ПРАВОПИСАНИЕ НЕ И НИ С РАЗНЫМИ ЧАСТЯМИ РЕЧИ
план-конспект урока по русскому языку (7, 8, 9, 10, 11 класс)

Константин Владимирович Ярушин

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_ne_i_ni_s.docx17.31 КБ

Предварительный просмотр:

  ПРАВОПИСАНИЕ НЕ И НИ 
С РАЗНЫМИ ЧАСТЯМИ РЕЧИ
 

Цель: совершенствовать навыки применения основных типов орфограмм – правописания не и ни с разными частями речи, изученных в 5–9 классах, порядок действий при решении орфографических задач.

Тип урока: комбинированный.

Методы: исследовательский, самостоятельная работа, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков

Ход урока

1. Этап организации совместной деятельности по освоению материала урока.

Повторение правила «Правописание не и ни с разными частями речи».

Игра «Собери пазл» (работа с карточками).

Заранее на парты раскладываются конверты с разрезанными пословицами. Школьники должны собрать эти пословицы как пазлы и прочитать. Затем они объясняют правописание частиц в своих примерах. На каждую парту – по одному пазлу в конверте.

Из пословицы слов не выкинешь. На деньги ума не купишь. Не гордись званьем, а гордись знаньем. Не учи рыбу плавать, а собаку лаять. Плох тот солдат, который не хочет быть генералом. От доброго слова язык не отсохнет. Не спеши языком – торопись делом. Знайка дорожкой бежит,  а  незнайка  на печи лежит. Не место красит человека, а человек – место. Спишь, спишь, а отдохнуть некогда. Не красавицей дом держится, а умницей. Не игла шьёт, а руки. На пословицу ни суда, ни расправы. Какой ни отруби палец, всё жалко. Как ни мудри, а совесть не перемудришь. Хорош, пригож, а дела ни на грош. На словах города берет, а на деле ни шагу вперед. Ради красного словца не пощадит ни матери, ни отца.

– В каких пословицах содержится резкое осуждение недостатков? Сделайте вывод: в каких случаях используется частица не, а в каких – ни?

Составление обобщающей таблицы «Правописание не и ни с разными частями речи».

2. Этап первичной проверки понимания изученного.

Самостоятельная работа.

– Объясните правописание выделенных орфограмм (слайд).

Недотрога, неряха, невольник, недочёт, недоимка, недоразумение, неистовство, ненависть, нелепость; необходимый, невзрачный, невинный, неизбежный, неустанный, неутомимый; небрежно, нелепо, нельзя, ненароком, невмоготу, необходимо, нестерпимо, неуклюже, неряшливо, нечаянно, непрестанно, непримиримо.

Неправда (ложь), неприятель (враг), недруг (враг), нездоровье (болезнь), невежливость (грубость), невежество (малообразованность,  некультурность),  непогода   (плохая   погода,   ненастье),  недовольство  (отсутствие удовлетворенности), невнимательность (рассеянность), несчастье (беда), недоверие (подозрительность), неволя (плен, рабство), независимость (самостоятельность), недостаток (изъян, несовершенство), ненависть (вражда, отвращение), немощь (слабость); неплохой (хороший), невесёлый (грустный), неумный (глупый); недалеко (близко), неплохо (удовлетворительно), немедленно (скоро, тотчас), неприветливо (грубо).

Это не правда, а ложь. Здесь нужна не опытность, а знания. Это совсем не успех. Комната не большая, а маленькая. Он еще не старый. Он совершил не хороший, а дурной поступок. От школы до дома не далеко, а близко.

Это далеко не лучший выход. Ничуть не интересная книга. Это отнюдь не полные данные. Далеко не скромно. Мне нисколько не страшно. Ему отнюдь не весело. Учиться никогда не поздно.

Не зная, не читая, не проверив, не заметив, не торопясь, не умываясь, не видя, не глядя, не смотря, не взирая, не спеша, не медля.

Ненавидеть, негодовать, недоумевать, нездоровится, невзлюбить, нейдёт, неймётся, несдобровать; ненавидя, негодуя, недоумевая; недосолить, недоплатить, недоедать, недорабатывать, недобрать, недосыпать, недовесить, недосмотреть, недоставать.

Не́кого, никого́, не́чему, ничему́, не́кем, нике́м, не́чем, ниче́м.

Не́ к кому, ни к кому́, не́ в чем, ни в чём, не́ о ком, ни о ко́м, не́ от кого, ни от кого́, не́ с кем, ни с ке́м, не́ с чем, ни с че́м.

Работа не закончена, письмо не написано, рожь ещё не сжата, дрова не напилены, комната не подметена, печь не затоплена.

Не законченная нами работа, ещё не разобранные книги, не подготовленное хозяйственной частью помещение, не ржавеющая от сырости сталь, долго не смолкающие аплодисменты, не замерзающие зимой реки, не привыкшие к долгой работе руки.

Не разобранные книги, а разбросанные. Слышится гром не раскатывающийся, а глухо рокочущий. Не законченная, а только что начатая работа.

Незаконченная работа, неразобранные книги, нескошенная трава, незамерзающая река, непортящиеся продукты, неискоренимая привычка, несжатая полоса, несобранные вещи, нерастворившийся осадок, неразложившееся удобрение, неразорвавшийся снаряд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание Н.НН в разных частях речи

Презентация наглядно представляет правило правописания Н.НН в разных частях речи...

Правописание Н - НН в разных частях речи

Дидактический материал для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Задание А 12....

правописание н инн в разных частях речи.

Диагностическая работа по русскому языку из трёх заданий. Расчитана на 10-15 минут урока....

Правописание частицы НЕ с разными частями речи

Материал предназначен для работы в 7 классе...

Правописание Н - НН в разных частях речи.

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Задание 16 (по демоверсии ФИПИ 2015).Презентация может быть использована на уроке обобщения и закрепления знаний как тренажер для фронтальной работы....

Карточка "Правописание не со словами разных частей речи"

Карточка для учащихся по теме "Правописание не  со словами разных частей  речи"...