Контрольная работа по русскому языку в формате ОГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)

Контрольная работа составлена с использованием материалов https://rus-oge.sdamgia.ru/

Скачать:


Предварительный просмотр:

Контрольная работа в формате ОГЭ В.1.

1.  Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.Учтите, что Вы должны передать главное содержание как микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения  — не менее 70 слов.Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

 

2.  Прочитайте текст и выполните задание.

(1) У пословиц и поговорок нет автора, и мы никогда не узнаем, когда именно они появились и где находится место их создания. (2)Но без них не обходится ни профессиональная литература, ни публицистика, ни живая разговорная речь. (3)Ими пользуются и в научной полемике, и в политических докладах, и в философских трактатах. (4)Они вобрали в себя народную мудрость, накопленную веками, опыт десятков поколений, им свойственна афористичная сжатость и точность суждения о самых различных сторонах жизни. (5)Недаром они стали бесценным материалом для исследований не только филологов, но и историков, этнографов, писателей, философов.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. 

1)  нет автора (предложение 1)

2)  не обходится (ни) литература, (ни) публицистика, (ни) речь(предложение 2)

3)  ими пользуются (предложение 3)

4)  свойственна сжатость (и) точность (предложение 4)

5)  они стали (предложение 5)

3.  Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1)  В предложении 1 однородные придаточные предложения.

2)  Предложение 2 простое, осложнено однородными членами.

3)  Предложение 3  — определённо-личное односоставное.

4)  Первая часть предложения 4 осложнена обособленным определением.

5)  Предложение 5 сложносочинённое.

4.  Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

А)  Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.

Б)  Между частями сложносочиненного предложения ставится запятая.

В)  Между частями сложноподчиненного предложения ставится запятая.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1)  Несмотря на то что уже была полночь, он оставался в парадном костюме.

2)  Артёмка шёл быстро, не смотря по сторонам и стараясь не привлекать к себе внимания.

3)  Река ещё не замёрзла, и её свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах, покрытых белым снегом.

4)  Несмотря на свою обстоятельность, опыт и знание дела, он мучительно боялся забыть о чём-нибудь важном.

5)  Он ощущал во всём существе своём если не удовольствие, то некоторую лёгкость.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

5.  Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

 Продолжая держаться лапой за ушибленное место(1) медвежонок стремительно кинулся через речку(2) схватил маленького братишку за шиворот(3) и(4) всё ещё вскрикивая(5) переволок его(6) через глубокое место.

6.  Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

 1)  ЛОГОТИП  — написание безударной чередующейся гласной в корне проверяется подбором однокоренного слова, в котором гласный звук находится под ударением.

2)  НЕ ЗАПОЛНЕНЫ (страницы)  — частица НЕ с кратким страдательным причастием прошедшего времени пишется раздельно.

3)  ОТТАЯВШИЙ  — перед суффиксом -ВШ- действительного причастия прошедшего времени пишется та же буква, что перед -ТЬ в неопределённой форме глагола, от которого оно образовано.

4)  СТЕРПЕТЬ  — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.

5)  ПЕСЧАНЫЙ  — в имени прилагательном, образованном с помощью суффикса -АН-, пишется одна буква Н.

7.  Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква О.

 Ночь безлунна. Усп(1)..коившеся после шторма море дышит с(2)..лёным ар(3)..матом и ласков(4).. звучит, плескаясь о борта судов, чуть-чуть покачивая лодку. Вд(5)..ли поднимаются нер(6)..зличимые (7)..чертания судов, в(8)..нзающих в небо острые мачты. Вода отражает огни ф(9)..нарей, и всё море усеяно массой ж(10)..лтых пятен, красиво трепещущих на его бархате.

8.  Раскройте скобки и запишите слово «серьёзный» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

 Эти факты требуют наиболее (серьёзный) анализа.

9.  Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «школьный зал», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

10.  Анализ содержания текста.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)  Ленины шалости рассердили родителей.

2)  Лена строила разнообразные планы на воскресенье и никак не могла решить, чему отдать предпочтение.

3)  Ленины родители собирались уйти, и ей пришлось остаться одной дома.

4)  Лена представляла войну как игру, и она не могла понять, почему это известие расстроило родителей.

5)  Как только Лена проснулась, родители сразу же обратили на неё внимание.

(1)Солнечные лучи, легко пронзая белые занавеси, веером разлетаются по комнате.

 (2)Что сулит мне этот долгожданный воскресный день? (3)Может, буду помогать маме собираться на дачу. (4)На даче, в двух шагах от застеклённой веранды, висит удобный, глубокий гамак, в который так хочется поскорее залезть, что он мне снится по ночам – в виде сказочной ладьи, плывущей над сосновым лесом. (5)А ещё на даче имеется сердитый медный самовар. (6)Он кормится шишками и очень недоволен, когда их мало.

 (7)А может быть, сегодня пойдём гулять через Тучков мост, на Петроградскую сторону. (8)Забредём в Зоосад. (9)Вот это будет здорово! (10)Соседская Ирочка рассказывала, что там с недавних пор катают не только на пони, но и на верблюдах.

 (11)А может, мы поедем в большой парк на островах. (12)В парке папа берёт лодку и даёт мне немного погрести. (13)Но это – мечты. (14)А покамест я ещё лежу в своей кровати.

 (15)Вот скрипнула дверь. (16)Ныряю с головой под одеяло. (17)Пускай папа подумает, что я куда-то подевалась. (18)Я часто так от него прячусь, а он очень пугается и драматическим голосом взывает к несуществующей публике:

 – (19)Пропал ребёнок! (20)Вот несчастье! (21)Куда же он у меня подевался? (22)Надо срочно позвонить в милицию! (23)Вы случайно не видели, дорогие граждане, здесь одну противную девчонку, которая вечно пропадает? (24)Ленка, Ленка, где ты?

 (25)Тут я выскакиваю и ору:

 – (26)Не надо милицию! (27)Я нашлась!

 – (28)Ах, ты нашлась, – говорит папа, – вот я тебя сейчас!

 (29)И у нас начинается развесёлая возня, беготня по комнате и швыряние подушек до тех пор, пока мама решительно не прекращает этот шум, который может потревожить соседей.

 (30)Лежу, притаившись, и хихикаю под одеялом, но никто меня не ищет. (31)Делаю маленькую щёлку и оглядываю комнату одним глазом. (32)В чём дело? (33)Мама стоит подле табуретки с моими вещичками. (34)Она наклоняется, берёт платьице, перебирает его руками, а сама смотрит куда-то в сторону, в одну точку, и лицо у неё напряжённое и такое печальное, что мне становится не по себе.

 (35)Высвобождаюсь из-под одеяла – мама словно не видит меня.

 – (36)Мамуленька, видишь, я уже встала…

 – (37)Да, да…

 (38)Мама всё ещё отсутствует, её нет со мной.

 (39)Тихонько дотрагиваюсь до маминой руки, и вдруг она, обычно такая сдержанная, крепко-крепко, до боли, обнимает меня, прижимает к себе, будто боится, что меня могут отнять у неё, забрать, увести.

 (40)Приходит папа. (41)Он тоже какой-то необычный, невесёлый.

 – (42)Лена, – медленно говорит он, – сегодня война началась. (43)Побудь дома одна. (44)Нам с мамой надо уйти.

 …(45)Я встревожена. (46)Война! (47)Как это – война? (48)Что это – война? (49)От мальчишек из нашего двора я знаю, что война – самая интересная на свете игра, в которую девчонок берут только в виде исключения. (50)Все бегут, стреляют из деревянных пистолетов, рогаток, кричат «Ура!» и дерутся. (51)Но это игра… (52)А как выглядит война взаправдашняя?(По Э.Е. Фоняковой) *

 * Фонякова Элла Ефремовна (род. в 1934 г.) – петербургская писательница, чьи произведения посвящены ленинградской блокаде, с которой совпало детство автора..

11.  Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

 1)  На даче, в двух шагах от застеклённой веранды, висит удобный, глубокий гамак, в который так хочется поскорее залезть, что он мне снится по ночам  — в виде сказочной ладьи, плывущей над сосновым лесом.

2)  А ещё на даче имеется сердитый медный самовар. Он кормится шишками и очень недоволен, когда их мало.

3)  И у нас начинается развесёлая возня, беготня по комнате и швыряние подушек до тех пор, пока мама решительно не прекращает этот шум, который может потревожить соседей.

4)  Я часто так от него прячусь, а он очень пугается и драматическим голосом взывает к несуществующей публике…

5)  Она наклоняется, берёт платьице, перебирает его руками, а сама смотрит куда-то в сторону, в одну точку, и лицо у нее напряжённое и печальное, что мне становится не по себе.

12.  Лексический анализ.

В предложениях 1–6 найдите слово с лексическим значением «подвесное полотнище или сетка для лежания». Выпишите это слово.

13.2.  Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «От мальчишек из нашего двора я знаю, что война  — самая интересная на свете игра… Но это игра… А как выглядит война взаправдашняя?» Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 13.3.  Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какого человека можно назвать счастливым?». Дайте определение выражению СЧАСТЬЕ и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения.

Приведите в сочинении два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а другой – из Вашего жизненного опыта. Приводя пример-аргумент из прочитанного текста, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 



Предварительный просмотр:

Контрольная работа в формате ОГЭ В.2

1.  Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения  — не менее 70 слов.Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

 2.   Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Уникальность нашей планеты заключается прежде всего в том, что на ней живём мы  — разумные люди, появление которых стало вершиной эволюции. (2)Сама же проблема возникновения жизни до сих пор не решена. (3)Следы жизни были обнаружены в горных породах, возраст которых  — около миллиарда лет. (4)Иными словами, около миллиарда лет жизнь на планете уже существовала, имелись атмосфера и гидросфера. (5)А вот другие планеты земной группы: Меркурий, Венера и Марс  — похожи на планету Земля, но, в отличие от неё, они безжизненны.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

 1)  появление стало (предложение 1)

2)  проблема возникновения жизни (предложение 2)

3)  следы жизни обнаружены (предложение 3)

4)  имелись атмосфера (и) гидросфера (предложение 4)

5)  они безжизненны (предложение 5)

3.  Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

 1)  Вторая часть предложения 1 осложнена обособленным приложением.

2)  В предложении 2 простое глагольное сказуемое.

3)  Предложение 3 сложноподчинённое, с придаточным определительным.

4)  Предложение 4 простое с однородными членами.

5)  Предложение 5 сложносочинённое.

4.  Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

А)  Если части сложного предложения соединены сочинительным союзом, между ними ставится запятая.

Б)  Причастный оборот, отделённый другими членами предложения от главного слова, обособляется.

В)  Вводное слово отделяется запятыми.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1)  Тягостное чувство непоправимой утраты, затмившее радость первой охоты, начало стихать: в сердце возникли новые надежды.

2)  И для него воскресли вновь и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь.

3)  Ехали мы, наверное, в течение трех часов, пока не увидели наполовину новые избы хуторка и не услышали заливавшихся вразнобой петухов.

4)  Мать сидела в другой комнате и, притаив дыхание, смотрела на него, любуясь каждым движением ребёнка.

5)  Роща не издавала ни звука, и в этом молчании чувствовалось что-то гордое, сильное и таинственное, и теперь, ночью, казалось, что верхушки сосен почти касаются неба.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

5.  Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

 Для изучения русской деревянной архитектуры XVI−XVII веков (1) мы располагаем немногочисленными (2) но довольно разнообразными источниками (3) рисунками иностранных путешественников (4) планами (5) отдельных городов и селений (6) которые составлялись при строительстве новых городов-крепостей (7) или при перестройке старых (8) а также для разбора самых сложных земельных тяжб.

6.  Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1)  БЛЕСТИТ  — написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от последующих согласных.

2)  В ТЕЧЕНИЕ (суток)  — на конце производного предлога пишется буква Е.

3)  (тема) УСВОЕНА  — в суффиксе краткого страдательного причастия прошедшего времени пишется одна буква Н.

4)  ПРИДУМАТЬ  — написание приставки определяется её значением  — расположение вблизи.

5)  СБЕРЕЧЬ  — на конце глагола в повелительном наклонении после шипящих пишется буква Ь.

7.  Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Е.

 Когда бы я н(1).. пр(2)..езжал в Михайловское, встреча с ним пр(3)..носила мне радость. Н(4)..где бол(5)..е я не чувствую себя так спокойно. Я не могу н(6).. возвращаться сюда: здесь я ч(7)..рпаю эн(8)..ргию и ощущаю красоту жизн(9)...

8.  Раскройте скобки и запишите слово «шампунь» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка. Аромат (шампунь) с запахом лаванды разлетелся по всей комнате.

9.  Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «фарфоровые собаки», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

10.  Анализ содержания текста.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)  Агния не умела драться, но решила заступиться за мальчика-сердечника, которого били старшеклассники.

2)  Смелый тот, кто в трудной ситуации умеет взять ответственность на себя.

3)  Мальчик-сердечник пригрозил старшеклассникам, что позвонит в милицию.

4)  В драках Агния никогда не сдавалась.

5)  Школьники пытались остановить драку.

(1)Школьники смотрели на избиение совершенно спокойно. (2)Они всегда смотрели так, если били кого-то, до кого другим не было никакого дела. (3)И только появление «бесноватой» пробудило в них интерес. (4)Спортивный интерес.

 (5)Год назад, когда она переводилась в эту школу, Агния была хрупкой милой девочкой с потрясающими длинными медово-русыми волосами, похожей на принцессу настолько, насколько может быть похожей на принцессу девчонка, не отличающаяся благонравным характером.

 (6)Но волосы она обстригла и перекрасила в первую же неделю, а со второй она уже записалась в какие-то секции, и теперь язык не поворачивался назвать её «хрупкой». (7)А дралась она, действительно, здорово.

 (8)Причём, и это всегда удивляло и учеников, и учителей, она всегда дралась без причины. (9)Вот и в этот раз ввязываться в драку со старшеклассниками причины не было никакой – всего лишь один мальчишка, которого они толкали, не выпуская из круга, забавляясь его беспомощностью. (10)А мальчишка просто был сердечником, и просто ему уже было плохо, но он никак не мог вырваться.

 (11)«Совсем озверели, – налетев со спины, Агния повалила одного из старшеклассников на землю и протянула мальчику руку, – идём!»

 (12)Тот, пошатываясь от слабости, шагнул к ней из окружения.

 (13)«Агни, борзеешь…» – раздался за его спиной угрожающий шёпот.

 (14)И старшеклассник, сплюнув, поднялся с земли.

 (15)Агния рывком оттащила мальчика за спину.

 (16)«Беги!» – приказала она, оттолкнув его, и шагнула навстречу противникам.

 (17)Много раз школьники абсолютно спокойно смотрели на то, как силы покидали её с каждым ударом. (18)Но Агния никогда не сдавалась. (19)Она падала, она поднималась или не могла подняться, но не сдавалась она никогда. (20)Поэтому били её всегда очень жестоко. (21)А в этот раз всё должно быть ещё хуже, наверное.

 (22)Старшеклассник с рассечённой губой шагнул к девушке первым, противно ухмыляясь и разминая кулаки. (23)Слышно было, как они похрустывают.

 (24)Агния только усмехнулась и сбросила кожаную сумку на землю. (25)Всё будет значительно хуже, чем всегда.

 – (26)Я в милицию звоню! – раздался из-за спин школьников смутно знакомый голос, он дрожал от страха и напряжения. – (27)Я уже звоню! (28)Отойдите от неё!

 (29)Щуплый семиклассник Витька с дрожащими от страха губами и полными слёз глазами поднял сотовый телефон над головой. (30)И в первое мгновение школьники усмехнулись, увидев его. (31)Но потом они разглядели в его взгляде нечто, чего не видели прежде. (32)Это была решимость.

 – (33)Отойдите от неё! – сорвавшись на истерический визг, повторил Витька.

(34)И старшеклассники, переглянувшись, отступили от девушки.

 – (35)В другой раз.

 (36)Больше не ожидалось ничего интересного, и все стали расходиться кто куда.

 (37)Посмотрев на Витьку, Агния слабо улыбнулась и провела ладонью ему по голове.

 – (38)Санька у меня такой же… (39)Смелый.

 – (40)Я не смелый… – возразил Витька тихо.

 – (41)Я сказала: смелый, – повторила Агния. – (42)Потому, что ты взял ответственность на себя в жизни, а не на словах. (43)Настоящую ответственность.

 (44)Мальчишка-сердечник, всё еще синий от слабости, смотрел на них мутными глазами и ничего не понимал…

 (По Н. Айне) *

 * Айна Нара – современная детская писательница..

11.  Анализ средств выразительности

 Укажите варианты ответов, в которых нет фразеологизма как средства выразительности речи.

 1)  И старшеклассники, переглянувшись, отступили от девушки.

2)  Но волосы она обстригла и перекрасила в первую же неделю, а со второй она уже записалась в какие-то секции, и теперь язык не поворачивается назвать ее «хрупкой».

3)  Они всегда смотрели так, если били кого-то, до кого другим не было никакого дела.

4)  Школьники смотрели на избиение совершенно спокойно.

5)  Больше не ожидалось ничего интересного, и все стали расходиться кто куда.

12.  Лексический анализ.

В предложениях 15−21 найдите синоним к слову «невозмутимо». Выпишите этот синоним.

 13.2.  Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста:

«— Я сказала: смелый,  — повторила Агния. Потому, что ты взял на себя в жизни, а не на словах. Настоящую ответственность».

Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять нс менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанным переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 13.3.  Напишите сочинение-рассуждение на тему «В чём заключается решимость человека?». Дайте определение выражению РЕШИМОСТЬ и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения.

Приведите в сочинении два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а другой – из Вашего жизненного опыта. Приводя пример-аргумент из прочитанного текста, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.



Предварительный просмотр:

Контрольная работа в формате ОГЭ В.3

1.  Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения  — не менее 70 слов.Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

 2. Прочитайте текст и выполните задание.

(1) В конце ХХ столетия одним из наиболее активных языковых процессов оказался процесс заимствования иноязычных слов. (2)Русский язык всегда был открыт для заимствований, в его лексике большой процент составляют иноязычные слова разного происхождения. (3)Многие из них настолько прижились в языке, подчинились русской грамматике, что воспринимаются как вполне русские (свёкла, кровать, деньги). (4)В разные эпохи приходили к нам разные «чужие» слова, заимствования были требованием жизни. (5)Так, развитие кораблестроения, инженерного дела, различных ремёсел привело в русский язык голландские и английские морские термины, технические и канцелярские немецкие слова.

 Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1)  одним из процессов оказался процесс (предложение 1)

2)  процент составляют (предложение 2)

3)  многие из них прижились (предложение 3)

4)  заимствования были требованием (предложение 4)

5)  привело термины (предложение 5)

3.  Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1)  В предложение 1 составное глагольное сказуемое.

2)  Предложение 2 сложное бессоюзное.

3)  Предложение 3 сложноподчинённое.

4)  Предложения 4 простое с однородными членами.

5)  Предложение 5 осложнено вводным словом.

4.  Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для данных пунктуационных правил: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

А)  Обращение отделяется запятой.

Б)  Между однородными членами предложения, связанными повторяющимся союзом, ставится запятая.

В)  Между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже, при нулевой связке ставится тире. 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1)  Дети радовались и хорошей погоде, и встречам с одноклассниками, и короткому дождю, оставившему лужи на асфальте.

2)  Высоко пари́т, распластав крылья, орёл  — гроза пернатого царства.

3)  Солнце только что село, и алый тонкий свет лежал на зелёных лозах, на сухой земле и на белой стене небольшого домика, стоявшего на самом верху горы.

4)  «Поди прочь, безумный мальчишка!»  — нетерпеливо прервал Азамата Ка́збич.

5)  Папе стихи понравились, он поцеловал Виту в щёчку и сказал, что его дочь  — настоящая поэтесса вроде Агнии Барто.

 5.  Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Переминаясь с ноги на ногу (1) от холода (2) Дима (3) немного выждав (4) вновь постучал в (5) обитую толстой жестью (6) дверь (7) но (8) желанного отклика так и не последовало (9) и он направился домой.

6.  Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания слова. Запишите номера этих ответов.

1)  ПРИШКОЛЬНАЯ (территория)  — правописание приставки определяется её значением  — близость.

2)  БЕЛОСНЕЖНАЯ (рубашка)  — сложное имя прилагательное пишется слитно, потому что образовано на основе подчинительного словосочетания.

3)  СТАРИННЫЕ (часы)  — в суффиксе полного страдательного причастия прошедшего времени пишется НН.

4)  ЗАГОРЕТЬ (под солнцем)  — написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от лексического значения слова.

5)  ПЕЧЬ (пирог)  — на конце неопределённой формы глагола буква Ь пишется для обозначения мягкости предшествующего согласного.

7.  Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква А. 

Поздним ненастным вечер(1)..м геол(2)..ги ост(3)..новились на ночлег в горн(4)..й д(5)..лине. Внизу, в узком ущелье, бил(6)..сь о скалы река. Р(7)..скошная р(8).. стительность окружал(9).. людей.

8.  Раскройте скобки и запишите слово «вафли» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка. Бабушка купила две пачки (вафли) по цене одной.

9.  Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «графин из хрусталя», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

10.  Анализ содержания текста.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)  У Вадимки не хватило духа выполнить приказ матери, потому что ему было жаль маленьких щенков.

2)  Вадимка тянул время, надеясь, что мать передумает и разрешит оставить щенков.

3)  Местный ветеринар посоветовал Вадимке отнести щенков к деду Борису.

4)  Вадимка надеялся отдать щенков кому-нибудь из односельчан, в добрые руки.

5)  Вадимка был слабым и нерешительным мальчиком.

(1)Утро дышало свежестью. (2)Над рекой висел прозрачный туман, но солнечные лучи уже золотили тихую гладь. (3)Поднимавшийся берег покрывала изумрудная трава, испещрённая бесчисленными искорками росы. (4)Воздух, насыщенный пряными ароматами диких цветов, застыл. (5)Тихо – лишь в зарослях камыша у самой воды колокольцами звенели комары. (6)Вадимка сидел на берегу и смотрел, как старый тополь роняет белоснежные, кружащиеся в застывшем воздухе пушинки и как они белыми корабликами плывут по реке. (7)Тонкое поскуливание нарушило спокойствие утра.

 (8)Мальчик вздрогнул – вспомнил, зачем пришёл сюда. (9)Слёзы подступили к горлу, стали душить, но он сдержался – не заплакал.

 (10)Вчера ощенилась Жучка: принесла четверых. (11)Мать увидела Жучкин живот и давай причитать на всю деревню! (12)«Не углядел! (13)Сколько раз говорила: не пускай собаку со двора! (14)Что прикажешь

с ними делать?»

 (15)Виноват Вадимка. (16)И спрос теперь с него. (17)Мать приказала

к вечеру от щенят избавиться – утопить. (18)Легко сказать, а вот попробуй, исполни... (19)Они хоть маленькие, слепые, а живые существа!

 (20)Представить, как Жучкиных щенят топить будет, Вадимка не мог. (21)Казалось, чего проще: оставь мешок у воды – река сама сделает своё дело – и гуляй без хлопот и забот...

 (22)Вадимка так не сумел бы. (23)Размазывая грязными ладонями слёзы, утёр лицо, сложил щенят обратно и решительно направился в деревню.

 (24)У сельпо в ожидании утреннего хлеба толпился народ – всё больше женщины. (25)Увидав знакомое лицо, Вадимка подошёл к крылечку.

 – (26)Здравствуйте, тётя Маша, – заливаясь краской, обратился

к дородной женщине.

 – (27)Здорово! (28)Чего в мешке? – сразу заинтересовалась любопытная тётя Маша.

 – (29)Сейчас покажу! – засуетился Вадимка. – (30)Щенки Жучкины. (31)Может, возьмёте?

 – (32)Разве щенки? (33)Крысята какие-то, – сострила женщина. (34)Собравшиеся вокруг прыснули.

 – (35)Маленькие ещё – вчера родились...

 – (36)Раз вчера, то неси-ка их к мамке. (37)Вона разревелись – жрать хотят.

 – (38)Не могу. (39)Мать запретила с ними домой возвращаться... (40)Может, всё-таки возьмёте?

 (41)Но женщины, потеряв к мешку интерес, одна за другой расходились. (42)Сельпо открыли, и тётя Маша деловито направилась к дверям. (43)Вздохнув, мальчик уныло поплёлся прочь.

 – (44)Вадик, постой!

 (45)Вадимка обернулся: Николай Егорыч – колхозный ветеринар, давний приятель отца.

 – (46)Ты вот что, ступай к деду Борису – охотнику. (47)У него Сильва, между прочим, ощенилась, восемь штук принесла. (48)Может, возьмёт старик твоих-то.

 (49)Окрылённый, мчался Вадимка к дому охотника...

 (По А. Никольской) *

 * Никольская Анна (род. в 1979 г.) – современная российская детская писательница.

11.  Анализ средств выразительности. 

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

1)  Слёзы подступили к горлу, стали душить, но он сдержался  — не заплакал.

2)  Размазывая грязными ладонями слёзы, утёр лицо, сложил щенят обратно и решительно направился в деревню.

3)  Сельпо открыли, и тётя Маша деловито направилась к дверям.

4)  Окрылённый, мчался Вадимка к дому охотника...

5)  Мать запретила  — с ними домой ни ногой.

12.  Лексический анализ.

Найдите в тексте антоним к слову ПОПЛЁЛСЯ (предложение 43). Напишите этот антоним.

13.  Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий (13.2 или 13.3). Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания.

 

13.2.  Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Окрылённый, мчался Вадимка к дому охотника...»

Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

13.3.  Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какого человека можно назвать добрым?». Дайте определение выражению ДОБРОТА и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения.

Приведите в сочинении два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а другой – из Вашего жизненного опыта. Приводя пример-аргумент из прочитанного текста, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система контрольных работ по русскому языку в формате ЕГЭ для 7 класса

В данном пособии представлены  контрольные тесты (в формате ЕГЭ)  по русскому языку по основным темам курса 7 класса. Также даны ответы на предложенные задания....

Контрольная работа по русскому языку в формате МЦКО (5 класс).

В представленной контрольной работе даны задания по темам: Фонетика. Орфоэпия. Морфемика. Морфология. Синтаксис. Орфография. Пунктуация. Работа состоит из 4-х частей и включает 16 заданий, в том ...

Контрольная работа по русскому языку в формате ЕГЭ (итоговая) 11 класс

Работа содержит задания в формате ЕГЭ для проведения итогового контроля по русскому языку за курс 11 класса...

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ в формате МЦКО 7класс

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ в формате МЦКО 7класс...

Итоговая контрольная работа по русскому языку ( в формате ОГЭ), 8 класс.

Цель: проверка уровня сформированности знаний, умений, навыков учащихся .Работа построена максимально в приближенной   форме к  ОГЭ .Представлен один вариант работы, содержащей тестовые...

Контрольная работа по русскому языку в формате ЕГЭ "Орфография".

Два варианта контрольной работы "Орфография". Задания в формате ЕГЭ 2024 г. С 9 по 13 плюс 15 задание. Можно использовать как в 10, так и в 11 классе....