Урок развития речи . Написание сжатого изложения.
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Материал урока поможет учителю подготовить  обучающихся к первой части ОГЭ, сжатому изложению. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rr_v.i.dal_.docx36.47 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок развития речи. Сжатое изложение .

Творчество великого В.И.Даля  ( ко  Дню рождения  лингвиста)

Цели урока:

  • познакомить обучающихся с жизнью и творчеством В.И. Даля;
  • продолжить подготовку учащихся к части 1 ОГЭ по русскому языку - сжатому изложению;
  • обобщить знания учащихся о способах сжатия текста;
  • формировать общеучебные  навыки работы с текстом;
  • развивать правильную монологическую и диалогическую устную речь учащихся.

Задачи:

  • Знакомство с жизнью и творчеством  В.И. Даля;
  • Воспитание интереса к богатству родного языка, привитие  к устному народному творчеству
  • Планируемые результаты:

Формировать:

  • . положительную учебную мотивацию и интерес к изучению русского языка;
  • . уважительное, бережное отношение к родному языку;
  • . умение рационально использовать время.

Корректировать и развивать:

  • . познавательные способности;
  • . логическое мышление (умение анализировать, сравнивать, обобщать);
  • . умение связно и грамотно излагать свои мысли;
  • . внимание, память, эмоциональную сферу;
  • . коммуникативные качества речи.
  • . вспомнить  стили и типы речи, их особенности;
  • . продолжить работу по формированию умений  писать изложение.

Оборудование:  презентация, карточки с текстом статьи о В.И.Дале, оформление кабинета русского языка ( выставка книг о В.И. Дале, различные издания «Толкового словаря» )

Ход урока :

  1. Организационный момент. Слово учителя.

- Ребята, наш урок посвящен подготовке к предстоящему экзамену по русскому языку в форме ОГЭ. Сегодня мы будем учиться писать сжатое изложение. Для этого вспомним, что такое рассуждение, какие есть способы сжатия текста. Также продолжим работу по развитию связной, красивой речи. А чтобы сжать  текст , нужно обработать прослушанный текст, а именно: убрать всё лишнее, подробности, детали и оставить только самое главное, важное, суть.

-         Прочитаем эпиграф к урок.

"Писал его не учитель, не наставник, не тот,

кто знает дело лучше других,

а кто более многих над ним трудился;

 ученик, собиравший весь век свой по крупице то,

что слышал от учителя своего,...".

 – Ребята, сможете назвать учителя?

-  В.И. Даль называл свои учителем  Русский язык.  22 ноября 2023 года исполняется  222 года со дня рождения русского этнографа, лингвиста, писателя В.И.Даля. Сегодня мы с вами прикоснемся к его творчеству, поговорим о его жизни.

- Ребята, что явилось делом и смыслом  жизни великого В.И.Даля. (Многотомный «Толковый словарь живого великорусского языка» — главное детище лингвиста, его великий труд. Словарь был начат в 1819 году и на его составление ушло 53 года. Он  включает порядка двух сотен тысяч слов и тридцати тысяч поговорок, пословиц, присловий и загадок, которые служат для объяснения значения слов.

- Что мы знаем о В.И.Дале? ( выступление инициативной группы , заранее подготовленных учеников, с сообщением о жизни лингвиста)

II. Подготовка к изложению.

- Прочитайте текст.

В. И. Даль был искателем и собирателем слов. Сам образ жизни  — постоянные переезды с места на место, встречи с разными людьми  — помогал ему стать собирателем слов. «Жадно хватая на лету родные речи, слова и обороты, когда они срывались с языка в простой беседе…записывал их, без всякой иной цели и намеренья, как для памяти, для изучения языка, потому что они мне нравились»,  — говорил В. И. Даль.

Интерес к русскому языку, русскому быту, фольклору появился у Даля в юности. Ещё учась в Морском корпусе, он составил свой первый словарь, в который вошли 34 слова кадетского жаргона. А в 1819 году 18-летний мичман, направляясь к месту своей службы на Черноморский флот, записал первое заинтересовавшее его слово «замолаживать», которое услышал от ямщика, что значило в новгородских краях «пасмурнеть, заволакиваться тучками, говоря о небе, клониться к ненастью». Оно-то и положило начало главному труду всей жизни В. И. Даля  — «Толковому словарю живого великорусского языка», которому он отдал более полувека, собрав 200000 слов. Печатался в журналах «Современник», «Отечественные записки», «Москвитянин».

Владимир Иванович Даль был награжден Ломоносовской премией, а в 1863 году удостоен высокого звания почётного академика Петербургской Академии Наук.(179 слов)

-Чтобы наилучшим образом сохранить в памяти смысл и строй текста, ответим  на такие вопросы.

  • В чем основная мысль текста?
  • На какие части его можно разделить? Озаглавьте каждую часть.
  • Напишите план текста.
  • Выпишите названия , имена собственные, встречающиеся даты.

- Помните ,  что сжатое изложение должно быть коротким по форме, но не бедным по содержанию. Работаем с первым абзацем.

  • В первом предложении исключите  один  синоним в ряду однородных членов, сохраните  тот из синонимов, который обладает наибольшей ёмкостью в данном контексте.
  • Попробуем  исключить из второго предложения 1 абзаца детали . Какое предложение получилось ?
  • Вспомните прием упрощение. Замените предложение с прямой речью в первом абзаце текста косвенной речью.

- Работаем со  вторым, третьим  абзацами .

  • Удалите  из текста поясняющие конструкции, например, ряд однородных членов  или деепричастный оборот , поясняющий содержание второго абзаца.
  • заменить сложное предложение простым;

- Прочитайте слова В. Д. Берестова.  «Читая Словарь Даля как повесть, не только слышишь ритмы, но и любуешься красками языка, будто полярным сиянием» ( слова записаны на доске).

  • В какой абзац надо вставить эти слова?
  • Перескажите текст, включив в пересказ слова В. Д. Берестова .

IV. Закрепление.

- Применим полученные знания на практике. Написание изложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока"Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"

Сжатое изложение активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать и обрабатывать информацию на слух, излагать информацию кратко и связно. Готовясь к сжатому изложению, необходимо тр...

Урок по развитию речи.Обучение сжатому изложению

Каждый учитель знает, что совершенствование речи учащихся - кропотливая, каждодневная работа. В начальных классх учащиеся в основном пересказывают тексты подробно, так как объем их маленький. А в сред...

"Развитие речи. Способы сжатия изложения текста".

Урок русского языка в 9-ом классе на тему: "Развитие речи. Способы сжатия изложения текста"....

Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА».

Сжатое изложение активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать и обрабатывать информацию на слух, излагать информацию кратко и связно. Готовясь к сжатому изложению, необходимо тр...

Презентация «Урок русского языка. Развитие речи. Тема: Сжатое изложение повествовательного текста."

Презентация «Урок русского языка. Развитие речи. Тема: Сжатое изложение повествовательного текста."...

Урок развития речи "Обучение сжатому изложению по сказке В.П.Катаева "Старый пень" (Подготовка к ОГЭ) 5 класс

Урок развития речи «Обучение сжатому изложению по сказкеВ.П.Катаева «Старый пень» (Подготовка к ОГЭ)5 классТип урока: урок развития речиЦель: Формировать умения писать сжатое изложен...

Урок развития речи «Обучение сжатому изложению по сказке В.П.Катаева «Старый пень» 5 класс

Урок нацелен на формирование у учащихся умения сжато передавать информацию, применяя приёмы сжатия....