Наречие как часть речи
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Константин Владимирович Ярушин

Технологическая карта урока в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narechie_kak_chast_rechi.docx22.03 КБ

Предварительный просмотр:

НАРЕЧИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ

Цели деятельности педагога

Показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий; развивать умение находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении, в тексте для «живописания действий»

Тип урока

Комбинированный урок

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные: знать значение наречия, вопросы, на которые оно отвечает; знать, что наречия не изменяются, синтаксическую роль наречия в предложении; уметь находить наречия в тексте, группировать словосочетания с наречиями, относящимися к глаголам, причастиям, деепричастиям, прилагательным, другим наречиям; находить и исправлять ошибки в употреблении наречий.

Метапредметные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению с учетом устойчивых познавательных интересов, на основе уважительного отношения к труду, формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к русскому языку как ценности русского народа

Методы и формы
обучения

Проблемный метод; деятельностно-практический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные
ресурсы

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных учащихся

Основные понятия

Наречие

Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организации
совзаимо-
действия
на уроке

Универсальные
учебные действия

Промежуточный
контроль

1. Актуализация и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа

Создает проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают дефицит своих знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности (самостоятельно или при незначительной помощи учителя).

– Познакомьтесь с информационным текстом (материал

на партах) и скажите, о какой части речи в нем рассказывается?

Информационный текст.

Это старое слово существовало в древнерусском языке, вошло в словарь И. И. Срезневского, в котором отмечается его значение как части речи. Если попытаться определить этимологию этого слова, то придется выделить корень -реч-. Слово «речь» в древнерусском языке имело различные значения. Одним из них было название части речи, а именно глагола. Это значение и сохраняется в корне -реч-, входящем в название этой части речи. Таким образом, связь между нею и глаголом – самая непосредственная. Древние римляне эту часть речи называли
приглаголием.

Побуждает к выдвижению гипотез, принимает и проверяет каждую гипотезу. Подводит к выводу о том, что часть речи, о которой говорится в тексте, – наречие

Осваивают лингвистические термины.

Отвечают на вопросы. Строят понятные для

партнера высказывания

Групповая, ин-дивидуальная

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и ум-ственной форме.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других

Уст-
ные ответы, выполнение заданий

в тетрадях

2. Выявление места
и причины затруднения

Эвристическая беседа, ответы

на вопросы

Знакомство с лингвистическим текстом
о наречии A. M. Пешковского
(материал на партах).

Если мы вдумаемся в слова хорошо, красиво, чисто, умело, ловко, быстро и т. д., то прежде всего заметим , что в них, как в глаголе и прилагательном, изображены не предметы, а признаки. Признаки эти те же самые, что и в прилагательных: хороший, красивый, чистый, умелый и т. д. Однако в наречиях они представляются нам не совсем так, как в прилагательных. Хорошо – это не значит, что кто-то хорош, а что кто-то что-то хорошо сделал. Если мы слышим одобрительные или порицательные восклицания: Хорошо! Ловко! Блестяще! Глупо! Низко! и т. д., то мы сразу понимаем, что это относится к чьему-то поведению, к каким-то поступкам людей, а не к самим людям. Значит, мы здесь относим наречие к глаголу, хотя самого глагола еще не знаем1.

– Чем отличается наречие от прилагательного? Сделайте вывод и проиллюстрируйте его примерами.

Дополняет ответы учащихся, сопровождает деятельность школьников по освоению теоретического мате-
риала

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Обдумывают ответы

на вопросы

Групповая, индивидуальная

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы; извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний; планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах

с учетом конкретных учебно-познавательных задач

Задают вопросы для уточнения

информации, уст-
ные ответы

3. Целеполагание и построение

выхода из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа по вопросам, работа
с учебником

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.

– Итак, наречие – тема нашего урока. Эта часть речи уже изучалась в курсе русского языка.Так что же нового о наречии мы узнаем сегодня?

Работа с материалом учебника (с. 91–92).

Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом непосредственно на уроке

Формулируют цель учебной

деятельности.

Отвечают на вопросы, работают с учебником

Фронтальная, индивидуальная

Уст-
ные ответы,

задают

вопросы для уточнения

информации

4. Творческая практическая деятельность

по реализации построенного проекта

Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах. Письменная работа

Обсуждение итогов работы с материалом учебника
(с. 91–92), выявление нового знания
(в предложении наречие может быть определением, присоединяется к причастиям и деепричастиям и т. п.).

Выполнение упражнений 219, 220, 222.

Организует и сопровождает деятельность учащихся. Контролирует правильность приемов работы с книгой

Отвечают на вопросы, выполняют задания, выделяют главное

Групповая, индивидуальная

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают
допущенные ошибки.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность
в парах и рабочих группах

Зада-

ют вопросы, уст-
ные ответы, практическая работа в тетрадях

5. Первичное закрепление с комментированием во внешней
речи

Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Письменная работа, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления,

составление связных рассказов об изученных нормах

Задание 1.

Анализ текста с наречиями (на слайде, сначала наречия закрыты).

– Сравните текст без наречий и с наречиями, сделайте вывод о роли наречий в речи.

Тёмное, чистое небо торжественно необъятно высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием. Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный свежий запах – запах русской летней ночи. Тишина. Лишь изредка плеснёт большая рыба в реке, слабо зашумит прибрежный тростник. (И. Тургенев.)

Побуждает к выдвижению гипотез, принимает и проверяет каждую гипотезу. Дополняет ответы, подводит
к выводу о том, что наречия «живописуют текст»,
дают более точные представления о месте, времени действия.

Задание 2.

Спишите текст, расставьте пропущенные знаки препинания, вместо пропусков употребите подходящие по значению наречия, подчеркните их как члены предложения.

Был полдень ___________ палило солнце. На горизонте появилась черная туча, которая ___________ двигалась с запада на восток. _________ подул ветер. Молодая березка ________ затрепетала. Порывистый ветер усиливался. Вдали сверкнула молния _______________ раздался первый удар грома. Спеша укрыться ____________ заметались птицы

Выполняют задание, работают с учебником. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Индивидуальная

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Выполнение заданий

и уп-
ражнений

в тетрадях,

уст-
ные ответы

6. Включение в систему знаний и повторение

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание

Задание 3.

Замените фразеологизмы наречиями (устно).

1. Положа руку на сердце – честно.

2. У черта на куличках – далеко.

3. Рукой подать – близко.

4. Как в аптеке – точно.

5. Черным по белому – ясно.

6. Битый час – долго.

7. Бок о бок – рядом.

8. На вес золота – дорого.

9. Душа в душу – дружно.

Побуждает к выдвижению гипотез, принимает и проверяет каждую гипотезу. Дополняет ответы. Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом непосредственно на уроке

Отвечают на вопросы. Определяют уровень приобретенных знаний

Индивидуальная, групповая

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли

Оценивание учащихся

за работу
на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наречие как часть речи. Правописание наречий.

Цель:обобщить знания по теме «Наречие»; совершенствовать орфографические навыки,  формировать умения образовывать  наречия и употреблять их в речи. Развивать умения безошибочно выполня...

Урок русского языка в 7 классе по теме "Наречие как часть речи. Грамматические признаки наречия" по программе С.И. Львовой.

Презентация к уроку русского языка в 7 классе по теме "Наречие как часть речи. Грамматические признаки наречия" по программе С.И. Львовой....

Тема урока: Наречие как часть речи. Использование наречий в речи

Познакомить учащихся с наречием как частью речи...

Конспект урока: Наречие как часть речи. Правописание наречий.

Конспект урока "Наречие как часть речи. Правописание наречий" представляет собой разработку, включающую в себя сценарий урока для учителя,опорный конспект для учащегося и мультимедийная презентация. К...

Презентация по теме: "Наречие как часть речи. Правописание наречий. Морфологический разбор"

Наречие как часть речи. Правописание наречий. Морфологический разбор...

Наречие как часть речи. Разряды наречий по значению

Маршрутный лист дистанционного урока...

Урок.Встреча с наречием. Наречие как часть речи.

Урок проведён в 6 классе углублённого изучения русского языка...