Познавательные и проблемные задания на уроках русского языка
методическая разработка по русскому языку

Терехова Зинаида Сергеевна

Нестандартные задания на уроках русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadaniya.docx80.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №5»

описание опыта педагогической деятельности

Познавательные и проблемные задания на уроках русского языка

Терехова Зинаида Сергеевна,

учитель русского языка и литературы

Нижневартовск, 2023

  1. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

Тема опыта: Нестандартные задания на уроках русского языка как средство, способствующее развитию речи учащихся, привитию интереса к русскому языку.

Актуальность опыта

Сегодня урок остаётся основной формой учебных занятий в школе. Но чтобы ученики не утратили интерес к предмету, урок должен быть созвучен времени. Сейчас в арсенале учителя-словесника имеется множество разнообразных педагогических приёмов, методов, современных технических средств, способствующих эффективному обучению учащихся.

Для мотивации учения, формирования умения учиться, развития творческих способностей учащихся я применяю нетрадиционные методы и приёмы, которые помогают детям не только усваивать материал, но позволяют это делать с интересом, увлечённо.

Предлагаемые задания учитель может использовать на любом этапе урока. Главное – дать возможность учащимся наблюдать, сопоставлять, анализировать, обобщать, делать выводы; тем самым открывать законы русского языка.

Цель опыта

Повышение эффективности работы учителя по развитию учебной деятельности учащихся как процесса, способствующего саморазвитию личности, формированию познавательного интереса к урокам русского языка через использование нестандартных заданий.

Задачи опыта

Изучить уровень сформированности у учащихся 5-9 классов мотивации учения, проанализировать качество знаний по предмету.

Осуществить рефлексию собственной деятельности и выявить проблему в организации работы по привитию интереса к урокам русского языка.

Изучить        и        проанализировать        литературу        по        теме        «Нестандартные задания на уроках русского языка» с целью использования их для развития

познавательного интереса к урокам русского языка.

Творчески использовать нестандартные задания на уроках.

Определить результативность использования нестандартных заданий для развития познавательного интереса на уроках русского языка.

  1. ОПИСАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОПЫТА

Ведущая идея опыта

Как эффективно организовать преподавание уроков русского языка, исходя из задач, заложенных в действующих школьных программах, концепции предмета?

Данный вопрос волнует каждого педагога, входящего в класс. Мы, филологи, понимаем, что первый принцип в организации обучения – это научность знаний. Второй принцип – это постоянная умственная тренировка, т.е. создание таких условий, при которых ученик мыслит, находит решение, выдвигает свои предположения. Третий принцип – это внимание к эстетической ценности языка: надо учить детей не только научному познанию языка, но и эстетическому, эмоциональному. Четвёртый принцип – это игровая деятельность. Больше всего дети любят играть, и это стремление нужно использовать и при изучении русского языка. Пятый принцип – это обучение нормам языка. Все эти принципы реализуются, если учитель использует разные формы, методы и приёмы обучения. Такую возможность даёт использование на уроках нестандартных заданий.

Описание сути опыта

При разработке заданий, представленных в данном опыте, я опиралась на такие книги, как «Секреты орфографии» (Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая), «Пунктуация» (В. П. Панов), «Слово о словах» (Л. Успенский),

«Интеллектуально-познавательные игры» (О. Н. Богданович), Приложение к газете «Первое сентября: Русский язык» и другие. Впоследствии многие задания придумывала и сама.

Нестандартные задания были классифицированы на основе базовой структуры

урока, что позволяет использовать данные упражнения другими педагогами. Опыт работы показывает, что успех приходит тогда, когда у обучающихся формируется «умение учиться» – общая способность, позволяющая школьникам впоследствии самостоятельно овладевать любыми знаниями, когда они из объекта обучения превращаются в равноправных участников учебной деятельности.

Выдвинутая В. Репкиным в его теории развивающего обучения, эта концепция помогла мне по-другому посмотреть на ученика и заставила задуматься о том, как сделать урок не только обучающим, но и интересным, развивающим.

Приведу пример деятельности на начальном этапе урока, потому что здесь происходит «настройка» учащихся на работу, задаётся темп, проверяется, как усвоен материал предыдущих занятий. На этом этапе результативно используются следующие задания: «Дежурная буква», «Мозговая атака»,

«Нарушение стереотипа», «Провокация ошибки», «Задания-ловушки», «Парадокс»,

«Найди ошибку», «Исправь схему», «Блеф-клуб», «Словесный мячик» и другие.

«Мозговая атака»

8 класс

Глокая, куздра штеко будланула бокра и курдячит бокренка

Задание

Зная, что эта искусственная фраза создана по законам русского языка, осмыслите постановку запятой. Какие изменения произошли в предложении? (первое слово – обособленное обстоятельство или определение)

Какие морфемы теперь можно выделить? К какой части речи отнесете это слово?

При каком условии в предложение можно внести еще одну запятую?

Где? (перед союзом «И», тогда это ССП и «курдячит» – безличный глагол) К какой мысли о роли знаков препинания подвела нас эта фраза?

10 класс

Воркалось. Хлиские шорьки Пырялись по неве,

И хрюкотали зелюки,

Как мюмзики в мове.        (Л. Кэрролл «Алиса в Стране Чудес»)

Задание

Докажите, что это текст. Вспомните его признаки. Проведите все известные вам разборы.

Как        вы думаете, трудно        ли        иностранцам изучать        русский        язык?

Почему?

«Дежурная» буква

5 – 6 классы

Задание

Записать за одну минуту как можно больше слов по заданной морфологической характеристике на определённую букву: глаголы 2-го лица ед.ч.; существительные 3-го склонения; имя прилагательное мужского рода Р.п. и т.д. (Учащиеся озвучивают свой список, начиная с ученика, который придумал больше слов. Понравившиеся записывают все; следят, чтобы не было ошибок).

Нарушение стереотипа

І. Расставьте ударение в словоформах следующих предложений.

  1. За год Вася сильно вырос.
  2. Гость явился неожиданно, как снег наголову.
  3. Опять без толку сходила нарынок.

ІІ. Расставьте ударения в словах и сделайте вывод о подвижности ударения в русском языке:

В глубокую нору, закусить губу, вести за руку, румянец во всю щёку, лечь на спину, удариться о землю, знать себе цену, располнеть за зиму, набирать воду, спустить на воду.

ІІІ. Школьников с начальной школы учат определять части речи по

вопросам.

Даем задание: задайте вопрос к повторяющемуся слову в таких предложениях.

  1. Направо был утес, а налево – огромная пропасть.
  2. Грибов мы набрали пропасть.
  3. Тьфу ты пропасть, как же он мне надоел!

Удалось ли вам задать вопрос ко всем выделенным словам? И одинаковые ли вопросы вы задавали? Как же тогда определить их принадлеж- ность к части речи? Вот здесь и начинается исследование, которое приведет детей к научному выводу: принадлежность слова к части речи определяется набором его словоформ, то есть словообразовательной парадигмой, а вовсе не вопросом.

Задания-ловушки (нерешаемые)

  1. Запишите данное предложение, не выражая грамматическое значение числа и падежа существительных: «За калиновым мостом, на малиновом кусту калачи медовые росли да пряники с начинкой». (А. Толстой)
  • Почему задание выполнить не удалось? (Русские существительные нельзя употребить в «никаком» числе и падеже.)
  1. Дано предложение, в котором глаголы стоят в неопределенной форме:

« Град в последний раз (прострочить) мою спину, (поплясать) по прибрежной отмели, и вот (открыться) на той стороне деревня, и в мокрое заречье, в ивняки и покосы (запустить) лучи проглянувшее солнце». (Е. Носов)

  • Задание распределим по рядам: 1-й ряд записывает предложение с уже произошедшими событиями, 2-й ряд – с предстоящими событиями, а 3-й запишет предложение, не выражая отношения к реальности действий, о которых в нем говорится.
  • Какой ряд не справится с заданием? Почему?

Цветные шары

Задание.        Подобрать        как        можно        больше        имён        прилагательных        к существительному, написанному на рисунке воздушного шарика.

Например, на шарах написано реки, а ученики могут подобрать: большие, быстрые, горные, известные, синие, спокойные.

Руками:        чистыми, золотыми, добрыми, ласковыми, сильными.

К звёздам: далёким, ярким, небесным, лучистым, рождественским.

Страну:        далёкую, зарубежную, интересную, соседнюю.

Яблока:        сочного, зелёного, вкусного, червивого.

Лексические загадки и игры 5 класс. Двойная роль Е, Ё, Ю, Я

И вскользь мне бросилась змея: «У каждого судьба своя!» Но я то знал, что так нельзя жить, извиваясь и скользя.

Задание

Прочитайте выразительно стихотворение. Как вы понимаете его смысл?

Подчеркните слова, в которых буква Я обозначает два звука. Объяснить свой выбор графически. Сделайте вывод.

5 класс. Правописание мягкого знака после шипящих.

Представьте, что вы нашли древнюю рукопись на забытом языке. Смысл слов утрачен. Но грамматика такая же, как и у нас.

Мелестная девеж … причесла комейный боромож. Лусый морош… увертал чумную велоч…

Задание

Поставьте в незнакомые слова, где нужно, мягкий знак. Объясните свой выбор правилом.

5 класс. Корни с чередованием

Петя Ошибкин, выполняя домашнее задание, сделал ошибки в выделении корня. Он объяснил правописание слов чередованием гласных в корне раст-рос:

прастейший, растолстеть, растрёпанный, прастачок, растворимый, расталкивать

Задание

исправь ошибки

сделай морфемный анализ; подобрав проверочные слова

Игра «Блеф-клуб»

9 класс

Задание

Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Согласны – ставьте 1, нет – 0.

  1. Слово пунктуация произошло от пунктуальный?
  2. В предложении «Скоро будет лето» в грамматической основе нет сказуемого?
  3. В        предложении        «Мы        живём        в        городе        на        берегу        Днепра»        есть определение?
  4. Придаточное предложение может стоять только после главного?
  5. Независимое предложение в составе сложноподчинённого называется главным?
  6. [О и О] – это схема сложноподчинённого предложения с союзом И?
  7. Запятая        ставится        всегда        между        частями        сложноподчинённого предложения, соединённого союзом И?
  8. В сложноподчинённом предложении может быть любое количество грамматических основ? КЛЮЧ: 00101000

Проблемные задания на уроках русского языка

Одним из активных методов формирования учебно-познавательной компетенции на уроке является создание проблемных ситуаций, суть которых сводится к организации самостоятельной учебной деятельности, развитию творческих способностей учащихся, к обучению их системе активных умственных действий.

На уроках русского языка использую дифференцированные проблемные задания.

Сложными считаются задания, в которых предлагается найти закономерность, представленную в языковом материале, но без указания на ее характер. Например:

Определите особенности имен существительных, употребленных в словосочетаниях. Наряжать кукол, взять ферзя, выстроить полк солдат.

В задачах наименьшей степени трудности закономерность указана, надо лишь

найти (подобрать) примеры, подтверждающие ее. Например: найдите лишнее слово. Собрание будет в декабре месяце. Путь кораблю преградил ледяной айсберг. Рождество я отмечал на даче коллеги по работе. Разместите объявление о свободных вакансиях. Очень замечательные пироги печет мама.

Во время выполнения заданий учащиеся обращаются к словарям: «Словарь русского языка» С.И.Ожегова, «Школьный словарь иностранных слов» В.В.Одинцова,

«Школьный словарь синонимов русского языка» , «Школьный словарь антонимов русского языка» М.Р. Львова, «Школьный фразеологический словарь русского языка» В.П. Жукова, «Школьный этимологический словарь. Происхождение слов. русского языка» Н.М.Шанского.

Использую различные формы организации учебной деятельности: индивидуальную, групповую, парную, коллективную.

Примеры заданий

Фонетика и графика

  1. Запишите слова, начинающиеся с буквы й. Запишите слова, начинающиеся со звука [й']. С помощью каких букв обозначается этот звук в данных словах? Слов какой группы в русском языке больше?
  2. Прочитайте слова. Определите, какие звуки может обозначать буква г.

Мягко, ногти, утюг, могла, снег, тогда, густой, легкий.

  1. Затранскрибируйте слова. Объясните, почему невозможно различить на слух данные пары слов.

Бачок — бочок, браться — братца, частота - чистота, у колодца — уколоться, валы — волы.

Орфография и этимология

  1. Что        объединяет        данные        слова?        Продолжите        ряд        своими        примерами.

Ант...биотики, ант...патия, ант...под.

  1. Можно ли проверить безударные гласные в словах д...мократия, д...магог,

существительным эпидемия? Уточните лексическое значение слов в словаре.

  1. Объясните, что общего в словах пещера, печать и печаль.
  2. Прочитайте слова, написанные учеником. Какое орфографическое правило он не

знает? Корысталюбие, очивидец, лучизарность, великадушие.

Морфология

  1. Род имен существительных обычно связан с их другими признаками. С какими признаками связан род слов: кашне, буржуа, леди, пианино, кино?
  2. Объясните,        чем        различаются        слова:        анализ        —        разбор,        орфография        — правописание, контакт — общение, ассортимент — выбор, дефект — недостаток.

Пунктуация

1.Прочитайте предложения. Объясните, почему одинаковые слова и словосочетания в одном случае выделяются запятыми, а в другом нет.

Из-за сильных дождей возможно наводнение. В следующем году мы, возможно, поедем в Крым. Куда, по-вашему, ведет эта дорога? В этот раз сделаем все по-вашему. Теперь, я думаю, необходимо действовать. Я думаю о поступке сына день и ночь.

Стилистика

  1. Исправьте ошибки в предложениях. Объясните, какое правило нарушено.

В этом году я прочитал несколько романов, художественных произведений, повестей и рассказов.

Я люблю игру на скрипке и петь. Она молода, умная, красивая.

В своем сочинении я хочу рассказать об отважных людях и чему учат их подвиги.

  1. Отредактируйте отрывок, устранив неясности, вызванные неправильным употреблением местоимений.

Охотник увидел барса, но он был не из трусливых. Он положил ружье, взял рюкзак и побежал за ним. «Поймаю живым», - решил Иван Павлович. Иван Павлович накинул на голову барса мешок и, когда увидел, что он не может его сбросить, он вмиг очутился на нем верхом.

При решении проблемы учащиеся анализируют языковой материал, сравнивают, обобщают, ищут нужную информацию, обращаются к словарям. Это не только способствует прочности знаний, приобретенных самостоятельно, но и   развивает интерес к предмету.

Результативность и эффективность

Таблица: Описание критериев и показателей, по которым определяется эффективность опыта

Критерии эффективности

Показатели

Результаты

1. Профессиональная компетентность учителя

Предметно-

методологическая компетенция

  • знания        в        области преподаваемого предмета;
  • владение разнообразными методами предметной

дидактики;

  • владение        личностно ориентированными методиками, технологиями.
  • Папка с материалами «Нестандартные задания на различных этапах уроков русского языка».
  • Открытые уроки и факультативные занятия по русскому языку.

Психолого- педагогическая компетенция

  • теоретические знания в области индивидуальных психологических        и психофизиологических особенностей учащихся;
  • умение использовать эти знания        в        конструировании

образовательного процесса;

  • Использование данных психологической диагностики учащихся в педагогической

деятельности.

  • Банк        данных        одаренных        детей (с высоким уровнем интеллекта)

Профессионально

-коммуникативная компетенция

  • владение        приемами эффективного общения;
  • умение        дифференцировать виды и способы взаимодействия в системе «учитель-ученик» с учетом        особенностей личности;
  • умение        разрешать

конфликты

  • Использование дифференцированного и индивидуального подходов в работе с учащимися и их законными представителями.
  • Использование        элементов развивающего обучения.

Исследовательская компетенция

  • система знаний о научном исследовании;
  • умение        спланировать, организовать провести и проанализировать                научное исследование;
  • умение        разработать        и создать        авторский        проект, учебно-методический комплекс.
  • Подготовка        учебно-исследовательских работ учащихся

  • владение        приемами эффективного общения;
  • умение

дифференцировать        виды        и

  • Использование дифференцированного и индивидуального подходов в работе с учащимися и их законными представителями.
  • Использование        элементов

Профессионально

-коммуникативная компетенция

способы                взаимодействия        в системе        «учитель-ученик»        с учетом                        особенностей личности;

  • умение        разрешать

конфликты

развивающего обучения.

Исследовательская компетенция

  • система знаний о научном исследовании;
  • умение        спланировать, организовать провести и проанализировать                научное исследование;
  • умение      разработать       и

создать авторский проект, учебно-методический комплекс

  • Подготовка        учебно-исследовательских работ учащихся

Информационно- коммуникативная компетенция

  • система        знаний        об информационно-

дидактических,

коммуникативных        ресурсах учебного процесса по предмету;

  • педагог        использует информационные                технологии для анализа больших объемов

информации,

владеет        технологиями медиаобразования;

  • Подготовка        презентаций        уроков        по русскому языку и литературе.
  • Использование        интерактивной        доски        на уроках и факультативных занятиях.
  • Участие        учащихся        в        дистанционных олимпиадах по русскому языку

Рефлексивная компетенция        в проектировании и обобщении

собственного опыта

  • система знаний о способах, видах, формах обобщения, распространения собственного опыта в педагогическом сообществе;
  • выступление                на семинарах,        конференциях, методических объединениях, подготовка статей
  • Работа        в        методическом        объединении учителей словесности гимназии.
  • Обмен опытом на заседаниях методических объединений.

2. Качество образования учащихся

Обученность учащихся

  • положительная динамика по учебным предметам;
  • реализация одаренными учащимися        своих потенциальных

способностей

  • Качество знаний учащихся по предмету
  • Результаты конкурсов и олимпиад

Воспитанность учащихся

  • положительная динамика психологического климата, характера межличностных отношений в классных коллективах;
  • рост        межвозрастного общения в общешкольном коллективе;
  • коррекция     поведения     и

повышение        учебной

репутации                отдельных учащихся        на                основе создания ситуации успеха.

Личностное развитие учащихся

Положительная        динамика развития у учащихся:

  • творческих способностей (продуктивности, оригинальности мышления, творческого воображения);
  • познавательной активности;
  • мотивации учения;
  • самооценки;
  • учебной тревожности.

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ХХІ век требует от образованных людей таких способностей, как способность самостоятельно ориентироваться во всех видах обширной информации, решать многочисленные задачи производственного и гражданского поведения.

Ребёнок, поставленный в позицию ученика, аккуратно посещающего школу и добросовестно выполняющего предписания учителя, не в состоянии будет справиться с требованиями, выдвигаемыми жизнью, так как он, прежде всего, исполнитель, вооружённый суммой знаний.

Обсуждая эти проблемы у себя в педколлективе, мы пришли к выводу, что задачей школы любого типа, в том числе и нашей, должно стать формирование человека, совершенствующего самого себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути их реализации, т.е. творческого в широком смысле этого слова.

Участвуя в этой целенаправленной работе, я искала свои пути решения поставленных задач. За последние годы пробовала многие технологии, методики (развивающее обучение, критическое мышление, проектная деятельность, педагогические мастерские, информационные технологии). Что- то продолжаю использовать сейчас, от чего-то пришлось отказаться. Но одно я поняла точно: учитель не должен останавливаться, он должен идти в ногу со временем и со своими учениками.

Определённых результатов в работе я достигла, что радует. Значительно выше стало качество знаний учащихся, их обучаемость, а также познавательная и мотивационная деятельность. И на уроки приходят не ради оценок, а руководствуясь учебно-познавательными мотивами, - мотивами собственного роста, собственного совершенствования. Учащиеся активно участвуют на уроках в учебном диалоге, умеют думать, анализировать, аргументировано спорить, не боятся делать ошибки и признавать их. Но самое главное – ученикам и мне, учителю, комфортно на таких уроках.

Урок русского языка в 8 классе


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ТЕМА. Второстепенные члены предложения. Обстоятельство

ЦЕЛИ:

  1. Образовательные:

организовать деятельность учащихся по овладению ими теоретических знаний об обстоятельствах, их правописании и употреблении в предложении, по формированию умений находить обстоятельства, выраженные разными способами.

  1. Развивающие:

создать        условия        для        развития        коммуникативных        способностей

учащихся;

учебником.


содействовать        развитию        умения        самостоятельно        работать        с

  1. Воспитательная:

Создать условия для развития любознательности учащихся, целеустремлённости, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. ТИП УРОКА:

Урок постановки учебной задачи, моделирования и решения частных задач

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент Создание «ситуации успеха»
  2. Проверка домашнего задания

  1. Словообразовательный разбор из домашнего упражнения 159;
  2. Устное сообщение по упражнению 160;
  3. Индивидуальное задание: включите воображение!!

Записать        строки        из        стихотворения        В.Каменского.        Подчеркнуть грамматическую основу, определить тип сказуемого.

Рука течения снова

спокойно стала гладить

зелёные волосы дна.

  1. Дополнительные вопросы:

Найдите определения (согласованные, несогласованные);

Чем обладает поэт, написавший такие интересные строчки?

Как называется троп, используемый поэтом в этом предложении? Найдите обстоятельства.

  1. Изобразить   схему    распространения    предложения,    показав    состав

подлежащего и состав сказуемого.

  1. Словарный диктант (для всех учащихся)

Гулять до темна, вернуться затемно, произрастать издавна, наткнуться сослепу, сделать назло, увеличить вдвое, подойти вплотную, тратить время попусту, смотреть недоверчиво, крикнуть вдогонку, увидеть издали, не разобраться спросонок, посоветовать по-дружески, поступить по- своему, изготовить досрочно, поесть досыта.

Задание:

Какую орфограмму иллюстрируют данные слова?

С какой частью речи связаны наречия в данных словосочетаниях? Определить вид связи;

Каким членом предложения чаще всего выступает наречие?

Используя словосочетания, давайте вспомним, на какие вопросы отвечают наречия, а значит и обстоятельства в предложении? Что могут обозначать?

  1. Ситуация «интеллектуального разрыва»

1) Обращаемся к схеме распространения предложения:

С какими второстепенными членами предложения мы уже познакомились?

О чём будем говорить сегодня?

  1. Определение темы и задач урока

Второстепенные члены предложения. Обстоятельство

Мы вспомнили правописание наречий, что они обозначают, на какие вопросы

в предложении отвечают. Знаем, что наречия являются обстоятельством в предложении.

Вроде бы всё знаем. Зачем же нам сегодня вновь возвращаться к этой теме?

Какие задачи нам необходимо решить?

  1. На какие группы по значению делятся обстоятельства?
  2. Чем могут быть выражены обстоятельства, кроме наречий?
  3. Учиться правильно употреблять обстоятельства в речи.
  1. Фиксация разрыва

1. Составим модель обстоятельства в словарях и на доске, зафиксировав наше знание и незнание.

  1. Этап решения частных задач

  1. Упражнение 167. Заполнить таблицу карандашом.
  2. Запись и анализ предложения.

По тропинке быстро спускался вниз, неразборчиво крича и махая руками, тот самый мрачный дворник в розовой рубахе с чёрными горошинами, который четверть часа назад гнал странствующую труппу с дачи.

Задание:

Подчеркнуть обстоятельства, поставив вопрос от слова, с которым связаны. Объяснить, чем выражены?

  1. Работа в группах.
  1. группа – упражнение 162: выписать обстоятельства со словами, к которым они относятся. Определить значения.
  2. группа – упражнение 165: составить словосочетания, продолжить 2-
  3. словами.        Объяснить,        какое        значение        вносят        предлоги        благодаря, вследствие. Составить одно предложение.
  1. группа – используя предложения упражнения, объяснить, какие временные значения могут иметь обстоятельства. Упражнение 170.
  2. группа        –        определить        виды        обстоятельств        в        следующих предложениях:
  1. Нелюдимо наше море,

День и ночь (…) шумит оно.

  1. Хавронья из гостей

Пришла свинья свиньёй (…).

  1. Он выше брата на целую голову (…).
  2. Их сёла и нивы за буйный набег (…) обрёк он мечам и пожарам.
  3. Предлинной хворост иной мужик гусей гнал в город продавать (…).
  4. Рождённый ползать (…) – летать не может.
  1. Отчёт групп о проделанной работе.

Физкультзарядка

  1. Тестовое задание. Выполняют все учащиеся.
  2. Индивидуальное задание: творческая работа по упражнению 164.
  3. Конкретизация открытого способа

  1. Прослушать стихотворение Пимена Панченко и определить роль обстоятельств в стихотворении.

Не заслуга быть белым, Не достоинство – русым,

Очень трудно быть смелым, Очень просто быть трусом. Кто не предал России

Ради собственной славы, Знает: трудно быть смелым. Знает: просто быть слабым. Знает: трудно жить крупно. Проще – жить осторожно.

Добрым – сложно и трудно, А недобрым – несложно.

  1. Как вы понимаете смысл стихотворения?
  1. Домашнее задание

  1. Придумать грамматическую сказку о невероятно сложных обстоятельствах, при которых приходится жить и работать бедным обстоятельствам.

Или: упражнение 169.

  1. Подведение итогов

  1. Дополнение схемы, выставление отметок.
  2. Рефлексия:

Какие задания вы выполняли с удовольствием? Какие задания вызвали у вас затруднение?

ПАМЯТКА

для работающих в мини-группах

  1. Ты в команде, и успех общего дела зависит от твоего участия в нём.
  2. Умей выслушать каждого товарища в группе и внеси своё дополнение в проект творческой группы.
  3. Если не согласен в чём-то с теми, кто рядом с тобой работает, не отвергай их точку зрения, постарайся оценить их предложение.
  4. Сделай всё возможное для того, чтобы ваше общее дело не пострадало от разногласий в группе.
  5. Постарайся проявить инициативу и направь свои творческие усилия на успех вашего коллективного дела.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение на уроках русского языка через выполнение нестандартных заданий

Данные упражнения направлены на развитие познавательных способностей учащихся...

Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка как способ повышения познавательной активности обучающихся

Концепция модернизации российского образования ставит новые цели и задачи перед общим образованием на современном этапе, подчеркивая необходимость "ориентации образования не только на усвоение обучающ...

Познавательные задания на уроках русского языка

Интерес учащихся к изучению русского языка зависит от многих факторов, но прежде всего отучителя, от его способностей обеспечивать максимальную возможность для развития уученика его творческих задатко...

Статья "Проблемные ситуации на уроках русского языка как средство развития познавательного интереса учащихся"

Проблемное учение – это учебно-познавательная деятельность учащихся по усвоению знаний и способов деятельности путем восприятия объяснений учителя в условиях проблемной ситуации, самостоятельног...

Проблемное обучение на уроках русского языка и чтения как средство активизации познавательной сферы обучающихся

Статья посвящена технологии проблемного обучения. Организация проблемных ситуаций на уроках русского языка и чтения является средством повышения познавательной сферы обучающегося в рамках ФГОС. Привед...

Использование дифференцированных проблемных заданий на уроках русского языка

Статья рассказывает об опыте использования дифференцированных проблемных заданий на уроках русского языка. Приведены примеры учебных задач  по фонетике, орфографии, этимологии, стилистике....