Игровой урок по теме "Причастие"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Урок-путешествие, тема "Причастие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovoy_urok_po_prichastiyu_7_klass.docx18.39 КБ

Предварительный просмотр:

             Урок-путешествие в музей русского языка. Зал «Причастие».

Цели урока: закрепить навыки правописания и употребления причастий, продолжить формирование навыков постановки знаков препинания при причастном обороте, развитие устной и письменной речи, творческих способностей учащихся, воспитание любви к родному языку.

Оборудование: магнитная доска-копилка экспонатов по обозначенной теме, листки отзыва, индивидуальные карточки для работы, карточки-«домино».

Ход урока: вступительное слово учителя, сообщение целей урока, формирование поставленных задач перед учащимися.

Учитель:

На свете много музеев разных,

Связанных с наукой, историей государства,

С искусством и жизнью командира полка,

 А мы создаем свой музей- музей русского языка.

Залов в нем очень много,

Сколько наук в языке,

Давайте их вспомним, ребята,

 И назовем их все.

Итак, каждый зал в нашем музее соответствует разделу науки о языке – лингвистики. Вспомните и назовите эти разделы…

Учащиеся называют разделы лингвистики: орфография, фонетика, орфоэпия, морфология и т.д.

Учитель: Зал «причастие» из морфологии

Двери свои распахнул,

Может любой стать экскурсоводом,

Кто в него заглянул.

На столе у каждого из вас лежит листок-отзыв о посещении музея. В конце экскурсии их нужно сдать мне, директору музея, а заполнять листки будем в течение экскурсии.

Листок-отзыв:

Я, -----------Фамилия, имя учащегося

1. Среди других экспонатов определяю причастие:

А) легко        Б) с трудом    В) не определяю

2. Отличаю действительные  причастия от страдательных:

А) легко        Б) с  трудом    В) не определяю

3. Могу просклонять причастие:

А) легко    Б) с трудом    В) не могу

4. Знаю суффиксы причастий и отличаю их друг от друга:

А) легко    Б) с трудом   В) не определяю

5. Могу найти причастный оборот в предложении:

А) легко     Б) с трудом     В) не могу

6. НЕ с причастиями пишу правильно:

А) легко    Б) с трудом    В) не понимаю

Учитель: Вот и первое несчастие:

Среди самых разных слов

Потерялось вдруг причастие…

Нужны два экскурсовода, чтобы разобраться в морфологических признаках причастия. Один из вас отыщет признаки глагола у причастия, а другой - прилагательного (в конвертах находятся карточки со словами, на которых написаны признаки разных частей речи. Необходимо выбрать соответствующие заданию). Еще два человека выходят к доске выписать словосочетания «причастие + существительное. Остальные ученики работают в тетради».

Карточки со словами: склонение, род, неодушевленное, обстоятельство, нарицательное, признак предмета по действию, время, признак предмета, вид, число, падеж, действие предмета.

Карточки для выборочной работы для двух учащихся и у каждого на парте: зеленый луг, увиденная картина, летное поле, зеленеющий луг, красивейшая картина, летающая птица, летательный аппарат, краснеющая ягода, горячее солнце, горящий восход.

Два экскурсовода комментируют вслух отобранные карточки.

Два человека открывают материал с выписанными словосочетаниями, доказывают свое мнение, учащиеся проверяют себя самостоятельно.

Заполняется первый пункт листка-отзыва.

Учитель: Экскурсия наша идет созидательно,

Нас ждут причастия действительные и страдательные.

На столах у учащихся разрезанные на слоги карточки-«домино». Задание-собрать слова, определив при этом разряд причастия.

Карточки-«домино» - ИМЫЙ, НЕНАВИД, ЛЕЧ, ОБИЖА, ИМЫЙ, ЗАВИС, УЩИЙ, ЕМЫЙ, ШЕПЧ ,РУБ,ЯЩИЙ, БРОСА,ЮЩИЙ,КОЛ,ЕМЫЙ, АЩИЙ

С места проверить задание у нескольких учащихся, два правильных ответа заслушать.

Заполняется второй пункт листка – отзыва.

Учитель: Вот и время подошло,

Нам проверить домино,

Чтобы суффиксы все знать,

И слова все объяснять.

Учащиеся по цепочке объясняют правописание суффиксов у составленных слов.

Заполняется четвертый пункт листка.

Учитель:

Хоть музей и не искусства,

Без артистов просто пусто.

Сказку сочинил народ про

Причастный оборот.

Инсценирование, в котором участвуют герои: причастие, зависимые слова, запятые, определяемое слово. (Домашняя заготовка)

Сказка: Родители не отпускали причастие гулять без разрешения, потому что про предложениям разгуливали хищные запятые, готовые захватить его. Однажды ночью маленькое причастие выбралось из дома и отправилось гулять, а запятые раскинули по все стране шпионскую сеть. А причастие идет и раздумывает: «Не боюсь я никаких запятых, я – сильная часть речи, во мне живут признаки глагола и прилагательного, и силы во мне за двоих». Через некоторое время подбегают  к нему зависимые слова и говорят: «Причастие, возьми нас с собой в предложение». Причастие не побоялось подвоха и согласилось. Идут они втроем, а навстречу им определяемое слово, которое тоже торопилось в предложение. Причастие и тут поверило, что они смогут стать друзьями. Но не тут-то было. Подлетели две злобные запятые, только тогда причастие догадалось, в какую ловушку оно угодило. Обхватили его со всех сторон  и обособили. Только тогда, когда определяемое слово пряталось за причастие, то запятые в страхе убегали.

Учитель: Сказка ложь, да в ней намек. Какой же урок можно извлечь из этой истории?

Один ученик идет к доске, работает на оборотной стороне доски. Остальные учащиеся самостоятельно работают с раздаточным материалом по постановке знаков препинания при причастном обороте.

Взаимопроверка работ после комментированного ответа и исправления ошибок у работавшего на доске ученика.

Заполнение третьего и пятого пунктов листка-отзыва.

Учитель: Последняя наша остановка у экспоната-частица НЕ. Один ученик идет к доске и комментирует случаи слитного и раздельного написания.

Карточка для работы: музей (не) закрыт, еще (не) написанные картины, (не) законченная, а начатая работа, (не) закрытый мольберт, (не)домогающий художник.

После проверки заполняется шестой пункт листка-отзыва.

Учитель: Наша работа на этом не закончена,

Для всех, кто любит свой язык,

Кто с русской речью дружен,

Быть равнодушным не привык,

Кому покой не нужен,

Откроет двери наш музей,

 Мы с нетерпением ждем гостей!

Примечание: ответы оценивались по ходу экскурсии.

Домашнее задание вариативное: кроссворд из десяти-двенадцати причастий (определить по лексическому значению), упражнение 133,  придумать самостоятельно сказку о причастии с грамматическим  подтекстом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

игровой урок 4 класс

Совершенствование элементов игры баскетбола....

Игровой урок по плаванию в 4 классе

Цель урока: применение подвижных игр в воде - как средство обучения плаванию учащихся.На уроке используется подборка  игр, формирующих различные навыки учащихся плаванию.Организовано соревнование...

Игровой урок "Treat or trick" в 5 классе

веселое мероприятие к празднику "Halloween"...

ИГРОВОЙ УРОК ПО ПОВЕСТИ Н.В. ГОГОЛЯ " ТАРАС БУЛЬБА" " БРАННОЕ ТРУДНОЕ ВРЕМЯ"

ДАННЫЙ ИГРОВОЙ УРОК ПОЗВОЛЯЕТ ПРОВЕРИТЬ В ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ ФОРМЕ ЗНАНИЕ ТЕКСТА УЧАЩИМИСЯ, СОДЕРЖИТ БОЛЬШОЙ ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ: ВИКТОРИНЫ. КОЛЛЕКТИВНЫЕ, ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ, ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ, МОЗГОВОЙ ШТ...

Обобщающий игровой урок по призведению Н.В. Гоголя " Ночь перед Рождеством"

Урок из разработанного мною цикла "Уроки по произведениям Гоголя"  представляет собой обощающее мероприятие, где учащиеся в занимательной форме ещё раз  могут обратиться к замечательной пове...

Игровой урок ПРОПОРЦИИ

Урок-путешествие " Пропорции. Решение задач с помощью пропорций". Основная цель урока : развитие интереса к математике, активизация мыслительной деятельности, развитие творческого мышления, математиче...

Учебно-игровой урок в 6 классе по теме «Алгоритмы и работа с ними»

Повторительно-обобщающий игровой урок для закрепления пройденного материала по теме "Алгоритмы"....