Имя числительное
презентация к уроку по русскому языку (6 класс)

Бакума Юлия Алексеевна

Презентация содержит теоретический материал по теме "Имя числительное" и может быть использована при проведении уроков в 6 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Имя числительное1.98 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СИСТЕМА УРОКОВ ПО ТЕМЕ «ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ» 6 класс

Слайд 2

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ – ЭТО САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ, КОТОРАЯ 1. обозначает число, количество, порядок предметов при счете и отвечает на вопросы сколько, какой, который; 2. Н.ф. Им.п. (для всех), ед.ч., м.р. (для порядковых) Постоянные признаки: простое или составное, количественное или порядковое; Непостоянные признаки: падеж (для всех), род и число (для порядковых). 3. Синтаксическая роль – любой член предложения.

Слайд 3

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ ЧИСЛИТЕЛЬНОГО. Пример Синтаксическая роль 1 Семеро одного не ждут. Подлежащее 2 Пятью пять – двадцать пять. Сказуемое 3 За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. Дополнение 4 Первый блин комом. Определение 5 Семь раз отмерь – один отрежь. Обстоятельство

Слайд 4

МЯГКИЙ ЗНАК В СЕРЕДИНЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ.

Слайд 5

ПРАВОПИСАНИЕ Ь В СЕРЕДИНЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ. Пят ь десят Шест ь десят Сем ь десят Восем ь десят Пят ь сот Шест ь сот Сем ь сот Восем ь сот Девят ь сот

Слайд 6

На конце числительных от 5 до 20 и в числительном 30 пишется Ь (орфограмма №9) Пят ь , шест ь , одиннадцат ь , двадцат ь Частица НЕ с числительными всегда пишется РАЗДЕЛЬНО. Не пять, не восьмеро, не сотый, не двухтысячный, не пять шестых. Правописание Ь на конце числительных. НЕ с числительными.

Слайд 7

ЗАПОМНИ НАПИСАНИЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ! Оди нн адцать (один на десяте) Двест и Трист а Четырест а Ми лл ион Ми лл иард

Слайд 9

КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ

Слайд 10

ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ЦЕЛЫЕ ЧИСЛА

Слайд 11

ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ЦЕЛЫЕ ЧИСЛА

Слайд 12

4. СКЛОНЕНИЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ 40, 90, 100 Падеж 40 90 100 Им.п В.п сорок девяност о ст о Р.п. Д.п Т.п. П.п сорок а девяност а ст а

Слайд 13

5. СКЛОНЕНИЕ СЛОЖНЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ От 50 до 80 От 500 до 900 200, 300, 400 Им.п шестьдесят шестьсот триста Р.п. шест и десят и шест и сот□ тр ех сот□ Д.п. шест и десят и шест и ст ам тр ем ст ам В.п шестьдесят шестьсот триста Т.п шесть ю десять ю шесть ю ст ами тр емя ст ами П.п. О шест и десят и О шест и ст ах О тр ех ст ах

Слайд 14

6. СКЛОНЕНИЕ СОСТАВНЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ, ОБОЗНАЧАЮЩИХ ЦЕЛОЕ ЧИСЛО Им.п. Четыреста семьдесят шесть книг Р.п. Четырехсот семидесяти шести книг Д.п. Четыремстам семидесяти шести книгам В.п. Четыреста семьдесят шесть книг Т.п. Четырьмястами семьюдесятью шестью книгами П.п. О четырехстах семидесяти шести книгах

Слайд 15

7. СКЛОНЕНИЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ ПОЛТОРА (1.5) И ПОЛТОРАСТА (150) Им.п. Полтора килограмма Полтораста килограммов Р.п. Полутора килограммов Полутораста килограммов Д.п. Полутора килограммам Полутораста килограммам В.п. Полтора килограмма Полтораста килограммов Т.п. Полутора килограммами Полутораста килограммами П.п. О полутора килограммах О полутораста килограммах

Слайд 16

ДРОБНЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ При склонении дробных числительных изменяются обе части: первая часть склоняется как числительное, обозначающее целое число, вторая – как прилагательное во мн.ч. Две пятых, двум пятым, о двух пятых Существительное при дробном числительном ставится в Р.п,, н-р, о трех седьмых пирога

Слайд 17

СОБИРАТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ

Слайд 18

К СОБИРАТЕЛЬНЫМ ЧИСЛИТЕЛЬНЫМ ОТНОСЯТСЯ ОБА И ОБЕ Числительное ОБЕ употребляется только в сочетании с существительными женского рода. При этом при склонении стоит обратить внимание на категорию одушевленности существительного, т.к. в винительном падеже формы числительного будут отличаться. Пример: и.п. обе девочки, обе книги р.п. обеих девочек, обеих книг д.п. обеим девочкам, обеим книгам в.п. обеих девочек, обе книги т.п. обеими девочкам, обеими книгам п.п. об обеих девочках, об обеих книгах. Числительное ОБА сочетается с именами существительными мужского и среднего рода. Также следует обратить внимание на верные формы слов в винительном падеже. Пример: и.п. оба друга, оба здания р.п. обоих друзей, обоих зданий д.п. обоим друзьям, обоим зданиям в.п. обоих друзей, оба здания т.п. обоими друзьями, обоими зданиями п.п. об обоих друзьях, об обоих зданиях.

Слайд 19

ПОРЯДКОВЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ

Слайд 20

СКЛОНЕНИЕ СОСТАВНЫХ ПОРЯДКОВЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ. Им.п. Две тысячи двадцать четвертый год Р.п. Две тысячи двадцать четвертого года Д.п. Две тысячи двадцать четвертому году В.п. Две тысячи двадцать четвертый год Т.п. Две тысячи двадцать четвертым годом П.п. О две тысячи двадцать четвертом годе

Слайд 21

ПОРЯДКОВЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

Слайд 22

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ИМЕНИ ЧИСЛИТЕЛЬНОГО 1.Сначала указываем часть речи и её общее значение 2. Затем находим начальную форму числительного Определяем его постоянные признаки: простое или составное, количественное или порядковое, целое или дробное (если количественное) Определяем непостоянные признаки числительного: падеж, род (если есть), число (если есть) 3. Указываем функцию числительного в предложении. Семеро³ одного не ждут. Семеро – им.числ., т.к. 1. (сколько?) семеро 2. Н.ф. семеро Пост.пр.: простое, колич., собир. Непост.пр.: Им.п. 3. Семеро – подлежащее.

Слайд 23

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ. 1. Что такое имя числительное? 2. Какие числительные называются простыми, составными, сложными? 3. Разряды числительных: количественные, порядковые. 4. Группы количественных числительных: целые, дробные, собирательные. 5. Порядковые числительные. 6. Орфограмма №42. Буква И в окончаниях количественных числительных. 7. Правописание Ь на конце и в середине числительных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку для учащихся 6 класса Тема: «Количественные числительные. Склонение количественных числительных» (урок-мастерская)

Тема: «Количественные числительные. Склонение количественных числительных» (урок-мастерская).Тип урока: изучение нового учебного материала.ТЦУ:Усвоить понятие «количественные числительные», формироват...

: Повторение и обобщение материала по теме "Имя числительное" (проектная деятельность на уроках русского языка). Создание пособия по русскому языку « Имя числительное».

Данная разработка по теме « Повторение и обобщение материала по теме "Имя числительное" (проектная деятельность на уроках русского языка)». Создание пособия по русскому языку «Имя числительное»....

Имя числительное. Употребление числительных в речи.

Урок-презентация для учащихся с ОВЗ....

Конспект урока: «Имя числительное. Простые, сложные и составные числительные».

Цели:   познакомить с признаками числительного как части речи; показать отличие числительных от других частей речи с числовым значением; учить находить числительные в тексте.Тип урока: урок ...

Тестирование по теме "Числительные. Количественные числительные"

Тестирование для учащихся 6 класса по типу ЕГЭ (часть В)- работа с текстом....

Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имён числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного.

Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имён числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного....