Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе «Знаете ли вы Пушкина?» для учащихся 9 класса.
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе

«Знаете ли вы Пушкина?» для учащихся 9 класса 

 

 

Цель: повышение интереса к творчеству А.С. Пушкина.

Задачи:

  • выявить уровень знаний о жизни и творчестве А. С. Пушкина;
  • повысить интерес к личности поэта, его творчеству;
  • развивать читательский вкус;
  • воспитание эстетических чувств;
  • развить творческие способности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

внеклассного мероприятия по литературе

«Знаете ли вы Пушкина?» для учащихся 9 класса.

Цель повышение интереса к творчеству А.С. Пушкина.

Задачи:

  • выявить уровень знаний о жизни и творчестве А. С. Пушкина;
  • повысить интерес к личности поэта, его творчеству;
  • развивать читательский вкус;
  • воспитание эстетических чувств;
  • развить творческие способности.

Ход мероприятия

1. Учитель:

- Здравствуйте, дорогие друзья. Я рада приветствовать вас на нашем мероприятии, которое мы посвящаем великому русскому поэту – А.С. Пушкину.

«Мы читать тебя привыкли с детских лет,

И дорог нам твой образ благородный;

Ты рано смолк; но в памяти народной

Ты не умрёшь, возлюбленный поэт». А. Плещеев

Итак, первая тема: «Они говорили о А. С. Пушкине…»

Назовите этого преподавателя, который, как с благодарностью замечал лицейский товарищ будущего гения, «из математического фанатизма» не стал «вести войну с…

Иван Пущин в «Записках о Пушкине» описал интересный случай: «В математическом классе вызвал его раз преподаватель к доске и задал алгебраическую задачу. Пушкин долго переминался с ноги на ногу и все писал, молча, какие-то формулы… «Что же вышло? Чему равняется икс?» Пушкин, улыбаясь, ответил: «Нулю!» - «Хорошо! У вас, Пушкин, в моем классе все кончается нулем. Садитесь на свое место и пишите стихи».

(Я.И. Карцев)

А помните ли вы название этого пушкинского стихотворения, произведшего такое впечатление на маститого поэта?

На публичном экзамене юный Пушкин читал свои стихи и привел в восторг присутствующего там Г.Р. Державина. «Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять…» - так рассказывал об этом сам Пушкин.?

(«Воспоминания в Царском селе»)

Итак, вторая тема: портреты поэтов и писателей, которые в своё время говорили о Пушкине:

  • 1 - Г.Р. Державин 2 - А.С. Грибоедов 3 - В.А. Жуковский 4 - В.Г. Белинский 5 - Н.В. Гоголь
  • 6 - А.М. Горький

1. Кто из этих великих людей сказал о Пушкине: «Он у нас начало всех начал»? (6 - А.М. Горький)

2. Кто из этих великих поэтов, обратившись к министру просвещения, говорившему о Пушкине, о его дальнейшем жизненном пути, живо воскликнул: «Оставьте его поэтом»?(1 - Г. Р. Державин)

3. Именно он после прочтения поэмы «Руслан и Людмила» прислал А. С. Пушкину свой портрет с надписью: «Победителю ученику от побеждённого учителя».(3 - В. А. Жуковский)

4. «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет…» Кому из великих людей принадлежат эти слова?(5 – Н.В. Гоголь)

5. Кто автор слов: «Поэзия Пушкина словно красота человеческих глаз, оживленных чувством и мыслью. Отнимите у них оживляющие их чувство и мысль – они станут только красивыми, но уже не божественно-прекрасными глазами»?(4 – В.Г. Белинский)

Итак, третья тема: «Друзья А.С. Пушкина».

Сообщение ученика:

Чувство дружбы у Пушкина —это огромная ценность, которой равновелики лишь любовь, творчество и внутренняя свобода. Тема дружбы проходит через все творчество Пушкина, начиная с лицейского периода и заканчивая последним годом жизни. Именно в лицее у Пушкина появляются настоящие друзья. На первый курс было принято тридцать человек. Значит, у Пушкина было двадцать девять товарищей. В дальнейшем они станут известными людьми. У каждого лицеиста было прозвище, а у некоторых и не одно. Иван Иванович Пущин -“Жано” , Вельгельм Карлович Кюхельбекер -“Кюхля” , “Глиста” , сам Пушкин -“Француз” и множество других .

Самое ценное в дружбе Пушкин видит в сердечности и искренности друзей:

«Он друг без этикета. Не требует привета Лукавой суеты.»

Чувство сердечной привязанности к своим друзьям Пушкин пронесет через всю свою жизнь, оно присутствует даже в гражданской лирике петербургского периода. Поэтам-декабристам дружба виделась как союз людей, одержимых одной идеей.

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен –

Неколебим, свободнее и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз, -

Восклицал А.С. Пушкин, обращаясь к своим друзьям – лицеистам.

Дружба была для Пушкина одной из главных ценностей в жизни. «У него было великое сердце. Это сказывалось в дружбе, это сказывалось в умении ценить и любить в людях их лучшие свойства», - писала А. Тыркова – Вильямс, выдающийся биограф Пушкина в своей книге о поэте. (Тыркова – Вильямс А.В. Жизнь Пушкина: в 2 т. Т.1. – М.: Молодая гвардия, 1998. – С.89.)

Учитель:

- Перед вами портреты друзей А.С. Пушкина:

  • 1 – А. Дельвиг 2. – К.Ф. Рылеев 3 – П.Я. Чаадаев 4 – В. Кюхельбекер 5 – Н.Н. Раевский 6 – И.И. Пущин
  1. Кому адресовано послание, начинающееся словами:

«Любви, надежды тихой славы

Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман…»(3 – П.Я. Чаадаев)

  1. О нём А.С. Пушкин сказал:

«Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил…»(6 – И.И. Пущин)

  1. О ком из своих друзей Пушкин писал так:

«Дай, руку……, что ты спишь

Проснись, ленивец сонный!

Ты не под кафедрой лежишь,

Латынью усыплённый». А. Дельвиг)

  1. Он – сын известного генерала наполеоновских войн. Пушкин познакомился с ним у Чаадаева, ближе сошлись в Петербурге, а потом вместе путешествовали по Кавказу и Крыму. Ему Пушкин посвятил свою поэму «Кавказский пленник».(5 – Н.Н. Раевский)
  1. Декабрист, поэт, один из самых близких лицейских друзей А. С. Пушкина. «Мой брат по Музе, по судьбе», - так писал он о своём друге. Его имя Пушкин упоминает во многих произведениях. Смерть Пушкина настолько огорчила его, что он навсегда лишился вдохновения. (4 – В. Кюхельбекер)

Третья тема: «Женщины А.С. Пушкина».

Сообщение ученика:

Любовь! Какое прекрасное, нежное и великое чувство! Любовью пропитана каждая строка нашего любимого поэта –Пушкина. Без нее не родилось бы ни одно его творение. Прекрасные мысли приходили к поэту в минуты счастья и любви. Каждое произведение Пушкина мы могли бы назвать гимном этому великому чувству.

Среди адресатов пушкинской лирики есть лицо, занимающее совершенно особое место в творчестве поэта. Ему Пушкин посвятил около тридцати стихотворений. Все они относятся к юношескому, лицейскому периоду его жизни и связаны с именем Екатерины Павловны Бакуниной –ранней, наивной и чистой любви поэта.

Впервые она появилась в Царском Селе в 1815 году. И произвела среди учащихся Лицея «сильное волнение». Там учился ее младший брат, и Катенька часто навещала его с маменькой. Приезжала на балы, да и так, навестить. Грациозность, обаяние двадцатилетней красавицы, весьма близкой ко Двору, очаровали лицеистов. И не одно мальчишеское сердечко вздрагивало лишь при упоминании ее имени. А трое из них влюбились в неё, как говорится, по уши. Иван Пущин принялся писать Катеньке отчаянные, пылкие письма. И, жалуясь на судьбу, представлял себя лицом трагическим.

Молча вздыхал по предмету своей страсти и сын бывшего директора Лицея –Ваня Малиновский. Третьим же, кто искал хотя бы нечаянной встречи с красавицей, был шестнадцатилетний Александр Пушкин.

Что значили для него эти встречи, можно судить хотя бы по дневниковой записи, сделанной им 29 ноября 1815 года.

Итак, я счастлив был, итак, я наслаждался,

Отрадой тихою, восторгом упивался...

И где веселья быстрый день?

Промчался лётом сновиденья,

Увяла прелесть наслаждения,

И снова вкруг меня угрюмой скуки

Двадцатилетний Пушкин встречается с девятнадцатилетней Анной Керн в доме президента Академии художеств Оленина.

«Позволительно ли быть до того прелестною?!» -воскликнул Пушкин, увидев жену 52 –летнего генерала Керна, -весь вечер я старался привлечь её внимание, заслужить хотя бы улыбку, взгляд. Но мне так и не удалось приблизиться к ней».

Трепет влюбленного сердца, восторга перед женской красотой. Пушкин старается излить в своих искренних письмах.

Ученик:

Письма А.С.Пушкина –это одно из самых интересных и необычных его произведений. И как писал И.С.Тургенев, в письмах Пушкина поражает невольная красивость выражений, они бросают яркий свет на самый характер Пушкина и дают ключ ко многим событиям его жизни».

Послушаем некоторые из них.

«Я имел слабость просить у вас повеления писать к вам, а вы, по ветрености или кокетству, позволили мне это. Я знаю, что переписка не ведет ни к чему: но у меня нет силы устоять против искушения –иметь у себя хоть одно слово, написанное вашей хорошенькой рукой. Ваш приезд в Тригорское произвел на меня впечатление гораздо живее и тягостнее, чем некогда наша встреча у Олениных. Теперь, в глуши моей печальной деревни, мне ничего не остается лучше, как перестать думать о вас. Если бы в душе вашей была хоть капля жалости, -вы должны бы сами желать мне этого; но ветреность всегда жестока и вся ваша братья, вертя как попало чужие головы, восхищается сознанием, что есть на свете душа, страдающая в честь и славу вам... Если слова ваши будут также сладки, как и ваши взгляды, тогда увы! Я постараюсь поверить им или же обмануть себя –это одно и то же...Я снова берусь за перо, чтобы сказать вам, что я у ваших ног, что по- прежнему люблю вас, а подчас ненавижу, что третьего дня я рассказывал о вас ужасные вещи, что я целую ваши прекрасные ручки, и снова целую их, в ожидании больших благ, -что положение мое невыносимо, что вы божественны и пр. ипр. и пр.»

«Жена моя прелесть, и чем долее я с ней живу, тем более и люблю это милое, чистое, доброе создание, которого я ничем не заслужил перед богом».

«...Я должен был на тебе жениться, потому что всю жизнь был бы без тебя несчастлив...»

«Уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете, а душу твою я люблю ещё более твоего лица».

«Я женат –и счастлив, одно желание мое, чтоб ничего в жизни моей не изменилось –лучшего не дождусь. Это состояние для меня так ново, что, кажется, я переродился».

Учитель:

(Звучит романс)

А.С.Пушкин никогда не расставался с одним перстнем –«талисманом», который получил в подарок от Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой –от женщины, которую любил.

Сообщение ученика:

«Елизавета Ксаверьевна была одной из самых привлекательных женщин своего времени. Все её существо было проникнуто такою мягкою, очаровательною, женственною грацией, такою привлекательностью, таким неукоснительным щегольством, что Пушкин и Раевский и многие другие без памяти влюбились в неё», -отмечает писатель Соллогуб.

Во время южной ссылки, в Одессе, Пушкин увлёкся графиней Елизаветой Ксаверьевной Воронцовой. Она была полна очарования и благородного изящества. Но по настоянию графа Воронцова поэт был выслан из Одессы. На прощание Елизавета Ксаверьевна подарила Пушкину старинный перстень-талисман. И родились волнующие душу поэтические строки:

"Храни меня, мой талисман..."

Сообщение ученика:

Это кольцо Пушкин бережно хранил. К нему он обращает строки:

Храни меня, мой талисман,

Храни меня, во дни гоненья

Во дни раскаянья, волненья:

Ты в день печали был мне дан.

Одно из самых страстных увлечений поэта – Каролина Собаньська. Это ей он посвятил знаменитое «Что в имени тебе моём...»

Чтец.

Что в имени тебе моём?

Оно умрёт, как шум печальный

Волны, плеснувшей в берег дальний,

Как звук ночной в лесу глухом.

Оно на памятном листке

Оставит мёртвый след, подобный

Узору надписи надгробной

На непонятном языке.

Что в нём? Забытое давно

В волненьях новых и мятежных,

Твоей душе не даст оно

Воспоминаний чистых, нежных.

Но в день печали, в тишине,

Произнеси его тоскуя;

Скажи: есть память обо мне,

Есть в мире сердце, где живу я…

Ученик:

В Михайловском Пушкин работал над третьей главой романа «Евгений Онегин», иногда к нему приходили письма от Воронцовой. На полях рукописи в минуты раздумий Пушкин рисует портрет Елизаветы Ксаверьевны. Может быть, под впечатлением писем от неё поэт пишет знаменитое письмо Татьяны.

Ученица: читает письмо Татьяны. Во время чтения звучит тихая музыка Н.И.

Чайковского из оперы «Евгений Онегин».

Учитель:

Говоря о любви Пушкина к женщине, которая отразилась во многих его творениях, хочется сравнить эти чувства с золотой россыпью человеческих чувств. А.Н.Островский писал: «Поэт ведет за собою публику в незнакомую ей страну изящного, в какой-то рай, в тонкой и благоуханной атмосфере которого возвышается душа, улучшаются помыслы, утончаются чувства

Я вас любил: любовь ещё быть может

В душе моей угасла не совсем

Но пусть она вас больше не тревожит

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно

То робостью, то ревностью томим

Я вас любил так искренне, так нежно

Как дай вам бог любимой быть другим.

Неизвестно, какой из женщин было посвящено это стихотворение. Но главное, что именно они вдохновляли поэта на великое творчество.

Мы открываем самые прекрасные и самые трагические страницы в жизни Пушкина, которые связаны с именем Натальи Николаевны Гончаровой.

. Обратимся к некоторым подробностям.

Сообщение ученика:

В одной из черновых тетрадей Пушкина есть запись: «Участь моя решена. Я женюсь. Та, которую любил я целые два года, которую везде первую отыскивали глаза мои, с которой встреча казалась мне блаженством, боже мой, -она почти моя. Нет сомнения, предложение моё принято. Наденька, мой ангел, -она моя! Все печальные сомнения исчезли перед этой райской мыслью».

Учитель:

18 февраля 1831 года в церкви Вознесения, что у Никитинских ворот, Пушкин и Натали были обвенчаны. .. Поэт счастлив, вводя в свой дом красавицу –жену. В минуты радости и счастья поэт посвящает своей жене стихотворение «Мадонна».

Ученик:(читает стихотворение)

Хотелось бы остановить это счастливое мгновенье в жизни Пушкина, оградить его от той трагедии, которая предостерегает его в следующем 1937 году. Интриги, сплетни вокруг семьи довели поэта до дуэли. К сожалению, мы не в силах повернуть историю вспять. Зло совершилось. Пушкина не стало. Дуэль Пушкина –это смерть, подвиг во имя любви, во имя чести.. Невежество, зло, коварство и зависть –это то, что противоречит всему прекрасному на земле.

Учитель:

Вот уже столетиями поколение за поколением изучает творчество Пушкина, потому что его произведения учат людей быть добрыми, учат ценить всё прекрасное на земле, а главное –уметь любить, как умел любить Александр Сергеевич Пушкин.

А.Островский писал: «Пушкиным восхищались и умнели, восхищаются и умнеют. Русская литература в одном человеке выросла на целое столетие». И лишь добавлю, что Пушкиным не только умнеют, но становятся чище, добрее душой!

Творчеством Пушкина восхищались во все времена. Поэты всех времён посвящали стихи ему и его творчеству.

-Перед вами портреты женщин А.С. Пушкина, которым он посвящал стихи:

  • 1 - Н.Н. Гончарова 2 – А.П. Керн 3 – М.Н. Волконская 4 – А. Родионовна 5 – А.А. Оленина
  • 6 – Е.К. Воронцова
  1. Дочь героя войны 1812 года, жена декабриста, за которым последовала в Сибирь. Ей посвятил Пушкин поэму «Полтава», о ней упоминает в «Евгении Онегине», к ней же обращено стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла …»

О ней написаны и эти строчки:

«Я помню море пред грозою:

Как я завидовал волнам,

Бегущим бурной чередою

С любовью лечь к её ногам». (3 – М.Н. Волконская)

  1. «Все это чертовски похоже на любовь, но это не любовь», -скажет потом

Пушкин. Но если это не любовь, то что же тогда? Анна Керн была для поэта прекрасной женщиной, вдохновившей его на творчество. Благодаря ей он обретает уверенность.

Сообщение ученика:

Анна Петровна Керн... Это ей посвятил Пушкин неумирающие строки о высокой любви, дарующей человеку и богатство, и вдохновение, и жизнь, и слёзы, и любовь... Анне Петровне Керн было 19 лет, когда её впервые увидел 20-летний Пушкин. Юная красавица произвела на поэта неизгладимое впечатление. «Хотите ли знать, что такое госпожа Керн? У неё гибкий ум, она понимает всё, она огорчается легко и так же легко утешается, она робка в манерах и смела в поступках, но она очень привлекательна...»

Через 6 лет, под впечатлением неожиданной встречи с А. П. Керн поэт написал стихи. Вдохновительница пушкинской музы пережила на 43 года своего поэта. До конца дней своих носила она в сердце этот поэтический подарок. Правда, музыкальный шедевр - романс Глинки «Я помню чудное мгновенье», прозвучавший впервые в доме Керн, предназначался уже её дочери - Екатерине Ермолаевне Керн. И стихи, и романс - это воистину великий гимн любви...

Послание к Керн навсегда останется одной из вершин русской и мировой лирической поэзии... Пройдут века и тысячелетия, но пока на Земле существует жизнь и поэзия - сохранится близкий нам образ прелестной юной женщины - Анны Керн — начертанный рукой поэта. Она родилась на рубеже двух веков под зелёным штофным балдахином. Шестнадцати

«Все это чертовски похоже на любовь, но это не любовь», -скажет потом Пушкин. Но если это не любовь, то что же тогда? Анна Керн была для поэта прекрасной женщиной, вдохновившей его на творчество. Благодаря ей он обретает уверенность.

Послушаем прекрасное стихотворение, посвященной Анне Керн «Я помню чудное мгновенье». Оно было положено на музыку Михаилом Глинкой

  1. Ей, доброй нянюшке своей, посвятил поэт проникновенные строчки:

«Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждёшь меня…» (4 – А. Родионовна)

  1. Когда ей было 16 лет, вся Москва заговорила о ней как о необыкновенной «романтической» красавице.

К ней обращено стихотворение:

Чистейшей прелести чистейший образец» . (1 – Н.Н. Гончарова)

По шутливому признанию поэта, Гончарова была его сто тридцатой любовью. Но те увлечения, те порывы страстей, которые волновали его раньше, не были тем всеобъемлющим чувством, которое захватило его теперь. Бурно прожитая молодость прошла, настала пора зрелости.

Путеводной нитью вела судьба Пушкина через все испытания к той самой единственной вершине, которая стала вершиной вдохновения в любовной лирике поэта. Жажда семейного счастья, стремление любить и быть любимым владели им в эти годы. Пушкин встретил Натали в декабре 1828 года

«Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит…». Именно о ней поэт написал: «Тебя мне ниспослал, тебя моя Мадонна, С того дня, как Пушкин шагнул навстречу Натали, для него не было ничего прекраснее и дороже её. Он понял, что это прелестное создание составит его счастье.

Около двух лет тянулась история сватовства поэта. Наконец согласие матери Натали было получено.

18 февраля 1831 года в Москве в церкви Большого Вознесения состоялось венчание Александра Сергеевича и Натальи Николаевны. Пушкин в честь своей молодой жены создаёт сонет-посвящение «Мадонна».

  1. Женщина, которую Пушкин любил особенно горячей любовью. Это о ней сказал он в стихотворении "К морю": «Могучей страстью очарован, У берегов остался я…»

Ради неё отказался он от бегства морем за границу – из ссылки. Все любовные стихотворения, написанные в Михайловском в 1824 году и в первые месяцы 1825 года, обращены к ней, в том числе "Ненастный день потух..." – с удивительной по силе выразительности концовкой: «Никто её любви небесной не достоин.

Не правда ль: ты одна... ты плачешь... я спокоен…» (6 – Е.К. Воронцова)

Сообщение ученика:

Пушкин... Это и жизнь, и слёзы, и любовь. Это целый мир, прекрасный и неповторимый, богатства которого неисчерпаемы.

Из глубины ХIХ столетия глядят на нас эти лица. Эти женщины дороги и интересны нам потому, что были современницами Пушкина, были интересны ему. Нас волнует судьба, что в какой-то момент она соприкасалась с жизнью Пушкина, стала частицей его жизни, его поэзии, его Музы...

Пушкинские стихи о любви... Их по праву называют шедеврами мировой лирической поэзии. Он пишет о женщине возвышено и благородно, трепетно и целомудренно. В его строках нет и тени ханжества, прописной морали. От тихой и грустной покорности до пылкой, неудержимой страсти, захватывающей всего человека, - самые разные переживания запечатлены в его произведениях. Пушкин и здесь велик своей чистотой и человечностью, нежностью и открытостью.

Четвертая тема: «Где жил и бывал А.С. Пушкин?»

- Перед нами фотографии и репродукции с видами мест, где бывал А. С. Пушкин:

  • 1 – г. Москва 2 – г. Санкт-Петербург 3 – Царское Село 4 – г. Бахчисарай 5 – с. Михайловское
  • 6 – с. Болдино
  1. Сюда А.С. Пушкин приезжал в разное время, всего восемь раз. По- разному он воспринимал красоты и своеобразие природы этого удивительного уголка, по- разному понимал его жизнь. Этому уголку посвятил стихотворение «Вновь я посетил» и о нём написал такие строчки в стихотворении «Деревня»:

«Здесь барство дикое, без чувства, без закона,

Присвоило себе насильственной лозой

И труд, и собственность, и время земледельца».(5 – с. Михайловское)

  1. Здесь складывалось его вольнолюбивое мировоззрение, росла дружба с товарищами, здесь Пушкин стал поэтом. На всю жизнь у поэта сохранилась особая нежность к этому месту:

«Куда бы нас ни бросила судьбина,

И счастие куда б ни повело,

Всё те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам ………….»

-Что? (3 – Царское Село)

  1. В пушкинское время – небольшое татарское селение, где единственно примечательным был заброшенный ханский дворец. По–татарски это слово обозначает «дворец садов». Внутри дворца есть «фонтан слёз», которому Пушкин посвятил такие строчки:

«Фонтан любви, фонтан живой!

Принёс я в дар тебе две розы…» (4 – г. Бахчисарай)

  1. Родина Пушкина, город, где прошло его детство, где поэт получил первые впечатления, где на всю жизнь подружился с книгами. Это город, в котором поэт прожил около трети всей жизни. Поэт горячо любил этот город и писал о нём:

«…… как много в этом звуке

для сердца милого слилось,

Как много в нём отозвалось!»(1 – г. Москва)

Окончив лицей, Пушкин три года своей юности провёл в этом городе. Во многих произведениях: и в романе «Евгений Онегин», и в поэмах «Домик в Коломне», «Медный всадник», в повестях «Египетские ночи», «Пиковая дама», «Арап Петра Великого» - поэт рассказал об этом городе, о его жизни, о людях:

«Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид!»(2 – г. Санкт-Петербург)

Пятая тема: «Узнай произведение А.С. Пушкина»

  1. А царь тем ядом напитал

Свои послушливые стрелы

И с ними гибель разослал

К соседям в чуждые пределы. («Анчар»)

#1059;вижу ль, о друзья! народ неугнетенный

И Рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством Свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная Заря? («Деревня»)

  1. Не множеством картин старинных мастеров

Украсить я всегда желал свою обитель,

Чтоб суеверно им дивился посетитель,

Внимая важному сужденью знатоков. («Мадонна»)

  1. Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой. («К морю»)

  1. Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен –

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз. («19 октября 1825 г.»)

Шестая тема: «Жанры».

  1. К какому жанру вы отнесли бы стихотворения «К Чаадаеву», «И.И.Пущину», «В Сибирь»? (Послание)
  1. Определите жанр отрывка:

«Полу – милорд, полу – купец,

Полу – мудрец, полу – невежда,

Полу – подлец, но есть надежда,

Что будет полным наконец». (Эпиграмма (на графа Воронцова)

  1. «Погасло дневное светило», «Вновь я посетил», «Безумных лет угасшее веселье», «Рдеет облаков летучая гряда». Во всех этих произведениях звучат и грусть, и жалоба, и размышления о жизни, о судьбе. Определите их жанр. (Элегия)
  1. «Поэту» - это стихотворение состоит из 14 стихов, по строгой схеме:

два четверостишия, два трёхстишия. Вывод, как правило, заключён в последних двух строчках.

Что это за жанр? (Сонет)

  1. А этот отрывок из стихотворения «Вольность», определите его жанр.

«Хочу воспеть свободу миру,

На тронах поразить порок…» (Ода)

Седьмая тама: портреты композиторов, написавших музыку к произведениям А.С. Пушкина:

  • 1 – М.И. Глинка 2 – А.П. Бородин 3 – М.П. Мусоргский 4 – П.И. Чайковский 5 – Н.А. Римский-Корсаков 6 – Г.В. Свиридов
  1. Кто из композиторов написал музыку на стихи

«Рдеет облаков летучая гряда»? (5 – Н.А. Римский-Корсаков)

  1. Всем известно стихотворение А.С.Пушкина

«Я помню чудное мгновенье».

А какой композитор написал к нему музыку? (1 - М.И. Глинка)

  1. Расцвет творчества этого композитора ознаменовала опера «Евгений Онегин». К последнему периоду жизни композитора относится создание наиболее трагического произведения «Пиковая дама».(4 – П.И. Чайковский)
  1. Этот композитор создал музыку к стихотворениям «Зимняя дорога», «Няне», но всемирную известность принесла ему музыка к повести «Метель». (6 – Г.В. Свиридов)
  1. Опера «Борис Годунов» имела для этого композитора особое значение: она явилась итогом почти десятилетнего периода его творчества. И одновременно – началом высокого расцвета его могучего, самобытного таланта, подарившего русской культуре многие гениальные произведения. (3 – М.П. Мусоргский)

Задание: за 1 минуту вспомните героев из этих произведений.

Проводится конкурс «Дальше...».

1. Назовите лицейских друзей А.С. Пушкина. (Пущин, Дельвиг, Кюхельбекер, Илличевский, Комовский и т.д.)

2. Когда был открыт Лицей в Царском Селе, где учился А.С. Пушкин? (19 октября 1811 г.)

3. Лицейский товарищ Пушкина, его секундант на дуэли с Дантесом. (Данзас.)

4. Журнал, выходивший в Петербурге раз в три месяца, основанный А.С. Пушкиным. («Современник».)

5. Главный герой повести «Выстрел». (Сильвио.)

6. Героиня повести «Станционный смотритель». (Дуня.)

7. Остров из «Сказки о царе Салтане». (Остров Буян.)

8. Герой сказки А.С. Пушкина, трижды перехитривший чертей. (Балда.)

9. Гора, на которой стоит древний Святогорский монастырь. (Синичья гора.)

10. Когда впервые А.С. Пушкин приехал в Михайловское? (9 июня 1817 г.)

11. Какие населенные пунты входят в музей-заповедник «Пушкинские Горы»? (Михайловское, Петровское, Тригорское.)

12. Улица в Петербурге, на которой находится дом, где скончался А.С. Пушкин. (Мойка.)

13. Что было дано в приданное царице из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»? (Зеркальце.)

14. Что дала Чернавка царевне в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях»? (Яблоко.)

15 Каким по счету является тот дом Пушкиных, который на сегодняшний день стоит в Михайловском0 (Пятым, восстановлен по эскизам 1949 г.)

16 Кому было посвящено первое стихотворение, написанное в Михайловском? (Алексею Николаевичу Вульфу.)

17 Где находится имение Ганнибалов, в которое часто приезжал А.С. Пушкин (В Петровском.)

18. Герой романа в стихах А.С. Пушкина. (Евгений Онегин.)

19. Комендант крепости в повести «Капитанская дочка». (Миронов.)

20. Кто в сказке А.С. Пушкина поет песенку «Во саду ли, в огороде...»? (Белочка, в «Сказке о царе Салтане».)

21. Сколько лет рыбачил старик в «Сказке о рыбаке и рыбке», до того, как поймал золотую рыбку? (33 года.)

V. Заключение.

Имя Пушкина никогда не забудется. Он всегда рядом с нами: в сотнях прекрасных книг, в названиях улиц и площадей, в памятниках и музеях. Можно сказать, Пушкин стал частицей каждого из нас, частицей нашего ума, нашего сердца, частицей Родины. Свечи памяти гаснут, но строки великого поэта никогда не погаснут в наших сердцах.

Всё изучив, узнав о Пушкине так много,

Пока ведёт нас наша школьная дорога.

Пускай проходят быстротечные года,

Но с нами Пушкин остаётся навсегда!

Тема: "И жизнь, и слезы, и любовь...», посвященное музам А.С. Пушкина

Цели: ознакомить учащихся с любовной лирикой А.С.Пушкина;

углубить представление об интимной лирике, психологизме пушкинских стихотворений;

развивать умения анализировать факты биографии поэта;

совершенствовать навыки аналитической работы с поэтическим текстом;

способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся;

воспитывать культуру читательского восприятия, высокие эстетические чувства.

Оборудование: тексты стихотворений, иллюстративный материал, музыкальное сопровождение

Прогнозируемые результаты:

учащиеся имеют представление об интимной лирике А.С.Пушкина, ее адресатах;

участвуют в беседе;

определяют мысли и чувства автора, запечатленные в стихотворениях о любви;

выразительно читают стихотворения.

Литература всегда была и будет одним из важных средств воспитания личности. И изучение творчества А.С. Пушкина, его стихотворений, посвященных музам, дает материал для размышлений и для серьезного разговора с учащимися.

Внеклассное мероприятие было проведено в рамках эстетического и нравственного воспитания подростков. Тема является актуальной.

Мероприятие проводилось с целью обогащения знаний учащихся об интимной лирике поэта, её музах. Оно отличалось использованием разнообразных форм работы, что способствовало поддержанию интереса, то есть мотивации, активности учащихся.

Сценарий был разработан с разными элементами: чтение стихов, прозаических отрывков, просмотр презентации с фотографиями, исполнение романсов на стихи Пушкина.

Вечер проходил в сопровождении классической музыки. Я убеждена, что классическая музыка способствует развитию эстетического вкуса учащихся, обогащает и углубляет понимание литературного текста, а также усиливает эстетическое наслаждение от художественных произведений.

К мероприятию была составлена презентация, которая помогла наглядно демонстрировать автобиографию и творческий путь поэта, оформление зала в духе 19 века. Использование презентации на литературно-музыкальном вечере способствовало развитию интереса к творчеству Пушкина.

Время на реализацию разных этапов вечера спланировано правильно. Удалось выдержать запланированный стиль общения. Старалась достаточно грамотно, эмоционально изложить подобранный материал. Правильным оказался осуществленный мной выбор методов и приемов в проведении вечера, удалось гармонично сочетать словесные, наглядные (презентация), практические методы (просмотр портретов, сопровождавшихся музыкой Шопена). Присутствовала атмосфера сотрудничества между учащимися. Личностное отношение носило позитивный характер, я видела заинтересованность ребят, не было безразличных на вечере Я очень довольна работой своих учеников, думаю, что мне удалось привить интерес к творчеству А.С. Пушкина.

Все этапы вечера были достаточно серьезно продуманы и подготовлены. Удалось успешно управлять коллективом в процессе проведения мероприятия. Поскольку данное мероприятие относится к числу нестандартных, я смогла внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать.

Таким образом, работа над сценарием и подготовкой к вечеру развивает творческие способности учеников, коммуникативные умения и навыки, умение ставить проблемы и выбирать пути для их решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия: Игра - соревнование команд ко дню инфоматики для учащихся 5-6 классов

Игра – соревнование команд(в день информатики)21 век - век информации. 26 ноября – это Всемирный день информации (World Information Day), который проводится по инициативе Международной академии информ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему "Коррупция как социальное явление" 10-11 классы

В работе рассматривается история возникновения такого явления как "коррупция" с допетровских времен до наших дней....

Методическая разработка внеклассного мероприятия (интеллектуальная игра) по физике и информатике для учащихся 5-11 классов «Ералаш»

Данная игра проводилась в декабре 2011 года, в рамках проведения интеллектуальных игр на приз директора школы.В игре участвуют все классы школы с 5 по 11, по 6 человек от каждого класса.  В коман...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по профориентации «Выбор профессии – выбор будущего» для учащихся 7-9 классов

Методическая разработка внеклассного мероприятия по профориентации  «Выбор профессии – выбор будущего» для учащихся 7-9 классов...

Методическая разработка внеклассного мероприятия (интеллектуальная игра) по физике и информатике для учащихся 5-11 классов «Кто хочет стать отличником»

В игре участвуют все классы школы с 5 по 11, по 6 человек от каждого класса.  В командах 5-6 классов возможно присутствие родителей.Игра проводится на основе телевизионной игры «Кто хочет стать м...

Методическая разработка внеклассного мероприятия в рамках Декады Науки "Мировые языки" (5-11 классы)

Методическая разработка внеклассного мероприятия в рамках Декады Науки "Мировые языки" (5-11 классы)...

Методическая разработка внеклассного мероприятия Классный час «Честным быть – стране служить» (для учащихся 5-ых классов)

Методическая разработка внеклассного мероприятия. Классный час «Честным быть – стране служить» (для учащихся 5-ых классов)...