Методические рекомендации по подготовке обучающихся к ОГЭ
методическая разработка по русскому языку (9 класс)

Шнайдер Надежда Михайловна

               Непременным условием получения аттестата об основном общем образовании является успешное прохождение выпускниками IX классов государственной итоговой аттестации по русскому языку. Таким образом, тема подготовки к ОГЭ приобретает для девятиклассников особую актуальность. Для достижения максимального результата учителям школ необходимо правильно организовать данную работу.

           Результаты сдачи ОГЭ девятиклассниками напрямую зависят от грамотно спланированной подготовки обучающихся. 

           По полноте охвата курса русского языка экзаменационная работа соотносится с целями обучения русскому языку в основной школе.

           Работа проверяет лингвистическую компетенцию обучающихся (знания о языке и речи; умение применять лингвистические знания в работе с языковым материалом, а также опознавательные, классификационные, аналитические учебно-языковые умения и навыки).

             О степени сформированности языковой компетенции говорят умения и навыки обучающихся, связанные с соблюдением языковых норм (лексических, грамматических, стилистических, орфографических, пунктуационных). Коммуникативная компетенция проверяется в работе на уровне владения обучающимися продуктивными и рецептивными навыками речевой деятельности.

           Выполнение экзаменуемыми совокупности представленных в работе заданий позволяет оценить соответствие уровня их подготовки, достигнутого к концу обучения в основной школе, государственным требованиям к уровню подготовки по русскому языку, что обеспечивает возможность успешного продолжения обучения в старшей школе.

            Задания с открытым развёрнутым ответов (сочинение-рассуждение на основе предложенного текста) проверяют сформированность у учащихся составляющих коммуникативной компетентности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

по подготовке обучающихся к ОГЭ  по русскому языку

            Непременным условием получения аттестата об основном общем образовании является успешное прохождение выпускниками IX классов государственной итоговой аттестации по русскому языку. Таким образом, тема подготовки к ОГЭ приобретает для девятиклассников особую актуальность. Эта форма проверки усвоения материала из-за ограниченного количества часов, которые отводятся школьной программой на изучение русского языка (в 9 классе 2 или 3 часа), требует дополнительной, углублённой подготовки к ОГЭ по предмету «Русский язык» и систематизации знаний. Для достижения максимального результата учителям школ необходимо правильно организовать данную работу.

           Результаты сдачи ОГЭ девятиклассниками напрямую зависят от грамотно спланированной подготовки обучающихся. Попробуем посмотреть на ОГЭ по русскому языку позитивно, разобраться, проверки каких знаний и умений учащихся требует этот экзамен, и как в процессе подготовки к нему школьники смогут систематизировать знания, восполнить пробелы в них и соотнести с ними свои практические навыки.

           По полноте охвата курса русского языка экзаменационная работа соотносится с целями обучения русскому языку в основной школе.

           Работа проверяет лингвистическую компетенцию обучающихся (знания о языке и речи; умение применять лингвистические знания в работе с языковым материалом, а также опознавательные, классификационные, аналитические учебно-языковые умения и навыки).

             О степени сформированности языковой компетенции говорят умения и навыки обучающихся, связанные с соблюдением языковых норм (лексических, грамматических, стилистических, орфографических, пунктуационных). Коммуникативная компетенция проверяется в работе на уровне владения обучающимися продуктивными и рецептивными навыками речевой деятельности.

           Выполнение экзаменуемыми совокупности представленных в работе заданий позволяет оценить соответствие уровня их подготовки, достигнутого к концу обучения в основной школе, государственным требованиям к уровню подготовки по русскому языку, что обеспечивает возможность успешного продолжения обучения в старшей школе.

            Задания с открытым развёрнутым ответов (сочинение-рассуждение на основе предложенного текста) проверяют сформированность у учащихся составляющих коммуникативной компетентности.

           Тестирование – это один из видов контроля знаний, без которого невозможна жизнь современной школы. Использование тестовых методик при подготовке старшеклассников к итоговой аттестации – огромная помощь всем: учащимся, учителям, родителям.

       Здесь нужно выделить несколько этапов работы учащихся с тестами и тестовыми заданиями:

  1.        Знакомство с их структурой, спецификацией.
  2.        Выполнение заданий для совместной работы
  3.        Анализ и коррекция ошибок
  4.        Самостоятельное выполнение тестовых заданий.
  5.        Самостоятельное составление тестовых заданий по предложенным текстам.

       С чего начать подготовку? Со знакомства со структурой ОГЭ и системой оценивания каждого типа заданий в экзаменационной работе

Использование традиционных тестов на уроках русского языка

1.1 Тестовые задания, составляемые учителем.

                  Чтобы охватить подготовкой к итоговой аттестации не только уроки по обобщению, но и контрольные, рекомендуем составлять задания к текстам, с которыми ведётся работа на уроке: к тексту диктанта грамматическое задание составляется по типу заданий тестовых заданий экзаменационной работы (приложение 1, 2):

Пример №1 Диктант по теме «Повторение» в 9 классе

1/ Левитан спустился по Оке до Нижнего и там пересел на пароход до Рыбинска. 2/ Все дни он с Кувшинниковой просиживал на палубе и смотрел на берега, искал места для этюдов. 3/ Но хороших мест не было. 4/ Левитан все чаще хмурился и жаловался на усталость. 5/ Берега наплывали медленно, однообразно, не радуя глаз ни живописными селами, ни задумчивыми и плавными поворотами. 6/ Наконец в Плесе Левитан увидел с палубы маленькую церковь, рубленную из сосновых бревен. 7/ Она чернела на зеленом небе, и первая звезда горела над ней, переливаясь и блистая. 8/ В этой церкви, в тишине вечера, в певучих голосах баб, продававших на пристани молоко, Левитану почувствовалось столько покоя, что он тут же решил остаться в Плесе.

9/ Маленький городок был беззвучен и безлюден. 10/ Тишину нарушали только колокольный звон и мычание стада, а по ночам доносились колотушки сторожей. 11/ В домах за прозрачными занавесками висел сушеный липовый цвет. (140 слов)

1. В каком слове правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая глухой согласный звук»?

1) распрямилась 2) постойте 3) раздаёт 4) отдаёшь

2. В каком слове правописание суффикса является исключением из правила?

1) длинный 2) раненые 3) варёных 4) обыкновенно

3. Замените просторечное слово «баб» в предложении 8 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

4. Замените словосочетание «колокольный звон» (предложение 10), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

5. Выпишите грамматическую основу предложения 9.

6.Среди предложений 6-11 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.

7. В приведѐнных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном определении.

В этой церкви,(1) в тишине вечера,(2) в певучих голосах баб,(3) продававших на пристани молоко,(4) Левитану почувствовалось столько покоя, (5) что он тут же решил остаться в Плесе.

8.Укажите количество грамматических основ в предложении 10.

9. Среди предложений 6-11 найдите сложноподчинённое предложение. Напишите номер этого предложения.

             Нужно помнить, что подготовку к ОГЭ по русскому языку надо начинать не в 9 классе, а уже с 5 класса. Ученики, встретившись с заданиями ОГЭ, должны понимать суть задаваемых вопросов. Поэтому как можно раньше надо начинать работу по формированию навыка работы с тестовыми заданиями в формате ОГЭ и формулировкой этих заданий.

Например, при работе над темой правописания приставок можно порекомендовать такие виды заданий:

1.Распределите слова в 2 столбика:

- слова с неизменяемыми приставками

-слова с приставками, правописание которых зависит от их значения

-какие слова останутся и почему?

Прибежать, отходить, поднос, въехать, преграда, приклеить, расписать,

закричать, превозносить.

2.Из предложенного текста выпишите слова с приставкой, правописание которых зависит от глухости/звонкости следующего согласного.

(1) Грибы не относятся ни к растениям, ни к животным, они – представители царства грибов. (2) Клетки гриба растут и делятся только в одном направлении. (3) Так образуются длинныe разветвлённые нити - грибница. (4) Это и есть организм гриба. (5) Размножается гриб спорами.

В 7 классе активно надо пользоваться понятиями «обособленное определение», «обособленное обстоятельство» при изучении тем «Причастный оборот» и «Деепричастный оборот». Задания следует формулировать в соответствии с заданиями ОГЭ:

1.в записанном предложении укажите номера запятых, стоящих при обособленном определении (обстоятельстве);

2.в тексте найдите предложение с обособленным определением (обстоятельством).

Тестирование в формате ОГЭ следует проводить систематически уже с 5 класса. Конечно, данная работа требует от учителя серьёзного продумывания каждого задания и соотнесения его с заданиями ОГЭ.

2.1 Использование в работе материалов открытого банка заданий ОГЭ с сайта ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений».

           Другим направлением в работе над тестовой частью экзаменационной работы является составление тестов на основе открытого банка заданий. Используя материалы сайта ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений», можно составить несколько десятков вариантов экзаменационной работы по русскому языку, а также отрабатывать отдельные элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы.

            Например, для отработки материала из раздела «Грамматика. Синтаксис» выбираем задания с сайта:

  1.            Среди предложений 17–24 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
  2.           В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными  сочинительной связью.

Я давно забыл о нём,(1) а он вот ковыляет по-стариковски мне навстречу и всё ещё не видит меня. Я вспомнил,(2) как мы делили с ним наши горькие дни,(3) ведь он был единственным моим другом,(4) как он провожал меня до наезженной дороги,(5) не подозревая,(6) что я уезжаю навсегда.

  1.             В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными  подчинительной  связью.

Женщина достала из сумки булку,(1) положила её перед собакой,(2) но та не ела,(3) глядела в глаза женщине: она понимала,(4) что от неё хотят отделаться подачкой. Тогда женщина опустилась на корточки и погладила её по голове,(5) протянула ей булочку,(6) и собака начала есть,(7) то и дело поглядывая на женщину: она боялась,(8) что та уйдёт.

             Таким же образом можно составлять и контрольные работы по основным темам курса русского языка в 9 классе.

Например, контрольная работа по теме «Сложное предложение».

1.Укажи сложные предложения. Подчеркни грамматические основы.
а) В степи было тихо и светло.
б) Но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них.
в) Полный диск луны, раньше кроваво-красный, бледнел, удаляясь от земли, бледнел и всё обильнее лил на степь голубоватую мглу.
г) Волна потока его охватила и, кровь омывши, одела в пену, умчала в море.
д) Певуче плещут волны на песок, и я молчу, глядя в даль моря.
е) Блестело море, всё в ярком свете, и грозно волны о берег бились.
ж) Высоко в горы вполз Уж и лёг там в сыром ущелье, свернувшись в узел и глядя в море.
з) В лес летели одни только звуки, и фее было сладко слушать их.

2. Укажи сложноподчинённые предложения с придаточными дополнительным

а) Нужно серьёзно готовиться к урокам в течение года, чтобы успешно сдать экзамены.
б) Я попросил друга, чтобы он не опаздывал.
в) Речка так блестит и сверкает, что глазам больно.
г) Я не знал, что ему ещё сказать.
д) Я увидел в тот день то, что меня окончательно разочаровало.
е) Мы так и не узнали в тот вечер, кто оказался победителем.
ж) Тот, кто верит в себя, в свои силы, всегда побеждает.

3. Укажи сложноподчинённое предложение с придаточным обстоятельственным.
а) Они тронулись в путь, как только стаял снег. 
б) Последний свой приезд в деревню он помнил так хорошо, будто только сейчас и возвращался обратно.
в) С тех пор, как он приехал в этот город и поступил на службу, он стал ненавидеть свою моложавость.
г) Мы уже не сможем ничего изменить, но наша совесть будет чиста.
д) Для того чтобы не прогревалась земля, с боков были посажены папоротники. 
е) Маленький негр был сильнее доктора в английском, но и он безбожно коверкал несколько десятков английских слов. 
4. Определите вид подчинения в этом предложении: однородное, последовательное, неоднородное (параллельное).

Он делал вид, что кричит на мальчишек, которые тихонько пробрались в театральный двор.

5. Среди предложений 32–37 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(32)На большой перемене мы с директором в опустевшем классе стали пробиваться к голубкинской совести. (33)Именно тогда, в разгар нашей беседы, появился Ваня Белов и сказал:

– (34)Я пришёл, чтобы отдать себя в руки правосудия!

(35)Я не верила, что диктанты вытащил он, но директор согласился с версией Вани. (36)После уроков шестеро учеников, работы которых исчезли, переписали диктант. (37)Сеня Голубкин получил тройку, поскольку уже успел обнаружить на перемене свои ошибки, и перешёл в седьмой класс.

6.В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Она, (1) казалось, (2) готова была благодарить его ещё час, (3) но он повернулся и убежал. И на первой перемене оказалось, (4) что никто из мальчиков в их классе ничего не подарил девочкам. Ни один. Только перед Леной Поповой лежали нежные веточки мимозы.

– Откуда у тебя цветы? – спросила учительница.

– Это мне Витя подарил, (5) – спокойно сказала Лена.

Все сразу зашушукались, (6) посмотрев на Витю, (7) а Витя низко опустил голову.

7.В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Все двинулись к дверям, (1) в классе оставался только Петруха Васильев, (2) который спокойно, (3) ни на кого не обращая внимания, (4) что-то писáл в тетради.

8.Укажите количество грамматических основ в предложении

а. Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир.

б. Когда я уселась в учительской за тетради, оказалось, что шесть работ из пачки исчезли.

в. Краб был страшно большой и плоский, и, присмотревшись, на нём можно было разглядеть бугры и колючки, какие-то швы, зубчатые гребешки.

г. А тут проходили мимо старшеклассники, и все на него смотрели и спрашивали, чей он жених.

д. В этот момент в него начали стрелять, и отец упал.

е. На палубе корабля играл мелодии Чайковского Витя Панфилов, танцевала Рая Иванова, читала стихи Вера Бородулина.

ж. Спокойно, обыденно и публично, средь бела дня, ради грошовой выгоды предал человек, за которого он, не раздумывая, пошёл бы в огонь и в воду.

9. Среди предложений 21–26 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(21)Миха подробно рассказал, как утром, по дороге в школу, вытащил бедолагу-котёнка почти из самой пасти собаки, собиравшейся его загрызть. (22)Но отнести его домой, однако, он не мог, потому что тётя, у которой он жил с прошлого понедельника, ещё неизвестно как бы к этому отнеслась.

(23)Они вышли из школы втроём. (24)Мальчишки брели и болтали, болтали и брели, а потом остановились возле Яузы, замолчали. (25)Почувствовали одновременно – как хорошо: доверие, дружество, равноправие. (26)И мысли нет, кто главней, напротив, все друг другу рáвно интересны.

10.Среди предложений 1–6 найдите сложные предложения с союзной подчинительной и сочинительной связью между частями. Напишите номера этих предложений.

(1)В тот день на берегу моря Зыбин всё-таки достал краба. (2)Краб был страшно большой и плоский, и, присмотревшись, на нём можно было разглядеть бугры и колючки, какие-то швы, зубчатые гребешки. (3)Если его засушить, получится, наверное, прекрасный сувенир! (4)Краб неделю просидел под кроватью. (5)Он сидел всё в одном и том же месте, около ножки кровати, и, когда кто-нибудь наклонялся над ним, он с грозным бессилием выставлял вперёд зазубренную клешню. (6)На третий день около усов показалась пена, но, когда Зыбин к нему притронулся, краб пребольно, до крови, заклешнил ему палец.

Приложение

Диктант 8 класс 1 четверть

1. Я вышел из дома ночью, потому что решил добраться до утиного озера к рассвету. 2. Шел по пыльной дороге, спускался в неглубокие овраги, поднимался на пригорки, пересекая редкие сосновые боры с застоявшимся в них запахом смолы и земляники, снова выходил к полю.

3. Никто не обгонял меня, и я ни с кем не встречался. 4. Вдоль дороги тянулась рожь. 5. Она созревала уже и стояла неподвижно, чуть-чуть светлея в темноте. 6. Скоро дорога ушла влево, и я ступил на твердую тропинку, извивающуюся вдоль берега небольшой, но глубокой речонки. 7. Плывущие по ней бревна изредка сталкивались друг с другом, и тогда раздавался слабый звук, будто кто-то стучал топором по дереву.

8. На другой стороне реки яркой точкой горел костер, и узкая прерывистая полоска света тянулась от него далеко по воде.

9. Я прибавил шаг, миновал осиновый подлесок и в небольшой ложбинке, окруженной со всех сторон густым лесом, увидел костер. 10. Возле него, подперев рукой голову, пристроился человек. 11. Он что-то негромко напевал.

  1. вариант

1. Выпишите из 2 абзаца текста по 1 словосочетанию разных видов связи.

2. Найдите во 2 абзаце тексте предложения А. с обособленными определениями

Б.обособленными обстоятельствами. Укажите их номера.

3.Укажите верную характеристику слова ни с кем;

1) определительное местоимение

2) отрицательное местоимение

3) неопределённое местоимение

4) вопросительное местоимение

4.Укажите вариант ответа, в котором содержится правильное объяснение написания НЕ в слове (Не)БОЛЬШОЙ (предложение 9).

1) НЕ с прилагательным пишется слитно, так как нет зависимого слова.

2) НЕ с прилагательным пишется слитно, так как слово без НЕ не употребляется.

3) НЕ с прилагательным пишется слитно, так как есть противопоставление с союзом А.

4) НЕ с прилагательным пишется слитно, так как это слово можно заменить синонимом без НЕ.

5. Объясните правописание слова добрат(?)ся (1предложение)

6.Из предложений 8-11 выпишите слово с чередующейся гласной в корне слова

7.Из предложений 7-9 выпишите слово(а) с приставкой, правописание которой зависит от её значения

  1. вариант

1.Выпишите из 4 абзаца текста по 1 словосочетанию разных видов связи.

2.Найдите в 3 и 4 абзацах текста предложения А. с обособленными определениями

Б.обособленными обстоятельствами. Укажите их номера.

3.Укажите верную характеристику слова КТО-ТО;

1) определительное местоимение

2) отрицательное местоимение

3) неопределённое местоимение

4) вопросительное местоимение

4. Укажите вариант ответа, в котором содержится правильное объяснение написания НЕ в слове (Не)ГРОМКО (предложение 11).

1) НЕ с наречиями пишется слитно, так как нет зависимого слова.

2) НЕ с наречиями пишется слитно, так как слово без НЕ не употребляется.

3) НЕ с наречием пишется слитно, так как есть противопоставление с союзом А.

4) НЕ с наречием пишется слитно, так как это слово можно заменить синонимом без НЕ.

5. Объясните правописание слова добрат(?)ся (1предложение)

6.Из предложений 8-11 выпишите слово с чередующейся гласной в корне слова

7.Из предложений 7-9 выпишите слово(а) с приставкой, правописание которой зависит от глухости-звонкости следующего согласного

Приложение 2

Диктант по теме «Производные предлоги»

7 класс

У моря

1)В течение нескольких часов можно сидеть неподвижно и смотреть на море. 2)Вблизи море прозрачное, зеленоватого цвета, а вдали лежит тёмно-синей полосой, чуть-чуть подёрнутой дымкой. 3)Красиво море на рассвете, когда из-за горизонта выплывает огненный шар.

4)Несмотря на хорошую погоду, берег пуст, лишь над водой носятся белокрылые чайки. 5)Вдруг чайки улетают прочь. 6)По-видимому, их зоркие глаза заметили вдали теплоход, и они устремились к нему. 7)Наконец на горизонте и я различаю лайнер, медленно вырастающий из туманной дымки. 8)Белый, как чайка, он плывёт над волной и приветствует приморский городок протяжными гудками. 9)От огромной машины, стараясь перегнать друг друга, бегут к берегу волны, но, натолкнувшись на невидимую преграду, шипя и сердясь, оставляют на камнях пену.

10)В продолжение трёх недель своего отпуска я каждое утро ходил к морю. 11)Впоследствии с большим удовольствием вспоминал эти прогулки по морскому берегу. (130 слов)

Задание в формате ГИА и мониторинга

1.Определить характеристику предложения №3

а) простое б)СПП в)ССП г)БСП

2. Выпишите грамматические основы предложения №4.

3. Из предложений 8-11 выпишите номер предложения, в котором есть обособленное обстоятельство.

4. Из предложений 5-9 выпишите номер предложения, где используется литературный приём сравнение.

5. Из предложений 5-9 выпишите номер предложения, в котором есть обособленное определение.

6. Из предложений 8-11 выпишите номера предложений, где есть однородные члены предложения.

7. Из предложений 6-8 выпишите слово, которое образовано от существительного с основой на Н.

8. Из предложений 6-8 выпишите слово с чередующейся гласной в корне слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для подготовки обучающихся к ГИА по литературе

Рекомендации и примеры заданий для подготовки обучающихся к итоговой аттестации за курс 9 кл. по литературе....

Методические рекомендации «Методика подготовки обучающихся к написанию итогового сочинения»

Методические рекомендации подготовлены на основе письма Рособрнадзора от 17.10.16 № 10-764...

Методические рекомендации по подготовке обучающихся к олимпиадам по истории.

Олимпиадное движение сегодня является одним из актуальных направлений, когда речь идет о работе с одаренными детьми. Участие учащихся в олимпиадах, их победы сегодня рассматривается одним из критериев...

Методические рекомендации по подготовке обучающихся 10- 11 классов к итоговому сочинению в 2017 – 2018 учебном году

Методические рекомендации  по подготовке обучающихся 10- 11 классов  к итоговому сочинению в 2017 – 2018 учебном году...

Коучинг-сессия "Методические рекомендации по подготовке обучающихся к ВОШ в течение учебного года "

Методические рекомендации по подготовке обучающихся к ВОШ в течение учебного года...

Методические рекомендации по подготовке обучающихся к научно-практической конференции

Переход на новые стандарты предполагает «формировать у учащихся целостную совокупность личностных образовательных результатов посредством включения школьников в процедуры понимания, проектирован...

Методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену по математике по теме «Подготовка обучающихся к успешной сдаче ЕГЭ по математике»

Единый государственный экзамен – серьезный шаг в жизни каждого выпускника, обдумывающего выбор своего будущего, стремящегося самореализоваться в новой социокультурной ситуации, продолжить образо...