«Сочинение в формате ЕГЭ. Подготовка к написанию» план-конспект урока по русскому языку (10 - 11 класс)
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10, 11 класс)

Белькова Елена Фёдоровна

Урок  по подготовке к сочинению ЕГЭ - задание 27 ( план сочинения, анализ текста, образец сочинения)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_2024.docx39.12 КБ

Предварительный просмотр:

                                           Конспект урока

«Сочинение в формате ЕГЭ. Подготовка к написанию»

план-конспект урока по русскому языку (10 - 11 класс)

Учитель - Белькова Елена Федоровна.

Цели:

  1. подготовить учащихся к выполнению второй части единого государственного экзамена и научить: понимать и раскрывать тему сочинения любого жанра;
  2. логично и доказательно мыслить и излагать результаты своего суждения литературным языком в надлежащем стилевом оформлении.

Задачи:

  1.  научить формулировать и комментировать проблему исходного текста, определять позицию автора текста;
  2. аргументировано выражать свое собственное отношение к выделенной и прокомментированной проблеме.

Оборудование урока: персональный компьютер, видеопроектор, карточки с текстом, доска, мел, критерии оценивания.

Ход урока

I. Вступление. Слово учителя.

 Сочинение учит думать, учит понимать жизнь,

                                                                    учит вчитываться в каждое слово.

                                                                                                       В. Литвинов

Сегодня мы познакомимся с заданием 27 ЕГЭ 2024 года.

Прочитаем задание.

Формулировка задания №27 по демоверсии-2024

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий

пояснения к двум примерам-иллюстрациям из прочитанного текста, которые

важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного

цитирования). Проанализируйте указанную смысловую связь между примерами - иллюстрациями.

Сформулируйте позицию автора.

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора по

проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент,

опирающийся на жизненный, читательский или историко-культурный опыт.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не

оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или

пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая

работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно и разборчиво.

Как же выполнить это задание?

Запишем план работы с текстом:

  1. После прочтения задания читаем предложенный для анализа текст.
  2. Решаем задачу: это рассказ или статья.

Помним следующее:

Рассказ

Статья

Есть сюжетная линия

Сюжетная линия отсутствует

Автор (ФИО, писатель)

  1. Задается вопросом,
  2. Приводит другой (второй) пример (аргумент), дополняющий первый, или раскрывающий содержание первого, или противопоставленный первому.  
  3. Утверждает (отвечает на его интересующий вопрос ).

Все делает сам автор (ФИО, писатель):

1.        Задается вопросом,

2.        Приводит другой (второй) пример (аргумент), дополняющий первый, или раскрывающий содержание первого, или противопоставленный первому.  

3.        Утверждает (отвечает на его интересующий вопрос. А также повествует, рассуждает (размышляет), описывает.

Все остальное (повествует, рассуждает (размышляет), описывает рассказчик или рассказчица.

  1. На черновике записываем авторскую позицию (что мы поняли, ознакомившись с текстом, о чем писатель сказал нам в своем произведении).

Автор утверждает, что…

Мы можем ошибиться, поэтому еще раз читаем текст (но уже по частям) и на черновике пишем пояснение к каждой части (иногда частью может быть даже одно предложение, если оно содержит важную мысль).

  1. Разобрав таким образом текст, возвращаемся к сформулированной нами ранее позиции автора, проверяем, не ошиблись ли мы, корректируем при необходимости.
  2. Из авторской позиции выводим проблемный вопрос (какой вопрос нужно задать, чтобы ответить так, как мы ранее написали в пункте 2).

Например: мы сформулировали позицию автора так: дважды два – четыре. Тогда проблемный вопрос: сколько будет дважды два?

  1. Затем решаем: что показал нам автор или рассказчик в первом примере – аргументе.
  2. Далее следует связка. Размышляем над вопросами: а зачем автору понадобился второй аргумент при наличии первого? Что он хотел сказать вторым аргументом?

Второй пример автора дополняет или раскрывает первый пример, а может, он противопоставлен первому?

  1. Что автор показал во втором примере-аргументе?
  2. Посте этого пишем сочинение.

Помним, что мы используем слова литературного жанра, избегаем чрезмерного цитирования, лексических повторов.

 

Давайте прочитаем предложенный Вам текст, проанализируем его и напишем сочинение вместе.

Предложенный текст.

(1)С перебитой ногой я лежал у окна санитарного поезда спиной к движению. (2) Уходящая местность открывалась передо мной, и поэтому я увидел эти три танка, когда мы уже прошли мимо них. (3) Открыв люки, танкисты смотрели на нас. (4) Они были без шлемов, и мы приняли их за своих. (5) Потом люки закрылись, и это была последняя минута, когда ещё невозможно было предположить, что по санитарному эшелону, в котором находилось, вероятно, не меньше тысячи раненых, другие, здоровые люди могут стрелять из пушек.

(6) Но именно это и произошло.

(7)С железным скрежетом сдвинулись вагоны, меня подбросило, и я невольно застонал, навалившись на раненую ногу. (8) Мне видно было через окно, как первые раненые, выскочив из теплушек, бежали и падали, потому что танки стреляли по ним шрапнелью.

(9) Кое-как я сполз с койки, и толпа раненых вынесла меня на площадку. (10)Я лёг под вагон, беспомощный, томящийся от бешенства и боли. (11) Кто-то крепко взял меня за руку. (12) Это была санитарка.

– (13)Я никуда не пойду! – сказал я. – (14) Оставьте меня! (15)У меня есть пистолет, и живым они меня не получат.

(16) Но две санитарки схватили меня, и мы втроём скатились под насыпь. (17) Ромашов мелькнул где-то впереди в эту минуту.

(18) Кое-как перебравшись через болото, мы залегли в маленькой осиновой роще: девушки, я, Ромашов и два легко раненных бойца, присоединившихся к нам по дороге. (19)Я послал этих бойцов в разведку, и, вернувшись, они доложили, что на разных направлениях стоят немцы.

– (20) Уйти, конечно, можно, но, поскольку капитан не может самостоятельно двигаться, лучше воспользоваться дрезиной.

(21) Дрезину они нашли под насыпью у разъезда. (22) Бойцы и санитарки ушли, чтобы поднять её и поставить на рельсы.

(23) Мы с Ромашовым остались одни в маленькой мокрой берёзовой роще. (24) Мне трудно рассказать о том, каким был этот день. (25) Мы ждали и ждали без конца.

(26) Уходя, санитарка сунула мне под голову свой заплечный мешок. (27) Очевидно, в мешке были сухари: что-то хрустнуло, когда я кулаком подбил мешок повыше. (28) Ромашов стал ныть, что он умирает от голода, но я прикрикнул на него, и он замолчал.

– (29) Они не вернутся, – нервно сказал он. – (30) Они бросили нас.

(31) Вероятно, у меня было плохое настроение, потому что я вытащил пистолет и сказал Ромашову, что убью его, если он не перестанет ныть. (32) Он замолчал и, кажется, с трудом удержался, чтобы не заплакать.

(33) Плохо было дело! (34) Уже первые сумерки крадучись стали пробираться в рощу, а девушки не возвращались. (35) Разумеется, я и мысли не допускал, что они могли уехать на дрезине без нас, как это подло предполагал Ромашов. (36) Пока лучше было не думать, что они не вернутся.

(37) Лёжа на спине, я незаметно уснул. (38) Когда я открыл глаза, туман лениво бродил между деревьями. (39) Ромашов сидел поодаль в прежней сонно-равнодушной позе. (40) Всё, кажется, было, как прежде, но всё уже было совершенно другим.

(41) Он посмотрел на меня искоса, очень быстро, и я сразу понял, почему мне так неудобно лежать. (42) Он вытащил из-под моей головы мешок с сухарями. (43) Кроме того, он вытащил флягу с водой и пистолет.

(44) Кровь бросилась мне в лицо. (45) Он вытащил пистолет!

– (46) Сейчас же верни оружие, болван! – сказал я спокойно.

– (47) Ты всё равно умрёшь, – сказал он торопливо. – (48) Тебе не нужно оружие.

– (49) Верни пистолет, если не хочешь попасть под полевой суд. (50) Понятно?

(51) Он стал коротко, быстро дышать:
– Какой там полевой суд! (52) Мы одни, и никто ничего не узнает.

(53) Он уложил мешки и пошёл по направлению к болоту, и через пять минут среди далёких осин мелькала его сутулая фигура.

(54) Оставить меня одного, голодного и безоружного, тяжело раненного в лесу, в двух шагах от расположения немецкого десанта… (55) Он ушёл, что было равносильно убийству, а может быть, даже и хуже.

(По В.А. Каверину*)

* Вениамин Александрович Каверин (1902–1989) – русский советский писатель, драматург и сценарист.

Итак, мы прочитали текст.

  1. Рассказ это или статья?  Почему? (рассказ, так как есть сюжетная линия: встреча капитана с санитарками, бойцами, их участие в спасении капитана, предательство, совершенное Ромашовым.
  2. Какие проблемные вопросы, волнуют автора и как он через свое произведение отвечает на них?

Примерные ответы:

Каковы истоки предательства? Чем оно страшно?

Истоки предательства – в трусости и эгоизме человека. Последствия предательства могут быть страшными. Иногда предательство может быть равносильно убийству или даже хуже.

Как проявляли себя люди во время войны?

Во время войны проявлялся истинный характер человека и люди вели себя по-разному: одни   с добром и неравнодушием относились к окружающим, готовы были пожертвовать собой ради товарищей. Но были и другие  -  эгоистичные, трусливые, способные на предательство.

Что могло бы предотвратить бесчеловечность и жестокость по отношению к беззащитным людям на войне?

Боевые действия по отношению к беззащитным людям жестоки и бесчеловечны. Даже на войне должен быть нравственный закон, не допускающий жестокости по отношению к раненым, безоружным людям.

 

  1. Какой проблемный вопрос выберем для написания первого сочинения? (Как проявляли себя люди во время войны?)
  2. Разбираем текст по частям, чтобы убедиться, что мы не ошиблись в авторской позиции.

- Читаем первую часть текста?

(1)С перебитой ногой я лежал у окна санитарного поезда спиной к движению. (2) Уходящая местность открывалась передо мной, и поэтому я увидел эти три танка, когда мы уже прошли мимо них. (3) Открыв люки, танкисты смотрели на нас. (4) Они были без шлемов, и мы приняли их за своих. (5) Потом люки закрылись, и это была последняя минута, когда ещё невозможно было предположить, что по санитарному эшелону, в котором находилось, вероятно, не меньше тысячи раненых, другие, здоровые люди могут стрелять из пушек.

(6) Но именно это и произошло.

(7)С железным скрежетом сдвинулись вагоны, меня подбросило, и я невольно застонал, навалившись на раненую ногу. (8) Мне видно было через окно, как первые раненые, выскочив из теплушек, бежали и падали, потому что танки стреляли по ним шрапнелью.

(9) Кое-как я сполз с койки, и толпа раненых вынесла меня на площадку. (10)Я лёг под вагон, беспомощный, томящийся от бешенства и боли. (11) Кто-то крепко взял меня за руку. (12) Это была санитарка.

– (13)Я никуда не пойду! – сказал я. – (14) Оставьте меня! (15)У меня есть пистолет, и живым они меня не получат.

(16) Но две санитарки схватили меня, и мы втроём скатились под насыпь. (17) Ромашов мелькнул где-то впереди в эту минуту.

(18) Кое-как перебравшись через болото, мы залегли в маленькой осиновой роще: девушки, я, Ромашов и два легко раненных бойца, присоединившихся к нам по дороге. (19)Я послал этих бойцов в разведку, и, вернувшись, они доложили, что на разных направлениях стоят немцы.

– (20) Уйти, конечно, можно, но, поскольку капитан не может самостоятельно двигаться, лучше воспользоваться дрезиной.

(21) Дрезину они нашли под насыпью у разъезда. (22) Бойцы и санитарки ушли, чтобы поднять её и поставить на рельсы.

(23) Мы с Ромашовым остались одни в маленькой мокрой берёзовой роще. (24) Мне трудно рассказать о том, каким был этот день. (25) Мы ждали и ждали без конца.

(26) Уходя, санитарка сунула мне под голову свой заплечный мешок. (27) Очевидно, в мешке были сухари: что-то хрустнуло, когда я кулаком подбил мешок повыше.

- О чем мы узнали?

 (Капитана возмутила жестокость фашистов, которые стреляли по санитарному вагону из пушек.

Капитан мучается от боли в ноге, но еще более – от своей беспомощности, ведь он, раненый, не может защитить ни себя, ни других. 

Капитан, не желая подвергать санитарок опасности, пытаясь дать им шанс на спасение (с ним их шансы на спасение невелики), отказался от их помощи.

Санитарки, солдаты, рискуя своими жизнями, пытаются спасти капитана.

          - О чем это говорит? Что мы поняли из этого отрывка?

(Во время войны люди готовы были жертвовать собой ради спасения жизни других людей, проявляли доброту, милосердие).

          - Прочитаем следующую часть.

. (28) Ромашов стал ныть, что он умирает от голода, но я прикрикнул на него, и он замолчал.

– (29) Они не вернутся, – нервно сказал он. – (30) Они бросили нас.

(31) Вероятно, у меня было плохое настроение, потому что я вытащил пистолет и сказал Ромашову, что убью его, если он не перестанет ныть. (32) Он замолчал и, кажется, с трудом удержался, чтобы не заплакать.

(33) Плохо было дело! (34) Уже первые сумерки крадучись стали пробираться в рощу, а девушки не возвращались. (35) Разумеется, я и мысли не допускал, что они могли уехать на дрезине без нас, как это подло предполагал Ромашов. (36) Пока лучше было не думать, что они не вернутся.

(37) Лёжа на спине, я незаметно уснул. (38) Когда я открыл глаза, туман лениво бродил между деревьями. (39) Ромашов сидел поодаль в прежней сонно-равнодушной позе. (40) Всё, кажется, было, как прежде, но всё уже было совершенно другим.

(41) Он посмотрел на меня искоса, очень быстро, и я сразу понял, почему мне так неудобно лежать. (42) Он вытащил из-под моей головы мешок с сухарями. (43) Кроме того, он вытащил флягу с водой и пистолет.

(44) Кровь бросилась мне в лицо. (45) Он вытащил пистолет!

– (46) Сейчас же верни оружие, болван! – сказал я спокойно.

– (47) Ты всё равно умрёшь, – сказал он торопливо. – (48) Тебе не нужно оружие.

– (49) Верни пистолет, если не хочешь попасть под полевой суд. (50) Понятно?

(51) Он стал коротко, быстро дышать:
– Какой там полевой суд! (52) Мы одни, и никто ничего не узнает.

(53) Он уложил мешки и пошёл по направлению к болоту, и через пять минут среди далёких осин мелькала его сутулая фигура.

(54) Оставить меня одного, голодного и безоружного, тяжело раненного в лесу, в двух шагах от расположения немецкого десанта… (55) Он ушёл, что было равносильно убийству, а может быть, даже и хуже.

           - Зачем автору понадобился второй аргумент? Что он хотел показать?

(Были и другие – те, кто думал исключительно о себе, судьба других их не волновала. Они готовы были на предательство ради спасения своей шкуры. Полные трусости, способные на предательство, они подозревали такие же качества в своих товарищах.)

            - Этот пример дополняет первый, раскрывает его или противопоставлен ему? (Противопоставлен).

            - Давайте познакомимся с планом сочинения и напишем по нему работу.

                                                  План сочинения

  1. Вступление по теме сочинения (можно пропустить).
  2. Проблемный вопрос.
  3. Первый пример-аргумент.
  4. Пояснение к первому аргументу.
  5. Связка.
  6. Второй пример-аргумент.
  7. Пояснение ко второму аргументу.
  8. Авторская позиция.
  9. Наша позиция (согласны или не согласны мы с автором и почему).
  10. Наш пример – аргумент, подтверждающий нашу позицию.
  11. Вывод (смотреть авторскую и свою позиции).

                             Сочинение, созданное совместно с учащимися.

Война – жестокое, страшное явление. Она ломает привычную

жизнь заставляет бороться выживание. Война не может не влиять на внутренний мир человека. Она открывает истинные качества в человеке, сжигая все наносное. Многие становятся сильнее, готовы сражаться не только за себя, но и за своих родных, друзей, товарищей, свой народ. Но некоторые падают духом, озлобляются.

В своем произведении Вениамин Александрович Каверин задается вопросом:

как проявляли себя люди во время войны?

   Рассказчик повествует о том, что во время войны он, капитан, будучи тяжело раненным, находился в санитарном поезде, по которому фашистские захватчики стали стрелять из танка. Рассказчик даже не мог представить, что «… по санитарному эшелону… здоровые люди могут стрелять из пушек». Он с ужасом наблюдал, как по бегущим из теплушек людям танки стреляли шрапнелью. Лежа под выгоном (из-за ранения он не мог самостоятельно передвигаться), капитан томился от боли и бешенства, ведь он не в состоянии был защитить несчастных людей. Санитарки, несмотря на его отказ принять их помощь, стащили капитана под насыпь. К ним присоединились легко раненные бойцы и Ромашов.  Кое - как перейдя болото, чудом спасшиеся залегли в осиновой роще в окружении немцев. Произведя разведку, бойцы доложили, что нашли под насыпью у разъезда дрезину, которая необходима для перевозки капитана. «Бойцы и санитарки ушли, чтобы поднять её и поставить на рельсы». Уходя, санитарка отдала капитану свой заплечный мешок с сухарями.

И становится ясно, что и капитан, и санитарки, и бойцы проявили человечность по отношению друг к другу. Капитан, отказываясь от помощи девушек, хотел их спасти, а санитарки и бойцы не оставили в беде беспомощного капитана, заботились о нем.

Но не все люди готовы были сострадать окружающим, жертвовать собой ради товарищей. И, чтобы это показать, автор приводит другой пример, противопоставленный первому.

По словам рассказчика, Ромашов, оставшись с ним ожидать дрезину, начал ныть, что голоден, стал обвинять бойцов и санитарок в предательстве. А когда капитан, уснул, вытащил из-под головы капитана мешок с сухарями, забрал у капитана флягу с водой и пистолет. Он оставил капитана одного, голодного, безоружного, в окружении немцев. «Он ушёл, что было равносильно убийству, а может быть, даже и хуже.»

И я понимаю, что были такие, что не могли преодолеть в себе трусости, готовы были пойти на преступление, могли предать товарищей ради своего спасения.

Вениамин Александрович Каверин утверждает, что во время войны проявлялся истинный характер человека и люди вели себя по-разному: одни   с добром и неравнодушием относились к окружающим, готовы были пожертвовать собой ради товарищей. Но были и другие - эгоистичные, трусливые, способные на предательство.

Я согласен с писателем, ведь его словам есть немало подтверждений.

Так, ветераны Великой Отечественной войны на школьном празднике, посвященном Дню Победы, рассказывали о героизме своих товарищей, что рисковали собой, а многие отдали жизни ради спасения своего народа. Особенно меня поразил рассказ о стрелке-автоматчике Александре Матросове, который во время атаки опорного пункта фашистов вместе с товарищами угодил в ловушку, попав под плотный огонь, отрезавший путь к окопам. Стреляли из трех дзотов. Два вскоре замолчали, но третий продолжал расстреливать красноармейцев, залегших в снегу. Нужно было что-то делать. Не желая подводить боевых товарищей, Александр своим телом закрыл амбразуру дзота. Атака увенчалась успехом. А Матросов посмертно получил звание Героя Советского Союза.

Но с сожалением говорили и о предателях, которые, отчаявшись, не сумев подавить в себе страх, ради спасения себя и своих родных, рассчитывая на снисхождение фашистов, шли на преступления – убивали своих братьев по оружию, работали на врага. Всем известно о генерале Власове, что изменил Родине, перейдя на сторону врага и выдав секретные данные о планах советского командования.

Таким образом, война вскрывала истинную сущность людей, заставляя одних жертвовать собой ради товарищей, победы своего народа, а других, слабых духом, толкала на предательство.

 - Мы сегодня прекрасно справились с работой. Домашнее задание: написать сочинение по предложенному тексту.

Использованная литература:

  1. Реальные тексты ЕГЭ по русскому языку (rustutors.ru)
  2. Н. А. Сенина. «ЕГЭ – 2024. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ курс интенсивной подготовки».
  3. И.П. Цыбулько «ЕГЭ. Русский язык. 36 вариантов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе по теме "Обобщающее повторение о второстепенных членах предложения"

Урок проводился в игровой форме на этапе, когда весь материал по теме"Второстепенные члены предложения" полностью изучен и необходимо проверить, готовы ли ученики к контрольной работе.Это урок-соревно...

План-конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе школы V вида по теме «Вводные слова и знаки препинания при них».

Данный материал используется на уроках русского языка в 9 классе школы Vвида (детей с тяжёлыми нарушениями речи), а также возможно его использование на логопедических занятиях в школе c учащимися II с...

План – конспект открытого урока по русскому языку «Междометия и звукоподражательные слова». 7 класс.

План-конспект открытого урока по русскому языку "Междометия и звукоподражательные слова" с использованием технологической карты урока. Базовый учебник  М.М.Разумовская, С.И.Львова и др. «Русский...

План конспект открытого урока по русскому языку в 6м классе по теме Словообразование имен прилагательных

Цель урока: - закрепить умения определять способ словообразования;- учить распознавать способ образования прилагательных;- закрепить умения определять значение суффиксов;- развивать умение строить сло...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ /10 КЛАСС/ Развитие речи. Обучение написанию сочинения-рассуждения.

Цель:Обучающая: формирование умения анализировать прочитанный текст, аргументировать свою точку зрения.Развивающая: развитие монологической речи учащихся (устной и письменной) в стиле рассуждения, под...

План - конспект открытого урока по русскому языку 9 класс

Тема: "Подготовка к ГИА по русскому языку. Изобразительно - выразительные средства языка"...