Методическая разработка урока "Формирование читательской грамотности на уроках русского языка"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Кондрашова Елена Николаевна

Конспект урока русского языка по работе с информацией при подготовке к ОГЭ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование осознанного чтения и работа с информацией

на уроках русского языка в условиях подготовки к ОГЭ.

    (Под метапредметными результатами понимаются освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях)

Цель урока: формирование у учащихся 9-го класса одного из основных метапредметных результатов обучения – смыслового чтения  и работы с информацией (повышать уровень читательской грамотности через формирование умений работы  с текстом)

Цель учителя: научить детей способам работы с текстом, чтобы они могли перенести эти умения на тексты из других предметных областей

Учебной ситуацией на уроке является текст, который сообщает информацию, необходимую для решения образовательных задач.

1. Постановка целей урока. Актуализация знаний.

- Добрый день, ребята. Мы продолжаем целенаправленно готовиться к сдаче ОГЭ по русскому языку. Работа с текстом – одно из важнейших условий успешной сдачи экзамена. И сегодня мы будем практиковаться в осознанном чтении текста и в его анализе. В помощь у вас есть рабочие листы, которые мы будем заполнять по ходу урока. 1 слайд. А начать я хочу с вопроса: Как вы думаете, зачем нужно читать?.....

2-5 слайд. Я подобрала для вас несколько цитат на эту тему…..

Справка: по данным Международного исследования 2000 года, касающегося качества чтения детей, наши дети 15-ти лет заняли из 32 стран мира 29 место, в 2003 году показали результаты еще ниже. Они оказались не способны вычерпывать информацию из текстов разных типов, отбирать в тексте соответствующий заданию материал. Не умеют они и находить в тексте скрытую или противоречивую информацию. Затруднение вызывает переход от детали текста к целому и наоборот, а также установление связи прочитанного с имеющимися знаниями и опытом. Не проявили наши школьники умения домысливать текст, ставить вопросы и выдвигать гипотезы. В целом российские учащиеся оказались не способны результативно действовать в нестандартной ситуации. Преодоление этих недостатков чтения наших школьников, вывод России из аутсайдеров цивилизованного мира по качеству чтения — безотлагательная задача, стоящая на повестке дня нашего общества и, прежде всего, семьи, школы, библиотеки.

6 слайд.  На данном слайде 7 причин читать регулярно…..Мы пришли к выводу, что читать нужно.  Например, на предстоящем экзамене вам нужно будет выполнить  анализ текста.

7 слайд. Для нашего сегодняшнего занятия я взяла 2 цитаты…

8 слайд. Как вы думаете, что мы будем сегодня делать?

9 слайд. Смысловое чтения  и работа с информацией;  повышение  уровня читательской грамотности через формирование умений работы  с текстом; подготовка к ОГЭ и ЕГЭ

10 слайд. Не забываем про баллы.

11 слайд. Давайте рассмотрим первый слайд и сделаем небольшую разминку.  Здесь фотография озера Байкал, фотография карты и маленький текст. Внимательно прочитайте его. Кто у вас самый смелый?.....

2. Работа по теме урока.

ЧТЕНИЕ ТЕКСТА.

Байкал – неповторимое чудо света, гордость нашей страны. Находится в центре Азии на границе Иркутской области и Республики Бурятия в Российской Федерации. Глубина озера – 1640 метров. Оно самое глубокое на планете. В нем содержится пятая часть мирового запаса пресной воды. В Байкал впадает 336 рек, а вытекает одна – Ангара.

     Скала́ Шама́нка — мыс в средней части западного побережья острова Ольхон на озере Байкал. Оканчивается двухвершинной скалой, называемой «Шаман-скала». В настоящее время мыс имеет статус государственного природного и исторического памятника..

12-16 слайд. Фронтальный опрос:

  1. Основная мысль текста?
  2. Найдите  озеро Байкал на карте России.
  3. Сколько рек впадает в  Байкал?
  4. Какая река вытекает из Байкала?

17 слайд. Теперь работаем  командой и заполняем  рабочий лист урока. Задание 1. Считать можно  в нём же.

Длина Байкала 636 км, средняя ширина 48 км.  На площади водной поверхности озера с успехом могли бы разместиться некоторые государства. Какие? Ответ: Бельгия. Вопрос был во мн.ч., а ответ 1.

Слайд 18. Как вы думаете, какая из фотографий , скорее всего, НЕ является изображением озера Байкал.

У вас было 3 подсказки: 1 – это фото было на 1 слайде.

2 – скала Шаманка, о которой шла речь. 3 фото села Ширяева, куда я вам рекомендую обязательно съездить, чтобы лучше узнать Самарский край.

Слайд 19. На языке якутов «Байкал» означает «богатое море», «жемчужина мировой природы».Какие это средства художественной выразительности?

А теперь вопрос: кто мне может нарисовать средства художественной выразительности?

Слайд 20. Задание 4. Из данных эпитетов построить другие средства художественной выразительности. Это работа необходима для подготовки к экзаменам и для развития речи.

Например:

Зеркальная река – эпитет

Река как зеркало – сравнение

Зеркало реки – метафора

3. Первичное закрепление изученного.

Слайд 21-27 – самостоятельная работа. Самопроверка.

Слайд 28. Ребята, я  тщательно подбирала для вас красивые фотографии. В Сибири говорят: «Кто на Байкале не бывал, тот Сибири не видал». Конечно, мне хочется, чтобы вы побывали в этом удивительном месте, но у нас, в России, каждый уголок по-своему прекрасен. И мы с вами можем этим наслаждаться. Но было время, когда вся наша страна жила тяжело. Было страшно и голодно. И следующий текст, который я хочу вам предложить, именно об этом времени.  Прочтите его. Я думаю, когда вы будет сравнивать, вы поймёте, в какое счастливее время вы живёте.

  1. Практикум по формированию умений работать с текстом.

Слайд 29. ЧТЕНИЕ ТЕКСТА( учебник, стр. 33)

Комментарий учителя ( стр. 32)

  1. Рефлексия.

 Теперь вам нужно выполнить задания. Заполняем рабочий лист урока. Даю вам 7 минут.  Самопроверка. Комментарий( стр. 34-38)

- Согласны ли вы с высказыванием: «Люди перестают мыслить, когда они перестают читать». ( Д. Дидро)? Почему.

6. Самооценка успехов. Оценивание работы учащихся.

- Прежде, чем я оценю вашу работу на уроке, прошу вас провести самооценку по привычной нам лестнице успеха (см. рабочий лист).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Павлуцкая Е.В., учитель русского языка и литературы "ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ С НЕСПЛОШНЫМ ТЕКСТОМ"

Павлуцкая Е.В., учитель  русского языка и литературыФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИНА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРЕРАБОТЫ С НЕСПЛОШНЫМ ТЕКСТОМ Читательская грамотность - один и...

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....

методический конкурс. номинация "Дидактические материалы для обучающихся" Формирование читательской грамотности на уроках русского языка

методический конкурс. номинация "Дидактические материалы для обучающихся" Формирование читательской грамотности на уроках русского языка...

Выступление на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы по теме «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» в 2023г.

Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не ...

Методическая разработка по теме «Формирование читательской грамотности на уроках русского языка» (дидактический материал для обучающихся)

Методическая разработка по теме «Формирование читательской грамотности на уроках русского языка» (дидактический материал для обучающихся)...