ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ОТКЛОНЕНИЙ В ПОВЕДЕНИИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА
статья по теме

Горбоконь Галина Тимофеевна

Работа социальных педагогов и воспитателей по профилактике девиантного поведения воспитанников СРЦ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_sbornik.docx28.11 КБ

Предварительный просмотр:

Статья для публикации в сборнике «Современный подросток: типичные возрастные трудности, проблемы, пути их решения»

ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ

ОТКЛОНЕНИЙ В ПОВЕДЕНИИ ДЕТЕЙ

В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА

Каждый взрослый человек рано или поздно сталкивается с тем, что ему бывает трудно с ребёнком: «требую - не выполняет», «я к нему с лаской, а он грубит», «прошу – не хочет», «хочу как лучше, а он не принимает моей помощи», «стараюсь помочь – он отвергает усилия», «дал слово, клялся, что больше не будет, а сам…», «всё знает, всё понимает, а делает наперекор», «думала подрастёт и поумнеет, а он вообще как с цепи сорвался», «попробовала поговорить с ним откровенно – он вообще замкнулся». Каждому педагогу знакомы эти и подобные сетования родителей. Да и самих педагогов множество детско-подростково-юношеских проблем ставит в тупик, приводя к слову «трудно».

Дети приобретают столь "неприглядный" социальный облик не потому, что они такими рождаются, а под воздействием различных, главным образом, не зависящих от них факторов риска. Среди этих факторов можно выделить следующие основные группы:

  1. медико-биологические (состояние здоровья, наследственные и врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, травмы внутриутробного развития и т.д.);
  2. социально-экономические (материальные проблемы семьи, неблагоприятный психологический климат в семье, аморальный образ жизни родителей, неприспособленность к жизни в обществе и т.д.);
  3. психологические (неприятие себя, невротические реакции, эмоциональная неустойчивость, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми и тд.);
  4. педагогические (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития и обучения детей; отсутствие интереса к учению, закрытость для положительного опыта, несоответствие образу школьника и т.д.).

Именно под воздействием этих факторов дети оказываются в группе риска. Обычно сюда относят следующие категории детей:

  1. дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;
  2. дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных не имеющих юридической силы обстоятельств;
  3. дети из неблагополучных, асоциальных семей;
  4. дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке.

Данные категории детей, как правило, нуждаются в социально-педагогической реабилитации.

Социально-педагогическая реабилитация – это система мер воспитательного характера, направленная на формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности ребенка, активной жизненной позиции ребенка, способствующих интеграции его в общество; на овладение необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, положительными социальными ролями, правилами поведения в обществе; на получение необходимого образования.

        Социально-педагогическая реабилитация подростков с девиантным поведением реализуется в реабилитационных центрах.

        В данных учреждениях социально-педагогическая реабилитация включает три основных этапа: диагностика; создание и реализация реабилитационной программы; постреабилитационная защита ребенка.

        Диагностика предполагает социально-педагогическое исследование, направленное на выявление причин деформации в развитии детей и подростков, поиск средств и способов их устранения, изменения среды в интересах ребенка.  Социальные педагоги и воспитатели проводят общую оценку уровня социального развития несовершеннолетних, при помощи наблюдения  подростков в процессе их общения, учебы, повседневной деятельности.

Для выявления уровня социального развития подростков в нашем учреждении была разработана карта социально-педагогического обследования дезадаптированных подростков. За основу мы взяли диагностику, разработанную С.А. Беличевой. Она включает в себя ряд показателей уровня социального развития подростка. Оценка производится по пятибалльной системе.

Предлагаемая диагностика помогает дать более полное, объективное представление  о личности дезадаптированного подростка и выявить наметившиеся тенденции его социального развития. Диагностика проводится в три этапа:

I этап - в течение 7-14 дней со дня поступления несовершеннолетнего в отделение социальной реабилитации;

II этап - через 1-2 месяца пребывания несовершеннолетнего в Центре;

III этап - к моменту выбытия несовершеннолетнего из Центра.

Результаты диагностики строятся в виде графика.

        По итогам диагностики разрабатывается индивидуальная комплексная программа реабилитации несовершеннолетнего,  которая включает основные элементы: цель, задачи, методы, формы, средства, этапы деятельности. Основной целью реабилитационной программы является формирование и коррекция нравственных ценностей личности, помощь детям в приобретении навыков коммуникативного общения. 

Для решения выявленных проблем вырабатывается система мер по профилактике отклонений в поведении подростка по следующим направлениям:

  1. Информирование – представление информации о негативных медицинских, социальных и правовых последствиях проблемного поведения (правонарушений, курения, употребления алкоголя и наркотиков).

Данное направление основывается на том, что отклонения в поведении подростков от социальных норм происходят потому, что несовершеннолетние их просто не знают, а, следовательно, основным направлением работы становится информирование несовершеннолетних об их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых государством и обществом к выполнению установленных для данной возрастной группы социальных норм. В нашем центре это осуществляется через организацию работы интеллектуального клуба «Подросток», на заседаниях которого происходят встречи несовершеннолетних с сотрудниками правоохранительных органов, беседы с наркологом, врачом-педиатром, просмотры видеофильмов, тематические и ролевые игры.

  1. Массовые профилактические мероприятия. Данное направление работы, способствует пропаганде здорового образа жизни, необходимости правовых знаний. Для реализации данного направления проводятся следующие мероприятия: месячник борьбы с вредными привычками «Вредным привычкам скажем «нет», акции «Конфета за сигарету», «День здоровья», декада правовых знаний «Не оступись».
  2. Программы формирования жизненных, социально-бытовых навыков и профориентации. В нашем учреждении разработаны и реализуются следующие программы:
  • «Правовик», целью которой является формирование социально-приемлемых форм поведения на основе развития мотивационно-ценностных устремлений к социальной интеграции в обществе;
  • «Калейдоскоп профессий» с целью создания условий для формирования у воспитанников целостных знаний о мире профессий и помощи в профессиональном самоопределении;
  • по трудовому реабилитационному обучению: «Умелые руки», «Работа с деревом». Целью данных программ является формирование у детей трудовых навыков, развитие художественно-творческой активности, приобретение навыков работы с различными инструментами и материалами;
  • «Здоровый образ жизни», цель которой формирование потребности вести здоровый образ жизни, развитие навыков поведения, препятствующих употреблению психоактивных веществ, охрана и укрепление физического и психического здоровья детей

4. Организация «альтернативной деятельности». Как показывают исследования, дети и подростки с девиантной направленностью имеют много свободного времени, причем ничем не заполненного. Поэтому организация досуга детей и подростков является важным направлением воспитательно-профилактической работы. В понятие «досуг» входит широкое пространство и время жизнедеятельности ребенка за пределами учебной деятельности.

        Система работы по организации досуговой деятельности в нашем центре, нацелена на то, чтобы дать воспитанникам установку на правильный, социально одобряемый образ жизни, способствовать формированию устойчивых привычек в поведении, отношении к людям, к делу. Для этого проводятся такие мероприятия: рыцарский турнир под девизом  «Мы растем для мирных побед», выездной концерт для ветеранов «Тропа памяти», акция «Открытка ветерану», экскурсии в эколого-исторический музей, город-герой Волгоград, Ростов-на-Дону,  спектакль «Мама лучшая на свете» и др.

        В Центре организованы две творческие и трудовые мастерские для мальчиков и девочек, где реализуются программы трудового воспитания и развития творчества «Радиотехника», «Работа с деревом», «Умелые руки».

Формированию нравственно-волевых качеств способствует организация спортивно-оздоровительной работы:

  • вовлечение подростков в спортивные секции (посещение секции горного туризма и скалолазания «Ирбис»);
  • организация досуга с элементами контролируемой опасности и преодоления трудностей (походы, тренинги-испытания, спортивные соревнования, посещение скалодрома).

5. Укрепление здоровья. В нашем учреждении созданы условия для формирования здоровьесберегающей среды и внедряются следующие здоровьесберегающие технологии:

  • рациональная организация реабилитационно-воспитательного процесса;
  • организация физкультурно-оздоровительной работы;
  • просветительская работа с несовершеннолетними;
  • организация системы методической работы с педагогами;
  • организация летнего оздоровительного отдыха несовершеннолетних.

        Постреабилитационная защита предполагает помощь ребенку после его выхода из реабилитационного центра в восстановление гармоничных отношений с семьей, друзьями, школьным коллективом путем регулярного патронажа и коррекции возникающих конфликтов.

        Специалистами нашего учреждения разработан комплекс мер, в который вошли следующие мероприятия:

  • проведение бесед с родителями, направленных на повышение уровня педагогической компетенции;
  • создание воспитывающих ситуаций в семье, активное включение родителей в воспитательный процесс;
  • индивидуальные консультации, помощь родителям в воспитании положительных и преодолении отрицательных качеств ребенка;
  • контроль организации нормального режима для ребенка, устранение его безнадзорности;
  • организация праздничных мероприятий для проведения совместного досуга семей;
  • организация встреч родительского клуба «Протяни навстречу руку»;
  • помощь в организации разумной деятельности ребенка (привлечение к кружковой работе);
  • меры по устранению нарушений семейного воспитания, восстановлению воспитательного потенциала семьи.

        Для всех случаев справедливо одно: какой бы поступок ни совершил ребенок, он нуждается в сочувствии. Оно ему не навредит, но растопит лед недоверия и отчуждения. Это первый шаг взрослых на пути к ребенку, чтобы правильно понять его, принять и вовремя помочь, более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими.

        Работа, проводимая специалистами нашего центра, позволяет приспособить, адаптировать «трудных» подростков к социуму, сделать так, чтобы их поведение не выходило за рамки социальной нормы, не препятствовало установлению нормальных отношений с окружающими. Используя накопленный социально-педагогический опыт, мы помогаем подросткам и их родителям решать проблемы так, чтобы они служили позитивному развитию и не усложняли, а улучшали мир окружающих их людей. 

Старший воспитатель ГБУСОН РО «СРЦ г. Волгодонска» Горбоконь Г.Т.

Социальный педагог ГБУСОН РО «СРЦ г. Волгодонска» Трайдак Е.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение к миру социальной действительности детей, воспитывающихся в условиях социально-реабилитационного центра

Приобщение ребенка к миру социальной действительности – одна из сложных и в то же время важнейших проблем. В 21 веке человек  должен быть уверен  в себе, мобилен, коммуникабелен.  Проце...

"Социально-педагогическая коррекция девиантного поведения подростков в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних".

Изучение особенностей социально-педагогической  коррекции подростков с девиантным поведением в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних...

Социальная реабилитация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, через вовлечение в объединения по интересам в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних

В народе говорят: «Всё начинается с детства». Это не просто фраза, ставшая крылатой, это проверенная веками мудрость. В детстве – истоки личности, определение жизненной судьбы ...

Программа «Шанс» по профилактике и коррекции семейного неблагополучия в условиях социально- реабилитационного центра.

Поиск новых подходов в работе с неблагополучной семьей, оптимальных форм и методов психолого- педагогического воздействия для коррекции и оздоровления детско- родительских отношений....

««Профилактика асоциального поведения подростков в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних»»

В целях решения социальной реабилитации и социальной адаптации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, оказания обеспечения профилактической деятельности на Сахалине области наря...

Программа "Психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних получателей социальных услуг в условиях социально-реабилитационного отделения для несовершеннолетних от 12 до 18 лет временного проживания Центра социальной помощи семье и детям"

В программе описано планирование деятельности, концептуальные подходы, основные цели и задачи социального педагога социально-реабилитационного отделения для несовершеннолетних временного проживания Це...