт – пишет, изобразил, создал, сумел передать.

(записать в тетрадь). (слайд )

Работа с репродукцией картины. (слайд )

-Ребята, рассмотрите картину «Осенний день. Сокольники». Ответьте на вопросы:

Какое время года изображено?

Какова основная мысль картины?

Какие краски преобладают? Почему?

Что вы видите на переднем плане? Что на заднем? Что слева и справа?

Как изображены лес, дорога, небо, деревья? Какие цвета при этом использует художник?

Как художник показал, что женщина в темном - главная героиня? (изображение ее фигуры является композиционным центром картины) Каков ее внешний вид, одежда? Что можно сказать о выражении ее лица?

Какие чувства вызывает картина? Какими средствами этого добился мастер? (В творчестве Левитана чистая радость соседствует со щемящей душу печалью, тревогой, одиночеством).

Физкультминутка

Словарная работа. Подбор речевого материала. Самостоятельная работа учащихся «Материалы к сочинению» ( упр.74, ч.2)/ помощь учителя по необходимости. Чтение 2-3 работ. Обсуждение.

Составление плана описания картины. 

- Сколько будет частей в сочинении?  (Три части.)

- Как называются части? (Вступление, основная часть и заключение).

- О чём или о ком будете писать в первой части? (О художнике, об осени, что осень – любимое время года многих поэтов, музыкантов, художников).

- Как можно назвать этот пункт?

- Что будем описывать во второй части? (В ней будем описывать картину).

- Как можно озаглавить этот пункт плана?

- Что именно будем описывать?

- О чём будем писать в третьей части? (О своих чувствах, впечатлении, об отношении к картине)

- Как можно начать заключительную часть? (Когда я смотрю на картину, то у меня возникает чувство… Мне эта картина нравится тем- то…)

 - Какое впечатление производит на вас эта картина? Какие чувства она вызывает? Чтение стихов об осени учащимися (Д/З).Насколько созвучно настроение в стихотворениях  настроению пейзажа Левитана?

****

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть...

Зловещий блеск и пестрота древ,

Багряных листьев томный, легкий шелест,

Туманная и тихая лазурь

Над грустно - сиротеющей землею,

И, как предвестье близящихся бурь,

Порывистый и ясный ветер порою...

Ущерб, изнеможенье - и на всем

Та короткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем

Божественной стыдливостью страданья. (Ф.И. Тютчев)

*****

Медлительной чредой нисходит день осенний,

Медлительно крутится желтый лист,

И день прозрачно свеж, и воздух дивно чист -

Душа не избежит невидимого тленья.

Так, каждый день стареется она,

И каждый год, как желтый лист кружиться,

Все кажется, и помнится, и мнится,

Что осень прошлых лет была не так грустна. (А.А. Блок)

*****

Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льется,

Лужи у крыльца...

Чахлая рябина

Мокнет под окном;

Смотрит девушка

Сереньким пятном.

Что ты рано в гости,

Осень к нам пришла?

Еще просит сердце

Света и тепла! (А.Плещеев)

План

I. Исаак Ильич Левитан – русский художник-передвижник, мастер «пейзажа настроения».

II. Описание картины «Осенний день. Сокольники».

1.Что изображено на картине?

2. Что изображено на переднем плане?

3. Что изображено на заднем  плане?

4.Цветовая гамма картины и её роль в выражении основной идеи картины, авторской позиции.

III.Оценка картины. (Чувства, которые она вызывает, впечатление, которое она производит).

Рефлексия – обсуждение того, что узнали, как работали. Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы:

– Сегодня я узнал…

– Было интересно…

– Было трудно…

– Я выполнял задания…

– Я понял, что…

- На следующем уроке сегодня вы попытаетесь описать увиденное. А помогут вам в этом те материалы, которые лежат у вас на партах, и записи в тетрадях.

Домашнее задание: "Написать сочинение на черновик".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС по теме «ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ ПО ЛИЧНЫМ ВПЕЧАТЛЕНИЯМ»

Данная методическая разработка рассчитана для проведения урока русского языка в 5 классе и направлена на развитие речи учащихся. Это первый урок из двух по календарно-тематическому планированию. Преду...

Урок русского языка в классе СКК по теме" Три склонения имени существительного"

Урок закрепления знаний по теме "Склонение имен существительных"  в 7 классе КРО....

Конспект урока русского языка 11 класс "Комплексный анализ текста. Подготовка к ЕГЭ"

Данный конспект содержит материал по подготовке к ЕГЭ по русскому языку....

открытый урок русский язык 6 класс ФГОС

технологическая карта урока русского языка по теме Корни с чередованием КАС, КОС...

Календарно- темтическое планирование уроков русского языка 5 класс ФГОС ООО

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка 5 класс...

Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс ФГОС по теме "Отрицательные местоимения (закрепление)"

Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс ФГОС по теме "Отрицательные местоимения (закрепление)"1. Конспект2. Раздаточный материал3. Физминутка...

открытый урок русский язык 6 класс ФГОС по теме Корни с чередованием КАС, КОС

Тема урокаБуквы о и а в корне –кос---кас- Тип урокаИзучение нового материала...