выступление на конференции "Инновации в образовании" на тему "Исследовательская деятельность на уроках русского языка" с презентацией
учебно-методический материал по русскому языку (5, 6 класс)

Носенкова Маргарита Вячеславна

Выступление представляет собой отчет об исследовательской работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon na_konferentsiyu.zip95.44 КБ

Предварительный просмотр:

 «Исследовательская деятельность обучающихся на уроках русского языка»

Современное состояние общественного развития, динамические изменения во всех сферах человеческой деятельности обусловливают рост потребности общества в формировании личности с высоким уровнем интеллектуального развития, творческих возможностей, способной к созданию и усвоению инноваций в любой отрасли. Именно такая личность является наибольшей ценностью во всех странах мира.  Слайд 2

Решение этой важной задачи возложено, прежде всего, на систему образования, что требует принципиально новых подходов к обучению, воспитанию и подготовке к самостоятельной жизни юного поколения, постоянного обновления форм и методов обучения с целью их эффективного влияния на развитие личности учащихся.

Одной из задач современной системы образования является овладение обучающимися рядом компетенций. Слайд 3 ФГОС ООО 2023 Одной из таких компетенций является исследовательская компетенция. Потребность современного общества в выпускниках школы, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, обладающих развитыми познавательными потребностями, умением ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения, нашла отражение в нормативных документах:

Федеральном Государственном образовательном стандарте, Федеральной образовательной программе основного общего образования 2023г.

Таким образом, произошло существенное изменение образовательной парадигмы от характерного для советской школы гностического подхода, где основной образовательной задачей являлось формирование прочной системы знаний, к деятельностному, направленному на освоение учащимися умений действовать на основе полученных знаний, активно применять их в различных профессиональных сферах деятельности, в том числе в интеллектуальном труде.

Слайд 4

Актуальность темы моего исследования обусловлена необходимостью создания системы деятельности, которая была бы направлена на формирование исследовательских умений на этапе обучения в основной школе на уроках русского языка.

 Слайд 5 Объектом исследования стала учебная деятельность учащихся 5 класса, при изучении русского языка с использованием УМК под ред. Баранова Михаила Трофимовича.

Предмет исследования: исследовательский метод обучения как фактор достижения предметных и метапредметных результатов по русскому языку.

Цель исследования — выявить, обосновать и экспериментально проверить необходимость внедрения проектно-исследовательской деятельности в аудиторную работу при изучении русского языка

В ходе исследования была сформулирована гипотеза о том, что  слайд 6 внедрение проектно-исследовательской деятельности в аудиторную работу при изучении русского языка способствует достижению предметных и метапредметных результатов если:

  • определены теоретико-методологические основы использования исследовательских методов обучения;
  • разработан комплекс педагогических условий, способствующих исследовательской деятельности  учащихся;
  • выделены функции и принципы использования проектно-исследовательской работы учащихся при изучении русского языка.

Проверка выдвинутой гипотезы потребовала решения следующих задач: слайд 7

1. Обратившись к исследованиям в области филологии, педагогики и психологии, выявить теоретико-методологические основы использования исследовательского метода обучения учащихся средних классов при изучении русского языка.

2. Обосновать сущность и разработать классификацию исследовательских методов и методик обучения на уроках русского языка.

3. Выделить функции исследовательских методов и методик обучения на уроках русского языка.

4. Разработать и обосновать педагогические условия использования исследовательских методов и методик обучения на уроках русского языка.

5. Экспериментально проверить возможности использования исследовательских методов и методик обучения на уроках русского языка

Теоретико-методологическую основу исследования составили работы следующих ученых: слайд 8

–  по формированию компетенций в педагогике Бершадский М.Е., Гусев В.В., Хуторской А.В.;

  • по психологии Выготский Л.С., Эльконин А.Г., Юркевич В.С.;
  • по методике организации ученических исследований Леонтович А.В., Обухов А.С., Савенков И.А.

Научная новизна исследования и теоретическая значимость заключается в следующем:

  1. теоретически обоснована технология формирования исследовательских умений учащихся 5-х классов в условиях реализации технологии учебно-исследовательской работы учащихся на уроках русского языка;
  2. обобщены теоретические положения, связанные с проблемой исследования в филологии, психологии и методике преподавания русского языка, и обоснована целесообразность формирования системы исследовательской работы в средней школе;
  3. систематизирован опыт отечественных методистов-словесников, связанный с решением проблемы исследовательской деятельности;
  4. обоснована целесообразность и эффективность организации исследовательской деятельности на уроках русского языка;

Исследование проводилось поэтапно с 2021 по 2023 год. Слайд 9

Первый этап (разработка основных положений концепции исследования, его структурных компонентов; анализ теоретических исследований, формулировка задач и рабочей гипотезы.

Второй этап (2021 г.). Анализ результатов срезового наблюдения в рамках констатирующего эксперимента; апробация методической системы в режиме первого этапа формирующего эксперимента.

Третий этап (2022 г.). Уточнение и корректировка теоретической концепции исследования; внедрение в педагогическую практику МБОУ «Васильевская ООШ» системы уроков и заданий для текущего и итогового контроля, разработанных на базе теоретических положений концепции исследования.

В эксперименте приняли участие 13 обучающихся.

Четвертый этап (2023г.). Проверка и анализ результатов экспериментальной работы, завершение исследования.

 На первом этапе была проведена диагностика уровня выраженности исследовательских умений учащихся 5 класса. Подразумевалось, что в начальной школе они знакомились с исследовательской работой. Слайд 10

Анализ анкетного материала позволяет утверждать, что:

  1. Исследовательская активность, ее устойчивость и широта были сформированы у лишь у 1 обучающегося (в таблице уровень 6).
  2. Стремление к самостоятельному, продуктивному познанию неизвестного сформированы у 51% обучающихся, что практически соответствует входному анкетированию в 5 классе. (уровни 2-10)
  3. Настойчивость в достижении познавательной цели характерна для 2 обучающихся (в таблице уровень 5,6).

Дальнейшая работа проводилась на материале раздела Лексика в течение 7 учебных часов.

По результатам изучения темы «Лексика» было проведено сравнение результатов в контрольном и экспериментальном классах. СЛАЙД 11 

Как видно из таблицы, показатели класса, где работа проводилась с помощью исследовательских технологий, выше, чем в контрольном. Данные опроса позволяют утверждать, что изучение раздела «Лексика» посредством проектно-исследовательской деятельности позволяет достичь более высокого результата в сравнении с традиционным репродуктивным способом подачи материала.

- слайд 12

Как показали результаты эксперимента, необходимо включать исследовательский метод в разных его вариантах для активизации исследовательской деятельности учащихся 5-6 классов в системе занятий по русскому языку. Включение исследовательского метода учащимися в свою деятельность обозначило необходимость умения познавать неизвестное самостоятельно в поисковой деятельности.

- В процессе освоения материала исследовательскими методами заинтересованность учащихся сильно возрастала. Активность школьников проявлялась на основе самореализации и приносила удовлетворение. При этом учащиеся могли легко увидеть недостатки своего представления и критически отнестись к своему исследованию, анализируя работу своих товарищей

- Максимальные возможности проявлялись при выполнении самостоятельных заданий по поиску материала и представление его в группе или индивидуально перед аудиторией. Сама исследовательская деятельность становилась мотивацией.

Полученные экспериментальные данные свидетельствуют об эффективности использования исследовательской работы.

слайд 13

ИТАК, сопоставление результатов работы с поставленными задачами позволяет заключить следующее:

  1. Актуальная для современного образования проблема овладения знаниями исследовательским путем обусловлена изменениями российского образования в сторону гуманизации и демократизации учебно- воспитательного процесса, необходимостью формирования личности ребенка, который считает, что он сам может открывать явления и осмысливать их.

Важнейшей целью модернизации образования является ориентация не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, умений и навыков, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей в процессе овладения языком, чему способствует организация исследования на уроке.

Анализ литературы по проблеме исследования, сложившейся практики обучения русскому языку в учебниках «Русский язык», рекомендованных Министерством просвещения Российской Федерации, подтверждает необходимость разработки технологии исследовательского обучения русскому языку  в работе в основной школе.

  1. Под исследовательской технологией мы понимаем такую организацию обучения, при которой усвоение знаний и начальный этап формирования интеллектуальных навыков происходит в процессе относительно самостоятельного решения системы задач-проблем, протекающего под общим руководством учителя.
  2. Использование исследовательской технологии позволит учащимся осознать систему языка и обеспечит осознанное восприятие и порождение научного текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление "Игра и игровая деятельность на уроках русского языка и литературы"

Использование игровых технологий на уроказ русского языка и литературы....

Выступление на МО: "Виды игровой деятельности на уроках русского языка и литературы"

Классификация пед.игр,требования к подбору игр,соблюдение определенных  условийпри проведении игр, виды уроков с использованием игровых технологий....

Презентация к выступлению по теме "Современные средства оценивания результатов на уроках русского языка и литературы"

Презентация помогает при проведении педсосетов, методических объединений, совещаний....

Выступление на педагогическом совете «Мотивационная деятельность на уроках русского языка как основа интереса учащихся к изучаемому предмету»

«Воспитатель не должен забывать, что ученье, лишенное всякого интереса и взятое только силою принуждения, хотя бы она почерпалась из лучшего источника — из любви к воспитателю, — убивает в ученике охо...

Презентация к выступлению на педагогическом совете школы "Проектная деятельность на уроке и во внеурочное время".

quot;...умение пользоваться методом проектов, групповым обучением - показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития (Е.С.Полат) В "Приоритетном наци...

« Организация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы» ( выступление на педагогическом совете)

Формирование самостоятельности в познавательной деятельности – длительный процесс, поэтому данному вопросу следует уделять внимание на каждом уроке....