Внеклассное мероприятие по словарям
методическая разработка по русскому языку (7 класс)

Мережко Людмила Викторовна

Внеклассное мероприятие по словарям

Скачать:


Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс «Словарный урок»

 

 

 

 

 

 

 

 

Внеклассное мероприятие по русскому языку «Со словарем по жизни»

 

 

 

 

Мережко Людмила Викторовна,                         муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Фоминская основная общеобразовательная школа, учитель русского языка и литературы

 

 

 

 

х. Фоминка, 2021 год

Пояснительная записка

Тема внеклассного мероприятия: «Со словарем по жизни»

Актуальность темы, обоснование ее выбора: наш век Интернета и современных технологий  принёс человечеству не только новые открытия и достижения, но и новые проблемы. Неактуальны стали книги, люди не читают,  а это ведет к безграмотности. И я считаю, что необходимо привлечь внимание общественности  к вопросам сохранения и развития русского языка. А также совершенствовать речевую культуру и навыки пользования словарями  как естественного и необходимого элемента общей культуры человека, его существования в информационном пространстве.

Целевая аудитория: 5-6 классы, 10-12 лет.

Роль и место внеурочного мероприятия в системе работы педагога: внеклассное мероприятие по русскому языку развивает интерес к   русскому языку как учебному предмету, повышает общую языковую культуру.

Цели и задачи мероприятия

Цель: познакомить учащихся с различными видами существующих словарей, актуализировать значение печатных изданий для использования в жизни и учебе.

Задачи: расширить знания учащихся о профилях и разнообразии словарей, научить учащихся пользоваться словарями, находить необходимую информацию, формировать уважительное межличностное общение.

Планируемые результаты: учащиеся получат новые знания о разнообразии словарей, научатся ориентироваться при выборе словаря нужного профиля, быстрому поиску необходимой информации в словарях, закрепят умение работать слаженно в группе, уважительно относиться к товарищам, радоваться чужому успеху.

Форма проведения: урок-игра

Методы обучения: слово учителя, беседа, метод наблюдения над языковым и речевым материалом, использование наглядности, работа с книгой.                                   Приём обучения: словесные, наглядные, практические.                                                                                                                                  Ресурсы: компьютер, интерактивная доска, Интернет- ресурсы.                    Оборудование занятия:

1)     Книжная выставка: «Словари- наши друзья и помощники».

2)     Оборудование для показа презентации.

3)     Наборы словарей (по количеству групп участников).

Раздаточный материал:

1)     Листы для выполнения заданий

2)     Наборы словарей для каждой группы участников

Структура мероприятия:

1)    Самоопределение к деятельности

2)    Актуализация вопроса рассматриваемого на занятии

3)    Постановка учебных задач

4)    Организация взаимодействия учащихся и учителя по овладению темы занятия

5)    Практикум

6)    Рефлексия

 

 

 

Ход мероприятия:

Учитель: Здравствуйте, ребята! Вы прекрасно понимаете,  что в современном мире всю необходимую информацию мы можем посмотреть в Интернете. Но как быть, если нет Интернета? Есть большое количество вопросов и заданий в решении которых мы затрудняемся на уроках русского языка. Например, узнать значение слова, а предмета или явления такого уже не  существует, подобрать наибольшее количество синонимов или антонимов. Где искать ответ? Куда обратиться?

Ответ: К справочной литературе.

Учитель: Верно.

Попробуйте отгадать загадку:

По улице не ходит, 

В окно не глядит, 

Никого не спрашивает, 

Но все знает. 

Кто его открывает, 

Тот все понимает.

Кто догадался о чем мы будем сегодня говорить и с чем работать на уроке?

Учащиеся: Мы будем говорить о словарях. Будем учится с ними работать.

Учитель: Мы вспомним какие бывают словари, познакомимся с новыми для вас словарями, научимся в зависимости от поставленной задачи обращаться к нужному словарю, потренируемся быстро работать со словарями, выберем лучших исследователей.

 Прошу посмотреть на доску и прочитать высказывание:

«Слова – это образы; словарь – это Вселенная в алфавитном порядке».   Ф.Вольтер

Как вы понимаете слова французского философа, драматурга?

Учащиеся: поясняют.

Учитель: Итак обобщим:

Слова́рь — книга или любой другой источник, информация в котором упорядочена (систематизирована) c помощью разбивки на небольшие статьи, отсортированные по названию или тематике. 

С какими словарями вы уже знакомы?

Учащиеся: дети называют известные им словари.

Учитель: Все словари делятся на два основных типа: энциклопедические и лингвистические(языковые).

В энциклопедических словарях содержится информация о предметах, понятиях, явлениях, в лингвистических — информация о словах, называющих предметы, понятия, явления и пр. Энциклопедические словари делятся на универсальные (например, «Краткая российская энциклопедия», «Детская энциклопедия», «Большой энциклопедический словарь школьника») и отраслевые (например, энциклопедия «Русский язык», «Энциклопедический словарь юного филолога», энциклопедический словарь «Языкознание»).

Объект описания лингвистических (языковых) словарей – языковые единицы (слова, словоформы, морфемы). В таком словаре слово (словоформа, морфема) может быть охарактеризовано с разных сторон, в зависимости от целей, объёма и задач словаря: со стороны смыслового содержания, словообразования, орфографии, орфоэпии, правильности употребления. Эти словари мы чаще всего используем на практике при выполнении упражнений на уроках русского языка.

Сегодня они пришли к нам в гости. Встречайте их.

Сейчас они вам расскажут о себе, а вы определите- какой словарь перед вами.

  • «Встал ни свет, ни заря с первыми петухами, которые кричали во всю Ивановскую. Потом сломя голову понесся к речка искупаться. А там уже людей как сельдей в бочке. И ушел я не солоно хлебавши». Фразеологический словарь нужен тем, кто хочет глубоко изучить русский язык, узнать какими выразительными средствами он обладает, научиться их правильно употреблять в речи.
  • «Мы шли по авеню. Замерзли. Решили зайти в кафе. Официант нам показал меню. Мы выбрали кофе с гамбургерами и хот-догами, канапе». Словарь иностранных слов –это словарь, содержащий слова иноязычного происхождения, и их объяснение.

А эти словари помогут вам в написании сочинений, вы сможете разнообразить свой язык.

  • Если хочешь узнать, какие есть в русском языке “слова-враги”, загляни в меня. В нашей жизни много явлений, противоположных друг другу. Мы спрашиваем: Сегодня холодно или жарко? Ты сегодня добрый или злой? Словарь антонимов. Пригодится при поиске нужного слова с противоположным значением.  В русском языке имеется большое количество антонимов, с помощью них речь становится более яркой. Словарь антонимов собирает в себе антонимы, которые подходят ко многим словам, а также словосочетаниям.  Словарь антонимов нужен для того, чтобы слово было противоположным, из-за этого выражения текста будут очень лаконичными, а также метким.
  • Открой меня, и ты увидишь  слова – друзья. Какой сегодня прекрасный, чудесный, великолепный, сказочный день.

           Словарь синонимов. Слова – синонимы похожи, близки друг к другу по смыслу, но всё же каждое из них имеет своё, особенное значение. Синонимы дают возможность выражать самые тонкие оттенки мысли и чувства. Употребляя слова – синонимы, мы делаем нашу речь образной, красочной, выразительной.

  • Я – этимологический словарь, рассказываю о месте и времени рождения слова, о том, какие с ними происходили изменения на протяжении веко; Читая словарь, вы узнаете, каково строение слова, по каким законам он жило и живёт. Если вас заинтересует биография какого-либо слова; обратитесь ко мне, “этимологическому словарю русского языка”.

Считается, что самым распространённым современным этимологическим словарём является  «Краткий этимологический словарь русского языка» Н.М. Шанского, В.В. Иванова, Т.В. Шанской, впервые изданный в 1961 г. В нём объясняется происхождение свыше шести тысяч наиболее употребительных слов. Это первый научно-популярный этимологический справочник в русской лексикографии.

  • Школьный словообразовательный словарь: с моей помощью можно узнать, как образуются слова. Это помогает лучше понять их значение и правописание. Да только меня школьники берут еще реже, чем вас. Очень трудный и важный раздел языка – словообразование. Хорошее знание правил словообразования, умение находить в слове его составные части помогут нам избежать многих ошибок, связанных с употреблением слова, повлиять на нашу грамотность. Перед вами «Школьный словообразовательный словарь русского языка» Тихонова А. П., изданный в 1978 году. В нем даны словообразовательные гнезда, с помощью них можно безошибочно разобрать слово по составу, выполнить словообразовательный разбор.

И, наконец, наиболее популярные:

  • Рысь идет на мягких лапах,

Рысь добычи чует запах.

Швея стачала юбку в швах,

А сзади сделала запах.

Орфоэпический словарь – это словарь, в котором есть данные о правильном произношении слов русского языка и правильной расстановке ударения в словах.

  • «Мы пришли в зоапарк. Там были метведи, сланы, чирипахи,бигимоты».

 Орфографи́ческий слова́рь — словарь, содержащий перечень слов в их нормативном написании. Отличается от толкового словаря по способу описания слова, поскольку раскрывает слово лишь в аспекте его правописания. Является показателем современной ему орфографии.

  • Аки, благость, лобзати, мнить, чело, щепа, юже, явства??????
    Толковый слова́рь —вид словаря с описанием значений слов. Толковый словарь изъясняет лексическое значение слов

Учитель: Автором самого популярного словаря является С. И. Ожегов. 22 ноября отмечается один из самых «молодых» праздников – День словарей и энциклопедий. Он был учреждён в 2010 году по инициативе Общества любителей русской словесности и музея В.И. Даля. С тех пор в день рождения великого русского лексикографа Владимира Ивановича Даля, создавшего «Толковый словарь живого великорусского языка», ежегодно отмечают День словаря по всей территории России. Кто же он? Каков его словарь?

Учащийся: Сергей Ожегов родился 22 сентября 1900 года по новому стилю. Сергей был первым из трёх братьев по старшинству, его семья жила в посёлке Каменное, сейчас это город Кувшиново Тверской области. Иван Иванович Ожегов, отец — инженер-технолог Каменской бумажно-картонной фабрики. Прадед по матери, протоиерей Герасим Петрович Павский — филолог, переводчик, автор «Краткой еврейской грамматики» и трактата «Филологические наблюдения над составом русского языка». С октября 1897 года и до середины января 1898 года в Каменном вместе со своей семьёй жил Алексей Максимович Горький. Писатель жил в крыле дома Ожеговых, где находилась квартира его друга Николая Захаровича Васильева, работавшего на фабрике и возглавлявшего нелегальный политический кружок. Перед началом Первой мировой войны семья Ожеговых переехала в Петербург, здесь Сергей окончил гимназию, а в 1918 году поступил на филологический факультет Петроградского университета. Октябрьскую революцию студент Ожегов встретил с воодушевлением, многие его соратники приняли деятельное участие в работе новых комиссариатов, например, Е. Д. Поливанов.                                                                                                                                               Занятия для Сергея Ожегова почти сразу закончились — его призвали на фронт. В 1922 году он окончил военную службу в штабе Харьковского военного округа и вернулся на факультет языкознания и материальной культуры Петроградского университета. В 1926 году он получает диплом Ленинградского университета. Профессора рекомендовали талантливого студента в аспирантуру, которую он окончил в 1929 году.

Учащийся: Toлкoвый cлoвapь pyccкoгo языкa Cepгeя Ивaнoвичa Oжeгoвa являeтcя пepвым cлoвapём из выxoдившиx пocлe Oктябpьcкoй peвoлюции 1917 г. Содержит около 57000 слов. Eгo пoявлeниe cтaлo знaмeнaтeльным coбытиeм, пocкoлькy впepвыe в poccийcкoй тeopии и пpaктикe cocтaвлeния cлoвapeй был coздaн нopмaтивный тoлкoвый cлoвapь, пpeдcтaвляющий coбoй шиpoкoдocтyпнoe пocoбиe, цeль кoтopoгo – пoмoщь в пoвышeнии peчeвoй кyльтypы читaтeлeй из вcex cлoёв oбщecтвa. Инaчe гoвopя, этo – yникaльнoe pyкoвoдcтвo к гpaмoтнoмy cлoвoyпoтpeблeнию, фopмooбpaзoвaнию cлoв, нaпиcaнию иx, пocтaнoвкe yдapeний.

Блaгoдapя oпиcывaeмoмy cлoвapю, люди из paзныx cфep дeятeльнocти имeют вoзмoжнocть oбpeтaть знaния oб aктyaльнoм pyccкoм языкe:  иcтoлкoвaния знaчeний cлoв;  измeнeния пo пaдeжaм, чиcлaм и пp.;  пoяcнeния, в кaкoй oблacти oни иcпoльзyютcя;   yкaзaния, к кaкoмy из фyнкциoнaльныx cтилeй пpинaдлeжaт;  и тoмy пoдoбнoe... B cocтoящeм из oднoгo тoмa cлoвape мы видим pacкpытиe знaчeния cлoвa в cжaтoй фopмyлиpoвкe, кoтopoй впoлнe xвaтaeт для eгo пoнимaния, иcпoльзoвaния.

Новые издания, выходившие с разными интервалами, редактировались лично Сергеем Ивановичем. Он постоянно вычитывал и кропотливо «осовременивал» словарь. Несмотря на регулярные правки, общая концепция и структура оставались неизменными — словарь сохранял ориентацию на массового пользователя, который не знаком с большинством лингвистических терминов. В «Словарь» не входила узкая специальная лексика, не имеющие большой ценности областные слова, просторечные элементы «с явно выраженным вульгарным оттенком», слова народно-поэтической речи, не вошедшие в общий язык.

«Словарь» Ожегова — эталонный пример по-настоящему народного словаря, запрос на который не иссякал. Однотомный словарь был удобен в использовании, всегда находил место на полке. Словник из 60 000 слов, собранный авторами, использовался для создания национальных словарей народов СССР, лёг в основу словарей европейских языков, издававшихся в СССР — лексика была общеупотребительная и актуальная. Прижизненный суммарный тираж «Словаря» Ожегова превысил отметку в 1,5 миллиона экземпляров при восьми изданиях.

Учитель: Создание словаря – процесс долгий и объемный. Так как же создаются словари?

сбор материала

составление картотеки

систематизация и отбор

редактирование

Действительно, словарь – это историческая повесть о жизни людей, их душах, бедах и радостях; каждое слово, помещённое в словаре, связано с жизнью, деятельностью народа – творца языка.

Учитель: Ребята, может быть, у вас есть вопросы к словарям.

Интервью со словарями

Учитель: Где же мы может «повстречать» все эти словари вместе: и  энциклопедические, и лингвистические?

Ответ: в библиотеке.

Учитель: Вы поняли, что с каким бы вопросом вы не пришли в библиотеку, всегда найдется книга, в которой есть ответ на ваш вопрос.

Как правильно работать со словарем, чтобы быстро найти информацию:

Исходные слова, словосочетания даны в алфавитном порядке.

Для упрощения поиска вверху страницы словаря приводится буква или слог с которого начинается искомое слово.

Учитель: Как вы уже поняли словари- это наши помощники и друзья. И сейчас они вам помогут в нашей “Лингвистической игротеке”. Команды группируются.

Лингвистическая игротека.

  1. “Лучший ведущий”. Речь которых правильная и точная.

Какой словарь поможет?

Расставь ударение, произнеси правильно.

баловать

свекла

банты

мусоропровод

каталог

творог

жалюзи

красивее

облегчить

звонишь

начать, начал

километр

средства

столяр

щавель

  1. “Справочное агентство”.

Иногда мы путаем слова, похожие по звучанию, но совершенно различные по смыслу.

Какой словарь поможет?

(Дети на карточках заполняют значение слов)

В толковом словаре найдите пояснения к данным словам. Определите разницу их значений.

Невежа и невежда. 

Коренной и корневой. 

Памятливый и памятный.

Эффективный и эффектный.

Оклик и отклик.

Благодарный и благодарственный.

Абонемент и абонент.

Диктат и диктант.

Описка и отписка.

  1. “Кто грамотнее”.

Какой словарь поможет?

Вставьте пропущенные буквы. Проверьте правописание по словарю.

Буду..щий                   А..зац

При..ти                        Брош..ра

Ду..шлаг                     Тер..са

В..н..грет                     Уд..вительный

Искус..ный               Искус..твенный

  1. “Чья  дорога длиннее?”

Подберите к словам все возможные синонимы. Выигрывает тот, кто скорее выполнить задание и чей синонимический ряд будет длиннее и выразительнее. Помогут вам словари синонимов.

    добрый 

    умный –

    смелый 

  1. “Слова-пришельцы”.

Предлагаю вам провести эксперимент. Назовите предметы и найдите их другое название.

https://candiland.ru/wp-content/uploads/2017/11/0983672fd4a2fba6b60d0c6839d27deb-1024x678.jpghttps://images.ru.prom.st/858325528_w640_h640_kushetka-gratsiya-grej.jpghttps://avatars.mds.yandex.net/get-marketpic/238105/market_NEDiubbV_Ly2igXs4W0Baw/orighttps://static.tildacdn.com/tild6439-3339-4562-a430-643863623331/bazy-otdyha-s-parkov.jpg

  1. “Скажи наоборот”.

Какой словарь поможет?

Существительные: восход -…; зима - …; весна - …; добро - ….; награда - ….; холод - ….; веселье - ….; расставание -….;

Глаголы: въехать - …. ; выиграть - …. ; встать -…. ; забыть - ….; говорить - …. ; влететь - ….; давать -….; выиграть -….;

Прилагательные: умный - …; добрый -….; здоровый - ….; новый -…. ; быстрый - ….; гладкий - …; высокий -….;

Наречия: налево -….; мягко -….; редко -….» громко -….» поздно -….; глубоко - ….; ярко -….; трудно -…. ;

Учитель: Ну что ж, ребята, наще время подходит к концу.

Подведение итогов

Награждение

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

мне захотелось…

Учитель: Вы  убедились сегодня, что словари – наши  помощники. Обращайтесь к ним постоянно. Помощь, которую они вам окажут при изучении  школьных предметов неоценимо велика. Чем раньше вы с ними заведете  дружбу, научитесь ими пользоваться, тем шире будет наш кругозор, основательнее будут наши знания.

 Выводы:   овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с всесторонним развитие личности.

 Вопрос по обогащению словарного запаса современного школьника очень актуален.

Список использованной литературы:

  1. Ожегов, Сергей Иванович (1900-1964).
    Толковый словарь русского языка [Текст] : около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов ; под общ. ред. Л. И. Скворцова. - 28-е изд., перераб. - Москва : Мир и Образование : ОНИКС, 2012. 
  2. Сергеев, Владимир Николаевич.
    Словари - наши друзья и помощники : Кн. для внеклас. чтения учащихся V - VII кл. / В. Н. Сергеев. - М. : Просвещение, 1984. 
  3. Тихонов, Александр Николаевич.
    Словообразовательный словарь русского языка : В 2 т. : Более 145000 слов / А. Н. Тихонов. - 3. изд., испр. и доп. - М. : АСТ : Астрель, 2003
  4. Шанский, Николай Максимович.

Этимологический словарь русского языка / Н. М. Шанский, Т. А. Боброва. – М. : Прозерпина : Школа, 1994. 

Интернет- ресурсы:

  1. https://vatnikstan.ru/history/120-let-ozegov/
  2. https://ozhegov.textologia.ru/statyi/obschaya-harakteristika-tolkovogo-slovarya-ozhegova/7085/?q=938&n=7085



Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс «Словарный урок»

 

 

 

 

 

 

 

 

Внеклассное мероприятие по русскому языку «Со словарем по жизни»

 

 

 

 

Мережко Людмила Викторовна,                         муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Фоминская основная общеобразовательная школа, учитель русского языка и литературы

 

 

 

 

х. Фоминка, 2021 год

Пояснительная записка

Тема внеклассного мероприятия: «Со словарем по жизни»

Актуальность темы, обоснование ее выбора: наш век Интернета и современных технологий  принёс человечеству не только новые открытия и достижения, но и новые проблемы. Неактуальны стали книги, люди не читают,  а это ведет к безграмотности. И я считаю, что необходимо привлечь внимание общественности  к вопросам сохранения и развития русского языка. А также совершенствовать речевую культуру и навыки пользования словарями  как естественного и необходимого элемента общей культуры человека, его существования в информационном пространстве.

Целевая аудитория: 5-6 классы, 10-12 лет.

Роль и место внеурочного мероприятия в системе работы педагога: внеклассное мероприятие по русскому языку развивает интерес к   русскому языку как учебному предмету, повышает общую языковую культуру.

Цели и задачи мероприятия

Цель: познакомить учащихся с различными видами существующих словарей, актуализировать значение печатных изданий для использования в жизни и учебе.

Задачи: расширить знания учащихся о профилях и разнообразии словарей, научить учащихся пользоваться словарями, находить необходимую информацию, формировать уважительное межличностное общение.

Планируемые результаты: учащиеся получат новые знания о разнообразии словарей, научатся ориентироваться при выборе словаря нужного профиля, быстрому поиску необходимой информации в словарях, закрепят умение работать слаженно в группе, уважительно относиться к товарищам, радоваться чужому успеху.

Форма проведения: урок-игра

Методы обучения: слово учителя, беседа, метод наблюдения над языковым и речевым материалом, использование наглядности, работа с книгой.                                   Приём обучения: словесные, наглядные, практические.                                                                                                                                  Ресурсы: компьютер, интерактивная доска, Интернет- ресурсы.                    Оборудование занятия:

1)     Книжная выставка: «Словари- наши друзья и помощники».

2)     Оборудование для показа презентации.

3)     Наборы словарей (по количеству групп участников).

Раздаточный материал:

1)     Листы для выполнения заданий

2)     Наборы словарей для каждой группы участников

Структура мероприятия:

1)    Самоопределение к деятельности

2)    Актуализация вопроса рассматриваемого на занятии

3)    Постановка учебных задач

4)    Организация взаимодействия учащихся и учителя по овладению темы занятия

5)    Практикум

6)    Рефлексия

 

 

 

Ход мероприятия:

Учитель: Здравствуйте, ребята! Вы прекрасно понимаете,  что в современном мире всю необходимую информацию мы можем посмотреть в Интернете. Но как быть, если нет Интернета? Есть большое количество вопросов и заданий в решении которых мы затрудняемся на уроках русского языка. Например, узнать значение слова, а предмета или явления такого уже не  существует, подобрать наибольшее количество синонимов или антонимов. Где искать ответ? Куда обратиться?

Ответ: К справочной литературе.

Учитель: Верно.

Попробуйте отгадать загадку:

По улице не ходит, 

В окно не глядит, 

Никого не спрашивает, 

Но все знает. 

Кто его открывает, 

Тот все понимает.

Кто догадался о чем мы будем сегодня говорить и с чем работать на уроке?

Учащиеся: Мы будем говорить о словарях. Будем учится с ними работать.

Учитель: Мы вспомним какие бывают словари, познакомимся с новыми для вас словарями, научимся в зависимости от поставленной задачи обращаться к нужному словарю, потренируемся быстро работать со словарями, выберем лучших исследователей.

 Прошу посмотреть на доску и прочитать высказывание:

«Слова – это образы; словарь – это Вселенная в алфавитном порядке».   Ф.Вольтер

Как вы понимаете слова французского философа, драматурга?

Учащиеся: поясняют.

Учитель: Итак обобщим:

Слова́рь — книга или любой другой источник, информация в котором упорядочена (систематизирована) c помощью разбивки на небольшие статьи, отсортированные по названию или тематике. 

С какими словарями вы уже знакомы?

Учащиеся: дети называют известные им словари.

Учитель: Все словари делятся на два основных типа: энциклопедические и лингвистические(языковые).

В энциклопедических словарях содержится информация о предметах, понятиях, явлениях, в лингвистических — информация о словах, называющих предметы, понятия, явления и пр. Энциклопедические словари делятся на универсальные (например, «Краткая российская энциклопедия», «Детская энциклопедия», «Большой энциклопедический словарь школьника») и отраслевые (например, энциклопедия «Русский язык», «Энциклопедический словарь юного филолога», энциклопедический словарь «Языкознание»).

Объект описания лингвистических (языковых) словарей – языковые единицы (слова, словоформы, морфемы). В таком словаре слово (словоформа, морфема) может быть охарактеризовано с разных сторон, в зависимости от целей, объёма и задач словаря: со стороны смыслового содержания, словообразования, орфографии, орфоэпии, правильности употребления. Эти словари мы чаще всего используем на практике при выполнении упражнений на уроках русского языка.

Сегодня они пришли к нам в гости. Встречайте их.

Сейчас они вам расскажут о себе, а вы определите- какой словарь перед вами.

  • «Встал ни свет, ни заря с первыми петухами, которые кричали во всю Ивановскую. Потом сломя голову понесся к речка искупаться. А там уже людей как сельдей в бочке. И ушел я не солоно хлебавши». Фразеологический словарь нужен тем, кто хочет глубоко изучить русский язык, узнать какими выразительными средствами он обладает, научиться их правильно употреблять в речи.
  • «Мы шли по авеню. Замерзли. Решили зайти в кафе. Официант нам показал меню. Мы выбрали кофе с гамбургерами и хот-догами, канапе». Словарь иностранных слов –это словарь, содержащий слова иноязычного происхождения, и их объяснение.

А эти словари помогут вам в написании сочинений, вы сможете разнообразить свой язык.

  • Если хочешь узнать, какие есть в русском языке “слова-враги”, загляни в меня. В нашей жизни много явлений, противоположных друг другу. Мы спрашиваем: Сегодня холодно или жарко? Ты сегодня добрый или злой? Словарь антонимов. Пригодится при поиске нужного слова с противоположным значением.  В русском языке имеется большое количество антонимов, с помощью них речь становится более яркой. Словарь антонимов собирает в себе антонимы, которые подходят ко многим словам, а также словосочетаниям.  Словарь антонимов нужен для того, чтобы слово было противоположным, из-за этого выражения текста будут очень лаконичными, а также метким.
  • Открой меня, и ты увидишь  слова – друзья. Какой сегодня прекрасный, чудесный, великолепный, сказочный день.

           Словарь синонимов. Слова – синонимы похожи, близки друг к другу по смыслу, но всё же каждое из них имеет своё, особенное значение. Синонимы дают возможность выражать самые тонкие оттенки мысли и чувства. Употребляя слова – синонимы, мы делаем нашу речь образной, красочной, выразительной.

  • Я – этимологический словарь, рассказываю о месте и времени рождения слова, о том, какие с ними происходили изменения на протяжении веко; Читая словарь, вы узнаете, каково строение слова, по каким законам он жило и живёт. Если вас заинтересует биография какого-либо слова; обратитесь ко мне, “этимологическому словарю русского языка”.

Считается, что самым распространённым современным этимологическим словарём является  «Краткий этимологический словарь русского языка» Н.М. Шанского, В.В. Иванова, Т.В. Шанской, впервые изданный в 1961 г. В нём объясняется происхождение свыше шести тысяч наиболее употребительных слов. Это первый научно-популярный этимологический справочник в русской лексикографии.

  • Школьный словообразовательный словарь: с моей помощью можно узнать, как образуются слова. Это помогает лучше понять их значение и правописание. Да только меня школьники берут еще реже, чем вас. Очень трудный и важный раздел языка – словообразование. Хорошее знание правил словообразования, умение находить в слове его составные части помогут нам избежать многих ошибок, связанных с употреблением слова, повлиять на нашу грамотность. Перед вами «Школьный словообразовательный словарь русского языка» Тихонова А. П., изданный в 1978 году. В нем даны словообразовательные гнезда, с помощью них можно безошибочно разобрать слово по составу, выполнить словообразовательный разбор.

И, наконец, наиболее популярные:

  • Рысь идет на мягких лапах,

Рысь добычи чует запах.

Швея стачала юбку в швах,

А сзади сделала запах.

Орфоэпический словарь – это словарь, в котором есть данные о правильном произношении слов русского языка и правильной расстановке ударения в словах.

  • «Мы пришли в зоапарк. Там были метведи, сланы, чирипахи,бигимоты».

 Орфографи́ческий слова́рь — словарь, содержащий перечень слов в их нормативном написании. Отличается от толкового словаря по способу описания слова, поскольку раскрывает слово лишь в аспекте его правописания. Является показателем современной ему орфографии.

  • Аки, благость, лобзати, мнить, чело, щепа, юже, явства??????
    Толковый слова́рь —вид словаря с описанием значений слов. Толковый словарь изъясняет лексическое значение слов

Учитель: Автором самого популярного словаря является С. И. Ожегов. 22 ноября отмечается один из самых «молодых» праздников – День словарей и энциклопедий. Он был учреждён в 2010 году по инициативе Общества любителей русской словесности и музея В.И. Даля. С тех пор в день рождения великого русского лексикографа Владимира Ивановича Даля, создавшего «Толковый словарь живого великорусского языка», ежегодно отмечают День словаря по всей территории России. Кто же он? Каков его словарь?

Учащийся: Сергей Ожегов родился 22 сентября 1900 года по новому стилю. Сергей был первым из трёх братьев по старшинству, его семья жила в посёлке Каменное, сейчас это город Кувшиново Тверской области. Иван Иванович Ожегов, отец — инженер-технолог Каменской бумажно-картонной фабрики. Прадед по матери, протоиерей Герасим Петрович Павский — филолог, переводчик, автор «Краткой еврейской грамматики» и трактата «Филологические наблюдения над составом русского языка». С октября 1897 года и до середины января 1898 года в Каменном вместе со своей семьёй жил Алексей Максимович Горький. Писатель жил в крыле дома Ожеговых, где находилась квартира его друга Николая Захаровича Васильева, работавшего на фабрике и возглавлявшего нелегальный политический кружок. Перед началом Первой мировой войны семья Ожеговых переехала в Петербург, здесь Сергей окончил гимназию, а в 1918 году поступил на филологический факультет Петроградского университета. Октябрьскую революцию студент Ожегов встретил с воодушевлением, многие его соратники приняли деятельное участие в работе новых комиссариатов, например, Е. Д. Поливанов.                                                                                                                                               Занятия для Сергея Ожегова почти сразу закончились — его призвали на фронт. В 1922 году он окончил военную службу в штабе Харьковского военного округа и вернулся на факультет языкознания и материальной культуры Петроградского университета. В 1926 году он получает диплом Ленинградского университета. Профессора рекомендовали талантливого студента в аспирантуру, которую он окончил в 1929 году.

Учащийся: Toлкoвый cлoвapь pyccкoгo языкa Cepгeя Ивaнoвичa Oжeгoвa являeтcя пepвым cлoвapём из выxoдившиx пocлe Oктябpьcкoй peвoлюции 1917 г. Содержит около 57000 слов. Eгo пoявлeниe cтaлo знaмeнaтeльным coбытиeм, пocкoлькy впepвыe в poccийcкoй тeopии и пpaктикe cocтaвлeния cлoвapeй был coздaн нopмaтивный тoлкoвый cлoвapь, пpeдcтaвляющий coбoй шиpoкoдocтyпнoe пocoбиe, цeль кoтopoгo – пoмoщь в пoвышeнии peчeвoй кyльтypы читaтeлeй из вcex cлoёв oбщecтвa. Инaчe гoвopя, этo – yникaльнoe pyкoвoдcтвo к гpaмoтнoмy cлoвoyпoтpeблeнию, фopмooбpaзoвaнию cлoв, нaпиcaнию иx, пocтaнoвкe yдapeний.

Блaгoдapя oпиcывaeмoмy cлoвapю, люди из paзныx cфep дeятeльнocти имeют вoзмoжнocть oбpeтaть знaния oб aктyaльнoм pyccкoм языкe:  иcтoлкoвaния знaчeний cлoв;  измeнeния пo пaдeжaм, чиcлaм и пp.;  пoяcнeния, в кaкoй oблacти oни иcпoльзyютcя;   yкaзaния, к кaкoмy из фyнкциoнaльныx cтилeй пpинaдлeжaт;  и тoмy пoдoбнoe... B cocтoящeм из oднoгo тoмa cлoвape мы видим pacкpытиe знaчeния cлoвa в cжaтoй фopмyлиpoвкe, кoтopoй впoлнe xвaтaeт для eгo пoнимaния, иcпoльзoвaния.

Новые издания, выходившие с разными интервалами, редактировались лично Сергеем Ивановичем. Он постоянно вычитывал и кропотливо «осовременивал» словарь. Несмотря на регулярные правки, общая концепция и структура оставались неизменными — словарь сохранял ориентацию на массового пользователя, который не знаком с большинством лингвистических терминов. В «Словарь» не входила узкая специальная лексика, не имеющие большой ценности областные слова, просторечные элементы «с явно выраженным вульгарным оттенком», слова народно-поэтической речи, не вошедшие в общий язык.

«Словарь» Ожегова — эталонный пример по-настоящему народного словаря, запрос на который не иссякал. Однотомный словарь был удобен в использовании, всегда находил место на полке. Словник из 60 000 слов, собранный авторами, использовался для создания национальных словарей народов СССР, лёг в основу словарей европейских языков, издававшихся в СССР — лексика была общеупотребительная и актуальная. Прижизненный суммарный тираж «Словаря» Ожегова превысил отметку в 1,5 миллиона экземпляров при восьми изданиях.

Учитель: Создание словаря – процесс долгий и объемный. Так как же создаются словари?

сбор материала

составление картотеки

систематизация и отбор

редактирование

Действительно, словарь – это историческая повесть о жизни людей, их душах, бедах и радостях; каждое слово, помещённое в словаре, связано с жизнью, деятельностью народа – творца языка.

Учитель: Ребята, может быть, у вас есть вопросы к словарям.

Интервью со словарями

Учитель: Где же мы может «повстречать» все эти словари вместе: и  энциклопедические, и лингвистические?

Ответ: в библиотеке.

Учитель: Вы поняли, что с каким бы вопросом вы не пришли в библиотеку, всегда найдется книга, в которой есть ответ на ваш вопрос.

Как правильно работать со словарем, чтобы быстро найти информацию:

Исходные слова, словосочетания даны в алфавитном порядке.

Для упрощения поиска вверху страницы словаря приводится буква или слог с которого начинается искомое слово.

Учитель: Как вы уже поняли словари- это наши помощники и друзья. И сейчас они вам помогут в нашей “Лингвистической игротеке”. Команды группируются.

Лингвистическая игротека.

  1. “Лучший ведущий”. Речь которых правильная и точная.

Какой словарь поможет?

Расставь ударение, произнеси правильно.

баловать

свекла

банты

мусоропровод

каталог

творог

жалюзи

красивее

облегчить

звонишь

начать, начал

километр

средства

столяр

щавель

  1. “Справочное агентство”.

Иногда мы путаем слова, похожие по звучанию, но совершенно различные по смыслу.

Какой словарь поможет?

(Дети на карточках заполняют значение слов)

В толковом словаре найдите пояснения к данным словам. Определите разницу их значений.

Невежа и невежда. 

Коренной и корневой. 

Памятливый и памятный.

Эффективный и эффектный.

Оклик и отклик.

Благодарный и благодарственный.

Абонемент и абонент.

Диктат и диктант.

Описка и отписка.

  1. “Кто грамотнее”.

Какой словарь поможет?

Вставьте пропущенные буквы. Проверьте правописание по словарю.

Буду..щий                   А..зац

При..ти                        Брош..ра

Ду..шлаг                     Тер..са

В..н..грет                     Уд..вительный

Искус..ный               Искус..твенный

  1. “Чья  дорога длиннее?”

Подберите к словам все возможные синонимы. Выигрывает тот, кто скорее выполнить задание и чей синонимический ряд будет длиннее и выразительнее. Помогут вам словари синонимов.

    добрый 

    умный –

    смелый 

  1. “Слова-пришельцы”.

Предлагаю вам провести эксперимент. Назовите предметы и найдите их другое название.

https://candiland.ru/wp-content/uploads/2017/11/0983672fd4a2fba6b60d0c6839d27deb-1024x678.jpghttps://images.ru.prom.st/858325528_w640_h640_kushetka-gratsiya-grej.jpghttps://avatars.mds.yandex.net/get-marketpic/238105/market_NEDiubbV_Ly2igXs4W0Baw/orighttps://static.tildacdn.com/tild6439-3339-4562-a430-643863623331/bazy-otdyha-s-parkov.jpg

  1. “Скажи наоборот”.

Какой словарь поможет?

Существительные: восход -…; зима - …; весна - …; добро - ….; награда - ….; холод - ….; веселье - ….; расставание -….;

Глаголы: въехать - …. ; выиграть - …. ; встать -…. ; забыть - ….; говорить - …. ; влететь - ….; давать -….; выиграть -….;

Прилагательные: умный - …; добрый -….; здоровый - ….; новый -…. ; быстрый - ….; гладкий - …; высокий -….;

Наречия: налево -….; мягко -….; редко -….» громко -….» поздно -….; глубоко - ….; ярко -….; трудно -…. ;

Учитель: Ну что ж, ребята, наще время подходит к концу.

Подведение итогов

Награждение

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

мне захотелось…

Учитель: Вы  убедились сегодня, что словари – наши  помощники. Обращайтесь к ним постоянно. Помощь, которую они вам окажут при изучении  школьных предметов неоценимо велика. Чем раньше вы с ними заведете  дружбу, научитесь ими пользоваться, тем шире будет наш кругозор, основательнее будут наши знания.

 Выводы:   овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с всесторонним развитие личности.

 Вопрос по обогащению словарного запаса современного школьника очень актуален.

Список использованной литературы:

  1. Ожегов, Сергей Иванович (1900-1964).
    Толковый словарь русского языка [Текст] : около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов ; под общ. ред. Л. И. Скворцова. - 28-е изд., перераб. - Москва : Мир и Образование : ОНИКС, 2012. 
  2. Сергеев, Владимир Николаевич.
    Словари - наши друзья и помощники : Кн. для внеклас. чтения учащихся V - VII кл. / В. Н. Сергеев. - М. : Просвещение, 1984. 
  3. Тихонов, Александр Николаевич.
    Словообразовательный словарь русского языка : В 2 т. : Более 145000 слов / А. Н. Тихонов. - 3. изд., испр. и доп. - М. : АСТ : Астрель, 2003
  4. Шанский, Николай Максимович.

Этимологический словарь русского языка / Н. М. Шанский, Т. А. Боброва. – М. : Прозерпина : Школа, 1994. 

Интернет- ресурсы:

  1. https://vatnikstan.ru/history/120-let-ozegov/
  2. https://ozhegov.textologia.ru/statyi/obschaya-harakteristika-tolkovogo-slovarya-ozhegova/7085/?q=938&n=7085


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Путешествие в Словарию"

Данное внеклассное мероприятие предназначено для проведения среди обучающихся 5-7 классов, способствует систематизации знаний в работе со справочной литературой,формированию информационной культуры об...

В.И.ДАЛЬ – РУССКИЙ УЧЕНЫЙ ,ЛЕКСИКОГРАФ, ПИСАТЕЛЬ И СОСТАВИТЕЛЬ "ТОЛКОВОГО СЛОВАРЯ ЖИВОГО ВЕЛИКОРУССКОГО ЯЗЫКА ". МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

Внеаудиторное мероприятие,посвященное жизни и творчеству В.И.Даля.Состоит из устного журнала и  лингвистического конкурса....

внеклассное мероприятие "День словаря"

мероприятие, посвящённое Дню словарей...

Внеклассное мероприятие для учащихся 4 – 5 классов. «Русской речи Государь по прозванию Словарь»,подготовлен учителем английского языка Сиволаповой Р. А.

Интересное мероприятие, способствующее привитию навыков  пользования словарями. Учит самостоятельно получать ответы на вопросы, что играет огромную роль в самообразовании читателя....

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 6 классе "Словарь – мой добрый друг и верный помощник"

Цели:    1. Вызвать интерес к словарям русского языка.2. Развивать навыки работы со словарем.3. В игре развивать логическое мышление....

Внеклассное мероприятие "День словаря"

Мероприятие по русскому языку для учеников 5-8 классов ко Дню Словаря 29 ноября...

Внеклассное мероприятие «День словарей»

Внеклассное мероприятие«День словарей»(сценарий мероприятия)   Цели:- познакомить  учащихся с личностью   В.И.Даля;- рассказать о его вкладе в изучении и развитии русск...