РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по _элективному курсу «Культура речи»
рабочая программа по русскому языку (8 класс)

Якубова Наталья Николаевна

Согласно базисному учебному плану на изучение элективного курса  в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ в 8 классе отводится 34часа(1 час в неделю).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_rechi_8kl.2015-2016.docx36.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования "Кошехабльский район"‌‌  

"Средняя общеобразовательная школа номер 6"‌​‌

УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от_________20__года протокол №__

Председатель___________   __________

Подпись руководителя ОУ                    ФИО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  _элективному курсу «Культура речи»

( указать учебный предмет, курс)

 Уровень образования (класс)8 _________________________________________________________

( начальное общее, основное общее образование с указанием классов)

Количество часов 34 Учитель  Якубова Наталья Николаевна

Программа  разработана  на основе  авторской программы элективных курсов по русскому языку«Культура речи» для 8-9классов общеобразовательных учреждений.  Под ред. С.И.Львовой. – М.: Эксмо, 2007

Пояснительная записка

Рабочая программа по элективному курсу составлена на основе:

  1. Федерального Закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Приказа Минобразования России от 9 марта 2004 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  3. Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования,  утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 года №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в редакции приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 июня 2008 года №164, от 31 августа 2009 года №320, от 19 октября 2009 года №427)
  4. Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014-2015 учебный год
  5. На основе  авторской программы элективных курсов по русскому языку«Культура речи» для 8-9классов общеобразовательных учреждений.  Под ред. С.И.Львовой. – М.: Эксмо, 2007
  6. Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденные постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года №189
  7. Учебного плана ГБОУ КШИ «Курганинский казачий кадетский корпус»
  8. ПисьмаМинобрнауки РФ от 01.04.2005 N 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений»
  9. Письма министерства образования и науки Краснодарского края от  17.07.2015 года №47-10474/15-14 «О рекомендациях по составлению  рабочих программ учебных курсов, предметов календарно-тематического планирования». Приложение к письму  министерства образования и науки Краснодарского края от  20.08.2015 года №47-12606/15-14
  10. Методических рекомендаций для образовательных организаций Краснодарского края о преподавании предмета «Русский язык» в 2015 – 2016 учебном году

Цели с учетом специфики элективного курса

     Цель курса состоит в освоении приёмов оптимального построения высказываний, в овладении стратегиями и тактиками успешного понимания чужой речи — устной и письменной, а также в развитии речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, понимания важности сохранения чистоты русского языка как явления культуры.

Общая характеристика курса

Данный курс направлен на совершенствование важнейших умений культурного человека — это способность свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, владение основными нормами русского литературного языка, соблюдение этических норм общения.

В центре внимания оказывается культура речи — лингвистическая дисциплина, вооружающая основными способами организации языковых средств и закономерностями их употребления для достижения максимальной эффективности общения.Для решения практических задач курса, совершенствования навыков владения языком предусмотрено некоторое углубление знаний о языке и речи, совершенствование соответствующих умений в области фонетики, орфоэпии, графики, словообразования, лексики и фразеологии, грамматики. Анализируемые языковые средства рассматриваются с точки зрения их практического использования в речи. При этом основное внимание уделяется формированию навыков правильного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения. На этой основе развиваются такие качества речи, как правильность, ясность, точность, стилистическая уместность и выразительность, что может быть достигнуто в результате умелого использования в речи богатейших возможностей родного языка, а также при строгом соблюдении языковых норм.

Большое значение придаётся развитию и совершенствованию навыков речевого самоконтроля, потребности учащихся обращаться к разным видам лингвистических словарей и к разнообразной справочной литературе для определения нормы, связанной с тем или иным языковым явлением. Формы организации работы учащихся должны носить преимущественно деятельностный характер, что обусловлено стремлением научить школьников эффективному речевому поведению, сформировать навыки речевого самосовершенствования.

Таким образом, на занятиях данного курса формируется готовность к речевому взаимодействию, моделированию речевого поведения в соответствии с задачами общения; расширяются сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения; совершенствуется умение не только опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, но и осуществлять речевой самоконтроль, оценивая языковые явления с точки зрения нормативности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты и исправлять их; применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.

 Описание места элективного курса в учебном плане

Согласно базисному учебному плану на изучение элективного курса  в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ в 8 классе отводится 34часа(1 час в неделю).

8 класс

авторская

программа.

рабочая программа.

34(1 ч. в неделю)

34(1 ч. в неделю)

Содержание элективного курса

8 класс

(34ч)

Языковая норма и её виды (3 ч)

Понятие литературного языка. Нелитературные" формы языка: диалектная речь (народные говоры, местные наречия), просторечие, жаргоны (арго, сленги, условные, тайные языки) и их отличительные признаки.

Нравственность человека и речевая культура. Падение речевой культуры как социальное явление. Речевая агрессия и пути её преодоления.

Понятие экологии речи. Чистота языка. Выдающиеся лингвисты о русском языке. Закон о защите русского языка.

Нормированность — отличительная особенность русского литературного языка. Языковая норма и её признаки. Виды норм русского литературного языка: орфоэпические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические и правописные (орфографические и пунктуационные).

Исторические изменения норм. Вариативность норм.

Нормативные словари современного русского языка и справочники: орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографический словарь и справочники по русскому правописанию.

Культура речи (4 ч)          

Основные аспектыкультуры речи: нормативный, коммуникативный и эстетический.

Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения как необходимое условие достижения нормативности, эффективности, этичности речевого общения.

, чистота, выразительность, уместность употребления языковых средств.

Коммуникативный аспект культуры речи (27 ч)

Точность речи. Точность словоупотребления. Основные причины нарушения точности речи. Коррекция неточно сформулированной мысли.

Ясность речи. Основные условия достижения ясности, понятности речи. Правильное использование различных пластов лексики как условие ясности речи. Умение разъяснить смысл малопонятных слов, употреблённых в речи.

Логическое ударение как средство достижения точности и ясности речи. Разные способы смыслового выделения ключевых слов текста (позиционный, интонационный, лексический, графический).

Логичность речи. Композиция речи. Ошибки, связанные с нарушением логичности речи.

Чистота речи. Речевые штампы, шаблоны, клише и канцеляризмы, приводящие к обезличенности речи, пустословию. Жаргонизмы, слова-паразиты. Слова и выражения, отвергаемые нормами нравственности и не допускаемые нормами речевого общения.

Богатство и разнообразие речи. Лексическо-фразеологическое и грамматическое богатство русского языка. Словообразование как источник речевого богатства. Заимствования — один из источников обогащения русского языка.

Словарный запас человека и источники его пополнения.

Выразительность речи. Источник богатства и выразительности русской речи: звуковой строй языка; лексическая, словообразовательная, грамматическая синонимия; многозначность слова, антонимия и др.

Звуковая сторона русской речи. Благозвучие речи как гармоничная фонетическая её организация. Звукопись как изобразительное средство. Роль словесного ударения в стихотворной речи. Интонация в системе звуковых средств языка, интонационное богатство родной речи.

Выразительные возможности, русского словообразования. Индивидуально-авторские новообразования; использование их в художественной речи. Словообразовательный повтор как изобразительное средство (повтор однокоренных слов; слов с корнями-омонимами или созвучными корнями; слов, образованных по одной словообразовательной модели).

Лексическое богатство русского языка. Троп как оборот речи, в котором слово употреблено в переносном значении. Основные виды поэтических тропов и использование их мастерами русского слова: эпитет, сравнение, метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, олицетворение. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов. Особенности употребления фразеологизмов в речи. Крылатые слова, пословицы и поговорки; их использование в речи.

Грамматические средства выразительности речи. Грамматическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи. Стилистические функции некоторых синтаксических средств: порядка слов, однородных и обособленных членов предложения, обращений и вводных слов и т. п. Стилистические фигуры, построенные на изобразительно-выразительных свойствах русского синтаксиса: параллелизм, антитеза и оксюморон, градация, инверсия, эллипсис, умолчание, риторический вопрос, риторическое обращение, многосоюзие и бессоюзие.

Паралингвистические средства выразительности речи (жесты, мимика, пантомимика).

Уместность речи. Стилевая, ситуативно-контекстуальная, личностно-психологическая уместность речи.

Лексическая и грамматическая синонимия как источник точности, стилистической уместности и выразительности речи. Осознанный выбор из существующих синонимических вариантов наиболее точных, уместных и выразительных языковых средств с учётом особенностей речевой ситуации.

Оценка точности, чистоты, богатства, выразительности и уместности речевого высказывания, его соответствия нормам современного русского литературного языка.

 Тематическое планирование

8класс

содержание

авторская программа

рабочая программа

Наличие разделов

3

3

І.

ІІ.

ІІІ.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

  7.

  8.

  9.

10.

11.

Количество часов

Объем часов на прохождение каждой  темы  

Языковая норма и её виды

Культура речи

Коммуникативный аспект культуры речи

Точность речи.

Ясность речи

Логичность речи

Чистота речиБогатство и разнообразие речи.

Выразительность речи.

Звуковая сторона русской речи.

Выразительные возможности русского словообразования

Лексическое богатство русского языка.

Грамматические средства выразительности речи.

Уместность речи

Итого:

34

3

4

27

34

3

4

27

3

3

1

3

4

3

2

2

2

2

2

34

Виды  практической   деятельности учащихся:

-  анализ текстов разных типов и стилей в свете речеведческих понятий о правильной и хорошей речи;

   - совершенствование содержания и языкового оформления текстов через редактирование с целью соответствия языковых средств коммуникативной  речи;

   - конструирование текстов с опорой на полученные речеведческие  знания;

   - выразительное чтение по тексту и наизусть прозаических и стихотворных произведений;

   - работа с толковыми и лексикологическими словарями и справочниками с целью закрепления норм литературного языка;

   - создание речевых ситуаций с целью употребления этикетных формул обращения, приветствия, прощания и т.д. (диалог, разговор по телефону и т.д.);

Виды самостоятельной работы учащихся:

- составление плана лекции учителя;

   - тезирование статьи учебного пособия (по заданию учителя);

   - конспектирование материала по предложенному учителем пособию;

   - написание рефератов;

   - публичное выступление с ними;

   - рецензирование учащимися докладов, подготовленных товарищами;

   - ответы на задания теста;

   - составление собственных текстов;

 - пересказ публицистических текстов культуроведческой направленности с целью проявления учащимся себя как личности, способной по-своему выразить мысли  и чувства;

   - поиск информации по теме, предложенной учителем в словарях и других источниках.

 

Изучение курса завершается защитой реферата или защитой проекта (по выбору ученика).

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса по курсу «Культура речи»

Печатные пособия

Бердникова ЕД., Петрякова А.Г. Тесты по культуре речи. — М., 2000.ВведенскаяЛА. Культура речи. — Ростов-на-Дону, 2001.

Голуб И.Б., Розенталъ Д.Э. Секреты хорошей речи. — М., 1993.

Голъдин В.Е. Речь и этикет. — М., 1983.

Колесов ВЗ. Культура речи — культура поведения. — Л., 1988.

Львова СЛ. «Позвольте пригласить Вас...», или Речевой этикет. — М., 2004.

Львова СМ. Речевой этикет — М., 1995.

Львова С.И. Схемы-таблицы по русскому языку. Орфография и пунктуация: Раздаточные материалы. — М., 2005.Львов В.В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе: 5 — 9 классы. — М., 1989.

Львов М.Р. Основы теории речи. — М., 2000.

Львова С.И. Язык в речевом общении. Книга для учителя. — М., 1999.

Розенталъ Д.И. Сборник упражнений по русскому языку. Учебное пособие. — М., 1989.

Скворцов ЛЛ. Экология слова, или поговорим о культуре русской речи. — М., 1996.

Словари

Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. - М., 2004.

Скворцов Л.И. Культура русской речи. Словарь-справочник. — М., 2003.

Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? — М 1983.

Материально-техническое обеспечение

  1. Компьютер
  2. Интерактивная доска
  3. Проектор

Интернет-ресурсы:

  1. КМ-школа http://www.km-school.ru/

2.  http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

     3.  http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»

     4. .http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября».

 Планируемые результаты изучения учебного курса

В результате работы по программе курса «Культура речи»

учащиеся должны усвоить:

   - речеведческие понятия, их признаки (текст, стили речи, типы речи);

   - содержание понятий "речь", "культура речи", культура общения", "речевой этикет";

   - специфические особенности устной и письменной речи, средства их выразительности;

   - качества правильной и хорошей речи;

   - нормы литературного языка; 

Учащиеся должны  уметь (научиться):

   - подводить под понятия предложенный текст;

   - создавать тексты разных типов и стилей;

   - править и редактировать текст;

   - строить устные и письменные высказывания с учетом норм литературного языка, вариантов их употребления;

   - производить стилистический разбор текста;

   - соотносить речевую ситуацию с употреблением этикетных формул вежливости;

   - употреблять словоформы разных частей речи в соответствии с этическими нормами;

   - правильно интонировать коммуникативные единицы языка;

   - пользоваться различными лингвистическими и толковыми словарями.

СОГЛАСОВАНО                                                        СОГЛАСОВАНО

Протокол  заседания                                                  Заместитель директора по УВР

методического объединения                                     _______________     ___________

учителей русского языка и литературы                        подпись                           ФИО

ГБОУ КШИ « Курганинскийказачий                       ______________20___года

кадетский корпус»                                                        

от__________20___года№1

_______________   _____________

подпись руководителя МО     Ф И О


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса "Культура речи"

Цель курса:сделать процесс межличностной коммуникации уч-ся более успешным;научить использовать в речи нормативные языковые факты;Указанные цели реализуются решением следующих задач:познакомить уч-ся ...

рабочая программа элективного курса "Культура русской речи"

материал для подготовки выпускников к  ЕГЭ...

Рабочая программа курса "Культура речи" 9 класс

Рабочая программа курса "Культура речи" 9 класс...

Рабочая программа по курсу «Культура речи», 8 класс

Учебный курс  «Культура речи» (авторы С. И. Львова, И. П. Цибулько, Ю. М. Гостева) создан на основе рабочей программы, помещенной  в учебном издании «Настольная книга учителя русского ...

Рабочая программа элективного курса «Культура русской речи»

Рабочая программа элективного курса«Культура русской речи» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА         Образовательная программа «Культура русской речи» (дал...

Рабочая программа элективного курса "Культура речи" 10-11 класс

В программе элективного курса "Культура речи"для 10-11 классов представлены планируемые результаты освоения курса, содержание тем курса и календарно-тематическое планирование.Цель курса закл...

Рабочая программа элективного курса "Культура речи. Языковые нормы русского языка"

Результаты освоения, содержание, тематическое планирование...