Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Порядковые числительные"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Еремина Ирина Анатольевна

        Конспект  урока  русского языка  в 6 классе по теме «Порядковые числительные». Данный урок разработан в соответствии с  требованиями  ФГОС и реализуется на основе использования цифровой образовательной среды.  Цель урока -  создать условия для  ознакомления обучающихся  с порядковыми числительными.  Основные задачи  урока - формировать умение находить порядковые числительные в представленных текстах, развивать речь, внимание, память, логическое мышление; воспитывать интерес и уважение к русскому языку, ценностное отношение к слову, чувство патриотизма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Областное казенное общеобразовательное учреждение

"Верхнелюбажская школа-интернат"

Фатежского района Курской области  с. Верхний Любаж

Конспект урока по русскому языку,

реализуемого на основе использования цифровой образовательной среды

6а класс

Подготовил

 учитель русского языка и

литературы

Еремина  И. А.

с. Верхний Любаж, 2023г.

ФИО учителя

Еремина Ирина Анатольевна

Должность

учитель

Дата

01.03.2023

Учебный предмет

русский язык

Класс

Тема урока

Порядковые числительные

Тип урока

«открытия»  новых знаний

Цель

создать условия для  ознакомления обучающихся  с порядковыми числительными

Задачи

-образовательные

формировать умение находить порядковые числительные в представленных текстах, определять грамматические признаки порядковых числительных, правильно употреблять порядковые числительные в устной речи

-развивающие

развивать речь, внимание, память, логическое мышление, умения определять цель, вести диалог, обобщать, делать выводы, работать в команде, осуществлять самоконтроль

-воспитательные

воспитывать интерес и уважение к русскому языку, ценностное отношение к слову, чувство патриотизма

Планируемые результаты

-личностные

понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; воспитание интереса к предмету через разнообразные виды работы; умение работать в команде, находить общие решения; умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои действия, оценивать их.

-предметные

 знание определения порядкового числительного;

умение находить порядковые числительные в представленных текстах;

умение определять грамматические признаки (род, число, падеж) у порядковых числительных;

умение  правильно употреблять порядковые числительные в устной речи

-метапредметные

применение приобретенных на уроке знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать русский язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение знаний, умений и навыков на межпредметном уровне

Формы контроля

фронтальная, индивидуальная, парная

Современные педагогические технологии

 информационно-коммуникационная, технология развития  критического мышления через чтение и письмо

Программно-техническое   дидактическое обеспечение

карточки «Письмо с пропуском», карточки с тестовыми заданиями, экран, ноутбуки, образовательная платформа РЭШ

                                                                     

                                                   Ход урока

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

- Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением

Улыбнись! Даже если на сердце темно

И мешают в дороге ошибки,

Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно,

Разве это не стоит улыбки?

Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу. А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь  на вашу активную работу на уроке.

2. Актуализация знаний.

Фронтальный опрос. 

- Сколько человек в нашем классе?

(девять)

- На какой вопрос отвечает числительное девять? (сколько)

- Укажите его разряд (количественное)

- Какое это числительное по составу? (простое)

- Почему в числительном девять мягкий знак пишется в конце слова?

- А как мы вы рассчитываетесь  по порядку на уроке физкультуры? ( на первый, второй…).

- К какой части речи относятся данные слова? (это числительные).

- На что указывают эти числительные?  (на порядок).

Делаем вывод, какие это числительные? (порядковые числительные).

Запись обучающимися числа ( Первое марта. Классная работа)

В оформлении нашей работы есть числительные? Какого они разряда? Изменяется ли это слово?

3.Выявление места и причины затруднения.

 (Создание проблемной ситуации)

Какие праздники у нас в стране, связаны с числительными?  (8 марта, 1мая, 9 мая).  

- Как вы думаете, самый великий из названных праздников это… (Победа нашего народа в Великой Отечественной войне).

 Война длилась долгие  четыре года, много испытаний, горя, страдания пришлось пережить людям в годы Великой Отечественной войны.  А какой год   был  самым  тяжелым?

Запись в тетради предложения : вставить буквы, произвести синтаксический разбор предложения

 Перв…й год войны был самым тяжел…м  для русского народа.

 (Возникновение проблемной ситуации)                                                         

- Ребята,  с какой  проблемой мы столкнулись? ( слово первый является определением, так как отвечает на вопрос:  какой?, а выражено…)

4.  Построение проекта выхода из затруднения.

 - Попробуем разобраться. Каковы будут цели нашего урока? (выяснить, от чего зависят окончания порядковых числительных)

 -Из предложения выпишите словосочетания. Разберите их.

Первый   год                                         Тяжелый     год        

При разборе словосочетаний, обучающиеся замечают, что и числительное и прилагательное отвечают на вопрос какой? стоят в одном падеже, числе и роде.

докажем, что порядковые числительные изменяются так же, как и прилагательные. 

 - Как вы будете решать эту задачу?

(Задания по решению проблемы)                                                                                          

Склонение прилагательного         

 И. п. тяжелый год

 Р. П. тяжелого года

Д. п. тяжелому году

В.п.  тяжелый год

Т.п.  тяжелым годом

 П.п.  о тяжелом годе

Самостоятельно просклонять числительное         

 И. п. первый год

 Р. п. первого года

Д. п. первому году

 В.п.  первый год

Т.п.  первым годом

 П.п.  о первом годе                                      

- Что у нас получилось?

(порядковые числительные изменяются так же, как и прилагательные)

5.Реализация построенного проекта.

( просмотр видеоролика на образовательной платформе РЭШ)

 - А сейчас посмотрите  видеоролик по теме "Порядковые числительные"   на образовательной платформе РЭШ.  Подготовьтесь ответить на вопросы:

- какие числительные называют порядковыми?

 - как склоняются порядковые числительные?

 - как их отличить от количественных числительных?

Обучающиеся формулируют правило: порядковые числительные обозначают порядок при счете и отвечают на вопросы какой? какая? какие?, изменяются по родам, числам и падежам, как и прилагательные.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Работа  с текстом.

– Прочтите текст

-Какой теме он посвящён?

-Найдите все порядковые числительные. Выпишите их.

                                              Могила Неизвестного Солдата

   3 декабря 1966 года, в ознаменование 25-й годовщины разгрома немецких Войск под Москвой, прах неизвестного Солдата был перенесён из братской Могилы на 41-м километре Ленинградского шоссе и захоронен в Александровском саду у стен Кремля. 8 мая 1967 года открыт мемориальный ансамбль «Могила Неизвестного Солдата». Зажжён Вечный огонь. 17 ноября 2009 года памятнику присвоен статус Общенационального мемориала воинской славы.

7.  Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Выполните тестовые задания на карточках.

1.Укажите верный вариант продолжения определения порядкового числительного.
Порядковое числительное - это числительное,

 а)  обозначающее признак предмета
б)  обозначающее число
в)  обозначающее порядок предметов при счёте
г)  обозначающее количество предметов

2.В каком словосочетании употребляется порядковое числительное?

а)  шестьсот две мили
б)  тридцать встреч
в)  четыреста тетрадей
г)  к десятому мая

3.Укажите числительное, при склонении которого изменяется только последнее слово

а)  тридцать восемь попугаев

 б)  тысяча и одна ночь
в)  сто двенадцать саженцев
г)  девяносто шестая страница

4.Найдите грамматическую ошибку

а)  Р.п. второго поезда
б)  Р.п. сто двадцатой минуты
в)  Р.п. шестнадцатой секунды
г)  Р.п. двадцати восьмой карты

5.В каком ряду все числительные порядковые?

а)  двенадцать, сороковой
б)  четырнадцатый, шестьсот второй
в)  три пятых, десять
г)  двадцать первый, шестеро

Проверьте ответы (ответы выведены на экран).

8. Включение в систему знаний и повторение.

На закрепление изученной темы  я предлагаю вам в парах выполнить упражнение «Письмо с пропусками». Возьмите карточки. Впишите порядковые числительные (прописью):

…февраля – день победы под Сталинградом.

Оборонительные  действия  длились с … июля  по  … ноября … года.

Наступательные – с … ноября по … февраля … года.

Сталинградская битва – решающее сражение всей … мировой войны

( 2, 1943,18, 1942, 19, 2, 2.)

- От чего зависит род, число, падеж порядкового числительного?                                

    (от существительного, к которому оно относится).

Домашнее задание:   (на выбор) 1.  Упражнение     405 (по заданию) ,

2.Выписать из учебника литературы 3 предложения с порядковыми числительными, указать их род, число, падеж.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я понял, что…

теперь я могу…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка 5 класс

Конспект урока русского языка по теме "- тся и - ться в глаголах". Урок проводится с использованием ЭОР....

Конспект урока русского языка, 4 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по русскому языку для 4 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Связь слов в предложении". В Приложении находятся члены предложения в виде фигурок и тесты....

урок русского языка 6 класс тема: Имя числительное

Урок изучения нового материала по учебнику Разумовской М. М.  Урок построен так, что новый материал дается не в готовом виде, а познается учащимися в процессе исследования теоретического...

урок русского языка 6 класс тема: Имя числительное

Урок изучения нового материала по учебнику Разумовской М. М.  Урок построен так, что новый материал дается не в готовом виде, а познается учащимися в процессе исследования теоретического...

Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"

Данный урок ориентирован на учебник  "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой.  Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Конспект урока русского языка "Повторение по теме "Имя числительное"

Данный конспект урока представлен для заключительных уроков по теме "Имя числительное". Урок разработан в игровой форме, что способствует максимальной заинтересованности шестиклассников, наи...