Конспект урока на тему "Способ выражения подлежащего"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Тип урока: урок систематизации знаний.

Цель урока:

  • расширить представления учащихся о подлежащем;
  • отработать навыки синтаксического разбора;
  • пополнить словарный запас;
  • привить интерес к предмету;
  • обобщить знания учащихся о подлежащем, полученные в 5-7 классах;
  • развить умение опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
  • развить умение работать в парах;
  • создать благоприятную атмосферу поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Методические приемы: объяснение учителя, составление таблицы, беседа, конструирование предложений, выполнение разноуровневых заданий, лингвистическая игра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sposob_vyrazheniya_podlezhashchego.docx20.09 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА. 8-Й КЛАСС

Тема. Способы выражения подлежащего

Тип урока: урок систематизации знаний.

Цель урока:

  • расширить представления учащихся о подлежащем;
  • отработать навыки синтаксического разбора;
  • пополнить словарный запас;
  • привить интерес к предмету;
  • обобщить знания учащихся о подлежащем, полученные в 5-7 классах;
  • развить умение опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
  • развить умение работать в парах;
  • создать благоприятную атмосферу поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Методические приемы: объяснение учителя, составление таблицы, беседа, конструирование предложений, выполнение разноуровневых заданий, лингвистическая игра.

ХОД УРОКА

#1040;КТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Организационный момент.

Дорогие, ребята! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами. Желаю вам плодотворной работы не только сегодня на уроках, но и в течение всей рабочей недели. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, поэтому самое время приступить к работе.

Для начала проверьте свою готовность к уроку. На столе у вас должны быть ручка, тетрадь, учебник.

Откройте тетради и запишите сегодняшнюю дату и «классная работа». Одну строчку пропустите, чуть позже мы запишем тему урока.

Кто выполнит задание, поднимите на меня глазки, чтобы я видела вашу готовность продолжать работу.

Беседа на повторение

- Что называется предложением? (Грамматически оформленное и интонационно завершенное выражение мысли, имеет грамматическую основу)

- Что вы знаете о структуре предложения? (Простое и сложное)

- Какие предложения по цели высказывания вы знаете? По эмоциональной окраске?

- Что такое грамматическая основа?

- Какими по составу бывают предложения?

- Где стоит подлежащее по отношению к сказуемому при прямом порядке слов в предложении?

- Что такое инверсия? Где уместно использовать инверсию?

#1051;ИНГВИСТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА (ПОВТОРЕНИЕ ЧАСТЕЙ РЕЧИ)

Выпишите из текста самостоятельные части речи, вспомните определения. Найдите в тексте часть речи, которая не относится ни самостоятельным частям речи, ни к служебным.

;Ты хочешь знать, что делал я

На воле? Жил, и жизнь моя

Без этих трех блаженных дней

Была б печальней и мрачней

Бессильной старости твоей».

#1063;у, кто-то приближается.

Существительное: воля, жизнь, дни, старость.

Прилагательное: блаженных, печальней, мрачней, бессильной.

Глагол: хочешь, знать, делал, задумал, приближается.

Местоимение: ты, моей, я, кто-то.

Числительное: трех(дней).

Наречие: давным-давно.

Междометие: чу.

#1054;БЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1.Слово учителя. Тема нескольких уроков – «Двусоставные предложения» - не нова для вас. Вы знаете, конечно, что такое главные члены предложения, можете определить подлежащее и сказуемое.

В восьмом классе мы должны расширить наши представления о двусоставном предложении и его основе. Речь, прежде всего о подлежащем. Сегодня мы убедимся с вами, что в роли подлежащего могут выступать не только именные, но и другие части речи, даже междометие. Убедимся в этом, прочитав статью учебника, а затем составив обобщающую таблицу.

#1048;зучение теоретического материала учебника.

#1057;оставление обобщающей таблицы «Способы выражения подлежащего».

Пример

Подлежащее

Существительное в И.п.

Солнце светит всем.

Местоимение в И.п.

Мы никогда не ссоримся.

Числительное в И.п.

Двенадцать делится на шесть.

Прилагательное или причастие в значении существительного

Взрослые часто не понимают детей. Вошедший привлек всеобщее внимание.

Неопределенная форма глагола

Курить – здоровью вредить.

Наречие

Очевидно не значит верно.

Междометие

Вдали послышалось ура.

Неделимое словосочетание

Прошло несколько дней.

#1042;ыполнение учащимися разноуровневых заданий

1-й уровень

Спишите предложения, подчеркните подлежащее, определите, какими частями речи они выражены

#1052;ама развела на берегу костер, приготовила обед и чай.

#1052;ы вернулись к нашим удочкам.

3. Кто-то громко назвал меня по имени.

4. Иван Ильич разложил бумаги на столе.

5. Охранять природу – значит охранять Родину.

6. Девять делится на три.

2-й уровень

Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Вместо точек вставьте подлежащие, определите способ их выражения.

… теперь идут в палаты, у ворот бл..стают латы. И стоят в глазах царя … .

… обеда пр..ближался,… по двору раздался: входят …, семь удалых усачей.

… молвит: «Что за диво? … так чисто и красиво». … терем приб…рал да хозяев поджидал.

3-й уровень

Составьте предложения, употребляя данные слова в качестве подлежащих. Определите способ выражения подлежащих.

Трудиться; один из спортсменов; присутствующие; много городов; трое; никто; ау.

4. ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ИГРА «ПОКАЖИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

  • Две команды. На доске написаны предложения. Участники должны выбрать слова на карточках, где написаны члены предложения и стать согласно записанному на доске предложению.
  1. Снова что-то зашумело в лесу. (Наречие, местоимение, глагол, предлог, существительное).
  2. Четыре человека давно его ждут. (Числительное, существительное, наречие, местоимение, глагол)

Ученикам предлагается определить подлежащее.

5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

- Что такое двусоставное предложение?

- Что такое подлежащее?

- Какие способы выражения подлежащего вам известны?

- Что у вас вызвало затруднение?

  • Выполните задания среза знаний по карточке.

#1055;рочитайте текст, вставьте пропущенные буквы и запятые.

(1)Красив был осе___ий парк.(2) М___тёт б___гря___ая м___тель по его доро___кам. (3)Уходит (в)даль ал___ея вытка___ая опавшими листьями. (4)А в стороне от а___еи – серебристые ели. (5)Концы их лап уже пос___дели всем своим видом они дают понять что к зиме готовы.

Выполните задания:

#1048;з предложений по порядку через запятую выпишите подлежащие, обозначая часть речи.

#1042;ыпиши из текста примеры словосочетаний, укажи их вид (согласование, управление, примыкание)

- Спасибо за урок, ребята.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по теме "Подлежащее. способы выражения подлежащего."

Цель:·       отработать умение находить грамматическую основу предложения;·       знать способы выражения подлежащего разными частями речи и...

Конспект урока "Преобразования алгебраических выражений" (6 класс)

Урок разработан по таксономии Б.Блума. Данный материал содержит конспект урока, технологическую карту к уроку, оценочный лист....

Конспект урока "Преобразование рациональных выражений"

Конспект урока алгебры в 8 классе, обобщающий знания по теме с использованием информационно-коммуникативных технологий....

Конспект урока "Запись арифметических выражений на языке Паскаль"

Первое занятие. Запись арифметических выражений на языке программирования Паскаль...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Преобразование рациональных выражений

Данный урок по алгебре 8 класс.  Разработка урока включает в себя цел, задачи (обучающиеся, воспитательные, развивающие). Структуру и ход урока в виде таблицы по этапам....

Конспект урока по алгебре "Выражения с переменными. Целые рациональные выражения" .

В конспекте обозначены цели и задачи урока, подробный ход урока, разобраны основные ошибки, которые допускают дети. ...