План-конспект урока по русскому языку в 9 классе на тему "Союзы и союзные слова"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Губа Мария Алексеевна

План-конспект урока по русскому языку в 9 классе на тему "Союзы и союзные слова" вкупе с презентацией и дидактическим материалом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Название предмета: русский язык

Класс: 9

УМК: «Русский язык» для 9 класса общеобразовательных учреждений: 1 ч. / авт.-сост. Л.А.Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, М.: Просвещение, 2014.

Уровень обучения: базовый

Тема урока: Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении

Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1

Планируемые результаты: учащиеся научаться различать союзы и союзные слова

Цели урока :

1) повторить синтаксический разбор предложения;

2) закрепить умение различать ССП и СПП;

3) научиться различать ССП и СПП по средствам связи, используемым между их частями;

4) научиться различать союзы и союзные слова;

5) совершенствовать навык выполнения пунктуационного анализа на примере задания №4 из демоверсии КИМ ОГЭ 2024 года.

Оборудование:

1) карточки;

2) таблица “Подчинительные союзы и союзные слова» ;

4) презентация.

  1. Организационный этап

-Добрый день, ребята, сегодня будет необычный урок, так как мы будем работать не в тетрадях, а на листах раздаточного материала. Возьмите карточку №1, напишите число, имя и фамилию.

  1. Актуализация знаний.

Слайд 1: Синтаксическая разминка.

  1. Наступила ночь и на небе сияют звёзды.
  2. Каждый день мы учили новые теоремы когда приходилось тренировать память.
  3. Нужно загадать желание если упала звезда.

-Посмотрите на данные предложения, чего в них не хватает? (Знаков препинания) Умение расставлять знаки препинания в предложениях пригодится вам при подготовке к сдаче ОГЭ. Данный навык оттачивается при выполнении 3, 4 заданий тестовой части, и, безусловно, при написании изложения, сочинения.

-Как вы думаете, какое предложение можно считать лишним? (первое, так как это ССП, а все остальные СПП).

- На прошлом уроке вы познакомились со СПП, давайте освежим наши знания, отметив в задании № 1 на карточках верные/неверные утверждения. Рядом с верным утверждением ставим +, с неверным -.

  1. В состав сложноподчинённого предложения входят главное предложение и одно или несколько придаточных.
  1. Главное предложение от придаточного на письме обычно отделяется запятой.
  1. Части сложноподчинённого предложения всегда равноправны.
  1. Придаточное предложение с главным связано сочинительной или подчинительной связью.
  1. В роли средств связи в сложноподчинённом предложении выступают подчинительные союзы или союзные слова.

- Поменяйтесь карточками с соседом и проверьте правильность. За каждый правильный ответ – 1 балл. (для проверки предложения выводятся на экран Слайд 2). Поднимите руки те, кто полностью справился с заданием. Поднимите те, у кого остались вопросы. Давайте вместе ответим на них. Молодцы ребята!

- А знаем ли мы что-нибудь о союзах и союзных словах? Поэтому сегодня на уроке я предлагаю вам открыть и закрепить новые знания о них.

Тема нашего урока: «Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении»

  1. Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

-Давайте вместе попробуем определить основные цели нашего урока:

  1. уметь находить в СПП союзы и союзные слова;
  2. научиться отличать друг от друга союзы и союзные слова.

  1. Открытие и первичное усвоение новых знаний.

- Как же различать союзы и союзные слова?

На карточках у Вас есть задание №2 с пустыми строчками. Спишите предложения с доски ( Слайд 3). Это сложноподчинённые предложения. Можете ли Вы сразу сказать: в каком из них союз, а в каком союзное слово? Сложно! Поэтому давайте разбираться вместе.

Учитель сказал нам, что использовать калькулятор на геометрии запрещено.

Я не представляю, куда пропал мой слух.

- Отличить союз от союзного слова можно по нескольким критериям. Каждый критерий мы будем заносить в специальную таблицу. Слайд 4

- Перед вами два СПП, найдите слова, которые служат средством связи главной и придаточной части. ( что, когда )

- я сейчас прочитаю каждое из этих предложений, а вы отметите, на какое слово падает логическое ударение. ( в первом – запрещено, во втором – куда). Запоминайте: если логическое ударение падает на средство связи – это союзное слово, если нет – союз. Это будет первым пунктом в нашей таблице. Слайд 4

-Вернёмся к предложениям. Можно ли после средства связи вставить частицы именно, же? Если после средства связи можно вставить частицы именно, же, то это союзное слово, если нет – союз. Это будет вторым пунктом нашей таблицы. Слайд 4

- Можно ли исключить средство связи из предложения без потери смысла? Если можно – союз, если нет – союзное слово. Слайд 4

- Можно ли задать вопрос к средству связи? Если можно – союзное слово, если нельзя – союз. Слайд 4

-Исходя из 4 пункта, определите : является ли средство связи членом предложения? Если да - союзное слово, нет – союз. Слайд 4

-Итак. У нас получилась таблица, опираясь на пункты которой можно определить : чем соединены части СПП. У вас эта таблица уже есть в приложении к карточкам, можете использовать её в будущем на уроках.

  1. Закрепление полученных знаний.

- Перед вами два предложения. С первым работают 2 и 4 стол, со вторым – 1и 3. Ваша задача доказать, опираясь на нашу таблицу, чем является средство связи : союзом или союзным словом.

Ольга поняла, что книга – лучший подарок.

Настя забыла, когда шотландский химик Джозеф Блэк открыл углекислый газ.

- В карточках есть задание № 3 для индивидуальной работы. Приведено 4 предложения, каждый из вас выпишет на пустую строчку одно СПП с союзом и одно с союзным словом.

 

  1. Сумрак стал гуще, и звёзды сияли выше.
  2. Я мог видеть вечерами, что внизу делалось.
  3. Мама пошла в гости и взяла с собой брата.
  4. Знаю, что произошло важное событие.

  1. Рефлексия.

-Ребята, что мы сегодня с вами на уроке узнали? Чему научились?

  1. Самооценка.

- Вы большие молодцы, я очень рада была с вами познакомиться и провести этот урок вместе. Если вы считаете, что у вас сегодня всё получилось, возьмите, пожалуйста, себе по звёздочке. Пусть она станет маленьким вкладом в ваше большое и светлое будущее, а ещё , непременно, послужит стимулом сдать грядущие экзамены на и баллы. Спасибо за чудесный урок!

  1. Оценивание
  2. Домашнее задание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к уроку русского языка учителя МБОУ СОШ №5 им. А. И. Майстренко Губа Марии Алексеевны «Надо любить и хранить те образцы русского языка, которые унаследовали мы от первоклассных мастеров». Фурманов Д. А.

Слайд 2

Чего не хватает в предложениях? Наступила ночь и на небе сияют звёзды. Каждый день мы учили новые теоремы когда приходилось тренировать память. Нужно загадать желание если упала звезда.

Слайд 3

Отметьте правильные суждения «+» «-» Утверждения Баллы «+» В состав сложноподчинённого предложения входят главное предложение и одно или несколько придаточных. 1 «+» Главное предложение от придаточного на письме обычно отделяется запятой. 1 «-» Части сложноподчинённого предложения всегда равноправны. 1 «-» Придаточное предложение с главным связано сочинительной или подчинительной связью. 1 «+» В роли средств связи в сложноподчинённом предложении выступают подчинительные союзы или союзные слова. 1

Слайд 4

Тема урока «Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении»

Слайд 5

Запишите предложения Учитель сказал нам, что использовать телефоны в школе запрещено. Я не представляю, куда пропал мой слух.

Слайд 6

Отличие подчинительного союза от союзного слова. Подчинительные союзы Союзные слова

Слайд 7

Отличие подчинительного союза от союзного слова. Подчинительные союзы Союзные слова 1. На союз не может падать логическое ударение. 1. На союзное слово падает логическое ударение.

Слайд 8

Отличие подчинительного союза от союзного слова. Подчинительные союзы Союзные слова 1. На союз не может падать логическое ударение. 1. На союзное слово падает логическое ударение. 2. После союза нельзя поставить частицы же, именно . 2. После союзного слова можно поставить частицы же, именно.

Слайд 9

Отличие подчинительного союза от союзного слова. Подчинительные союзы Союзные слова 1. На союз не может падать логическое ударение. 1. На союзное слово падает логическое ударение. 2. После союза нельзя поставить частицы же, именно . 2. После союзного слова можно поставить частицы же, именно. 3. Часто союз можно исключить из придаточн . предложения. 3. Союзное слово нельзя исключить из придаточ . предложения.

Слайд 10

Отличие подчинительного союза от союзного слова. Подчинительные союзы Союзные слова 1. На союз не может падать логическое ударение. 1. На союзное слово падает логическое ударение. 2. После союза нельзя поставить частицы же, именно . 2. После союзного слова можно поставить частицы же, именно. 3. Часто союз можно исключить из придаточн . предложения. 3. Союзное слово нельзя исключить из придаточ . предложения. 4. К союзу нельзя задать вопрос. 4. К союзному слову можно задать вопрос.

Слайд 11

Отличие подчинительного союза от союзного слова. Подчинительные союзы Союзные слова 1. На союз не может падать логическое ударение. 1. На союзное слово падает логическое ударение. 2. После союза нельзя поставить частицы же, именно . 2. После союзного слова можно поставить частицы же, именно. 3. Часто союз можно исключить из придаточн . предложения. 3. Союзное слово нельзя исключить из придаточ . предложения. 4. К союзу нельзя задать вопрос. 4. К союзному слову можно задать вопрос. 5. Союз не является членом предложения 5. Союзное слово является членом придаточного предложения

Слайд 12

1.Ольга поняла, что книга – лучший подарок. 2. Скоро мы убедились, что Вася не знал таблицу умножения. 3. Он рассказывал, как ездил по Волгограду. 4. Настя забыла, когда шотландский химик Джозеф Блэк открыл углекислый газ.

Слайд 13

Спасибо за чудесный урок!



Предварительный просмотр:

Дата                                                                                                                     .

ФИО                                                                                                                    .

Задание №1. Отметьте верные утверждения знаком «+», неверные - «-».

«+»

«-»

Утверждения

Баллы

В состав сложноподчинённого предложения входят главное предложение и одно или несколько придаточных.

Главное предложение от придаточного на письме обычно отделяется запятой.

Части сложноподчинённого предложения всегда равноправны.

Придаточное предложение с главным связано сочинительной или подчинительной связью.

В роли средств связи в сложноподчинённом предложении выступают подчинительные союзы или союзные слова.

Задание № 2.

Учитель сказал нам, что использовать калькулятор на геометрии запрещено.

Я не представляю, куда пропал мой слух.

Задание № 3.

  1. Сумрак стал гуще, и звёзды сияли выше.
  2. Я мог видеть вечерами, что внизу делалось.
  3. Мама пошла в гости и взяла с собой брата.
  4. Знаю, что произошло важное событие.

.                                                                                                                                   . 

.                                                                                                                                                         .

.                                                                                                                                                         .

.                                                                                                                                                         .    

Приложение 1.    

Подчинительные союзы

Союзные слова

1. На союз не может падать логическое ударение. 

1. На союзное слово падает логическое ударение. 

2. После союза нельзя поставить частицы же, именно. 

2. После союзного слова можно поставить частицы же, именно. 

3. Часто союз можно исключить из придаточн. предложения.

3. Союзное слово нельзя исключить из придаточ. предложения.

4. К союзу нельзя задать вопрос.

4. К союзному слову можно задать вопрос.

5. Союз не является членом предложения

5. Союзное слово является членом придаточного предложения

                                                                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе по теме "Обобщающее повторение о второстепенных членах предложения"

Урок проводился в игровой форме на этапе, когда весь материал по теме"Второстепенные члены предложения" полностью изучен и необходимо проверить, готовы ли ученики к контрольной работе.Это урок-соревно...

План - конспект урока по русскому языку 5 класс тема "Однозначные и многозначные слова"

Урок с исполльзованием ЭОР.Объяснение нового материала сопровождается коллекцией интерактивных иллюстраций, на этапе закрепления предлагается тест.В приложении № 2 указана гиперсылка на ресурс ,обеспе...

План-конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе школы V вида по теме «Вводные слова и знаки препинания при них».

Данный материал используется на уроках русского языка в 9 классе школы Vвида (детей с тяжёлыми нарушениями речи), а также возможно его использование на логопедических занятиях в школе c учащимися II с...

План – конспект открытого урока по русскому языку «Междометия и звукоподражательные слова». 7 класс.

План-конспект открытого урока по русскому языку "Междометия и звукоподражательные слова" с использованием технологической карты урока. Базовый учебник  М.М.Разумовская, С.И.Львова и др. «Русский...

План конспект открытого урока по русскому языку в 6м классе по теме Словообразование имен прилагательных

Цель урока: - закрепить умения определять способ словообразования;- учить распознавать способ образования прилагательных;- закрепить умения определять значение суффиксов;- развивать умение строить сло...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ /10 КЛАСС/ Развитие речи. Обучение написанию сочинения-рассуждения.

Цель:Обучающая: формирование умения анализировать прочитанный текст, аргументировать свою точку зрения.Развивающая: развитие монологической речи учащихся (устной и письменной) в стиле рассуждения, под...