Технологическая карта урока
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Марина Анатольевна Никитина

технологическая карта урока по литературе 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 разработка технологической карты урока по русскому языку

1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика 

Никитина М. А.

Место работы

МБОУ « Ермаковская СШ №2»

 

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

6 класс

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

94

Тема урока 

Повторение темы "Имя существительное"

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

Базовый

Тип урока (укажите тип урока):

 урок освоения новых знаний и умений

 урок-закрепление

 урок-повторение

 урок систематизации знаний и умений

 урок развивающего контроля

 комбинированный урок

 другой (впишите)

Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные

 осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

Метапредметные

способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.).

Предметные

знать роль языка в жизни человека, общества; уметь читать, устно воспроизводить лингвистический текст, излагать свои мысли в устной и письменной форме,  определять тему текста, границы предложений на основе смысла и интонации.

Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): метапредметность, природосообразность (рефлексия на протяжении всего урока), самостоятельность.

Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы) Мультимедийный проектор, доска. ПК. Презентации на флеш-носителях. Учебник. Художественные тексты. Карточки для индивидуальной и групповой работы.

3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

Внимание! Выбирайте и заполняйте только те блоки, которые соответствуют указанному типу урока. Лишние удалите.

БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)

Эвристическая беседа:

  • Какая тема объединяет тексты, которые вы сейчас услышите? Слайд 1 Волшебный край! Очей отрада! А горы в синей вышине!

Все живо там: холмы, леса, А южный бор и сосен шёпот

Янтарь и яхонт винограда, Под этот шум и влажный ропот

Долин приютная краса… Стоишь, как в светлом полусне.

(А.С. Пушкин) (И.А. Бунин.)

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового

  1. Блиц-опрос «Закончи предложение»:
  • раздел науки о языке, в котором изучается имя существительное… (морфология);
  • морфология изучает… (части речи);
  • имя существительное — это … (самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто?, что?) пример;
  • им. сущ. могут обозначать… (конкретные предметы, абстрактные) примеры;
  • в предложении имя существительное может быть … (любым членом предложения);
  • морфологические признаки имени существительного делятся на … (постоянные и непостоянные);
  • постоянные признаки имени существительного … (одушевленные/неодушевленные, нарицательные/собственные) пример;
  • имена существительные могут быть … рода (мужского, женского, среднего и общего) примеры;
  • большинство имен существительных изменяется… (по числам и падежам);
  • имена существительные, не изменяющиеся по падежам и числам, называются… (несклоняемые) пример;
  • у имен существительных могут быть следующие склонения… (первое, второе, третье и разносклоняемые) пример.

Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься 

Вспомнишь:

•  что такое имя существительное;

•  грамматические категории имени существительного;

•  чем является имя существительное в предложении.

научишься:

•  находить имена существительные;

•  определять грамматические категории имён существительных;

•  выполнять морфологический разбор имени существительного.

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.

Групповая работа.  Работа с текстом. Очень хорош и красив чистый с..сновый бор. Идёш.. , и, точно огромные свечи, возвышают..ся над г..ловой ств..лы старых дерев..ев, чуть не касаются неба своими в..ршинами. Седым мя..ким мхом поросли невысокие кочки. Зеленеют блестящие листья брусники. Через высокие вершины дерев..ев пробиваются лучи солнца. Светлые з..лотистые зайчики загораются на ств..лах.

   Тихо в соснов..м лесу. Пахнет см..лой и з..млёй. Сказочными великанами ст..ят старые сосны среди молодого подр..стающего леса. Одна к другой тесно жмутся п..крытые зелёной хвоей молодые сосенки. Ранней весной здесь р..стут сморчки, а летом кр..суются жёлтые рыжики.

   На болотистых местах располагается низкая болотная осина. Идёшь по сосновому болоту, и нет конца мягким моховым кочкам с дозревающей клюквой.                                                   (По И.С. Соколову – Микитову

Составить план текста.

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)

   -  Анализ текста.

Докажите, что это текст.

- О чём он? Озаглавьте. (О сосновом боре. «Сосновый бор»)

Бор,-а, предл. о боре, в бору, мн. боры, м.  Сосновый лес, растущий на сухом возвышенном месте.

-         Ребята, кто – то из вас был в сосновом бору? Если были, то текст, с которым мы познакомились, напомнил вам о тех ощущениях, которые вы получили во время прогулки по такому замечательному месту. Если же вы ещё не были в сосновом бору, после сегодняшнего урока вы обязательно захотите там побывать.

-     К какому стилю речи относится данный текст? Обоснуйте своё мнение. (К художественному. В тексте ярко выражена авторская оценка увиденного при помощи различных средств выразительности. Тексту присуща образность.)

-         К какому типу речи отнесём текст? (Это описание, т.к. в нём изображается природа.)

-         Какие изобразительно – выразительные средства языка делают это описание ярким? (Эпитеты: чистый бор, седым мхом, блестящие листья, золотистые зайчики, сказочными великанами, мягким кочкам; сравнение: точно огромные свечи; олицетворение: пробиваются лучи, зайчики загораются, жмутся сосенки, красуются рыжики).

-         Какую роль в тексте выполняют художественные средства выразительности? (Они служат для усиления выразительности речи, делая её яркой, образной.)

-    Выполните морфологический разбор любых 2 существительных

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).

Составьте сканворд по теме(7-8 слов)

Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания

Попробуйте составить небольшой текст-описание по картинкам (3-5 предложений), употребив как можно больше существительных.

Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания

Тестовая  работа по теме "Имя существительное".

1. Какого признака нет у существительного:

А) рода

Б) числа

В) падежа

Г) времени

2. Имя существительное изменяется по:

А) родам

Б) числам

В) падежам

Г) склонениям

3. Найдите существительные 1 склонения:

А) тенью

Б) полотенцем

В) в революции

Г) семьей

4. Укажите существительные женского рода:

А) мозоль

Б) тюль

В) кофе

Г) какао

5. Укажите существительные, которые имеют форму только множественного числа:

А) вермишель

Б) такси

В) фальшь

Г) пальцы

6. Укажите существительные, в которых пишется окончание И:

А) о песн..

Б) о професси…

В) об отношени…

Г) у дорог…

7. В окончании каких существительных пишется О:

А) борщ..м

Б)ковш..м

В) дач.й

Г) гордец..м

 8. В каких существительных нужен Ь:

А) нет крыш..

Б) мощ..

В) камыш…

Г) полноч…

9. Каким членом предложения является выделенное слово в предложении  Березы украшают леса

А)подлежащим;   Б)дополнением; В) обстоятельством

Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания

Найдите в тексте существительные, которые могут иметь только форму единственного числа. Запишите их. (Брусники, клюквой названия ягод; солнца – светило; смолой – название вещества; хвоя – собирательное значение). Эти существительные обладают значением, не допускающем множественности, считаемости.)

  Выпишите по 3 существительных 1 скл., 2 скл., 3 скл.. Существительных какого склонения не оказалось в тексте? (3 скл.)

Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами

Запишите предложения и подчеркните существительные как члены предложения.

                  Осень – волшебная пора. Деревья наряжаются в разноцветные уборы. На траве и дорожках лежит пёстрый ковёр из листьев. Погода  радует нас солнечными днями. Я люблю осень.

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания

Что помогают нам «увидеть» и почувствовать имена существительные?

Попробуйте составить небольшой текст-описание по картинкам (3-5 предложений), употребив как можно больше существительных.

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

Продолжите предложения:Сегодня на уроке я убедился в том, что существительные….Я вспомнил(а) о том, что существительные…

Мне необходимо повторить материал о…Я доволен(довольна) своей работой на уроке, потому что…

Этап 5.2. Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.

Подготовиться к диктанту, повторить морфологический разбор имени существительного


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.

Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...