Урок русского языка в 8 классе по теме «Понятие об обособлении. Обособленные члены предложения. Обособленное определение".
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Пенькова Елена Александровна

Конспект урока. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_8_klasse.doc75.5 КБ
Файл pritcha_lyubov_materi.pptx2.17 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №55  г. Ставрополя

Урок русского языка

в 8  классе

по теме «Понятие об обособлении. Обособленные члены предложения. Обособленное определение".

                                             Конспект урока

                                                               учителя высшей категории

                                                                  русского языка и литературы

  Пеньковой Елены Александровны

Урок русского языка в 8 классе по теме

"Понятие об обособлении. Обособленные члены предложения. Обособленное определение".

Цели:

Знать:

понятие об обособлении, роли обособленных членов в предложении;

значение термина “обособление”;

деление обособленных членов на группы.

Уметь:

интонационно правильно произносить предложения с обособленными членами;

различать основные признаки обособленных членов предложения.

Увидеть:

значимость обособления для повышения грамотности и культуры речи.

Систематизировать:

имеющиеся знания о постановке знаков препинания при причастных оборотах.

Развивать:

Взаимоконтроль, самоконтроль, обучение работе на определяемом уровне.

     I. Предметные:

     -  знать правила обособления;

     -  уметь при чтении выделять интонационно обособленные  члены предложения;

     -  уметь расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными членами.

     II. Метапредметные (УУД):

     - уметь строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и учителем в устной форме (коммуникативные);

     - проектировать путь преодоления затруднений в обучении (регулятивные);

     - объяснять языковые  явления, выявляемые в  ходе повторения (познавательные).

     III.  Личностные:

     - формирование устойчивой мотивации к рефлексии, самоанализу результатов обучения.

На доске плакат: “Да святится имя Твое…”

Эпиграф:

 Все прекрасное в человеке - от лучей солнца и от молока Матери…

        

                                                                                                 М. Горький

Уважать женщин – это долг, которому всякий человек, считающий себя честным,  должен повиноваться от рождения.

                                   Лопе де Вега (испанский драматург, живший в 16-17вв. )

ХОД УРОКА.

I.Организационный момент. Приветствие, организация внимания.

II. Актуализация внимания.

Запись в тетрадь одной из “мудрых мыслей”.

Все прекрасное в человеке - от лучей солнца и от молока Матери…

        

                                                                                                 М.Горький

Уважать женщин – это долг, которому всякий человек, считающий себя честным,  должен повиноваться от рождения.

                                   Лопе де Вега (испанский драматург, живший в 16-17вв. )

- Что такое эпиграф?

- Как вы понимаете слова эпиграфа?

- Какие понятия являются ключевыми в высказываниях известных мастеров слова?

III. Синтаксическая работа.

Запись в тетрадь одной из “мудрых мыслей”.

-  Назвать грамматические основы предложений.

- Какая синтаксическая конструкция использована во втором предложении: простая или сложная? ( Сложное  предложение, состоящее из 2 ПП, СПП)

- Назовите знаки препинания во втором предложении.

- Объясните их постановку.

- Чем осложнено второе простое предложение?

- Что такое причастие?

- Какие темы вспомнили, работая над пунктуацией? ( Тире между подл. и сказ.; запятая между частями СП; запятая при причастном обороте )

- Проверьте правильность постановки знаков препинания. (Слайд 3)

IV. Постановка цели.

-Каковы цели урока?

-Что такое причастие?

V. Объяснение нового материала.

При разборе предложений мы с вами употребляли термин «обособление».

 Словарная работа.

Работа с «Толковым словарем».

Обособление – это…

Обособить

Кого – что, книжное. Выделить из общего.

Что лингвистич. Сделать самостоятельным.

- К какому стилю речи относится глагол ОБОСОБИТЬ?

- Замените стилистически нейтральным синонимом.

- С формами какого падежа употребляется данный глагол?

- Какой вид подчинительной связи используется?

- Докажите.

-Перестройте словосочетание от лучей солнца, построенное на основе управления, в словосочетание, построенное на основе согласования.

VI. Объяснительный диктант.

( 1) Бедная старушка, привыкшая уже к таким поступкам своего сына, печально глядела на Остапа и Андрия. (2) Небрежно всклоченные кудри сыновей своих мать расчесывала гребнем.(3) Предупрежденная об опасности, женщина сумела уйти от преследования.

- Из какого художественного произведения данные строки?

- Чем осложнены предложения?

- Какие члены предложения могут быть обособленными?

- Объяснить знаки препинания.

VII. Работа с учебником.

Учитель: Прочитайте, что такое обособление в учебнике.

1 группа Блок материала: понятие об обособлении и делении обособленных членов предложения на группы.

2 группа Блок материала: основные признаки обособленных второстепенных членов со значением добавочного сообщения.

3 группа Блок материала: графическая схема, показывающая интонацию предложений с обособленными и необособленными членами. Привести примеры.

Учитель: Обратим еще раз внимание на то, что интонация играет важную роль при обособлении членов предложения.

 А теперь давайте подробнее остановимся на случаях обособления и необособления согласованных определений:

(Слайд 10 )

VIII. Работа с текстом.

Работа с эпиграфом.

Обратимся к эпиграфу урока.

Приближается самый светлый праздник в году – Международный женский день 8 Марта. Праздник женщин, праздник всех мам. Поэтому наш урок будет объединен таким названием: “Да святится имя  Твое…”(Слайд 4) 

И не случайно, потому что все трудности в жизни помогает вам преодолевать самый дорогой человек – ваша мама.

Новую тему начнем с прекрасных слов М. Горького. (Читается и записывается эпиграф).

Учитель: Мать…Мама… А каково значение слова «Мать»? Давайте попробуем определить его значение по «Толковому словарю». (Работа по словарю со значением слова «Мать»).

Учебная задача: раскрытие лексического значения слова.

1 ученик.

В “Толковом словаре” С.И.Ожегова читаю:

Мать – это женщина по отношению к своим детям. Родная мать. Многодетная мать. Мать семейства.

Чтение текста «Притча о матери».

-Найти метафору в тексте.

-Какова роль данного изобразительно-выразительного средства?

-Как вы понимаете выражение «любовь матери»?

-Приведите аргументы из текста, подтверждающие ваше мнение.

IX. Сочинение-рассуждение (13.3).

Написать сочинение-рассуждение.

-Как Вы понимаете значение выражения любовь матери?

 Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое любовь матери, взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая

работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

1. Какова композиция СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ?

2. Расскажите, как мы будем истолковывать предложенное для осмысления понятие?

Чтение сочинений.

X. Рефлексия.

Что понравилось на уроке?

Над чем заставил задуматься сегодняшний урок?

Итак, что нового вы узнали сегодня на уроке?

Назовите случаи обособления определений.

В каких случаях определение не обособляется?

ВЫВОД: Обособленные члены предложения свойственны прежде всего книжной речи. Они очень широко применяются в художественной литературе, что помогает писателю, поэту в экономной форме подробно живописать предмет.

Учитель: Сегодняшние примеры  были подобраны тематически. Все они – о любви к матери, о бесценном даре – наших мамах! Берегите своих матерей, умейте ценить их заботу о вас, дарите им свое тепло! И пусть никогда над вами не гаснет свет материнской любви.

XI. Выставление оценок.

X. Домашнее задание.

(См. задание на слайде 12)

Приложение.

Притча о материнской любви.

(1)Однажды к маме пришли ее дети, споря между собой и доказывая свою правоту друг другу, с вопросом – кого она любит больше все на свете?…

(1)Однажды к маме пришли ее дети, споря между собой и доказывая свою правоту друг другу, с вопросом – кого она любит больше все на свете?…

(5)Затем она взяла еще одну свечу и зажгла ее от своей.

— (6)Это мой первенец, я дала ему своего огня, свою любовь! (7)Разве от того, что я дала – огонь, моей свечи стал меньше? (8)Огонь моей свечи остался прежним…

(9)И так она зажгла столько же свечей – сколько у нее было деток… (10) И огонь ее свечи оставался таким же большим и теплым…


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №55 г. Ставрополя Притча «Любовь матери»

Слайд 2

(1)Однажды к маме пришли ее дети, споря между собой и доказывая свою правоту друг другу, с вопросом – кого она любит больше всех на свете?…

Слайд 3

(2)Мать молча взяла свечу, зажгла ее и начала говорить. (3) Вот свеча – это я! (4)Ее огонь – моя любовь!

Слайд 4

(5)Затем она взяла еще одну свечу и зажгла ее от своей. — (6)Это мой первенец, я дала ему своего огня, свою любовь! (7)Разве от того, что я дала – огонь моей свечи стал меньше? (8)Огонь моей свечи остался прежним…

Слайд 5

(9)И так она зажгла столько же свечей – сколько у нее было деток… (10) И огонь ее свечи оставался таким же большим и теплым…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урок русского языка (8 класс) по теме "Обособленные определения и приложения"

Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством ...

разработка урока русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"

Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Цель урока: Проверить знания теоретического материала по теме.Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.Воспитыват...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Презентация к уроку русского языка 9 класс по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным".

Презентация к уроку русского языка 9 класс по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным"....

Урок русского языка в 8 классе «Понятие об обособлении. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных членах предложения. Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений». (Учебный матeриал в раздел "Основная

Урок разработан с использование технологии критического мышления.Использование приемов технологии развития критического мышления позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радост...

конспект урока, русский язык, 7 класс, по теме "Составление карты понятий для написания сочинения 15.3 ОГЭ"

Класс: 7 «а»Предмет: русский языкНазвание раздела: Речь, информационная обработка текстовТема урока: Составление карты понятий для написания сочинения 15.3 ОГЭФорма урока:урок построения с...

урок русского языка 8 класс по теме "Однородные и неоднородные определения"

Предмет: русский языкКласс: 8 классУМК: учебник по русскому языку для 8 класса под редакцией Л.А. Тростенцовой, Т. А. Ладыженской, А. Д. Дейкиной, О.А. Александровой.Тип урока: урок открытия новых зна...