конспект урока по теме " подготовка к изложению по миниатюре В.П. Астафьева "Родные берёзы"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Зверева Ирина Васильевна

Урок развитя речи в 5 классе направлен на формирование умения излагать материал, умения определять и раскрывать тему и главную мысль текста повествовательного характера. 

 Сопровождается презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_izlozheniyu_po_miniatyure_astafeva.docx16.07 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока:   Урок развития речи.  

Цели урока. Формировать умение писать изложение на заданную тему. Совершенствовать  умения находить и раскрывать тему и основную мысль повествовательного текста.

Задачи урока.

Развивающие:

   Регулятивные:   управление своей деятельностью; контроль и коррекция.

   Коммуникативные: развивать связную устную речь учащихся в процессе составления   устного рассказа по тексту изложения.

   Познавательные: исследование лингвистического материала, работа с информацией; развивать логическое мышление учащихся путем отработки причинно-следственных связей в тексте изложения.

Воспитывающие: Формировать у учащихся чувство любви к малой родине.

Необходимое оборудование. ИКТ: ПК, интерактивная доска

                                   Ход урока

I. Постановка целей и задач урока.

            -   На следующем уроке нам предстоит написание изложения.  Как вы думаете, чем мы займёмся сегодня? Правильно, подготовкой к написанию изложения.

            - Для начала вспомним, что же такое изложение? (Это пересказ текста (устный или письменный), представленный в виде учебной работы для развития речи учащихся) Нам предстоит прочитать текст и пересказать его письменно, т.е. написать изложение. Текст надо пересказать подробно, последовательно, полно раскрыть его тему и основную мысль.

            - Что значит подробно пересказать текст? (Подробно пересказать текст – значит полно, со всеми подробностями, последовательно изложить содержание текста; понять и использовать слова и выражения автора, чтобы лучше раскрыть тему и основную мысль текста)

            - Сегодня на уроке мы должны подготовиться к изложению по миниатюре В.П. Астафьева (упр. 459, стр35: определить его тему, идею, структуру; провести языковой анализ текста.

                                   II. Работа над темой

                    1. Знакомство с автором

        Информация о писателе  (слайд 2)

     Природа Красноярского края,  д. Овсянка  (слайд 3)

 2. Выразительное чтение миниатюры,        

                       2. Анализ содержания текста.

  1)От чьего лица идет рассказ?

2) Где происходят события? (слайд 4)

Какие слова вам непонятны?

 3) Что и почему удивило автора среди заморских кущ ?

4)  какими глаголами описывает автор свое времяпрепровождение?

       «Бродил, глазел, дивился и увидел среди заморских кущ три березки».

    Как называются слова, которые употребляются в простой, обыденной речи?

   По какому выражению мы понимаем, что Астафьев был удивлён?

   “глазам своим …не поверил”?

    Как называется устойчивая фраза в переносном смысле?  Что она обозначает?

   

5)  Как  изображает писатель березы? (слайд 5)

    Какие глаголы использует автор, характеризуя действия берез?

    Как называется это художественное средство, когда о неживом говорим как о живом?

     Назовите эпитеты

  Каким фразеологизмом передано впечатление  Астафьева от берез?

Какие еще средства использует?

6) Как  березки оказались в парке?  (слайд 6)

   В чём особенность  листьев и вершин?

Что видел писатель, глядя на березки?

Какую мысль этим выражает автор?

                         III. Определение типа речи.

Вспомните основные типы речи данного текста.  А в этом тексте автор рассуждает, повествует или описывает? (Повествует и описывает). Докажите.

                          IV. Осмысление текста.

Теперь посмотрим на следующий слайд (7).

 Прочитаем слова о Астафьева о родной земле.

Как миниатюра о березках подтверждает эти слова?  (слайд 8)

 Где особенно ярко выражено в тексте это чувство?

 В чем же хотел убедить нас автор именно этим текстом? (Где бы ты ни был, ты будешь вспоминать свои родные края, потому что любовь к малой родине, её природе- это одно из самых сильных и прекрасных чувств человека)

               IV.  рефлексия.

            -Что такое изложение?

            - Чем мы будем заниматься на следующем уроке? (Писать изложение по тексту В.П. Астафьева) Ваша задача? (Подготовиться к написанию изложения)

            - Что вызвало трудности на этом уроке?

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Подготовка деталей кроя фартука к обработке"

Конспект урока по теме "Подготовка деталей кроя фартука к обработке"...

Конспект урока по теме: Подготовка к ГИА.Проценты

Данный урок разработан ,как урок повторения в 9 классе по теме "Проценты". Применяемые технологии: проектная....

Урок по теме "Подготовка к изложению по тексту стихотворения в прозе И. С. Тургенева "Деревня"

Урок-исследование. Ведётся большая подготовительная работа в группах....

Конспект урока по теме "Подготовка к контрольной работе по теме "Системы счисления"

Данный материал будет полезен учителям информатики. Предлагаю конспект урока, презентацию к уроку.Задания не сложные, главное отработать правила перевода в разные системы счисления....

Урок развития речи. Подготовка к изложению по тексту рассказа В.Астафьева "Музыка"

      9 класс- период нравственного  самопознания  и самоуглубления, а также этап более глубокого литературного образования, этот период играет огромную роль в формиров...

Конспект урока по теме: «Написания подробного изложения».

Конспект урока по теме: «Написания подробного изложения».Цель: подготовить учащихся к восприятию текста Паустовского.Задачи:1) формировать умение подробно пересказывать текст2) развить язы...

презентация к уроку "Подготовка к изложению по миниатюре В.П. Астыфьева "Родные берёзы"

презентация является сопровождением конспекта урока в 5 классе по этому же занятию. Использован материал о писателе, краткие записи содержания текста, что позволяет детям лучше осознать и запомнить те...