Фразеологизмы. Работа детей
презентация к уроку по русскому языку (5 класс)

Работа о значении фразеологизмов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл О фразеологизмах869.42 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Из истории фразеологизмов

Слайд 2

Фразеологизм - устойчивое по составу и структуре , лексически неделимое и целостное по значению словосочетание или предложение .

Слайд 3

Роль фразеологизмов в речи 1. Фразеологизмы позволяют быстро и кратко донести мысль, обеспечить её понимание вне зависимости от возраста и образования детей. 2. Особенности происхождения и употребления помогают лучше понять смысл фразеологизмов. 3. Фразеологизмы - источник ярких образов, с помощью которых они лучше запоминаются .

Слайд 4

ЗАТКНУТЬ ЗА ПОЯС Выражение связано с привычкой мастеровых засовывать за пояс временно ненужный инструмент. В старину это выражение перешло и на взаимоотношения людей. В случае физического превосходства соперник хвастливо обещал другому поступить с ним как с ненужной вещью: спрятать у себя за поясом или положить в карман. Значение фразеологизма : значительно превзойти кого-то в чем-либо , легко справиться с кем-либо

Слайд 5

ЗАРУБИТЬ НА НОСУ Выражение означает запомнить раз и навсегда , запомнить крепко-накрепко . А появилось оно из глубины веков , из тех времен , когда зачатки письменности уже были , а бума - ги еще не было . И вот , чтобы запомнить что-нибудь важное , люди делали зарубки на носу – специальной деревянной дощечке , кото - рую носили с собой . Эта дощечка и называ - лась носом , на ней делали зарубки на память . Так , что заруби себе на носу означало всего лишь сделай заметку в своей записной книжке – то есть на носу »! ЗНАЧЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМА: Запомнить на всю жизнь , то есть никогда не забыть .

Слайд 6

Жить на широкую ногу Это выражение возникло благодаря английскому королю Генриху II Плантагенету. На большом пальце правой ноги у короля вырос уродливый нарост, в следствии чего монарх вынужден был носить длинные башмаки с загнутыми кверху носами. Знатные богатые люди, подражая ему, тоже стали носить огромную обувь. Чтобы такие ботинки не сваливались с ноги, модникам приходилось набивать их сеном. Обыкновенным гражданам разрешалось носить башмаки с носком не длиннее 15 сантиметров. ЗНАЧЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМА: жить богато, роскошно, тратя значительные средства. Макаров Сергей

Слайд 7

Ворона в павлиньих перьях. Знаменитый художник А.В.Серов написал в свое время серию иллюстраций к произведениям великого баснописца И.А.Крылова. На одной из этих иллюстраций изображены три павлина, среди которых затесалась ворона, налепившая на себя нелепый наряд из павлиньих перьев. Воронья затея, как следует из сюжета басни, желаемых результатов не принесла. Бедную птицу и павлины не приняли, и собратья от нее отвернулись. Но Крылов далеко не первый, кто придумал этот образ. Ворона, пытающаяся примерить на себя павлиний облик, встречалась и в древнегреческих притчах, и в средневековых поучениях. Значение фразеологизма: люди которые пытаются выглядеть лучшими в глазах остальных, хотя на самом деле таковыми не являются Цыганкова Юлия

Слайд 8

Фразеологизм прикусить язык означает замолчать, умолкнуть внезапно. Очевидно, он произошел от чисто физиологических причин, когда прикушенный зубами язык отзывается сильной болью человеку, так, что говорить даже невозможно. Если кто-то разболтался не в меру, то ему советуют прикусить язык, то есть, замолчать. Значение фразеологизма: промолчать. Прикусить язык Исаева Ксения

Слайд 9

Вывести на чистую воду Вода в народных поверьях и обрядах всегда имела исключительное значение. До сих пор в деревнях России можно услышать немало рас­сказов и легенд о чудесных исцелениях с помощью воды. Для того что­бы «волшебство» было успешным, вода обязательно должна быть чис­той, свежей, прозрачной. В XVIII веке этот оборот употреблялся в основном в форме "вывес­ти на свежую воду", и речь обычно шла о мошенничестве, которое стало явным благодаря чьей-либо прозорливости. Значение фразеологизма:выяснить истинные намерения, разоблачить кого - либо, поймать на совершении чего-либо запретного. Лиханов Виталий

Слайд 10

Показать, где раки зимуют Многие помещики любили полакомиться свежими раками, а зимой раков ловить очень трудно, так как они прячутся под коряги, выкапывают норы в берегах реки и там зимуют. На ловлю раков зимой посылали провинившихся крестьян, которые должны были доставать раков из ледяной воды . Много времени проходило, прежде чем наловит крестьянин раков. Промерзнет в ветхой одежонке, застудит руки. И часто после этого человек тяжело болел. Отсюда и пошло: если хотят кого-то серьезно наказать, говорят: « Я покажу тебе, где раки зимуют ». Погадаева Алена

Слайд 11

Чучело гор оховое Чучелом гороховым мы называем человека, несуразно и безвкусно одетого, вызывающего всякие насмешки. Раньше так называли пугала, устанавливаемые на гороховых полях для отпугивания птиц . Хайруллов Сергей

Слайд 12

Вавилонское столпотворение Выражение произошло из библейской легенды. Жители Древнего Вавилона пытались построить башню (“столп творения”) высотой до неба. В наказание за дерзкую попытку бог “смешал” их языки так, что строители перестали понимать друг друга и не в состоянии были продолжать постройку, а затем мало-помалу рассеялись по всей Земле. Значение фразеологизма: полная неразбериха, крайний беспорядок, сутолока. Никита Шарыпов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работы детей

Работы моих учениц по лоскутному шитью и мягкой игрушке...

Методические рекомендации "Организация развивающей среды и проведение коррекционно-развивающей работы детей и подростков с природой на прогулке"

Санкт–Петербургское государственное бюджетное стационарноеучреждение социального обслуживания «Дом–интернат для детей-инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями умственного развит...

Тест к уроку по сказке В.А. Жуковского "Спящая царевна" и творческие работы детей "Энциклопедический словарь устаревших слов в сказке", исследовательская работа "Сходство и различие сказки В.А. Жуковского с народной сказкой"

Данный материал содержит три вида работы:1. Итоговый тест по сказке.2. Исследовательскую работу обучающихся 5 класса на тему: "Сходство и различие сказки В.А.Жуковского "Спящая царевна" с народными ск...

Формы и методы работы в парах сменного состава. Как организовать работу детей в парах?

Многие слышали о том, что работа в парах имеет высокую эффективность при обучении различным предметам: такие методы можно использовать как в работе с детьми начальных классов, так и со взрослыми....

Фразеологизмы. Работа с информацией. Построение логической схемы.

Работая с детьми на уроках русского языка и литературы, мы сталкиваемся с проблемой: они не видят взаимосвязи между основными понятиями учебного курса, не понимают, что всё ими изученное выстраивается...

Итоги районного конкурса творческих работ детей с инвалидностью и детей с ограниченными возможностями здоровья "Я - Автор"

Творческое развитие детей — одна из основ гармоничного становления личности. Творчество развивает воображение, социальные навыки, помогает детям при переживании кризисных состояний, по...

Итоги районного конкурса творческих работ детей с инвалидностью и детей с ограниченными возможностями здоровья "Я - Автор".

Многочисленные конкурсы, выставки, фестивали – это возможность для детей проявить свои неординарные способности, получить одобрение от авторитетных взрослых. Научные исследования и практический ...