Элективный курс по русскому языку в 7 классе Успешно пишем изложения и сочинения
рабочая программа по русскому языку (7 класс)

Ляликова Елена Анатольевна

Для успешного написания изложений и сочинений разработан элективный курс "Успешно пишем изложение и сочинение"

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\Домашний\Downloads\IMG20240120142655.jpg

Пояснительная записка.

Сочинение и изложение – это речевой вид письменной работы, который оказывается одним из наиболее востребованных в эпоху развития глобальных коммуникаций.  В последнее время все чаще предлагается учащимся принять участие в различных Конкурсах сочинений, написать разного рода изложения.  Чтобы стать участником данных мероприятий     ребятам необходимо самостоятельно    определить   жанр конкурсной работы и грамотно написать сочинение и изложение.   Однако в школьной практике обучения русскому языку и развитию речи вопросы написания сочинений и изложений разных жанров рассматриваются не в такой степени глубоко и основательно, чтобы ученики могли без проблем справиться с поставленными задачами.  

Научиться правильно, выразительно красиво излагать свои мысли на бумаге в соответствие с коммуникативным замыслом   очень сложно. Именно на это направлен элективный курс «Успешно пишем изложения и сочинения» в 7 классе, который    разработан на основе Методических указаний к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров» под редакцией Т.А. Ладыженской, Т.С. Зепаловой и учебников под редакцией   Т.А. Ладыженской.

Цель и задачи курса:

Цель– научить учащихся писать сочинения и изложения  на определенную тему, учитывая при этом жанр и тип творческой работы.

Задачи:

  • развитие речи обучающихся, углубление знаний о речевых жанрах русского языка, его стилях, речевых ситуациях, нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса, а также используемых изобразительно-выразительных и грамматических средств в практике работы над сочинениями и изложениями  разных видов;
  • интегрирование знаний по русскому языку и литературе в процессе изучения словесности, формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые явления; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
  • развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
  • воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.

Программа рассчитана на 34 учебных   часа (1 час в неделю).

На элективном курсе по русскому языку «Успешно пишем изложения и сочинения» используются следующие методы и приёмы работы:

1) Проблемное изложение руководителем элективного курса (в форме лекции или беседы) теоретического материала.

2) Самостоятельные наблюдения учащихся над текстом с целью решения поставленных перед ними различного рода задач, в том числе и проблемного характера.

3) Совершенствования рукописи (обычно ученического сочинения) с определенной точки зрения (например, с точки зрения раскрытия в сочинении основной мысли или его построения).  

4) Рецензирование, в том числе и взаимное рецензирование (устное и письменное), выполненных участниками элективного курса работ.

5) Сообщения учащихся как результат проведенных наблюдений над произведением писателя и анализа прочитанной по определенному вопросу литературы.

6) Устные высказывания различного характера, например, устные рассказы, отзывы, рецензии, доклады.

7) Написание разного вида изложений, которые впоследствии помогут в успешной сдаче ОГЭ.

Содержание учебного курса.

Текст как речевое произведение.

Текст как речевое произведение.

Виды информации в тексте.

Этапы создания сочинения. Виды плана (простой, сложный, цитатный).

Тема, микротема и содержание сочинения.   Идея.  Эпиграф. Вступление. Роль первого предложения в тексте (зачина). Виды зачинов, их синтаксическое строение. Основная часть сочинения.   Заключение сочинения. Способы лексического и грамматического оформления концовки. Цитата, способы цитирования.

Требования к сочинению.  Средства связи частей текста. Способы связи предложений в тексте. Тексты с цепной и параллельной связью. Средства межфразовых связей (лексические, лексико-грамматические, синтаксические). Классификация ошибок.

Изобразительно-выразительные средства языка.

Изобразительно-выразительные средства. Отбор средств выразительности, лексики. Языковые средства в эпическом произведении. Языковые средства в лирическом произведении.  Языковые средства в драматическом произведении.

Стили речи.

Функциональные разновидности языка. Разговорный стиль речи. Особенности текстов различных стилей речи.

Смысловые типы речи.

Типы речи. Повествование, произведения повествовательного типа.  Написание сочинения типа повествования. Виды описания (предмета, природы, места). Строение текста типа описания. Написание сочинения типа описания. Сочинение – описание помещения в художественном и официально – деловом стилях. Рассуждение, его композиция. Написание сочинения типа рассуждения-объяснения. Написание сочинения типа рассуждения-доказательства. Написание сочинения типа рассуждения-размышления. Сочинение-рассуждение на нравственно-этическую тему.  

Жанры сочинений.

Правила хорошей письменной речи. Художественно-публицистические жанры сочинения-рассуждения: отзыв, рецензия, эссе.  Их особенности. Эссе как жанр. Виды эссе.  Написание   эссе.   Отзыв о прочитанном произведении.  Составление рецензии.

Знакомство с жанрами: заочная экскурсия, слово, письмо, сказка. Правила, предъявляемые к данным жанрам. Особенности путевых заметок как одного из разновидностей публицистических жанров. Портретный очерк. Композиция портретного очерка.

Сравнительная характеристика. Сравнение (сопоставление или противопоставление) людей, предметов, явлений при условии общего основания Статья в газету как основной жанр средств массовой информации. Интервью.         Репортаж как разновидность публицистических жанров. Особенности репортажа.

Рассказ как жанр художественной литературы. Композиционные особенности рассказа. Фельетон. Особенности жанра. Сатира и юмор: сходство и различие.

Сочинение на основе фантастической гипотезы. Взаиморецензирование сочинений.   Литературные заготовки. Записные         книжки как форма литературных заготовок.

Жанры изложений.

Правила хорошей письменной речи. Виды изложения. Сжатое изложение. Приёмы компрессии текста. Речевые (лексические, стилистические), грамматические нормы; орфографические, орфоэпические и пунктуационные. Овладение культурой использования технических средств коммуникации, требующих соблюдение норм в письменной речи.

Знакомство с  жанровыми особенностями  видов изложений; использование приёмов сжатия, восстанавление  мысли грамотно, последовательно и связно; редактирование текста в соответствии с целью; анализ изложения,  рецензирование,  исправление ошибок.

Планируемые результаты изучения курса.

Обучающиеся должны:

знать/понимать

  • признаки текста, его типы;
  • стили устной и письменной речи;
  • виды плана и композицию сочинения;
  • типы и стили речи;
  • роды литературы и их художественные особенности;
  • изобразительно-выразительные средства;
  • способы цитирования;
  • виды изложений и их композиция;
  • жанры сочинения.

уметь 

  • понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
  • определять принадлежность к определённому типу и стилю речи;
  • анализировать тексты с точки зрения его выразительных языковых средств;
  • создавать тексты различных типов, стилей и жанров;
  • излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно;
  • редактировать тексты в соответствии с целью;
  • анализировать сочинения и рецензировать их;
  • анализировать изложения и исправлять их.

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

теория

практика

контроль

1

Текст как речевое произведение.

1

1

-

-

2

Виды информации о тексте.

9

9

-

-

3

Изобразительные средства языка

2

2

-

-

4

Стили речи.

1

1

-

-

5

Смысловые типы речи.

7

4

3

-

6

Жанры сочинений.

6

4

2

7

Изложения.

8

7

1

Итого.

35

28

6

-

Организационно-педагогические условия реализации рабочей программы.

Учебно-методическое обеспечение:

Учебно-методические пособия

Альбеткова Р.И. Основы русской словесности для 5-9 классов. - // Программы для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М.: Дрофа, 2010.

Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. Методические указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров». – 3-е изд. перераб. – М.: Просвещение, 1986.

Практика успешного написания сочинения-рассуждения 5-7 классы: раб. тетрадь / Т.И. Павлова, Н.А. Раннева, Н.Н. Василенко – Ростов-на-Дону: Легион, 2012.

Электронное пособие «Русский язык. Поурочные планы 7-9 классы». Изд-во «Учитель», 2010.

Информационное обеспечение:

ЦОР

http://window.edu.ru/

http://ege.edu.ru/ru/index.php

http://school-collection.edu.ru/

http://school-collection.edu.ru/

Интернет-ресурсы

http://feb-web.ru/

http://www.fipi.ru/about

Материально-технические ресурсы

Телевизор, компьютер.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

Тип занятия

Элементы содержание

Планируемые результаты

Дата

плани

руемая

факти

ческая

Раздел «Текст как речевое произведение» - 1 урок

1

Текст как речевое произведение

Урок изучения нового.

Признаки текста. Сочинение и изложение как виды речевой деятельности. Кто и зачем пишет сочинения?  Сочинение.  Сочинение-миниатюра.

Раздел «Виды информации в тексте» - 9 уроков

2

Этапы создания сочинения и изложения. Виды плана (простой, сложный, цитатный).

Урок изучения нового.

Структура сочинения: введение, развитие темы, заключение. Виды плана: простой, сложный, тематический, цитатный, вопросный, тезисный.

Уметь собирать и систематизировать собранные материалы к сочинению на определённую тему, с учётом замысла, адресата и ситуации общения.

Уметь соблюдать в речи основные требования к связному высказыванию: соответствие теме, четкое выражение и развитие основной мысли, строгую последовательность в изложении фактов, использование языковых средств связи предложений и смысловых частей устного и

письменного высказывания.

Знать различные варианты введения: сформулировать проблему исходного текста; сообщить сведения об авторе текста и определить место проблемы в его творчестве; привести изречения известных писателей, деятелей искусства;

начать с лирического отступления и подвести к проблеме текста.

 Уметь написать введение к создаваемому тексту.

Уметь написать вывод, имеющий логическую связь с введением; правильно использовать лексические и грамматические средства.

Знать структуру сочинения. Уметь выделять структурные элементы в предложенном сочинении; правильно использовать лексические, грамматические, морфологические средства для плавного перехода от одной части сочинения к другой.

3

Тема, микротема и содержание текста изложения и сочинения.

Урок изучения нового.

Разные типы тем сочинения. Логика их раскрытия.

4

 Идея.  Эпиграф. Вступление. Роль первого предложения в тексте (зачина). Виды зачинов, их синтаксическое строение.

Урок изучения нового.

 Идея сочинения.   Эпиграф.  Роль первого предложения в тексте (зачина). Виды зачинов, их синтаксическое строение.

5

 Основная часть изложения и  сочинения.

Урок изучения нового.

 Основная часть сочинения в публицистическом стиле, в художественном стиле.

6

Заключение изложения и сочинения. Способы лексического и грамматического оформления концовки.

Урок изучения нового.

Каким должно быть заключение?  Возможные варианты концовки сочинения. Способы лексического и грамматического оформления концовки.

7

Цитата, способы цитирования.

Урок изучения нового.

Цитата, способы цитирования.

8

Требования к сочинению.  Средства связи частей текста. Способы связи предложений в тексте. Тексты с цепной и параллельной связью.

Урок изучения нового.

Требования и критерии оценки сочинения. Практикум: рецензируем сочинение. Способы связи предложений в тексте. Тексты с цепной и параллельной связью.

9

Средства межфразовых связей (лексические, лексико-грамматические, синтаксические).

Урок изучения нового.

Средства межфразовых связей (лексические, лексико-грамматические, синтаксические).

10

Классификация ошибок

Урок изучения нового.

Типичные ошибки в сочинениях. Классификация ошибок.

Раздел «Изобразительно-выразительные средства языка» – 2 часа.

11

Изобразительно-выразительные средства. Отбор средств выразительности, лексики.

Комбини рованный урок

Изобразительно-выразительные средства и их роль в раскрытии темы.  Тропы речи. Риторический вопрос, параллелизм, парцелляция, анафора, эпифора, обращение и др.

Знать определения изобразительно-выразительных средств. Уметь находить их в тексте, определять их роль, использовать в собственном тексте.

12

Языковые средства в эпическом, лирическом и драматическом произведении.

Урок изучения нового.

Языковые средства в эпическом произведении. Языковые средства в лирическом произведении.  Языковые средства в драматическом произведении.

Раздел «Стили речи» -1 час.

13

Функциональные разновидности языка. Разговорный стиль речи. Особенности текстов различных стилей речи

Урок изучения нового

Функциональные разновидности языка, стили и их назначение.     Понятие стиля. Соотнесение сферы общения, стиля языка и коммуникативных качеств речи. Особенности текстов различных стилей речи

Понимать цель высказывания текстов разных стилей, сферу применения в устной и письменной речи, уметь анализировать тексты с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей.

Раздел «Смысловые типы речи» – 7 часов.

14

Типы речи.

Комбини рованный урок

Типы речи и сфера их употребления. Повествование.

Уметь анализировать типологическую структуру текста, устанавливать ведущий тип речи, находить в тексте фрагменты с иным типовым значением, анализировать и создавать тексты разных типов речи.

Создание письменных рассуждений разных видов (доказательств, объяснений рассуждений) в рамках заданного стиля речи, подбор доказательств (аргументов на основе прочитанного текста или жизненных наблюдений, правильное и уместное использование типичных языковых средств при построении рассуждения.

15

Повествование, произведения повествовательного типа

Комбини рованный урок

Описание как тип речи. Виды описания.  Работа над сочинением-повествованием (выбор темы, материала, сюжета, языковых средств, лексики).

16

Написание сочинения или изложения типа повествования.

Урок комплексного применения знаний

Написание сочинения-миниатюры типа повествования. Составление плана, создание письменного текста, редактирование готового текста.

17

Виды описания (предмета, природы, места). Строение текста типа описания.

Комбини рованный урок

Описание, его композиция. Работа над сочинением-описанием. Подбор материала, выбор объекта описания (пейзаж, явление, предмет, лицо).

18

Рассуждение, его композиция

Комбини рованный урок

Строение текста типа рассуждения.

Виды рассуждения (доказательство, размышление, рассуждение)

19

Написание сочинения типа рассуждения-доказательства.

Урок комплексного применения знаний

Написание сочинения-миниатюры типа рассуждения-доказательства. Составление плана, создание письменного текста, редактирование готового текста.

20

Сочинение-рассуждение на нравственно-этическую тему.

Урок комплексного применения знаний

Сочинение-рассуждение на нравственно-этическую тему. «Мостики» между абзацами. Для аргументации   приводятся 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих рассуждения (тезис): один пример-аргумент -  из любого прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта (читательского опыта).

Раздел «Жанры сочинений» - 6 часов

21

Правила хорошей письменной речи. Художественно-публицистические жанры сочинения-рассуждения: отзыв, рецензия, эссе.  Их особенности.

Урок изучения нового

Составление рецензии на иллюстрации к известным художественным произведениям.

Уметь видеть и устранять ошибки в устной и письменной речи: в содержании и построении речевого высказывания; в соблюдении речевых (лексических, стилистических), грамматических норм; в соблюдении правописных (в письменной речи) и орфоэпических и пунктуационных норм (в устной речи). Овладение культурой использования технических средств коммуникации, требующих соблюдение норм в письменной речи.

Знать жанровые особенности текстов сочинений и уметь создавать тексты различных типов, стилей и жанров; излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно; редактировать тексты в соответствии с целью; анализировать сочинения и рецензировать их.

22

Эссе как жанр. Виды эссе.  Написание   эссе.

Урок комплексного применения знаний

Сочинение-эссе. Написание сочинения, редактирование готового текста.

23

Отзыв о прочитанном произведении.  Составление рецензии.

Урок комплексного применения знаний

Особенности сочинения-отзыва.

Языковые особенности отзыва, слова оценки. Отзыв о прочитанном произведении или кинофильме.  Составляем   рецензию.

24

Сравнительная характеристика. Сравнение (сопоставление или противопоставление) людей, предметов, явлений при условии общего основания

Урок изучения нового

Сравнительная характеристика: задачи, способы построения.

 Сравнение (сопоставление или противопоставление) людей, предметов, явлений при условии общего основания. Характеристика литературных героев: способы выражения характера.

25

Статья в газету как основной жанр средств массовой информации. Интервью.         Репортаж как разновидность публицистических жанров. Особенности репортажа.

Урок комплексного применения знаний

Статья в газету как основной жанр средств массовой информации. Разновидности газетных статей. Монологический жанр публицистической статьи и диалогический жанр интервью.

Интервью как разновидность газетных жанров. Репортаж. Репортаж как разновидность публицистических жанров. Особенности репортажа.

26

Рассказ как жанр художественной литературы. Композиционные особенности рассказа.

Комбинированный урок

Рассказ как жанр художественной литературы. Композиционные особенности рассказа. Рассказ с необычным построением.

Юмористический рассказ. Средства создания юмористического в рассказе.

Раздел «Изложение» - 8 часов

27

Критерии оценивания изложения и  сочинения.

Урок изучения нового

Знакомство с критериями проверки изложения и сочинения.

Уметь видеть и устранять ошибки в письменной речи: в содержании и построении речевого высказывания; в соблюдении речевых (лексических, стилистических), грамматических норм; в соблюдении правописных (в письменной речи) и орфоэпических и пунктуационных норм (в устной речи). Овладение культурой использования технических средств коммуникации, требующих соблюдение норм в письменной речи.

Знать жанровые особенности видов изложений; использовать приёмы сжатия, восстанавливать  мысли грамотно, последовательно и связно; редактировать тексты в соответствии с целью; анализировать изложения и рецензировать их, слышать, видеть и исправлять ошибки.

28

Понятие об  изложении.       Виды изложений. Алгоритм написания изложения.

Урок изучения нового

Понятие об изложении. Знакомство с алгоритмом написания изложения.

29

Составление плана текста. Выделение микротем в тексте. Абзацное членение текста.

Урок комплексного применения знаний

Работа над составлением плана текста, над выделением микротем текста, над абзацным членением текста.

30

Понятие сжатого изложения. Приёмы компрессии текста. Разделение информации на главную и второстепенн ую.

Урок изучения нового

Работа над понятием  сжатого изложения, над приёмами  компрессии текста, разделением информации на главную и второстепенн ую.

31

Приёмы свёртывания исходной информации путём

обобщения, замены, исключения.

Урок комплексного применения знаний

Работа над приёмами свёртывания исходной информации путём

обобщения, замены, исключения.

32

Написание сжатого изложения.

Самостоятельная работа

Применение полученных ЗУН.

33

Классификация речевых ошибок.

Комбини рованный урок

Знакомство с классификацией речевых ошибок и разбор их.

34

Классификация грамматических ошибок.

Комбини рованный урок

Знакомство с классификацией грамматических  ошибок и разбор их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Морфология и синтаксис. Пишу правильно и грамотно».

Цель курса: Расширить знания учащихся о языке, обогатить словарный запас, совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся. Задачи курса: ·...

Программа элективного курса по русскому языку 11 класс "Подготовка к ЕГЭ: сочинение - рассуждение".

Элективный курс «Подготовка к ЕГЭ: сочинение-рассуждение» содержит систематизированные  теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения-рассуждения на экзамене, а также задания и метод...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку, 11 класс, 34 часа «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: Теория и практика написания сочинения»

Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: Теория и практика написания сочинения» по подготовке к Единому Государственному экзамену по русскому языку  рассчитана...

Элективный курс по русскому языку в 7 классе Успешно пишем изложения и сочинения

Научиться правильно, выразительно красиво излагать свои мысли на бумаге в соответствие с коммуникативным замыслом   очень сложно. Именно на это направлен элективный курс «Успешно пишем...