методическая разработка по организации работы педагогического коллектива с неблагополучными семьями
методическая разработка по теме

Гайнуллина Гульнара Рашитовна

для педагогов и кураторов групп

Скачать:


Предварительный просмотр:

БУ СПО ХМАО-Югры «Югорский политехнический колледж»

Методические рекомендации для педагогического коллектива с неблагополучными семьями

Разработал:

Социальный педагог Г.Р. Гайнуллина

Г. Югорск

Организация работы педагогического коллектива с неблагополучными семьями.

 

I. Общие положения 

В неблагополучных семьях складываются отношения, отрицательно влияющие на развитие личности ребенка, нарушающие его права, лишающие защиты. Неблагополучные семьи в большинстве своем не могут самостоятельно решать проблемы, возникающие при воспитании детей, им необходима квалифицированная, систематическая и целенаправленная помощь. Дети, воспитывающиеся в неблагополучных семьях, нуждаются в защите и поддержке со стороны педагогов.

II. Ведущая установка 

Педагогический коллектив колледжа и социалъно-психологическая служба в работе с неблагополучными семьями должны:

  содействовать нормализации отношений в семье;

  защищать права ребенка и создавать условия для благоприятного развития его личности в колледже.

III. Основные виды неблагополучных семейных отношений 

  Деструктивная семья - отличается изолированностью отдельных ее членов, атмосферой эмоционального напряжения и конфликтности, отсутствием душевной близости.

  Распадающаяся семья - характеризуется острым конфликтом между родителями, в который вовлечены дети. Назревает распад семьи.

  Распавшаяся семья - семья, в которой один из родителей

  Неполная семья - отсутствие одного из родителей.

  Ригидная псевдосолидарная семья - отличается наличием доминирующего лидера, которому беспрекословно подчиняется все. В такой семье отсутствует эмоциональная теплота, царствует деспотизм.

IV. Основные типы неправильного воспитания 

В неблагополучных семьях: 

  Гиперпротекция проявляется в мелочной опеке, жестком контроле за поведением, чрезмерном навязывании собственной воли.

  Гипопротекция проявляется в отсутствии внимания, интереса родителей к увлечениям и переживаниям подростка.

  Условия эмоционального отвержения характеризуются жестким обращением или подчеркнутым вниманием к подростку, за которым скрывается полное равнодушие.

  Условия жестких взаимоотношений проявляются частыми наказаниями, побоями, истязаниями (физическими и моральными) за малейшие проступки и непослушание.

  Условия повышенной моральной ответственности возникают там, где родители ожидают или требуют от ребенка больших результатов, чем он может достичь.







V. Влияние неправильного воспитания в неблагополучных

семьях на поведение и характер ребенка 

Типы неправильного воспитания

Словесная характеристика

Способ обращения с детьми

Последствия

1. Гиперпротекция

"Делаю все для ребенка, всего себя посвящаю ему"

Ограничение его самостоятельности

Замедленная социализация, неспособность проявить самостоятельность, инфантильность.

2. Условия повышенной моральной ответственности

"Не хочу иметь такого ребенка"

Никогда не хвалят, отсутствие системы поощрения, часто ругают

Подавление желаний, неуверенность в себе, страх

3. Условия эмоционального отвержения

"Ненавижу всех детей", "Не стану из-за них расстраиваться"

Отчуждение, избежание контактов, жесткие поступки

Агрессивность, замкнутость, замедленное эмоциональное развитие.

4. Гипопротекция

"Делай, что хочешь, только оставь меня в покое"

Отсутствие внимания и интереса к увлечениям и переживаниям детей

Агрессия, асоциальное поведение

5. Условия жестких взаимоотношений

"Ты мне надоел, от тебя все мои несчастья"

Частые наказания, побои

Высокий уровень агрессивности, серьезные нарушения межличностных отношений

VI. Основные типы воспитания в семьях с алкогольной зависимостью и необходимое педагогическое воздействие 

Тип воспитания

Характеристика

Возможная помощь педагогов и семьи

"Герой семьи"

Сверхответственность, контроль за ситуацией в семье, заниженная самооценка, чувство одиночества.

Убеждать, что не стоит приносит в жертву семье свои занятия в кружке, общение с друзьями. Учить радовать себя, развивать психическую гибкость, помогать распознавать добрые чувства. Поощрять успехи, быть рядом после неудач.

"Возмутитель спокойствия" ("козел отпущения")

Непоседа, синдром детской гиперактивности, неосознанно вбирает в себя все несчастья семьи и показывает их миру. В психологическом портрете чувство отверженности.

Напоминать ребенку, что вы недовольны определенными моментами его поведения, внутреннему переживанию. Четко и ясно называйте ему правила поведения, объясняйте, почему поступать надо так, а не иначе. Хвалите его за любой поступок. Попробуйте поставить его в позицию лидера. Помогайте ему выразить свои чувства.

"Талисман"

Юморист вжился в роль шута горохового, раздвоенный психопатический портрет: клоун и страх, гнев, стыд. Неуверенность в себе.

Надо учить открыто, выражать свои чувства, помочь найти друга, индивидуальное внимание, доверие, объяснить ребенку, что нормально испытывать гнев, печаль, негодование.

"Потерянный ребенок" ("девочка - сущий ангел")

Любит помогать оказавшимся в беде. Не по годам самостоятельна, не жалуется, не рассказывает о проблемах. Чересчур тихая и положительная. Когда ситуация дома накаляется, - преображается, появляется ярость. Хочется родительской любви.

Необходимо дать почувствовать, что она принадлежит к группе, классу и не занимает важного места в коллективе. Нельзя принуждать ребенка жить в "куче". Поощряйте ребенка. Побеспокойтесь, чтобы были занятия по душе: работа или игра для ребенка; рассказывайте об успехах другим, показывайте рисунки, поделки..

VII. Алгоритм взаимодействия педагогического коллектива с неблагополучной семьей (при условии заинтересованности обеих сторон) 

Этапы

Средства

I. Получение первичной информации о семье и об отношении к воспитанию.

Наблюдение. Анкетирование. Тестирование. Беседа.

2. Выявление реальных возможностей улучшения обстановки в семье.

Анкетирование. Беседа.

3. Установление контакта с родителями, другими членами семьи, которые могут повлиять на обстановку в семье.

Консультации .Тренинг. Тренинговые упражнения.

4. Разработка конкретного поэтапного плана совместных действий в преодолении недостатков семейного воспитания.

Консультации. Совместные планирования, беседы, дневники.

5.Прогнозирование позитивных результатов взаимодействия для ребенка, его родителей, членов семьи.

Беседы. Обсуждения литературы.

6.Согласование воспитательных действий семьи, школы, их периодическая корректировка, анализ и контроль.

Консилиум. Наблюдение. Беседы. Анкетирование.

7.Демонстрация положительных сдвигов, даже не очень существенных, эмоциональная поддержка родителей.

Беседа. Тестирование.

8.Координация действий школы, административных органов по защите прав ребенка в случае необходимости.

Письма, ходатайства.

Примечание: Обязательное проявление в отношениях с родителями, членами семьи тактичности, доброжелательности, налаживание конструктивных отношений.




VIII. Основные функции педагогического коллектива в работе с неблагополучной семьей и детьми из неблагополучных семей 

Администрация учебного заведения. 

  Создание условий для работы социально-психологической службы, подбор кадров, распределение обязанностей.

  Планирование, принятие управленческих решений, координация действий учителей, кураторов, социальных педагогов и педагогов-психологов в работе с неблагополучными семьями.

  Анализ и контроль результативности работы.

  Работа общешкольного родительского комитета.

  Организация и проведение психолого-педагогического всеобуча родителей по предупреждению семейного неблагополучия.

  Организация и работа консультационного пункта для родителей по педагогизации обстановки в семье и преодолению последствий неправильного воспитания.

  Организация работы Клуба выходного дня для детей из неблагополучных семей.

Преподаватели. 

  Создание на занятиях благоприятных условий для усвоения учебного материала.

  Эмоциональная поддержка, создание ситуации успеха детям из неблагополучных семей.

  Организация поддерживающих занятий.

  Дифференцированный подход к домашним заданиям.

Социальный педагог: 

  Создать совместно с кураторами банк данных о неблагополучных семьях и детях из неблагополучных семей, обучающихся в школе.

  Определить с помощью педагога-психолога причины семейного неблагополучия. Планировать работу с неблагополучными семьями.

  Выявить неблагополучные семьи, способные принять педагогическую помощь, планировать и проводить работу с ними кураторам, педагогам-психологам.

  Выявить детей из неблагополучных семей, нуждающихся в поддержке и защите. Совместно с инспектором ИДИ, органами опеки решить вопросы защиты прав ребенка.

  Принимать участие в проведении психолого-педагогического всеобуча родителей по предупреждению семейного неблагополучия и неправильного воспитания.

  Принимать участие в работе консультационного пункта для родителей.

  Планировать работу Клуба выходного дня для детей из неблагополучных семей.

  Совместно с кураторами вовлекать детей из неблагополучных семей в клубы, в кружки по интересам.

Педагоги-психологи. 

  Активно вести пропаганду психологических знаний среди учителей и кураторов об особенностях и видах неблагополучных семей и типах неправильного семейного воспитания.

  Проводить консультационную работу с педагогами и родителями по установлению отношений партнерства и сотрудничества.

  Изучать неблагополучные семьи с помощью психологических методик, выявлять вероятные причины неблагополучия; устанавливать возможные пути улучшения обстановки в семье.

  Разрабатывать рекомендации по составлению плана совместных действий педагога-психолога, социального педагога и куратора по преодолению недостатков воспитания в неблагополучной семье, прогнозировать позитивные результаты работы; анализировать результаты выполнения рекомендаций.

  Проводить диагностику личностного развития ребенка из неблагополучной семьи. Знакомить с полученными результатами социального педагога, куратора с целью создания индивидуальной программы воспитания.

Куратор 

  Создать благоприятную обстановку в группе вокруг ребенка из неблагополучной семьи.

  Установить отношения партнерства и сотрудничества с неблагополучной семьей.

  Планировать работу с неблагополучными семьями.

  Создать банк данных о неблагополучных семьях, детях из неблагополучных семей, обучающихся в группе.

  Создавать и реализовывать индивидуальные программы воспитания детей из неблагополучных семей.

  Быть инициатором создания индивидуальных программ обучения детей из неблагополучных семей.

  Работать с учащимися класса по повышению социального статуса ребенка из неблагополучной семьи.

  Вовлекать ребенка из неблагополучной семьи в кружки и клубы по интересам, в том числе в Клуб выходного дня.

  В случае необходимости быть инициатором активных действий по защите прав ребенка.

















ЗАПОВЕДИ ПЕДАГОГИКИ СОТРУДНИЧЕСТВА 

Чтобы познать человека, нужно его полюбить.
Л.Фейербах

1. Любите подростка.
2. Систематически изучайте подростка.
3. Верьте в него.
4. Старайтесь понять его.
5. Станьте другом подростку.
6. Будьте чутки к его духовному миру.
7. Уважайте человеческие достоинства в подростке.
8. Оценивайте поступок, а не личность.
9. Умейте слушать и слышать подростка.
10. Будьте строгими и добрыми.




















ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ 

"ДА" 

  Стремитесь к оптимальному общению с подростком.

  Вырабатывайте в себе потребность систематически общаться с учащимися в различных сферах деятельности.

  Учитесь овладевать определенными коммуникативными умениями и навыками.

  Старайтесь быть наблюдательными, всесторонне изучайте своего воспитанника в повседневной жизни и деятельности.

  Вырабатывайте в себе способность проникать в мир чувств и переживаний подростка.

  Старайтесь вырабатывать в себе бодрость духа, оптимизм, расположенность к общению с учащимися.

  Стремитесь вызвать в себе эмоциональный настрой на общение с подростком в конкретной ситуации.

  Старайтесь наладить контакты с подростком в обычных и сложных ситуациях.

  Старайтесь создать в общении с учащимися творческую атмосферу, заставляющую его думать, анализировать, находить ответы на возникающие вопросы.

  Вырабатывайте в себе способность увлечь подростка интересным для него делом.

  Стремитесь вызвать у подростка потребность анализировать себе и желание стать лучше, заниматься самообразованием и самовоспитанием.

  Старайтесь уважительно, тактично, внимательно относиться к подростку, щадите его самолюбия.

  Не уставайте верить в лучшее в подростке, стремитесь развивать его.

  Неустанно одобряйте хорошие проявления в характере, психологически поддерживайте добрые поступки, труд души подростка.

  Старайтесь вырабатывать в подростке бодрость духа, положительный эмоциональный настрой, ощущение счастья бытия.

  Помните, главный метод воспитания - пример взрослого. Не уставайте совершенствоваться как личность, являть собой высокий нравственный образец для воспитуемого.

  Вырабатывайте в себе умение владеть собой, преодолевать раздражение, вспыльчивости, нетерпеливость и т.д.

  Не уставайте любить своего воспитанника, помогите ему стать счастливым.

"НЕТ" 

  Не унижайте достоинства подростка.

  Не угрожайте ему.

  Ни требуйте того, что не соответствует его возрасту.

  Не допускайте непоследовательности в требованиях.

  Не требуйте от подростка немедленного повиновения.

  Не морализуйте, не допускайте назойливых назиданий.

  Не потакайте подростку.

  Не опекайте его излишне.

  Не вымогайте у него обещаний.

  Не лишайте его права оставаться подростком.




ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ИЗУЧЕНИЯ ПОДРОСТКА 

1. 0бщие данные (Ф.И.О., число, месяц, год рождения, место рождения, национальность, домашний адрес).
2.
Внешние данные подростка. Рост, вес, общее физическое развитие, перенесенные заболевания и их последствия, нарушения в функционировании органов слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, отклонения в строении тела, другие отклонения внешности.
3.
Двигательные возможности. Нормальная и ненормальная координация движений, двигательная активность и пассивность в движениях, свойства мимики, умеренная или повышенная жестикуляция" особенности походки, состояние двигательных" эмоциональных и мыслительных реакций.
4.
Особенности речи. Вибрация голоса, интонации, лексический состав речи. Сила голоса, тембр звучания, словарный запас, умение его использовать в разговорной речи, ясность речи, логичность построения фраз, выражения мысли.
5.
Внешний вид подростка. Аккуратен, опрятен, чистоплотен, причесан или неряшлив, неопрятен в одежде. Имеет индивидуальный стиль в одежде. Имеет индивидуальный стиль в одежде, обладает развитым вкусом, придерживается моды или не придает значения своему внешнему виду, игнорирует моду.
6.
Интеллект. Преобладающий тип мышления (конкретно-образный, абстрактно-логический, практический), умственные возможности (быстрота постижения нового материала, ценность памяти, умение оперировать ею в различных жизненных ситуациях, аналитические возможности (умение выделить проблему и найти пути решения ее), умение наблюдать, сосредоточивать внимание на чем-либо, объем знаний и глубина их, широта суждений, воображение учащегося, умение адаптироваться в новых условиях, творческие способности (умение выдвигать идеи, генерировать их, находить способы их решения). Дарования: художественные, артистические, спортивные, математические, литературные, музыкальные, технические и т.д.
7.
Эмоционально-чувственная сфера 

  Темперамент (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик). Степень нервной возбудимости (раздражителен или спокоен), способы переживания гнева, страха, другие состояния" чувствительность к внешним воздействиям (одобрению, критике).

  Чувства: доброты, милосердия, скромности, совестливости, справедливости, долга, таланта, такта, гармонии, юмора, меры, художественного вкуса, прекрасного.

  Отношение к делу. Оценка деловых качеств учащегося: прилежание (отношение к учебе и трудовой деятельности, общественным поручениям). Старательно, ответственно, аккуратно относится к делу, стремится к самостоятельности в работе, трудится с максимальной отдачей, проявляет инициативу: находчивость, творчество. Равнодушно, безответственно, поверхностно относится к выполняемому делу, занимает пассивную позицию, проявляет иждивенческие тенденции, леность.
8.
Общественная и нравственная направленность личности. Интерес к общественно-политическим событиям, умение давать политическую оценку общественным ситуациям, участие в политических и дискуссионных клубах, в неформальных объединениях, интернациональные и патриотические чувства, проявление высоких качеств (скромность, доброта, совестливость, правдивость, милосердие, честность, справедливость, бескорыстие).
9.
Увлечения в свободное время. Увлечения - повышенный интерес к какому-то виду деятельности (конструирование, моделирование, вязание, шитье, рыбалка, рисование, музыка, хореография, спорт, туризм) посещение театров, выставок, кинотеатров, увлечение чтением, бесцельное времяпрепровождение, нездоровые увлечения (алкоголь, куренке, наркотики).
10.
Отношение учащегося к окружающим людям:

  отношение с родителями и старшими членами семьи (уважительные, доверительные, внимательные, ласковые, чуткие или неуважительные, равнодушные, резкие, грубые, конфликтные).

  формы отношений с окружающими (уважительные, искренние, откровенные, внимательные, доброжелательные, дипломатические, грубые, назойливые, льстивые).

  формы отношений с членами коллектива, со сверстниками (дружелюбные, искренние, прямолинейные, уважительные, доверительные или равнодушные, неуважительные, пренебрежительные, формальные).
11.
Отношение учащегося к самому себе:

  Интерес к себе. Удовлетворен собой или испытывает недовольстве своей личностью, умоляет свои достоинства, склонен к самоуничижению, способен к само пожертвованию, сосредоточен на себе, ищет выгоду лишь для себя, стремится к удовольствиям, комфортности,

  Самооценка: низкая, средняя, высокая.

  Осознанность своего "Я". Способность к самоанализу, самокритике, видение в себе положительного и отрицательного. Стремление к самосовершенствованию, саморазвитию, выработка в себе положительных качеств личности, упорство в борьбе со своими недостатками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Об организации работы педагогического коллектива по профессиональному самоопределению учащихся»

Выступление на окружном семинаре «Школа-вуз», проводимого совместно с Алтайским государственным техническим университетом им. И.И.Ползунова, 28.03.2012...

Организация работы с подопечной и неблагополучной семьей в школе интернате 8 VIII вида № 102

Несмотря на позитивность принимаемых в последние годы мер, проблемы семейного неблагополучия остаются крайне острыми.Семейное неблагополучие-комплексная социальная проблема, которая заключается в нару...

Об организации работы педагогического коллектива над единой методической темой

Одной из важных форм методической службы является работа над единой методической темой образовательного учреждения....

Конспект педагогического совета. Тема: «Организация работы педагогического коллектива по повышению качества образования на основе использования современных педагогических технологий»

Цель: Применение информационных компьютерных технологий на уроках.Задачи:        - развитие интереса учащихся к учебной деятельности...

Содержание папки классного руководителя: "Организация работы с трудновоспитуемыми учащимися, неблагополучными семьями"

Содержание папки классного руководителя:"Организация работы с трудновоспитуемыми учащимися, неблагополучными семьями"...

«Организация работы педагогического коллектива по повышению качества образования».

Современная общеобразовательная школа  многообразна и сложна, она непрерывно изменяется.       В условиях модернизации Российского образования, которая ведет к росту...