Сообщение из опыта работы
материал по русскому языку

Светлана Викторовна Федотова

Сообщение из опыта  работы

«Формирование словесной речи как

средства коммуникации

на уроках русского языка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshch.docx17.75 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение из опыта  работы

«Формирование словесной речи как

средства коммуникации

на уроках русского языка»

     Одним из основных принципов обучения словесной  речи в условиях коррекционной школы является принцип коммуникативной направленности. Развитие словесной  речи как средства общения – ведущее направление в обучении детей с нарушениями слуха.  Основная нагрузка в формировании речи  глухих детей приходится на уроки русского языка и развития речи, где язык, речь не только средство обучения, но и предмет изучения.

   Важнейшим условием, обеспечивающим речевое общение, является овладение школьником  разными моделями предложений, по образцу которых он строит конкретные фразы, нужные ему в той или иной ситуации. Овладение навыками устной речи протекает в единстве с усвоением словаря и грамматических закономерностей языка, оно тесно связано с развитием письменной речи.

    Развитие речи учащихся с нарушением слуха ведется по четырем направлениям: над словом (лексический уровень), над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень), над связной речью (уровень текста) и над произношением.    Все виды работ, используемые и выполняемые на уроках русского языка,  направлены на формирование словесной речи у глухих обучающихся.

    Устная работа над предложением сочетается с записями, с использованием таблиц и схем. Упражнения сначала выполняются преимущественно на основе наглядных ситуаций, но по степенно в них включаются задания на составление предложений по опорному слову, из деформированной фразы и т. д.

В упражнениях по построению предложений их образцы соотносятся с наглядными ситуациями. На основе наполнения образца (в разных вариантах) возможным лексическим материалом обучающиеся создают новые предложения. Принцип аналогии, который действует в данном случае, позволяет переносить использование модели в новые, сходные коммуникативные условия.  

    На каждом уроке с обучающимися  ведётся работа над диалогом. Закрепляются умения давать поручения и делать отчёт об их выполнении

(«Кто сегодня дежурный?», «Собери тетради», « Что было задано на дом?»; «Я собрал тетради», «Я раздал учебники», …).  Диалоги ведутся и между обучающимися по поручениям  («Задай вопрос товарищу», «Спроси», «Спроси товарища, как он будет выполнять упражнение», …).  На каждом уроке ведётся словарная работа с обучающимися.  Словарь по изучению определённой темы пишется на доске, используется в речевой зарядке, вывешивается в виде таблиц, схем, школьниками ведутся словари, где записываются основные понятия, правила. Введение новой лексики в речь учащихся и ее закрепление проходит поэтапно.

Первый этап – предъявление (презентация) речевого материала с включением новой лексики (оформляется учителем на доске в виде таблиц, схем, плакатов).

Второй этап – воспроизведение речевого материала с выделением в нем новых для учащихся слов.

Третий этап – варьирование и последующее комбинирование речевого материала, которое обеспечивает усвоение как лексики, так и средств ее

грамматического оформления.

Четвертый  этап – активное использование речевого материала в неподготовленных высказываниях.

Ежедневно ведётся работа по формированию грамматического строя речи. Грамматика в 5-9 классах направлена на усложнение речевых навыков.  Здесь также важны и даются школьникам готовые образцы при выполнении различных заданий. Например, образцы синтаксических, морфологических разборов и т.д. На уроках развития речи при работе с  деловыми бумагами используются таблицы-образцы. Уроки написания рассказов, изложений, сочинений также способствуют развитию связной устной и письменной речи обучающихся.  Например, перед написанием изложения, проводятся специальные упражнения, помогающие подготовить школьников к изложению: перефразировка предложений, синонимические замены, ответы на вопросы, превращение сложного предложения в простые.  Перед  написанием различных видов сочинений даются образцы. Сочинения ребята сначала пишут на черновик, проводится работа над ошибками с каждым учеником.   При  ежедневном выполнении упражнений проводится тщательная работа. Ребята сначала читают задание, мною задаются вопросы на понимание задания. Затем ведётся устная работа по выполнению упражнения, объясняется значение непонятных слов. Мною записывается образец выполнения упражнения на доске (либо образец есть в учебнике) или идёт отсыл на образцы выполнения в словарях школьников. Следующие аналогичные упражнения уже выполняются ребятами самостоятельно.

    Работа по формированию словесной речи у глухих школьников на уроках русского языка многоэтапная, трудоёмкая. Она требует постоянного контроля  и  помощи со стороны педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое сообщение из опыта работы. Устранение нарушений чтения у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.

В своём сообщении я хочу поделиться проблемами чтения у обучающихся нашей школы и методами логопедической коррекции, помогающими достижению максимально возможных успехов в преодолении этих нарушений у...

Сообщение из опыта работы «Культура общения подростков"

Мир подростка насыщен идеальными настроениями, выводящими его за пределы обыденной жизни, реальных взаимоотношений с другими людьми. Конкретное содержание его представлений весьма изменчив...

Сообщение из опыта работы :" Формирование правильного речевого дыхания у детей с общим недоразвитием речи".

Ряд речевых нарушений в своей симптоматике имеют нарушения физиологического и речевого дыхания. -Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого дошкольник иногд...

Сообщение из опыта работы по теме «Взаимодействие с семьей как средство повышения эффективности работы логопеда с дошкольниками»

«Взаимодействие с семьей как средство повышения эффективности работы логопеда с дошкольниками»Среди самых значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает семья. Не секрет, чт...

Сообщенеи из опыта работы

«Народная кукла в игре современных детей»...

Сообщение из опыта работы

laquo;Личностно-ориентированный подход в работе с детьми группы риска»...