Дидактический материал "Орфография в 5 классе"
тренажёр по русскому языку (5 класс)

Наталья Николаевна Фролова

В представленном  дидактическом материале содержатся карточки на закрепление основных орфограмм, изучаемых в 5 классе на уроках русского языка. Есть отдельно карточки на самостоятельные и проверочные работы по орфографии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskiy_material_po_orfografii.docx34.94 КБ

Предварительный просмотр:

I. Буквы И- Ы после шипящих и Ц

1.Вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы.

Крепкие мышц..., ц...ганёнок, дефиц..т, ц...кнуть на шалунов, участвовать в демонстрац...и,  цариц…н, надвигающийся ц...клон, вкусные леденц…, опасная провокац...я, куц…й хвост, ваши сверстниц..., сильная фиксац...я, ц...ганский танец, постоянная дезинформац...я, идти на ц...почках,  братья-близнец…, обратная нумерац…я, остров Сиц…лия, ц...пки на руках, ц…стерна молока, сестриц…на книга, чертить ц…ркулем, зимние месяц...,  добрые традиц_и, ц...кнуть зубом, ц…рковые артисты, ц…плячий писк, куриц…н  клекот, ц…ц.

2. Вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы.

 1.В свои висячие дворц... летят хозяева скворц… . 2. Любовалась ц..плятами курица: что ни ц..пленок, то – умница! 3. В ц…рке были дрессированные собаки и кошки. 4. Из-за недостатка витаминов моряки болели ц...нгой. 5. Отец привез детям гостинц... . 6. Из Древней Грец...и пришли к нам многие виды спорта.  7.  Дрозды и скворц… налетали на рябины так,  что ветки трещали. 

2. Проверочная работа по теме: «Буквы И-Ы после Ц».  1 вариант.

Ц..ферблат , проказниц.., ц..тировать  , революц..я, ц..плячий,  ц..клон, акац..я , ц…пленок, ц…ц,         ц..ганские, синиц..н  , акц..я, ц..тата, лекц..я, ц..клоп,  ц..рк;   делегац..я;  ц..ганочка;   ц..фра, ножниц…, ц…трусовые, ц…линдр, ц…нуть, ц..новка, красавиц…, ребята-молодц…, огурц…

  

 Проверочная работа по теме: «Буквы И-Ы после Ц».  2 вариант.

  Ц..кнуть; ц..новка;  ц..плёночек;  секц..я, репетиц..я, ц..нга, ц..трусовые, умельц.., ц..ганский, ц..клон, птенц.. ., ц…ркуль, панц…рь, ц…рк, ц…кл, акц…я, нац…я, отц…, овц…, колодц…,                  конституц…я, коллекц…я, куц…й, молодц…, сенц…, борц…, огурц…

Вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы:

Ловкий ц..ркач, семейная традиц…я, птиц…н голос, умелый  ц…рюльник, хитрая  ц…ганка, ц…трусовые фрукты, твои умниц…, был молодц..м, лисиц…н лай, нужная ц…тата, наша радиостанц…я, хрустеть огурц..м, сестриц…н пенал, подойти на ц…почках, зеленая акац…я,  правильная ц…фра, сетриц…-проказниц…,  огромный ц..лоп, куриц…н  ц..пленок, ч…рный ц…линдр, тяж…лая операц…я, ц…кнуть на щенка, хорошая дикц…я, черепаший панц…рь, ц…..ц.

II.Правописание слов с Ъ и Ь

1.Распредели слова в 2 столбика: 1)с Ъ 2) с Ь

Батал..он, об….ем, бул…он,  под…езд, в…юга, от..ехать, об…езжать, почтал…он, из…ясняться, под…емный, п…еса, интерв…ю, прем…ера, бар…ер, из…ян, об…еденный, кур…ер, обез…яна, с…езд, л…ю,п…ем,нал..ете.

2.Вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы: 1.Без…ядерный, шампин…он, трет…е,  пред…юбилейный, бел…ё, сверх…естественный, л…ют,об…явление, лис…е, под..езд, птич…и, павил…он,  с…езд, ноч…ю, трех…язычный, медал…он,  четырех…этажный, крыл…я,  двух…язычный, бул…он,  ин…екция, солов…и, ад…ютант, компан…он, об…езжать.

3. Проверочная работа .

1.Вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы:

В…юга, кар…ера,  об…явить, сем…я,  под…езжать, в…юн, об…ем,  руж…е, об…ект, вороб..иный,  суб…ект,  бур..ян, п…ю, трех…ярусный,  ш..ешь,  двух..язычный, почтал…он, ин…екция, батал…он, ад..ютант, ноч…ю, рож…ю.

III. Правописание -ТЬСЯ- и -ТСЯ- в глаголах:

1.Дело  мастера  боит…ся. 2. Кто любит трудит…ся, тому без дела (не)сидит…ся. 3.(Не) плюй в колодец – пригодит…ся  воды  напит…ся. 4.С песней и труд ладит…ся. 5. Любиш… катат…ся – люби и саночки возить. 6.Друзья познают…ся в беде. 7.Все хорошо, что хорошо кончает…ся . 8. Кто хочет от жизни толку добит…ся, то должен много трудит…ся. 9.Кто умеет веселит…ся, того горе боит…ся.

2. Самостоятельная работа.

Сестрицы шепчут…ся, нужно строит…ся, дом строит…ся, кудри завивают…ся, он не боит…ся, не стоит боят…ся, должны разлучит…ся, расстают…ся надолго, заливат…ся смехом, красавицы веселят…ся.

3.Вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы:. Дом строит…ся, день начинает…ся, нельзя торопит…ся, хочу катат…ся, сумей извинит…ся, стыдно не учит…ся,  враг не укроет…ся,  птицы разлетают…ся,  мне хочет…ся, города поднимают…ся,  стебель клонит…ся, птицы опускают…ся,  водицы  напит…ся, тройка   несет…ся, он  просыпает…ся, начинает  каят…ся, спать    ложит…ся, два часа  собирает…ся,  весь день   одевает…ся

4. Проверочная работа .Вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы:  1 вариант.

Все снит..ся,  рад отвязат…ся,  стала взбират…ся,  на руку оперетт…ся,  дрова загорают…ся,  наклонит…ся  за мелом, хорошо у'чит…ся, расправит…ся с делами,

мальчик одевает…ся,  друзья обнимают…ся,  крапива жжет…ся,  корова бодает…ся,  видет…ся с братом,  надо чаще улыбат…ся,  смеят…ся над собой,  девочка учит…ся.

Вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы: 2 вариант.

Может учит…ся, поздно смеят…ся, зайчик жалует…ся, сердце забьет…ся, уши подымут…ся, солнце подымает..ся, туман клубит…ся, степь переливает…ся, упирают…ся леса, гнут…ся балки, надо прогулят…ся, орех распускает…ся, цветы выбьют…ся, начнет распускат…ся, роса накапливает…ся, можно отказат…ся.

IV.Правописание личных окончаний глаголов.

Вставь пропущенные буквы, выдели окончания у глаголов, определи спряжение.

1.Дареному коню в зубы не смотр…т. 2.За двумя зайцами погон…шься – ни одного (не)пойма…шь. 3.Солнце, как родная матушка, никого (не) обид…т. 4.Не та рука плоха, что держ…т, а та, что тян…т чужое. 5.Охотник слыш…т, как лес дыш…т. 6.Тише ед…шь – дальше буд…шь. 7. Люб…шь  кататься – люби и саночки возить. 8. Сия…т солнце, воды блещ…т, деревья радостно трепещ…т.

2. Вставь пропущенные буквы, выдели окончания у глаголов, определи спряжение.

Ребята пол.. т грядки. Дерево осенью сброс..т  листву.  Ты  кол…шь дрова. Пастух загон..т стадо на поле. Кузнечики стрекоч…т  в траве. Мама стел…т скатерть. Ты не обид… шь  товарища. Брат и дядя бре…т бороды. Вова подбрасыва.. т   мяч. Брат с сестрой муку мел…т. Камыши в кустах колыш…тся. Бабушка с внучкой конверты кле…т. Снега весной та…т. Народы за свободу бор…тся.

V. Правописание безударной гласной в корне слова.

Вставьте пропущенные буквы, подчеркните их, выделите корни, подберите устно проверочное слово.

Кр…сивый , з…лотой , х…дили , с…жали , тр…па , з…рно , гн…здо , сп…сает, укр…шает , с…сна , охр…няет , ст…лбы , сн_пы, в_дянистый, п_лянка, к_силка, д_жди, зап_х, г_в_рили, з_нты, цв_ты, п_стух, в_лы, б_бы.

Вставьте пропущенные буквы, подчеркните их, выделите корни, подберите устно проверочное слово.

2 вариант. Зам…рзали, посп…шили, ост…валась , пок…зали , в…сёлый, д…машний,  (о,а)кно , подхв..тил , (и,я)чной скорлупой, засл…нила от ветра, в…сной, разв…вается флаг на ветру , н…бесный свод, п…стреет, т…нистый сад , оч…щает, загл…делся, уд…вляться , перен…сла, в…зить, поч…нить обувь, разв..вается ребенок

Вставьте пропущенные буквы, подчеркните их, выделите корни, подберите устно проверочное слово.

1 вариант Гр_зовая туча,  березовые л_сты, м_л_тилка для зерна, лечебное  г_л_дание, индейская стр_ла, нак_тался на санках, электрическая пл_та,  гладкая д_ска, березовая  к_ра, деревенский п_стух, погл_дел, п_левой, посм_трел, с_лить огурцы, отцв_тает, з_лёный, с_сновый, л_гла, пос_нел, об_щают, нач_нается, сл_вались.

Проверочная работа по орфограммам в корнях. 1 вариант.

1.М…лодого леса, в вязких тр…синах, р…ждается (В,в)олга, отсюда напр..вляется, в д…лекий путь, просл…влять кр…соту р…дной р…ки, в уд..вительных сказках и к…ртинах, сладкий зап…х, разл…вается в воздухе, ар…мат лугов, пров…дить вых…дные дни, вкусное в…ренье.

Проверочная работа по орфограммам в корнях. 2  вариант.

1.Т…желый взгляд, в…селый пл…сун, пл..довитый сад, разм…хнуться от души, прож…вать в городе, прож..вать пищу, св…ла гн…здо, св….ла по ступеням, сл…зать с крыши, сл…зать сметану, отв…рить дверь, отв…рить картофель, прим..рить врагов, прим..рять платье.

Вставьте пропущенные буквы, выделите орфограмму, подберите (устно) проверочное слово:

Прож… вать в городе – прож …вать пищу, св…ла гнездышко – св…ла по степенькам, сл…зать с крыши – сл…зать сметану, отв…рить дверь – отв…рить картофель, прим…рить врагов – прим…рить костюм, с..деть на стуле- с…деть от старости, пол…скать ребенка – пол…скать белье, сп…ши упражнение – сп…ши по делу.

Самостоятельная работа: распределите слова в два столбика: слова с  безударной проверяемой гласной в корне слова и с непроверяемой. Вставьте буквы, выделите орфограмму.

Уд…вительный, к…ртина, к…рзина, сп…ртивный, зап…х, к…ртонка, в…ренье, в..гон, м…лина, пос…дить, пл….довый, б…лкон, д…леко, к…лендарь, д…лина, кв…ртира, пл…сун, м…хнуть, к…мандир, т…жело, упр…жнение.

VI. Чередование в корнях.

1 Вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы.

Предл…гать помощь, пол…жительная  характеристика, распол…гающая  улыбка, изменить пол…жение, написать изл…жение, увеличить сл…гаемое, высказать предпол…жение, найти  прил…гательное,  произвести   сл…жение. Интересное пол…жение,   яркое прил…гательное, изл…жение, пол…гать, предл…жить вариант, прил…жить усилия, сл….жить вещи, изл…гать мысли, отл..жить поездку, безотл..гательное дело, зал..жить фундамент.

Р…сти, выр…щенный, зар…сли, р…сток, не будет р…стений, р…стите быстрее,  р..сточек, зеленые водор…сли, р..стовщик,  подр…сли немножко,  богатая р..стительность,  Р..стов, молодая пор…сль, пышно разр…слись, Иванов Р   стислав,  выр…стить дерево,  промышленная  отр…сль.

2.Самостоятельная работа: Вставь пропущенные буквы, выдели орфограммы.

Предл…гать ничью, прил…жение к журналу,популярное изл…жение, густо р…сти, маленький р…сток, перспективная отр…сль, разл…жить р…стения, молодая пор…сль, р…стительная пища, дубы разр…слись, ул…житься в секунды, пол…гаться на коллектив, Петров Р…стислав, возл…жить ответственность, распол…гать данными, семена прор…сли, изл…гать программу, зар…сли тростника, отл…жить визит, прил…гать усилия, произр…стать на севере, пол…жение дел, подр…стающее поколение, жители Р…стова, морские водор…сли, жадный р…стовщик, свежее р…стение, произр…стать на поляне, зар…сла бурьяном, выр…щенный в теплице, разр…стись на воле, хрупкий р…сточек.

3. Соб…рись быстро, отп…реть замок, вым…ршие динозавры, переб…рать грибы, зам…рать от страха, расст…лить скатерть, прот…реть пыль, разж…гать огонь, проч…тать книгу, выд…рать сорняки, забл…стели звезды, отт…рать грязь, зап…рать дверь, пост…лить покрывало.

4. , Зар…сли тростника, отл…жить визит, прил…гать усилия, произр…стать на севере, пол…жение дел, подр…стающее поколение, жители Р…стова, морские водор…сли, жадный р…стовщик, свежее р…стение, произр…стать на поляне, зар…сла бурьяном, выр…щенный в теплице, разр…стись на воле, хрупкий р…сточек.

5.Вставь пропущенные буквы, выдели орфограмму:

Яркое р…стение, пышно разр…статься, зеленые водор…сли, заботливое выр…щивание, молодая пор..сль, отр…стить бороду, выр…щенный на грядке р…сточек, р…сли вместе, промышленная отр…сль, р…стительный мир, жадный р…стовщик, быстро возр…стаю, большой Р…стов¸ подр…стать на глазах, умный Р…стислав, выр…сли на воле, хрупкий р…сток, прор…стая через камень, выр…щенный в теплице.

VII. Правописание букв О-Ё после шипящих и Ц

1.Ш…лковые косы, мой ш..фер,  железная реш…тка, спортивные ш…рты, половая щ…тка, тихий ш…пот, ш….рох  в кустах, громко щ…лкать,  капюш…н на куртке, медная реш…тка, цирковой ж…нглер, ч…рный плащ, ж…лтый лист, испытать ш…к, писать буквы ч…тко, ветхая трущ…ба, лесная чащ…ба, мягкая ш…рстка, говяжья печ…нка, льняная беч…вка, резко зач…ркивать, вкусный ш…колад, ч…рствый хлеб, ож…г пальца, подж..г сарай, моя расч…ска, алая щ…чка, жестяной ж…лоб, работящая пч…лка, спелый крыж…вник.

2.Прочитайте юмористический рассказ, в котором собрано 18 слов-исключений. 

По шоссе мчалась машина. В кабине сидел шофёр, а в кузове тряслись чопорный шотландец, Жора-обжора, жокей, жонглёр и шорник. Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад, жонглёр жонглировал крыжовником, нанизывая его на шомпол. Жокей с шорником договаривались о новых шорах для лошади. Шотландец чопорно молчал, надвинув на глаза капюшон. Настроение у всех было мажорное. Будто ехали они на веселое шоу. Вдруг послышался шорох. Это лопнул шов на шортах Жоры-обжоры. Все были шокированы происшедшим.

4.Считалочка:: ШОРОХ, ЧОКАТЬСЯ, ТРУЩОБА, ШОВ, КРЫЖОВНИК и ЧАЩОБА, ШОКОЛАД, ШОССЕ, ЖОНГЛЁР, ТРЕЩОТКА, ШОРНИК и ШОФЁР, МАЖОРНЫЙ, ШОРТЫ, КАПЮШОН и ОБЖОРА.Каких слов-исключений не хватает?

3. Лесная чащ…ба, мягкая ш…рстка, говяжья печ…нка, льняная беч…вка, резко зач…ркивать, вкусный ш…колад, ч…рствый хлеб, ож…г пальца, подж..г сарай, моя расч…ска, алая щ…чка, жестяной ж…лоб, работящая пч…лка, спелый крыж…вник,тихий ш…пот, быстрый ш…рох, ш…к.

4. Самостоятельная работа. Вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы:

Железная реш…тка, мягкая щ…тка,   умелый ш…рник, длинный ж…лоб, ш..л долго,  старая трущ…ба, тяж….лая сумка, ч…рный зонт, лесная чащ..ба,  прямая ч..лка, громкий ш…пот, тихий ш…рох, горькия ш…колад, короткие ш…рты, кислый крыж…вник, ж…лтая пч…лка, пластмассовая трещ…тка, московское ш…ссе, строгий ж…кей.

5. Щ_голь,  ж…кей,  беч_вка, ж_ваный, реш_тка, ж_лоб, бесш_вный, ж_рдочка, приш_л, зач_т, прож_рливый, ч_рточка, ш…рох, наш_птывать,  ш_ковый,  печ_нка,  переж_вывать,  ж_сткий,  ж_нглер, защ_лка, ш_пот, крыж_вник, сч_т, ж_рдочка,  артиш…к, расч_ска, щ_лочь, ч_ткий, ш_ссе, кош_лка, пощ_чина, ш_лковый, ч_рствый, капюш…н, ш..фер, ш..ссе, реш…тка, ш…рник,  ж…лтый, анч…ус,  ч…рный, дж…нка, деш…вый.

VIII Правописание согласных в корне слова.

1. Но..ти, ука…ка, рекор(т,д), расска…ик, зы…кий, заморо…ки, наотре(з,с), безвес…ный, е(д,т)кий, гнус…ный, корыс…ный, пос…лать письмо, коми(с,сс)ия, пе(рр,р)он, перепи…ик, клу…ки, , пос..лать одеяло, програ(м,мм)а, па(с,сс)ажир.

2. Моло..ьба, кос…ьба, прос..ьба, ве…ти за руку, ве..ти в повозке, фруктовый пло…, деревянный пло…, зеленый лу…, горький лу…, человеческий ро…¸красный ро…, березовый пру…, помещичий пру…, кузнечный моло…, парень моло….

IX. Буквы З и С на конце приставок

1 вариант Самостоятельная работа. Вставьте  пропущенные буквы, выделите орфограммы:

Бе…шумный, бе…численный, (с,з)бить, и…кусать, (с,з)дуть, (с,з)дороваться,бе…вкусный, бе…жизненный, ра…валить, чре…мерное, ра…цвет, и…царапать, ра…линовать, ра…дуть, бе…нравственный, бе…цельный, бе..сонная, рас…читывать, ни..падать, (с,з)дание, ра…говориться,  (с,з)дешний,  во…парить, бе…дарный.

      2 вариант Самостоятельная работа. Вставьте  пропущенные буквы, выделите орфограммы:

Бе…цельный, ра…чертить, бе…чувственный, (с,з)гибать, ра…гадать, (с,з)десь, бе…сонный, ни…вергаться, и…целение, бе…защитный, бе…страшный, ра..цвела, бе…молвный, бе…жалостный, бе…брежный, (с,з)дать, во…вратиться, (с,з)дороваться, ра…жечь, (с,з)доровье, ра…сердиться, бе…честный, ра…твориться, ра…дам.

Тест по теме «Буквы З и С на конце приставок» за 5 класс. 1 вариант

1. В каком слове пишется С?    1) и...рыхлить    2) и...пуганный   3) не...гораемый    4) ...двинуть

2. В каком слове пишется С?    1) во...делывать  2) бе...злобный  3) бе..человечный  4) не...давленный

3. В каком слове пишется буква С?  1) и...ношенный    2) и...черпать  3) бе...участный    4) ра...бежаться

4. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется С?

1) и...толкование, во...требовать              2) и...синя-чёрный, в...лететь

3) и...мучить, и...порченный                    4) во...хождение, и...ведать

5. В каком ряду в словах на месте пропуска пишется не одна и та же буква?

1) ...дернуть, не...деланный           2) и...полнение, бе...покойный

3) ни...вергать, и...царапать         4) бе...вестный, и...жарить

Тест по теме «Буквы З и С на конце приставок» за 5 класс. 2 вариант

1. В каком слове пишется З?    1) чере...чур    2) ...гореть   3) и...тратить   4) и...гнание

2. В каком слове пишется буква С?   1) не...доровится  2) и...чезнуть  3) в...дремнуть  4) во...любить

3. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется С?

1) не...группированный, бе...думный   2) ра...цветать, бе...конечный  

3) бе...брежный, и...париться                 4) и...гнать, ра...толочь

4. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется одна и та же буква?

1) во...рождение, ...делать     2) и...числять и...пользовать 3) во...становить, во...раст    4) ...дание, ...дача

5. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется одна и та же буква?

1) ...горяча, ...дравствуйте                     2) во...клицательный, ра...жигающий;

3) во...местить, ра...щелина                  4) ра...пробовать, ра...смешить

X. Буквы И-Ы после приставок.

Вставь пропущенные буквы, выдели орфограмму.

Без…дейное произведение, провести дез…нформацию, без…мянная речка, меж..нститутский конкурс, без…нвентарное хозяйство, азартная  контр..гра , без…нициативный работник, сверх…зумительная  роль, без…икусственный  рассказ, городской мед…нститут, пред…дущее изл…жение, требуется дез…нфекция, без…сходная нужда, пред…стория человечества, крайний пан…сламизм, новая супер…гра, сверх…зысканные манеры, пред…юньские события, раз…грать дебют, небез..звестный автор, меж…мпериалистические противоречия, об…скать  дом, под…тожить сумму, сверх…нтересный    рассказ,  под…щем замену, с…граем в гольф.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал. 8 класс

Дидактический материал по подготовке к контрольной работе по теме "Первоначальные химические понятия" 8 класс...

Поурочный дидактический материал 10 класс общая биология

Тематический поурочный дидактический контроль знаний изученного материала....

Past Indefinite Дидактический материал 5 класс

Упражнения для первичной отработки использования видовременной формы Past Indefinite...

КСО дидактический материал 7 класс

Представлен дидактический материал к методикам КСО: индивидуальные задания, взаимотренаж, взаимообмен заданиями...

Дидактический материал .7 класс. русский язык.

Русский язык. 7 класс. Дидактический материал....

Дидактический материал .7 класс. русский язык.

Русский язык. 7 класс.  Карточки для индивидуальной работы.....

Дидактический материал .7 класс. русский язык.

Дидактический материал . 7 класс. Русский язык....